Специальности 280102 – «Безопасность технологических процессов и производств»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИКИ И ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

А.В. Орлов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

Специальности 280102 – «Безопасность технологических процессов и производств»

по выполнению рефератов при изучении дисциплины

«Физические характеристики вредных производственных факторов»

Ханты-Мансийск, 2010

Введение

Реферирование (от лат. referre – докладывать, сообщать) широко применяется при организации самостоятельной зачетной работы студентов и учащихся, это творческая работа обучаемого по предмету, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное исследование определенной темы, проблемы.

Реферат – это не простой конспект нескольких книг! Он предполагает самостоятельное изложение проблемы, собственное рассуждение автора на базе содержащихся в литературе сведений.

Изучение разнообразных источников по изучаемому вопросу поможет сохранить объективность, избежать использование непроверенных или недостоверных фактов. Если при анализе нескольких источников выявляется противоречие, возможно логично изложить разные сведения, признать одно мнение спорным, а правоту других попытаться аргументировать и обосновать свою позицию.

Источниками информации являются: научная и художественная литература, энциклопедии, словари, газеты, журналы и т.д.

Подготовка любого реферата начинается с ознакомления и осмысления, а затем поаспектного анализа источника или группы источников, выявления основных сведений, которые должны войти в реферат, второстепенных сведений и избавления от них. Затем в логическое целое синтезируется, обобщается ценная информация в соответствии с целями реферата.

Выбор темы

Тема реферата выбирается из перечня ниже. Студенты группы выбирают темы реферата так, чтобы не было двух и более студентов с одинаковой темой.

1. Вакуум. Методы получения и методы измерения.

2. Магнитосфера Земли.

3. Атмосферное электричество.

4. Физика атмосферы.

5. Температурный диапазон существования жизни.

6. Агрегатные состояния вещества.

7. Приборы для измерения температуры воздуха.

8. Приборы для измерения барометрического давления.

9. Приборы для измерения скорости движения воздуха.

10. Приборы для измерения относительной влажности воздуха.

11. Способы передачи тепла.

12. Запыленность воздуха и его ионизация.

13. Приборы для измерения характеристик аэроионов.

14. Приборы для измерения характеристик запыленности воздуха рабочей зоны.

15. Звуковые волны в твердых телах.

16. Характеристики источников шума.

17. Физические характеристики звукопоглощающих материалов.

18. Акустическая обработка помещений.

19. Звукоизоляция помещений.

20. Источники инфразвука.

21. Источники ультразвука.

22. Глушители шума.

23. Приборы для измерения шума

24. Методы определения звуковой мощности.

25. Источники механического шума.

26. Источники аэродинамического шума.

27. Источники электромагнитного шума.

28. Источники шума вентиляционных установок.

29. Физические основы виброзащиты.

30. Голографический метод анализа вибраций.

31. Источники общей вибрации.

32. Источники локальной вибрации.

33. Приборы для измерения вибрации.

34. Виброизоляция.

35. Виброгасители.

36. Тепловые загрязнения среды.

37. Энтропия Земли. Энтропия и критерий технического прогресса.

38. Инфракрасное излучение.

39. Приемники инфракрасного излучения.

40. Ультрафиолетовое излучение.

41. Приемники ультрафиолетового излучения.

42. Защитные свойства атмосферы от действия ультрафиолетового излучения.

43. Биологическое действие ЭМП.

44. Приборы и методики измерения электромагнитных полей.

45. Характеристики электромагнитного поля.

46. Лазерное излучение.

47. Устройство лазеров.

48. Классификация лазеров.

49. Лазерное зондирование атмосферы.

50. Новые достижения в физике элементарных частиц.

51. Свет и цвета тел.

52. Микроскопы.

53. Фотография и голография.

54. Приборы для измерения показателей световой среды.

55. Диоптрический аппарат глаза.

56. Применение фотоэлектрических явлений.

57. Космические излучения.

58. Ионизирующие излучения.

59. Источники ионизирующих излучений.

60. Методы регистрации заряженных частиц.

61. Средства измерений ионизирующих излучений.

62. Радиационный и тепловой баланс Земли.

63. Системы единиц измерения физических величин.

Введение

Раздел должен содержать постановку проблемы в рамках выбранной темы и обоснование выбора проблемы и темы.

Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее АКТУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ АВТОРА В ЕЕ ИССЛЕДОВАНИИ, отмечается ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ изучения данного вопроса, где это может быть использовано. Здесь же называются и КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. При их формулировании используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п. Объем введения составляет примерно 1/10 от общего объема работы.

Введение – ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка. Но полный текст введения лучше написать ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ НАД ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ, когда будут точно видны результаты реферирования.

Основная часть

В данном разделе должна быть раскрыта тема.

В основной части, как правило, разделенной на главы, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается СУТЬ ПРОБЛЕМЫ, РАЗЛИЧНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА НЕЕ, СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ АВТОРА реферата. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.

Заключение

В заключении подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ЯСНЫЕ ОТВЕТЫ НА ПОСТАВЛЕННЫЕ В ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСЫ, делаются СОБСТВЕННЫЕ ОБОБЩЕНИЯ (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение. Следует избегать типичных ошибок: увлечение второстепенным материалом, уходом от проблемы, категоричность и пестрота изложения, бедный или слишком наукообразный язык, неточность цитирования, отсутствие ссылок на источник.

Список литературы

Список использованной литературы завершает работу. В нем фиксируются только те источники, с которыми работал автор реферата. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются. Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка.

Список используемой для написания реферата литературы составляется по следующему правилу: Порядковый номер литературного источника. Фамилия, инициалы автора. Полное название книги (без кавычек, исключение – если название – цитата). Место (город) издания. Год издания – цифра без буквы «г.». Может быть указано количество страниц или конкретные страницы.

Статья из сборника записывается так: Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи // Заглавие сборника: Подзаголовок / Редактор. Составитель. Место (город) издания. Год издания.

Приложение

Приложение к реферату позволяет повысить уровень работы, более полно раскрыть тему. В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»), графики, таблицы, фотографии и т.д. Приложения могут располагаться в тексте основной части реферата или в конце всей работы. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы).

Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок например: (см. приложение 5). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.

Содержание (оглавление реферата)

Содержание (оглавление) реферата – это перечисление глав реферата с указанием страниц их расположения. Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и подглав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными.

Страницы реферата должны быть скомпонованы в следующем порядке:

1. 1. Титульный лист

2. 2. Оглавление

3. 3. Введение (обоснование выбранной темы)

4. 4. Основная часть

5. 5. Заключение (выводы)

6. 6. Список использованной литературы

7. 7. Приложения (если таковые имеются)

Реферат должен быть аккуратно оформлен. Приветствуется творческий подход при написании реферата (наличие иллюстраций, приложений и т.д.). Ниже приведены правила оформления реферата.

3. Требования к оформлению

3.1. Правила оформления

При оформлении текста реферата следует учитывать, что открывается работа титульным листом, где указывается полное название учебного заведения (Центр Интенсивных Технологий Образования, Интернет школа), название учебного предмета, тема реферата, фамилии автора и преподавателя, место и год написания. На следующей странице, которая нумеруется сверху номером 2, помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц.

Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта. При печатании текста реферата абзац должен равняться четырем знакам (1,25 см.).

Поля страницы: левое - 3 см., правое - 1,5 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см. до номера страницы. Текст печатается через 1,5 - 2 интервала. Если текст реферата набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер шрифта - 14 пт. При работе с другими текстовыми редакторами шрифт выбирается самостоятельно, исходя из требований - 60 строк на лист (через 2 интервала).

Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующей за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала.

После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Страницы реферата нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся вверху в середине листа.

Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется (это не относится к содержанию реферата).

Язык реферата

Язык реферата должен быть простым и понятным. Стиль письменной научной речи – это безличный монолог, поэтому изложение обычно ведется от второго лица множественного числа: «Мы считаем…». Научной терминологией следует пользоваться там, где это необходимо. Значение непонятных терминов обязательно поясняется (в скобках или сносках). Допустимы косвенные заявления авторской позиции: «Как представляется…», «Думается, что…», «На наш взгляд…». В качестве языковых средств связи в тексте используются такие выражения: прежде всего…, следовательно…, тем не менее…, остановимся на…, во-первых… и т.п. Язык и стиль подготовленной работы лучше всего позволяет судить об общей культуре автора, поэтому на редактирование текста, на его «доводку» не следует жалеть времени

Оформление ссылок и сносок

Ссылки и сноски необходимо правильно оформлять. При цитировании следует дать точные указания (ссылки, откуда извлечена цитата): фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. При повторении ссылки на тот же источник описывают его сокращенно – без выходных данных или с заменой названия работы после фамилии автора словами «Указ.соч.». Если повторная ссылка следует сразу же после первоначальной, она заменяется словами «Там же» с указанием соответствующей страницы. При ссылке на используемый, но не цитируемый источник тексту ссылки должно предшествовать слово «см.», после чего ставится двоеточие. Ссылки на источник помещают либо в нижней части страницы, под основным текстом, либо в конце реферата.

Сноски бывают внутритекстовые, подстрочные и затекстовые.Внутритекстовые сноски являются неразрывной частью основного текста. Например, «В известной книге…». Подстрочные сноски располагают под чертой внизу страницы с указанием номера сноски или какого-либо значка. Затекстовые сноски вынесены за текст всего реферата либо его части, в этом случае их следует применять сквозную (через всю работу) нумерацию. Допускается сокращенный вариант сноски, например: (7, с.15). Это означает, что цитата взята с 15 страницы источника, который в списке источников и литературы стоит под седьмым номером.

Сокращение слов в тексте не допускается за исключением общепринятых (рисунок – рис., год – г., страница – с.) и должно соответствовать ГОСТ 7.12-93.

Оформление иллюстраций

К иллюстрациям относят графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и т.п.Каждый вид иллюстрации должен иметь название, состоящее из следующих частей, помещенных под иллюстрацией:

1. Условное сокращенное название «Рис.».

2. Порядковый номер в пределах работы, обозначаемый арабскими цифрами без знака №.

3. Название иллюстрации, отражающее ее основное содержание. Например, Рис.3. Схема структуры управления ООО «Пульс».

При необходимости иллюстрации снабжают пояснительными данными (подрисуночный текст). Если приводится только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.Обычно иллюстрации располагают после первого упоминания их в тексте, чтобы было удобно их рассматривать без поворота листа или с поворотом по часовой стрелке. На все иллюстрации, приведенные в тексте и приложениях, необходимо делать ссылку.

Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

- соблюдение требований к его оформлению;

- необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

- умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

- способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИКИ И ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

А.В. Орлов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

специальности 280102 – «Безопасность технологических процессов и производств»

по выполнению рефератов при изучении дисциплины

«Физические характеристики вредных производственных факторов»

Ханты-Мансийск, 2010

Введение

Реферирование (от лат. referre – докладывать, сообщать) широко применяется при организации самостоятельной зачетной работы студентов и учащихся, это творческая работа обучаемого по предмету, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное исследование определенной темы, проблемы.

Реферат – это не простой конспект нескольких книг! Он предполагает самостоятельное изложение проблемы, собственное рассуждение автора на базе содержащихся в литературе сведений.

Изучение разнообразных источников по изучаемому вопросу поможет сохранить объективность, избежать использование непроверенных или недостоверных фактов. Если при анализе нескольких источников выявляется противоречие, возможно логично изложить разные сведения, признать одно мнение спорным, а правоту других попытаться аргументировать и обосновать свою позицию.

Источниками информации являются: научная и художественная литература, энциклопедии, словари, газеты, журналы и т.д.

Подготовка любого реферата начинается с ознакомления и осмысления, а затем поаспектного анализа источника или группы источников, выявления основных сведений, которые должны войти в реферат, второстепенных сведений и избавления от них. Затем в логическое целое синтезируется, обобщается ценная информация в соответствии с целями реферата.

Выбор темы

Тема реферата выбирается из перечня ниже. Студенты группы выбирают темы реферата так, чтобы не было двух и более студентов с одинаковой темой.

1. Вакуум. Методы получения и методы измерения.

2. Магнитосфера Земли.

3. Атмосферное электричество.

4. Физика атмосферы.

5. Температурный диапазон существования жизни.

6. Агрегатные состояния вещества.

7. Приборы для измерения температуры воздуха.

8. Приборы для измерения барометрического давления.

9. Приборы для измерения скорости движения воздуха.

10. Приборы для измерения относительной влажности воздуха.

11. Способы передачи тепла.

12. Запыленность воздуха и его ионизация.

13. Приборы для измерения характеристик аэроионов.

14. Приборы для измерения характеристик запыленности воздуха рабочей зоны.

15. Звуковые волны в твердых телах.

16. Характеристики источников шума.

17. Физические характеристики звукопоглощающих материалов.

18. Акустическая обработка помещений.

19. Звукоизоляция помещений.

20. Источники инфразвука.

21. Источники ультразвука.

22. Глушители шума.

23. Приборы для измерения шума

24. Методы определения звуковой мощности.

25. Источники механического шума.

26. Источники аэродинамического шума.

27. Источники электромагнитного шума.

28. Источники шума вентиляционных установок.

29. Физические основы виброзащиты.

30. Голографический метод анализа вибраций.

31. Источники общей вибрации.

32. Источники локальной вибрации.

33. Приборы для измерения вибрации.

34. Виброизоляция.

35. Виброгасители.

36. Тепловые загрязнения среды.

37. Энтропия Земли. Энтропия и критерий технического прогресса.

38. Инфракрасное излучение.

39. Приемники инфракрасного излучения.

40. Ультрафиолетовое излучение.

41. Приемники ультрафиолетового излучения.

42. Защитные свойства атмосферы от действия ультрафиолетового излучения.

43. Биологическое действие ЭМП.

44. Приборы и методики измерения электромагнитных полей.

45. Характеристики электромагнитного поля.

46. Лазерное излучение.

47. Устройство лазеров.

48. Классификация лазеров.

49. Лазерное зондирование атмосферы.

50. Новые достижения в физике элементарных частиц.

51. Свет и цвета тел.

52. Микроскопы.

53. Фотография и голография.

54. Приборы для измерения показателей световой среды.

55. Диоптрический аппарат глаза.

56. Применение фотоэлектрических явлений.

57. Космические излучения.

58. Ионизирующие излучения.

59. Источники ионизирующих излучений.

60. Методы регистрации заряженных частиц.

61. Средства измерений ионизирующих излучений.

62. Радиационный и тепловой баланс Земли.

63. Системы единиц измерения физических величин.

Наши рекомендации