Частный бизнес в постиндустриальной экономике
В индустриальной экономике бизнес представлял собой предприятие, юридическое лицо, имеющее стабильный рынок с устойчивым, обычно растущим спросом, постоянными и надежными заказчиками и поставщиками, стабильными требованиями к качеству продукции, относительно медленным физическим и особенно моральным износом средств производства и самой продукции.
Конкуренция между предприятиями была не слишком острой и агрессивной. Раскрутившееся предприятие могло почти до бесконечности без проблем получать свои заказы, сохранять свою институциональную нишу в социальной инфраструктуре. Соответственно и организационная инфраструктура бизнеса была стабильна и функциональна. В этих условиях был возможен тейлоризм, фордовская модель массового производство, советская модель "страны-фабрики", централизации бизнеса в национальном масштабе, превращение его в базовую государственную институцию.
Стабильная организационная структура не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований рынка. Но в постиндустриальном обществе предприятия сталкиваются со стремительно меняющимся, неконтролируемым рынком, где все диктует неустойчивая в целом субъективность потребителя. Теперь предложение не только предшествует спросу, но и формирует его. Срок жизни продукции неуклонно сокращается в силу ее постоянного обновления.
Бизнес в постиндустриальной среде означает формирование гибкой и адаптивной структуры управления предприятием вокруг бизнес-процессов, человеческих отношений, постоянную реорганизацию предприятия. Постиндустриальное предприятие есть сеть свободно взаимодействующих субъектов, находящихся в различных местах. Эти субъекты реализуют совместный проект, находясь между собой в отношениях партнерства, кооперации, сотрудничества, координации. При этом бизнес–продюсер не занимается текущим менеджментом подразделений, интегрированных в бизнес, но обеспечивает тот необходимый уровень кооперации, через посредство которого и обеспечивает достижение результата.
Постиндустриальный бизнес относится к традиционному индустриальному предприятию как метасистема, кооперирующая их цели, ресурсы, традиции и опыт в целях продуцирования ориентированных на потребителя инновационных проектов. Постиндустриальное предприятие организуется вокруг проекта или некоего ключевого процесса, жизненного цикла некоего продукта. Оно носит временный характер, обладает гибкостью, формирует единую систему из ресурсов и опыта различных предприятий, обеспечивает сотрудничество и координацию специалистов и групп, пространственно удаленных друг от друга.
Постиндустриальному предприятию свойственна возможность быстрого образования, развития, переструктурирования и расформирования в нужное время. Оно характеризуется преобладанием децентрализованного (распределенного) управления, приоритетом координационных связей. Такую форму организации мой учитель, профессор Виктор Ильич Варшавский, определил в 70-е годы афоризмом "оркестр играет без дирижера", вынесенным им в заголовок популярной в то время книги.
Такой структуре свойственно сочетание децентрализации и централизации в управлении, максимально широкое распределение и гибкое перераспределение полномочий власти, принятие решений на всех уровнях организационной иерархии.
Постиндустриальный бизнес реализуется и организуется отбором различных организационных, творческих и технологических ресурсов с различных "предприятий" и их интеграцией посредством новых информационных технологий и ресурсов в гибкую и адаптивную систему, максимально приспособленную для скорейшего выпуска новейшей продукции и ее оперативного продвижения к потребителю. По сути продюсирование бизнеса производит кооперацию специалистов, предприятий или подразделений.
Постиндустриальное предприятие полностью ориентировано на заказчика. Основные его характеристики — minimal time-to-market, т.е. быстрота выполнения заказа, и полнота удовлетворения требований клиента. Кооперация заказчиков и продуцентов в единую открытую организационную структуру формирует среду, в которой уровень партнерских отношений между поставщиками и клиентами возрастает. Теперь преуспевание одних есть необходимое условие преуспевания других.
АСУ и реинжиниринг
С приходом информационного общества на Западе возникла концепция Business Process Reengineering, то есть реформации технологической базы бизнеса на базе информационных технологий при сохранении индустриального характера самого бизнеса. Вскоре выяснилось, что многомиллионные инвестиции в реинжиниринг не приносят ожидаемой отдачи, так как ориентируются на снижение издержек, сводящееся к традиционному сокращению штатов, которое влечет уменьшение доли на рынке, снижение объема реализации и последующий естественный крах.
Модернизация бизнеса в соответствии с требованиями постиндустриального уклада отражается на всех сферах человеческой деятельности и общественной жизни, а реинжиниринг воспроизводил характерные для уходящей индустриальной эры бизнес-процессы с жесткой структурой. Он замыкался внутри предприятия и нацелен на текущие дела.
Еще до появления реинжиниринга эта форма модернизации практиковалась в 80-е годы в СССР в форме создания АСУ, информатизации-модернизации производственного процесса. Индустриальная ориентация информатизации производства в СССР в значительной степени обесценивала его последствия. Выдвижение Евгением Витальевичем Гильбой в конце 80-х, а затем возглавляемым им центром \"Модернизация\" концепции постиндустриальной реорганизации производства при создании АСУ не нашла понимания плановых органов и директорского корпуса в силу начала процесса общей деградации экономической мотивации.
В постиндустриальной экономике на смену традиционным АСУ приходит интеллектуальное моделирование взаимодействия сложных, неоднородных, отстоящих друг от друга субъектов, оптимизация их кооперации. Главной задачей этой новой информационной среды является построение многоуровневых дружественных интерфейсов между этими субъектами. Сегодня неизбежной составляющей постиндустриального предприятия оказывается информационная технология сетевого взаимодействия - "meeting on the network", "workflow", на базе неоднородных компьютерных сред и сетей, архитектуры клиент-сервер, groupware.
В отличие от традиционных индустриальных АСУ эти системы основаны на многозначных логиках взаимодействия субъектов производства и потребления, их реализация обычно невозможна в рамках технологий алгоритмического программирования и требует программирования логического.
Этот новый подход, сформулированный Е.В. Гильбо в 80-е годы, к сожалению не нашел коммерческого применения в деградировавшей российской экономике. Прорыв в постиндустриальную эру оказался заблокирован принятием российскими властями программы реформ группы Гайдара, ориентированной на воспроизводство экономической отношений архаической индустриально-рыночной эпохи.
Воспроизводство советской модели информатизации в концепции реинжиниринга в 90-е годы на Западе также было обусловлено неготовностью экономической науки и консалтинга к реалиям нового времени и привело к столь же плачевным последствиям.
Сегодня маркетинг и поведение потребителей все более соответствуют реалиям постиндустриальной эры, в то время как топ-менеджмент корпораций все еще пытается выжить в рамках корпоративной культуры индустриального периода. В результате крупные вертикально-интегрированные компании в новых условиях уже не могут сбалансировать деятельность, подходы и уровень развития своих служб, отвечающих за различные ключевые участки работы. Сохранение примата производства и сервисного характера ориентированных на человеческие отношения подразделений делает их все более неконкурентоспособными. В то же время согласиться на подчиненное положение в менее стабильной и более динамичной структуре, ориентированной на рынок, эти компании не готовы.