Прием «Шантаж», или «Ультиматум»

Манипулятивный прием, рассчитанный на вызывание у противника, пожалуй, самого сильного чувства – чувства страха. Человек не может находиться под страхом долго, и это заставляет его действовать или принимать вашу позицию. В этом смысл.

Прием применяется, когда необходимо:

• заставить противника испытать сильную эмоцию (страх);

• создать напряжение, побуждающее противника быстро принять решение.

Варианты исполнения приема:

• «Не заплатите долг – новый товарный кредит не получите»;

• «Не закончите работу в срок – премии не ждите»;

• «Не подпишете договор – вашей жене кое-что станет известно»;

• «Подписывайте, если не хотите больших неприятностей. Вы знаете, о чем я говорю».

Прием «Шквал вопросов»

Смысл приема в том, чтобы быстро и активно захватить роль «хозяина». И из этой роли задать противнику несколько вопросов. Сначала вы ошеломляете его шквалом вопросов, потом вызываете в нем сильное переживание тем, что он не может ответить ни на один из них. Прием эффективен при авторитарном управлении (в армии, например), в предъявлении своей доминирующей позиции. Также эффективен при допросе и бандитском «наезде». В переговорах относительно равных сторон применяется крайне редко, поскольку разрушает партнерские отношения.

Прием применяется, когда необходимо:

• заставить противника испытать сильные эмоции;

• создать напряжение, побуждающее противника быстро принять решение.

Вариант исполнения приема: «Почему вы опоздали? Я же просил вас написать служебную записку. И где же она? Почему ваши люди так поздно сегодня приступили к работе? Почему не можете ответить ни на один вопрос? Вы руководитель или кто? Что молчите? Совесть не позволяет ничего сказать? А-а, все-таки есть еще совесть?»

Прием «Я бы на вашем месте»

Суть приема в том, чтобы показать противнику, что вам ясна его картина мира и вы, если бы могли оказаться на его месте, поступили бы именно так. Смысл – в появлении у противника чувства уверенности в принимаемом решении, которое (это важно) вы ему предлагаете.

Прием применяется, когда необходимо:

• придать противнику уверенность в принятии решения;

• вызвать у противника сильное переживание.

Варианты исполнения приема:

• «Я бы на вашем месте не стал тянуть с ответом. Ведь сразу видно, что выгодное предложение. Ну, согласны?»;

• «Я бы на вашем месте не стал спорить, а сразу согласился. Чего время терять?»;

• «Не упорствуйте. Я бы на вашем месте принял все условия и не тратил энергию и время на бесполезный разговор».

Прием «Я думал, вы добро, а оказалось…»

Манипулятивный прием, рассчитанный на такие струны противника, как «порядочность», «ответственность», «доброта», «отзывчивость» и т. п. Суть приема – в обозначении у противника положительных качеств, о которых вы «знали», на которые «рассчитывали» («надеялись», «уповали»), но «оказалось все совсем не так». Смысл приема – в вызывании у противника сильного эмоционального переживания, которое будет мешать ему вести взвешенные переговоры.

Прием применяется, когда необходимо:

• вызвать у противника сильное переживание;

• «снять маску» с противника;

• понизить его имидж.

Варианты исполнения приема:

• «Я вас всегда считал своим человеком, а вам абсолютно плевать на своего шефа и весь коллектив»;

• «Я практически был уже уверен, что нашел то, что хотел, но этот ваш поступок перечеркнул весь ваш положительный имидж»;

• «Нам казалось, что мы имеем дело с людьми, ценящими слово, а оказалось, что здесь нет и намека на порядочность и честь».

Прием «Я думал, вы зло, а оказалось…»

Прием по сути и смыслу похож на предыдущий. Разница только в том, что сначала вы показываете ему то отрицательное, что вы о нем «знали», а потом на резком контрасте показываете ему совершенно обратное. Этот бросок противника «снизу вверх» вызовет в нем целый калейдоскоп чувств, на что вы, собственно говоря, и рассчитываете.

Прием применяется, когда необходимо:

• вызвать у противника сильное переживание;

• «поменять маску» у противника;

• поднять его имидж.

Варианты исполнения приема:

• «Мне сказали, что вы черствый сухарь, а я вижу перед собой очаровательную женщину»;

• «Я думал, вы страшный человек, а оказалось – просто добросовестный, ответственный работник»;

• «Мне не рекомендовали с вами связываться, и только сейчас я понял, как я здорово бы ошибся, если бы не сделал этого».

Наши рекомендации