Психологические особенности игроков в компьютерные игры
Более легкую и доступную возможность уйти в мир иллюзий представляют собой компьютерные игры, фактически изначально предназначенные для этой цели и предоставления игроку положительных эмоций.
Работа, проведенная Ю.В.Фомичевой, А.Г.Шмелевым и И.В.Бурмистровым представляется сходной с исследованием, рассмотренным выше. Так же, как и в работе А.А. Долныковой и Н.В.Чудовой, перед авторами стоит задача изучения личностных особенностей, только уже не программистов, а игроков в компьютерные игры. В результате проведенного исследования были найдены различия в структуре самосознания игроков, в зависимости от их „опытности“.
В работе Ю.В.Фомичевой, А.Г.Шмелева и И.В.Бурмистрова „Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми“ можно найти описание основных характеристик и требований компьютерных игр, предъявляемых игроку, которые обеспечивают психологическую удовлетворенность игрока. Это: постоянная мыслительная активность, требуемая быстрота и точность реакций, иллюзия непосредственного воздействия на игровую среду, возможность играть в режимах разной интенсивности. Особый эффект игры заключается в том, что она имеет условный характер и позволяет отвлечься от реальности с ее сложностью и ответственностью [32]. Как считают авторы статьи, изменения в структуре личности могут происходить за счет того, что компьютерная игра обеспечивает интенсивный опыт анализа собственных успехов и неудач, что приводит к изменению Я-образа и локуса контроля игрока [32]. Действительно, в результате исследования выяснилось, что более опытные „игроки“ отличаются от неопытных более дифференцированными представлениями о себе, и локус их субъективного контроля больше сдвинут в интернальную область.
„Опытность“ игроков оказывается связанной с показателями по шкалам с показателями мотивации саморазвития, ухода от социума (бытовых и социальных проблем) и конформизма (который в меньшей степени осознается „игроками“), и обратно связанной с мотивацией предпочтения компьютера. Среди других характеристик „игроков“ важно отметить развитое логическое мышление, эмоциональную устойчивость, доминантность, рациональность, мечтательность, прямолинейность, расслабленность [32].
Интересен и сравнительный анализ образа „Я“ у данных испытуемых: у „опытных игроков“:
1. В целом самооценка выше, чем у не-игроков.
2. Идеальные и реальные компоненты структуры „Я“-образа сливаются и переносятся в структуру „Я“ в компьютерной игре». Этот факт можно трактовать как подтверждение того, что компьютерная игра дает игроку возможность ощутить себя как свой идеал.
3. Элементы «порядочный» и «человек, которому можно доверить личные переживания», сливаются с элементом «неудачник»( «игроки» воспринимают человека, соответствующего общепризнанным моральным нормам как неудачника).
По сравнению с контрольной группой «игроки» оказались более эгоцентричны, активны, агрессивны, демонстративны [32].
Таким образом, компьютерные игры благодаря тому, что в них создается «иллюзия непосредственного воздействия» представляют собой реальность, более привлекательную для игроков, чем обыденный мир с его сложностями и проблемами. Благодаря описанным в работе психологическим характеристикам компьютерных игр игрок имеет возможность ощутить себя как свой идеал.
Особой разновидностью компьютерных игр являются групповые ролевые игры, т.н. MUD (Multi User Dimension/Dungeon — Многопользовательское измерение/подземелье), исследованиям которых посвящена статья «Групповая игровая деятельность в Интернете» А.Е.Войскунского [8]. В основном такие игры происходят как обмен текстами или просто репликами в стиле Fantasy (сказочно-фантастической литературы), написанными каждым из игроков. Участник MUD выбирает себе персонажа, вживается в свою роль; при этом его действия в игре зависят от его характеристик (силы, мудрости, хитрости и т.д.), которые выражаются количественно и нарастают (или уменьшаются) в зависимости от успехов или неудач игрока. Такого рода ролевые игры являются, по мнению автора статьи, разновидностью синдрома зависимости от Интернета и шире — «эскапизма», бегства от реальности. MUD совершенно отличны от компьютерных игр, скорее они «напоминают клуб по интересам» [8], в котором игроки всегда готовы прийти на помощь друг к другу, заинтересованы в общении. Кроме того, если в компьютерной игре всегда имеется ограниченное количество вариантов сюжета, в MUD все зависит от фантазии игроков, игра может быть фактически бесконечной, в ней ничего не предусмотрено заранее. Благодаря таким характеристикам игры в ней может наблюдаться, по мнению автора, зависимость по принципу «меланжевой нити» (термин, введенный Н.А. Носовым для виртуальных реальностей): как одна нить плавно вплетается в другую, постепенно вытесняя старую, так и «одна реальность может плавно, без видимых „стыков“ переходить в другую – виртуальную» [8].
Рассмотрение такого рода игр представляет особый интерес, так как, как уже было сказано, в них может происходить наиболее плавный, даже незаметный для самих игроков переход в «виртуальную» реальность. К сожалению, исследования MUD касаются в основном вопросов групповой динамики, идентификации, а природа самого «ухода» в виртуальную реальность интересует ученых только в теоретическом плане и детально еще не изучена.
Пример изменения сознания игрока в компьютерную игру
Уже сейчас у любителей компьютерных игр все чаще встречается такое заболевание, как СВЭ - синдром видеоигровой эпилепсии. Это заболевание дает о себе знать головными болями, длительными спазмами мускулатуры лица, нарушениями зрения. Синдром не приводит к ухудшению умственных способностей, но формирует черты, характерные для эпилепсии, – подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыльчивость. Человеку, страдающему СВЭ, не так уж сложно взять в руки нож и «продолжить игру» в реальном пространстве.
Именно в компьютерную игру «Postal-2» Александр Копцев и играл перед тем, как выйти на улицу и отправиться 11 января 2006 года в синагогу на Большой Бронной и ранить ножом 8 человек. Игра «Postal-2» моделирует ситуацию, в которой главный герой должен убить как можно больше людей на улицах своего родного города – если он не будет этого делать, его прикончат собственные соседи. Сам термин «posta» (буквально – «почтовый») получил свое современное значение после ряда случаев, когда мирные сотрудники почты под воздействием бессмысленной монотонной работы брали в руки оружие и устраивали немотивированную бойню.
Нападавший был быстро задержан, и основной версией следствия стало совершение преступления на почве национальной и религиозной розни. Нападавшего Александра Копцева стали проверять на принадлежность к скинхедам. Однако проверялись и другие версии, и об одной из них рассказал отец задержанного. По его словам, 20-летний Александр Копцев сидел дома и, как обычно, сам с собой резался в Postal (компьютерная игра про почтальона, который, неожиданно сойдя с ума, берет нож, выходит на лондонские улицы и начинает убивать прохожих). Он играл несколько часов, но его позвал кто-то из приятелей, и тем самым привычный ритм жизни был нарушен. Александр сказал родителям, что пойдёт прогуляется, пишет «Коммерсант».
По мнению отца, у сына помутился рассудок. «Мой сын никогда не состоял ни в каких религиозных или политических организациях. Я думаю, что всех этих нацистов, экстремистов и скинхедов, о которых вы говорите, он если и видел, то только по телевизору», - сказал он.
«В армию его не взяли: у сына не видит один глаз, а кроме того, в прошлом году Саша получил тяжелую психическую травму после того, как умерла от рака его сестра. После окончания колледжа он устраивался на разные работы, в основном грузчиком. Таскал, например, рамы для фирмы, устанавливающей пластиковые окна, но это продолжалось недолго: что-то у него там не складывалось, и он увольнялся. Я думаю, что он просто очень домашний мальчик, привык все время быть у нас на глазах. Обычно он играл в компьютерные игры, а вечером тоже дома качался – поднимал гантели и гири», - рассказал отец краткую биографию сына. Отец вспомнил, что незадолго до нападения его сына на молящихся в синагоге, он увидел у него книгу о евреях, и спросил, откуда она и о чём. Сын ответил, что её ему дал друг, а сама книга о «жидах». Но обсуждать содержание книги не стал. Нужно ещё отметить, что в семье практически не было книг, о чём признался отец обвиняемого.
Собрано достаточно доказательств для предъявления обвинения Александру Копцеву, который накануне совершил нападение на прихожан московской синагоги. Об этом сообщил прокурор Москвы Анатолий Зуев на пресс-конференции.
После предъявления обвинения Московская прокуратура будет ходатайствовать перед судом о его аресте. 12 января 2006 года в больницах города находились пять пострадавших, один из которых - в реанимации. Задержанный А.Копцев, после оказания ему медпомощи в НИИ скорой помощи им. Склифосовского, был доставлен в следственный изолятор.
В ходе проведения обыска на квартире задержанного была изъята литература националистического характера, а также порох и патроны. На допросе задержанный заявил, что он с помощью Интернета искал информацию националистического характера и прочитал по этой теме книгу. Экспертиза подтвердила, что найденное издание как раз относится к теме разжигания национальной розни и национальной неприязни.
А.Зуев повторил, что А.Копцев не состоял на учете в правоохранительных органах, психоневрологическом диспансере, не имел судимостей.
Также следователями прокуратуры из синагоги изъята видеозапись камеры наружного и внутреннего наблюдения, и в ближайшее время будет проведен ряд специальных экспертиз.
Следственные действия в отношении 20-летнего москвича Александра Копцева, совершившего в среду вечером нападение на прихожан синагоги на Большой Бронной улице, дали неожиданные результаты, свидетельствующие о том, что преступление, возможно, было совершено не спонтанно. При обыске в квартире задержанного оперативники отыскали боеприпасы и список адресов нескольких столичных синагог. В частности, «у Копцева были обнаружены и изъяты 14 охотничьих патронов, 50 малокалиберных патронов калибра 5,6 мм, а также лист бумаги с адресами синагог в Вышеславцевом переулке, Спасоглинищевском переулке и на улице Большая Бронная».
В четверг утром следователи московской прокуратуры провели обыск на квартире задержанного и допросили его родителей. По словам Анатолия Зуева, действия следственной бригады дали «много интересных материалов». В частности, как отметил прокурор Москвы, «изъята литература националистического содержания, нацистская символика, а также список синагог с адресами». Порох и патроны, найденные при обыске, по мнению Зуева, могли принадлежать отцу задержанного, который является охотником.
Прокурор Москвы также сообщил, что в ближайшее время по делу планируется провести ряд экспертиз, в том числе судебно-психиатрическую экспертизу задержанного, которая поможет установить его вменяемость в момент совершения преступления. На сегодняшний момент, по словам Анатолия Зуева, «установлено, что ни в каких психиатрических или других специальных лечебных учреждениях Копцев не состоял и не лечился». «Задержанный окончил школу, поступил в колледж, который бросил. В настоящее время нигде не работает», – добавил прокурор.
13 января 2006 года стали известны новые подробности кровавой резни в московской синагоге. Двадцатилетний москвич Александр Копцев, напавший в минувшую среду на прихожан молельного дома с охотничьим ножом, заявил, что им двигала ненависть к евреям. На допросе в прокуратуре в качестве обвиняемого в присутствии адвоката А. Копцев сообщил, что совершил преступление из зависти к евреям, поскольку «они живут лучше».
«Решение принял под влиянием соответствующих книг и сайтов в Интернете, решение о нападении на евреев в синагоге принял 11 января, пошел его исполнять, ничего поделать с собой не мог и себя не контролировал», - заявил обвиняемый. По его словам, он сожалеет о людях, которым причинил увечья и не желает им смерти. «Одним из основных факторов происшедшего было мое желание умереть», - добавил молодой человек.
Ранее, в пятницу, прокуратура Москвы предъявила А. Копцеву обвинение по статьям 30 и 105 УК РФ – «Покушение на убийство двух и более лиц по мотивам национальной и религиозной ненависти», статье 282 УК РФ – «Действия, направленные на унижение достоинства группы лиц по признакам национальности и отношения к религии» и статье 111 УК РФ – «Причинение тяжкого вреда здоровью по мотивам религиозной вражды».
Теперь прокуратура намерена ходатайствовать перед судом об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу.
Напомним, что 11 января 2006 года Александр Копцев, вооруженный охотничьим ножом, напал на прихожан синагоги, расположенной на улице Большая Бронная в Москве. Его жертвами стали 8 человек, в том числе три иностранца - граждане США, Израиля и Таджикистана. Все они были госпитализированы с колотыми ножевыми ранениями различной степени тяжести. Ход расследования по данному уголовному делу взяли под личный контроль генеральный прокурор РФ Владимир Устинов и прокурор Москвы Анатолий Зуев.
Данное дело вызвало широкий резонанс не только в России, но и за ее пределами. С заявлениями по поводу случившегося выступили высокопоставленные чиновники в Израиле и США. Дабы избежать возможного повторения подобных событий, глава ГУВД Москвы генерал-полковник милиции Владимир Пронин отдал распоряжение о максимальном приближении маршрутов милицейского патрулирования к местам отправления религиозных обрядов. "Непосредственно во время богослужений патруль должен находиться рядом с религиозными объектами", - пояснили РБК в управлении информации и общественных связей столичного ГУВД.
Указанные решения были приняты после состоявшейся накануне встречи В. Пронина с главным раввином России Берлом Лазаром. Как сообщили в ГУВД, в результате диалога был выработан ряд мер по противодействию угрозе антисемитских проявлений. В частности, принято решение о тесном сотрудничестве в области своевременного получения информации о фактах распространения печатной литературы, электронных носителей, содержащих информацию, возбуждающую национальную и религиозную рознь. Для более эффективного обеспечения общественного порядка и безопасности в синагогах начальник ГУВД предложил шире использовать возможности подразделений вневедомственной охраны системы ГУВД Москвы.
Игра, в которую играл Александр Копцев превратила его в зомби, запрограммированного на смерть и разрушение. Еще недавно казалось, что подобные истории – удел писателей-фантастов. Таких, например, как Сергей Лукьяненко, в культовом романе которого «Лабиринт отражений» действуют профессионалы по погружению в виртуальный мир – «дайверы». «Дайверы», проводящие большую часть своей жизни в виртуальности («Глубине»), страдают специфическими заболеваниями, в частности, дип-склерозом, заставляющим их забывать мир реальный.
Инцидент 11 января 2006 года в синагоге на Большой Бронной улице в Москве всколыхнул еврейскую общественность в России и за рубежом. Влиятельная израильская газета « The Jerusalem Post » поспешила напугать своих читателей чудовищной картиной: пьяный скинхед устроил кровавую баню в московской синагоге, выкрикивая: «Хайль Гитлер!» и «Я пришел убивать евреев!». Эта версия была немедленно подхвачена и растиражирована многими европейскими и американскими СМИ. Теперь уже весь мир знает, что в Москве по улицам вместо диких медведей ходят одетые в кожу бритоголовые скинхеды, любимое развлечение которых – резать молящихся в синагогах евреев. Еврейская община России призвала российские власти предоставить вооруженную охрану всем еврейским институтам в Москве и сурово преследовать все проявления расовой ненависти. «Если сегодняшнее событие не прозвучит как сигнал тревоги, то обществу грозит серьезная опасность, - заявил пресс-секретарь ФЕОР Борух Горин. – Фашизм постучит в двери всех граждан, если мы сейчас же не предпримем серьезных мер». Представителю ФЕОР вторят евреи Санкт-Петербурга. «Мы воспринимаем случившееся как грозный сигнал, - говорится в заявлении петербургской еврейской религиозной общины. - Это происшествие – следствие широкого и безнаказанного распространения националистической идеологии».
Между тем инцидент на Большой Бронной вовсе не так однозначен, как представляется озабоченным ростом ксенофобии представителям еврейской общины. Нет никаких доказательств принадлежности двадцатилетнего Александра Копцева к какой-либо националистической группировке, в том числе к скинхедам. Версия о том, что Копцев действовал из националистических побуждений, основывается только на противоречащих друг другу показаниях свидетелей (некоторые из присутствовавших в синагоге утверждают, что Копцев орудовал ножом молча, другие настаивают на том, что он громко кричал «Хайль Гитлер!») и на недостоверной информации о том, что последней книгой, которую читал молодой человек, была «Моя борьба» Адольфа Гитлера (об этом правоохранительным органам якобы сообщили соседи задержанного).
В действительности же Копцев был тихим и малообщительным молодым человеком, который никогда не состоял на профилактическом учете в правоохранительных органах, не привлекался и не имел судимости, вел добропорядочный образ жизни. Год назад Александр получил тяжелую психическую травму – у него умерла сестра. С тех пор он окончательно замкнулся в себе и проводил большую часть времени, играя в компьютерные игры.
Таким образом, инцидент в московской синагоге действительно должен послужить «грозным сигналом» - но предупреждает этот сигнал не о «стучащемся в двери русском фашизме», как пытаются убедить мир представители еврейской общины, а о все возрастающем влиянии виртуальной реальности на человеческую психику.
Остается лишь пожалеть, что правда об Александре Копцеве, ставшем жертвой захватившей его мозг компьютерной игры вряд ли будет подхвачена мировыми СМИ. Ведь куда скандальнее и политически выгоднее представить Копцева «пьяным бритоголовым, вломившимся в синагогу с криками «Хайль Гитлер!». Пусть даже факты говорят совсем о другом.