Готова ли Россия к постиндустриальной экономике
В последней трети XX века Советский Союз и затем Российская Федерация вошли в глубокий экономический и социальный кризис. Важнейшей причиной этого кризиса явилась неадекватность развития экономики Советского Союза возникшим в мире постиндустриальным тенденциям. Плановая экономика не была ориентирована на повышение уровня жизни населения и не могла сформировать основу для естественного усвоения обществом нематериальных ценностей. В условиях мобилизационной модели экономики научные исследования, хотя и были широко развиты, остались локализованными в отраслях, связанных с тяжелой промышленностью и оборонным комплексом и не зависящих от платежеспособного спроса населения.
По мере укрепления в США и Западной Европе постиндустриальных тенденций устойчиво увеличивался разрыв в уровне жизни граждан этих стран и Советского Союза; важным аспектом этого процесса оказывалась необходимость все больших расходов для поддержания советско-американского военного паритета. К началу 80-х годов XX века укоренившиеся в советской экономике экстенсивные методы ее развития не оставляли практически никаких надежд на сокращение отставания. Стало явным торможение научно-технического прогресса, преимущественное внимание уделялось сырьевым отраслям, обеспечивавшим валютные поступления от экспорта. К началу 90-х годов XX века Россия обеспечивала 12% мирового производства нефти, 13% - редких и цветных металлов, 16% - калийных солей, 28% - природного газа, 55% - апатитов и т.д. Сырьевой направленности экспорта Россия обязана своим относительным благосостоянием: в 1997-1998 годах он на 80% состоял из продукции добывающих отраслей или первично переработанных полезных ископаемых. Именно на экспорт в большей части работали сырьевые отрасли (сегодня из страны вывозится 90% производимого алюминия, 80% меди, 72% минеральных удобрений, 43% сырой нефти, 36% газа и т.д.). Поскольку эффективность переработки природных богатств исключительно невелика, стоимость готовой продукции, исчисленная в мировых ценах, в большинстве случаев оказывается меньшей, нежели стоимость затраченных на нее энергии и сырья. Вполне понятно, что платежный баланс России по текущим операциям немедленно оказался отрицательным, как только в первом квартале 1998 года мировые цены на нефть резко пошли вниз. А в августе 1998 года в России произошёл самый тяжёлый за её постсоветскую историю финансовый кризис.
В постиндустриальной экономике хозяйственные системы, ориентированные на развитие первичного сектора производства, не могут быть реальными конкурентами развитым постиндустриальным экономикам и играть значимую роль в современном мире. К середине 90-х годов XX века Россия опустилась до 23 места в мировой классификации стран по размеру ВВП в текущих рыночных ценах. По состоянию на начало 1998 г., занимая 11,47 % территории на политической карте мира, Российская Федерация обладала лишь 1,63% мирового ВВП и обеспечивала 1,37% мирового экспорта. Производительность в промышленном секторе России не достигала и 20% от лидирующих по этому показателю США, а в сельском хозяйстве оставалась на уровне 1,2% от максимального показателя Нидерландов. Кризис, последовавший за распадом Советского Союза, привел к резкому сокращению ВВП, катастрофическому инвестиционному спаду и быстрому снижению жизненного уровня большинства граждан в условиях формирования криминально-бюрократического капитализма.
Постиндустриальное развитие России возможно лишь при наличии мощного научного и интеллектуального потенциала, существования серьезной технологической базы и востребованности квалифицированного труда. Все утверждения о том, что в современной России существуют эти условия, сегодня, к сожалению, абсолютно неосновательны. Если в США в 1995 году неквалифицированные работники составляли не более 2,5% рабочей силы, то в России их доля не опускается ниже 25%; доля расходов на образование в бюджете США (превосходящем российский в 20 раз) превышает отечественный показатель в 2,5 раза, а на здравоохранение - почти в 6 раз; количество малообеспеченных граждан выросло за годы реформ в 30 раз, а доля лиц, получающих доходы ниже прожиточного минимума, достигает 36 % населения.
В современной России постепенно деградирует система образования: снижается уровень знаний выпускников средних школ, снижается качество подготовки выпускников университетов и высших учебных заведений. Существенной проблемой в развитии высшего образования является реализуемая органами власти стратегия обеспечения потребностей современного государственного и муниципального управления, а также частного бизнеса. При этом нет хорошо обоснованных прогнозов того, какими будут эти потребности через 5-10 лет, когда абитуриенты, поступившие в высшие учебные заведения, закончат их и начнут свою трудовую деятельность. Фактически получается, что система высшего образования ориентируется в развитии на индустриальный сектор российской экономики, который постепенно деградирует, а нового потенциала для развития постиндустриального сектора российской экономики создаёт всё меньше.
Научный потенциал, который считают залогом постиндустриального развития, также находится в плачевном состоянии. К 1997 году уровень затрат на финансирование научной сферы в России сократился более чем в 7 раз по сравнению с 1990 годом, а доля расходов на НИОКР составила 0,32% ВВП при пороговом значении этого показателя в 2% ВВП. С 1985 по 1997 годы из науки ушли 2,4 млн. человек, то есть две трети всех занятых в ней прежде, численность работающих по специальности научных кадров находится на уровне первых послевоенных лет, а выезд научных работников за рубеж в отдельные годы достигал 300 тыс. человек в год. Потери, вызываемые утечкой за рубеж интеллектуального капитала, составляют, по различным оценкам, от 60-70 млрд. долл. за весь период реформ до 45-50 млрд. долл. в год. Однако даже при таком сокращении человеческого потенциала фондовооруженность российских ученых остается на уровне 8-9% фондовооруженности американских и немецких исследователей. Таким образом, в сегодняшней России нет условий для того, чтобы она могла при самых благоприятных прочих условиях оказаться среди лидеров мирового научного прогресса.
С другой стороны, Россия представляет собой комплексную хозяйственную систему, обладающую пусть и устаревшим, но все же достаточно универсальным производственным потенциалом. Уровень потребления и емкость внутреннего рынка, особенно в области высококачественных товаров и высоких технологий, также весьма значительны; уже то, что импортные товары обеспечивали в 1994-1997 годы не более 50% розничного товарооборота, показывает степень развитости внутреннего рынка и возможности его развития. Квалификация рабочей силы также пока существенно выше, нежели в большинстве азиатских государств в годы, предшествовавшие их «большому скачку» в экономическом развитии. Все это, а также, естественно, дешевизна рабочей силы и основных сырьевых товаров, делает российскую экономику хорошим полем для крупномасштабного эксперимента по развертыванию процессов «догоняющего» развития, т.е. такого реформирования экономики, которое позволило бы России догнать по уровню её развития развитые страны мира.
Опыт бывшего СССР и некоторых других стран, например, Японии, подтверждает, что реформирование экономики под управлением государства весьма эффективно на этапе её индустриального развития. Но использование такого реформирования не дает ожидаемого эффекта, когда страна должна решать задачи постиндустриальной трансформации. Постиндустриальное общество не может быть построено; единственным путем его становления является эволюционное развитие, происходящее на основе максимальной реализации личностного потенциала людей, достигших высокого уровня материального благосостояния.
Ни одна хозяйственная система не способна в современных условиях постиндустриальной экономики к быстрому развитию без широкомасштабного заимствования технологий и знаний у развитых наций, без активного экспорта собственных продуктов на рынки развитых постиндустриальных стран, поскольку именно они обладают достаточным платежеспособным спросом.
Поэтому условиями вхождения России в постиндустриальную экономику должны быть:
· широкое развитие творческого потенциала, образованности и информированности граждан;
· внедрение в практику управления государством и бизнесом делегирования ответственности исполнителям, включение их в системы принятие решений;
· развитие постиндустриальных отраслей экономики на внутреннем рынке;
· развитие потребления на внутреннем рынке и обеспечение за счёт такого потребления инвестиций в развитии производства;
· активное привлечение иностранных инвестиций, потому что только внутренними ресурсами сформировать постиндустриальную экономику вряд ли возможно;
· преодоление сырьевой направленности экономики и осуществление экспорта постиндустриальных продуктов (информационных, технологических, культурных и других) на рынки развитых стран;
· широкое развитие стратегического прогнозирования и планирования при принятии политических, государственных, экономических и социальных решений, активное противостояние рискам и угрозам новой экономики в частности;
· политическое обеспечение приёма России в постиндустриальное общество США и Западной Европы, по крайней мере, на уровне разрешения экспорта постиндустриальных продуктов.
В настоящий период ни одно из этих условий в России не реализовано, поэтому наша страна в своём экономическом, социальном и политическом развитии всё больше отстаёт не только от развитых стран Запада, но и от развивающихся стран Азии (Кореи, Китая, Сингапура, Малайзии, Индии и некоторых других), активно формирующих у себя эти условия.