ПЗ 3. для сервиса: Экономические и социальные инновации

· Мобильный интернет. Смартфоны, планшеты и прочие гаджеты, позволяющие выходить в интернет откуда угодно. Сейчас 4,3 млрд человек находятся офлайн. Не исключено, что значительная часть мира впервые выйдет в интернет при помощи мобильных устройств.

· Автоматизация интеллектуального труда. Машины уже занимают места индустриальных рабочих, очередь за «умными» профессиями, которыми занимаются более 230 млн человек по всему миру. Например, шахматистами: с 1997 по 2010 год вычислительная мощность шахматного компьютера IBM (Deep Blue и Watson) выросла в 100 раз.

· Облачные вычисления позволили серьезно удешевить IT-услуги: сейчас арендовать «облако» в среднем в три раза дешевле, чем покупать сервер.

· «Интернет вещей» – это разного рода встроенные в машины сенсоры и приводы, а также инфраструктуру для их работы. Пример: использование дистанционного контроля для лечения заболеваний. За последние пять лет число подсоединенных друг к другу машин увеличилось в четыре раза.

· Продвинутаяробототехника – это не только производственные роботы, но и разного рода экзоскелеты, которые увеличивают физические возможности человека, например, инвалида. За 2009–2011 годы продажи промышленных роботов выросли в 2,7 раза.

· Самоуправляемые и полусамоуправляемые автомобили. Суммарный пробег беспилотных автомобилей Google достиг почти 500 тысяч километров. За это время они попали лишь в одну аварию, да и та – по вине человека.

· Геномиканового поколения развивается на стыке генетического секвенирования и анализа супермассивов данных. Точки приложения: медицина, сельское хозяйство и биотопливо на основе микроорганизмов. С 1996 по 2012 год урожай генетически модифицированных культур увеличился в 100 раз.

· Прогресс в технологиях накопления и хранения энергии позволит сделать более экологически чистые гибридные автомобили полноценными конкурентами традиционных, стабилизировать работу электросетей и упростить процесс электрификации. Подвижки есть: с 2009 года литий-ионная батарея для автомобиля подешевела на 40%.

· 3D-печать. За четыре года стоимость домашнего принтера трехмерных объектов упала в 10 раз.

· Современные материалы: нанолекарства, суперконденсаторы для батарей, сверхгладкие покрытия и ультратонкие экраны. Почувствуйте разницу: 10 лет назад 1 грамм нанотрубок стоил $1000, сейчас – $50.

· Современные методыпоиска и добычи нефти и газа сыграют на руку североамериканским странам. С 2007 года по 2011-й эффективность добычи на месторождениях этих природных ресурсов выросла в 2–3 раза.

· Возобновляемые источники энергии, прежде всего, солнце и ветер. К 2025 году на них может прийтись до 16% мирового энергоснабжения. Генерация энергии из двух этих источников выросла с 2000 года в 19 раз.

инновации (англ. social innovation) — это новые идеи, стратегии, технологии, которые способствуют решению социально-значимых задач, вызывающие социальные изменения общества.
К социальным инновациям, можно отнести новые социальные системы, системы образования, здравоохранения, системы общественных коммуникаций, использующие инновационные подходы и/или технологии. Категория:Инновации

Социальные инновации имеют огромное значение для экономического развития и улучшения качества жизни людей в больших городах

· Согласно результатам исследования, проведенного Frost & Sullivan в сотрудничестве с компанией Hitachi Europe Ltd., к 2020 г. 56% населения Земли будет проживать в городской среде, а к 2025 г. более 35 городов станут гигантскими мегаполисами.

· К 2025 г. в мире появится 26 «умных» городов, а к 2020 г. объем рынка технологий интеллектуальных городов достигнет феноменального объема 1,57 трлн. долл. США.

Под «социальными инновациями» подразумевается развертывание технологий и новых бизнес-моделей для улучшения качества жизни людей и социальной инфраструктуры в соответствии с глобальными мега-тенденциями. Целью является достижение устойчивого развития общества, в котором удовлетворение экологических и экономических потребностей осуществляется сбалансированным образом. В отчете содержатся сведения о том, как возможно капитализировать рынок социальных инноваций, и приведены рекомендации по оценке влияния инноваций на уровень удобства, благосостояния, возможности выбора для граждан, а также уменьшение стресса и повышение уровня безопасности в обществе. Подробный отчет можно изучить тут.[1]

К 2020 г. 56% населения планеты будет жить в городах. К 2025 г. более 35 городов по всему миру станут гигантскими мегаполисами. Это рождает потребность в новых инновационных решениях, и именно здесь на первый план выходят социальные инновации. В этой области активно ведутся разработки, однако еще мало сделано для того, чтобы определить это понятие и оценить его потенциальное влияние на мировую экономику и качество жизни людей.

«Бизнес способен помочь в достижении устойчивого развития, а также сбалансированных экологических, социальных и экономических потребностей, — говорит Дитер Реннерт (Dieter Rennert), исполнительный директор Hitachi Europe Ltd. — Однако необходимо, чтобы бизнес-стратегия социальных инноваций базировалась на измеряемых показателях влияния на общество».

Согласно результатом исследования, существует пять мега-тенденций и, соответственно, пять областей, в которых социальные инновации могут помочь решить задачи, стоящие перед человечеством.

· Урбанизация. К 2025 г. в результате массовой миграции более 35 городов по всему миру превратятся в гигантские мегаполисы и, соответственно, крупные экономические центры. Мегаполисы вместе с пригородами сформируют мега-регионы, мега-коридоры или мега-трущобы. Города будущего будут иметь несколько деловых центров, а девелоперы будут возводить здания с учетом неизбежных будущих изменений. Перераспределение богатства приведет к значительному экономическому неравенству в пределах города.

· Интеллектуальность, как новая экологичность. «Зеленые» продукты и услуги будут все активнее улучшаться или даже заменяться «умными» продуктами и услугами. «Интернет вещей» объединит более 80 миллиардов устройств по всему миру. Интеллектуальные цифровые технологии станут ключевым фактором эффективности и устойчивого развития. Умные, экологически устойчивые города будут возводиться «с нуля» с применением новейших эко-инноваций, позволяющих сократить энергопотребление и улучшить все аспекты человеческой жизни. К 2025 г. в мире появится 26 таких «умных» городов; объем соответствующего рынка составит 1,57 трлн. долл. США к 2020 г.

· Энергетика. Урбанизация и стремление к энергетической безопасности определяют развитие энергетики, однако будущее данной индустрии не будет всецело зависеть от выбора энергоносителей. Растущие расходы на электроэнергию и внимание к вопросам защиты окружающей среды стали катализатором инноваций в сфере управления энергоэффективностью, таких как «умные» электросети, обеспечивающие контроль, наглядное отображение инфраструктуры и, как следствие, более экологичное, надежное и интеллектуальное энергопотребление.

· Мобильные технологии. Урбанизация и современные средства связи оказывают значительное влияние на городскую мобильность и логистику. Перед компаниями, которые позиционируют себя как партнеры и поставщики услуг для городов, открываются заманчивые деловые и инвестиционные перспективы. По прогнозам, к 2020 г. почти 1 млн. парковок будут оборудованы системами управления парковочным пространством, предоставляющими водителям нужную им информацию в режиме реального времени. Около 26,2 млн. человек будут пользоваться услугами каршеринга, а число таких автомобилей достигнет 450 000. В период 2010–2020 гг. во всем мире более 500 млрд. долл. США будет потрачено на высокоскоростные железнодорожные линии. Их общая протяженность составит более 70 000 км. Сети железных дорог свяжут не только города и страны, но даже континенты. В 2035 г. поездка на поезде из Лондона в Пекин станет реальностью.

· Здравоохранение. Смещение акцента с лечения на профилактику заболеваний посредством своевременной диагностики приведет к сокращению расходов на лечение с 70% в 2007 г. до 56% к 2020 г. Интеллектуальные лекарства, виртуальные больницы и электронные документы изменят облик здравоохранения. Ключевым элементом такой программы будут инновации, направленные на удовлетворение потребностей конкретного пациента. В развитых странах — несмотря на требования пациентов — изменения в сфере законодательства и предоставления медицинских услуг происходят медленно, в то время как в развивающихся странах создаются новые бизнес-модели, ориентированные на удовлетворение конкретных потребностей пациентов с помощью экономичных инновационных разработок.

«Компании из разных отраслей сегодня осознают, что инновации — это не только стратегический инструмент для получения прибыли, но возможность помочь в решении глобальных задач, стоящих перед человечеством, — уверен Джон Распин (John Raspin), Frost & Sullivan. — Социальные инновации оказывают огромное влияние на качество жизни человека, не говоря уже об их преимуществах для экологии. С их помощью люди смогут решить насущные проблемы — именно эта реальная польза реальному человеку делает социальные инновации такой важной и востребованной областью».

Концепция социальных инноваций как технологий, способных помочь удовлетворить целый ряд потребностей общества, не нова, однако разные компании смотрят на это явление по-разному. Некоторые компании придерживаются партнерского подхода, сотрудничая с негосударственными организациями и гражданским обществом посредством независимых программ, в то время как другие используют инновации для развития местной инфраструктуры. Однако независимо от определения исследование выявило одну общую тему, связанную с социальными инновациями, — конвергентность. Конвергентность технологий, индустрий, продуктов и бизнес-моделей. Представители разных секторов, которые в прошлом работали изолированно друг от друга, теперь объединяют усилия для создания инновационных продуктов и услуг, помогающих в развитии общества.

Таким образом, современные инновации должны быть направлены на поддержание экономического прогресса, обеспечение защиты окружающей среды и развитие общества. Именно такие инновации являются действительно социально-важными.

Примеры социальных инноваций

Экономия бумаги (Россия):[2]

Один из сотрудников российской типографии стал замечать, что большое количество ненужной бумаги после окончания рабочего дня просто выбрасывают. Он начал собирать эту бумагу и делать из неё недорогие блокноты, украшения, оригинальные записные книжки, привлекая к работе многодетных мам.

«Школьные дедушки» (Швеция):[3]

В Швеции около 1000 неработающих мужчин в возрасте от 50 до 65 лет стали ходить в школу – но не как учителя. Они стали участниками проекта «школьные дедушки» и участвуют в жизни школы, помогают детям и учителям. Инициатива «школьные дедушки» была начата в маленьком шведском городке в 1996 году, а сегодня это национальная организация с 10 офисами, расположенными в разных уголках страны. Эта инициатива принесла пользу, не только самим школьным дедушкам, которые стали активно участвовать в жизни общества и почувствовали себя полезными, но и учителям которым стало легче работать. Некоторые «школьные дедушки» вообще оформились на постоянную работу. Учителям часто не хватает опыта по предотвращению конфликтов, а с помощью «дедушек» улучшается обстановка в школе и дети на уроках ведут себя лучше.

Один из ключей успеха этой инициативы, как признались основатели проекта, в том, что с самого начала данный проект поддержали директора школ, учителя и центры занятости.

«Большая газета» (Великобритания):[4]

«Большая газета» один из успешных проектов в Великобритании, где одна организация производит профессиональный журнал и продает его бездомным за половину стоимости, а они продают его прохожим на улице за полную стоимость. Этот проект помогает бездомным развивать важные навыки, адаптироваться в обществе и в дальнейшем найти работу.

«Большая газета» стала масштабным проектом. Продавцов газеты можно увидеть ежедневно во всех городах Великобритании. Это является хорошим примером того, как идея может стать основой большого национального социального предприятия.

«Сохраните Еду» (Финляндия)[5]:

В Финляндии появился проект под названием «Сохраните Еду», идея проекта в том, чтобы объединить тех, кто нуждается в еде, с теми, кто готов излишками еды поделиться. Для этого было создано специальное мобильное приложение, объединяющее нуждается в бесплатном питании (студенты, многодетные семьи) с имеющими лишнюю еду.

Наши рекомендации