Источники инновационных возможностей
Условия для появления инноваций образуются в обществе непрерывно, однако в силу многих причин они часто бывают незамеченными. Большинство людей - руководители предприятий, бизнесмены, финансисты - не замечают или остаются равнодушными к различным «симптомам» назревающих перемен в интересах потребителей и т.д. Обнаружение инновационных возможностей, понимание их значения и своевременная реализация обеспечивают успех в экономической деятельности.
Известный американский специалист в области управления П.Друкер выделил семь основных источников инноваций или условий появления инноваций. К так называемым «окнам возможностей» относятся:
1) неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде);
2) несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках;
3) потребности производственного процесса;
4) изменение в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох»;
5) демографические изменения;
6) изменения в восприятии и настроениях потребителей;
7) новое знание (научное и ненаучное).
Следует отметить, что такая классификация весьма условна. Так, неожиданный успех, который выделен в самостоятельный фактор, может рассматриваться и в других классах (например, как новое знание). Все эти возможности инноваций взаимосвязаны и пересекаются.
Хотя эти источники инноваций и представляют собой только симптомы, тем не менее, их следует считать надежными индикаторами назревающих изменений, которые менеджеры и специалисты должны своевременно заметить.
Неожиданное событие.Самые богатые возможности для эффективной инновации дает неожиданный успех (пример 17). При этом инновационные возможности связаны с меньшим риском получения негативного результата, а осуществление инноваций - менее трудоемко.
Пример 17 Неожиданный успех - ветеринары обнаружили, что некоторые лекарства для людей могут быть использованы для лечения животных. Действия ведущих фармацевтических фирм(Швейцария) – создавшаяся ситуация оценена как помеха основной деятельности. Фирмы отказались выполнить заказы ветеринаров. Действия фирм, снабжающих лекарствами ветеринаров - дешево приобрели лицензии у ведущих фирм на производство новых лекарств для ветеринарии и организовали производство. Результат – Производство ветеринарных медикаментов стало самым прибыльным сектором фармацевтической промышленности. Но прибыль получили не те компании, которые первыми разработали лекарства. |
Неожиданный успех должен быть замечен, и его необходимо отразить в информации, которую получает менеджер. Для анализа новой ситуации и возможности эксплуатации успеха следует привлечь специалистов.
В отличие от неожиданного успеха, неудача редко остается незамеченной, но как симптом новых возможностей она воспринимается еще реже. Большинство неудач - это результат ошибок, некомпетентности в планировании или исполнении. Если проект тщательно подготовлен и добросовестно исполнен, но, тем не менее, оказывается неудачным, следует выяснить, почему это произошло: возможно, предпосылки проекта не соответствовали реальности.
Следует иметь в виду, что благоприятные инновационные возможности создают не любые неожиданные события, а только те, которые позволяют использовать имеющиеся в фирме знания и опыт в несколько иной обстановке. Речь идет не о диверсификации, а о расширении своего поля деятельности (пример 18).
Пример 18 Инновационные возможности К середине 50-х гг. ХХ века американскому кино был нанесен тяжкий удар, пошатнувший его благополучие. Коварным врагом явилось телевидение. Все больше людей каждодневно усаживались в кресла перед светящимся экраном телевизора для того, чтобы, не сходя с места, увидеть события дня, эстрадные представления, фильмы и спектакли. Посещаемость кинотеатров быстро падала. «Кино гибнет!» - кричали кинодельцы. Во имя спасения кинематографа поспешно заключались соглашения об ограничении демонстрации фильмов по телевидению. Усиленно внедрялись новинки кинотехники, широкоэкранные фильмы, недоступные для показа по телевидению. У.Дисней не был напуган телевидением – наоборот, оно ему понравилось, заинтересовало новыми возможностями. Все поспешно возводили баррикады, чтобы оградиться от опасного врага, а Дисней сам пошел в телевидение и был принят с распростертыми объятиями. Впоследствии деятели телевидения говорили, что приход Диснея окрылил всех новыми перспективами. Уолт быстро нашел, о чем можно говорить в духе взаимопонимания. Он с ходу заключил крупную сделку, сбыв свои старые, сошедшие с экрана и позабытые короткометражки. С новыми силами забегали и запрыгали по телевизорам Микки Маус со своими приятелями. Уже успело подрасти новое поколение, не знавшее фильмы 20-летней давности, и старые герои вызвали новый восторг. Дисней снова торговал давно распроданным товаром… Источник: Арнольди Э.М. Жизнь и сказки Уолта Диснея. – Ленинград: Изд-во «Искусство», 1968. – С.179-180 |
Несоответствие между тем, что есть, и тем, что должно быть.Несоответствие между реальностью и представлением о ней, как правило, не появляется в отчетах, которые предоставляются руководителям. Это явление в большей мере качественное, чем количественное и может выражаться в следующих ситуациях.
Несоответствие между экономическими показателями. Увеличению спроса на продукты и услуги и росту объемов их производства должен соответствовать и рост прибыли (для некоммерческих организаций – посещаемости). Несоответствие динамики этих показателей в масштабах отрасли сферы деятельности (крупного ее сектора) свидетельствует о кризисной ситуации. Новатор, заметивший это несоответствие и нашедший новое решение проблемы, может рассчитывать на длительный период успеха. Как правило, крупные предприятия не скоро осознают, что у них появился новый и серьезный конкурент.
Несоответствие между реальностью и представлением о ней. Данное несоответствие возникает в тех случаях, когда руководители опираются на ошибочные предпосылки и неверно представляют себе реальную ситуацию. Усилия сосредотачиваются в тех областях, где положительных результатов в данный момент быть не может.
Пример 18а Суда-контейнеровозы преобразили морские грузовые перевозки Проблема: В 1940-50 гг. 20 века в мире обозначился кризис в морских грузовых перевозках. Цены на фрахт стремительно росли, простои в перегруженных портах удлинялись. Между тем, судостроение было направлено на совершенствование судов (быстроходность и экономичность). Решение проблемы: Грузы пакуются в стандартные контейнеры. В порту судно выгружает и загружает контейнеры с грузами. Были созданы суда со специальными устройствами для быстрой погрузки контейнеров. – контейнеровозы.Результат: за 30 лет объем морских перевозок вырос в пять раз. Затраты на перевозку грузов сократились на 60 % и время стоянки в портах – на 75%. |
Несоответствие между ценностями клиента и представлениями о них руководителей и специалистов предприятия. Примеры, когда лидеры считают, что они все знают, а на деле происходит другое - это широко распространенное явление в мире, зачастую обусловленное проявлением интеллектуального высокомерия (пример 19).
Пример 19 Важность знания мотивов поведения покупателей Президент одной компании – производителя товаров широкого потребления - нанес визит потребителю, 38-летней матери четверых детей, кормящей семью на 50 долларов в неделю. У президента, который неохотно согласился идти, открылись глаза. К его удивлению, женщина сказала, что она редко покупает продукт его компании. Когда она идет на рынок, она видит его продукт и продукт конкурентов. Оба продукта стоят одинаково, но упаковка конкурентов больше, поэтому она обычно покупает продукцию конкурентов, думая, что ее хватит на более долгий срок. Однако она даже не подозревает, что расход продукции данного производителя меньше. Интервью с другими потребителями показали, что этот случай не является исключением, и президент компании пообещал изменить упаковку товара, а заодно и этикетку, и инструкции к употреблению, и рекламу. Такой подход предполагает непосредственный контакт с покупателями, что позволяет «подстраивать продукцию» под их потребности и постоянно улучшать свойства товара. Однако для достижения успеха требуется почти маниакальное внимание к деталям. |
Потребности производственного процесса.При осуществлении сервисного обслуживания часто возникают ситуации, когда «узкие места» технологического процесса мешают развитию предприятия. При этом возникает необходимость замены слабого звена или перестройки существующего процесса в соответствии с новым уровнем знаний.
Потребности в совершенствовании производственных процессов могут возникать вследствие демографических ограничений, которые не позволяют обеспечить увеличение спроса на услуги при существующем уровне процесса.
Изменения в отраслевых и рыночных структурах. Кризисные ситуации, которые время от времени возникают в отраслевых или рыночных структурах, так же обеспечивают возможности для инноваций.
Когда наступает кризисная ситуация предприятия должны срочно действовать: придерживаться прежней стратегии опасно.
Инновации, использующие изменения в отраслевой и рыночной структурах, особенно эффективны, когда на рынке доминирует одна или несколько компаний-производителей товаров и услуг (пример 20). Они привыкают к многолетнему успеху и заражены высокомерием и поэтому пренебрегают новинками фирм, входящих в отрасль. Когда новички осуществляют передел сфер влияния, крупные организации не могут достаточно быстро и эффективно мобилизовать силы для борьбы.
Пример 20 Cirque du Soleil создала новое рыночное пространство в секторе развлечений Бывший аккордеонист, акробат и пожиратель огня Ги Лалиберте сегодня является главой Cirque du Soleil, одной из крупнейших в Канаде компаний – экспортеров культуры. Созданная в 1984 г. группой уличных актеров, компания уже познакомила со своими постановками почти 40 млн. человек в 90 городах мира. Менее чем за 20 лет своего существования Cirque du Soleil стала получать такие прибыли, которых Ringling Bros. и Barnum&Bailey – мировым чемпионам цирковой индустрии удалось достигнуть только спустя 100 с лишним лет после своего появления. Этот быстрый рост примечателен тем, что он произошел не в привлекательной, а в увядающей индустрии. Альтернативные виды развлечений все больше уводили цирковую индустрию в тень. Дети клянчили у родителей деньги на игровые приставки, а не на билет в цирк. Группы по защите прав животных все чаще выступали против участия зверей в цирковых представлениях. Ringling Bros. и Barnum&Bailey задавали тон, а конкурирующие между собой мелкие цирки подражали им. Успех Cirque du Soleil связан не с переманиванием клиентов из увядающей цирковой индустрии, исторически ориентированной на детей. Компания была нацелена на совершенно новую группу потребителей: взрослых и корпоративных клиентов, которые были готовы заплатить в несколько раз больше, чем стоил билет в обычный цирк, ради того, чтобы увидеть новое, не имеющее аналогов представление. В то время как другие цирки уделяли основное внимание шоу с участием животных, приглашению известнейших исполнителей, одновременному показу нескольких номеров на трех аренах сразу и проталкивали сдачу в аренду площадей для торговли во время представлений Cirque du Soleil обошлась без всего этого. Сохранив три основных фактора (шатер, клоунов и классические цирковые номера) компания: · сохранила клоунов, но юмор их из площадного стал более тонким и легким; · облагородила шатер, от которого отказались многие цирки, начав арендовать помещения для представлений, и тем самым создала классический символ цирка, отличающийся великолепной внешней отделкой и повышенной комфортностью. Такие шатры наводили на мысль о великих и легендарных цирках; · акробатические и другие захватывающие номера оставила, но они стали играть меньшую роль, более того, стали более элегантными благодаря артистическому флеру и интеллектуальной составляющей; · ввела новые нецирковые элементы – сюжетную линию, а вместе с ней и интеллектуальную насыщенность, артистическую музыку и танцы, а также разнообразие постановок (все эти новинки были взяты из альтернативного «живого» развлечения – театральной индустрии»); · позаимствовала некоторые идеи из бродвейских шоу, представляя разнообразные программы и постановки, а не традиционные шоу «на все случаи жизни». Музыкальному сопровождению подчинены визуальная составляющая, освещение и длительность каждого выступления. Название одного из первых проектов Cirque du Soleil говорило само за себя «Мы изобретаем цирк заново». Хотя сама тема задавалась расплывчато (это делалось намеренно), она вносила в представление гармонию и элемент интеллектуальности, утонченности. Отказавшись от многих наиболее дорогих составляющих цирка, компании удалось резко сократить затраты. Цена билетов в несколько раз превысила уровень, принятый в цирковой индустрии, но при этом цены оказались привлекательными для взрослых зрителей, привыкших к ценам на театральные билеты. |
Демографические изменения. Демографические изменения - численность населения, его половая и возрастная структура, занятость населения, уровень образования и доходов и т.д. - очень сильно влияют на объем спроса на продукты и услуги, что открывает новые возможности для инноваций (пример 21).
Пример 21 Влияние новой структуры населенияна турбизнес Растущее благосостояние, увеличивающееся свободное время и «старение» населения большинства европейских стран стимулировало развитие рынка специфических туруслуг. Оно же привело к разгрузке туристических направлений в традиционные пиковые сезоны. Поскольку в структуре населения Европы преобладают люди среднего возраста, это ведет к изменению в схеме потребления. Развлекательным аттракционам необходимо предлагать больше развлечений для людей старшего поколения в дополнение к традиционным «американским горкам». |
Изменения в восприятии населения. Сменанастроений в обществе, изменение отношения людей к реальной действительности, создание новых ценностей являются серьезными возможностями инноваций
Методы анализа демографических изменений общеизвестны и квалифицированный статистик может представить необходимую информацию. Главным является правильная постановка задачи менеджером.
С точки зрения перспектив развития бизнеса важно знать возрастное распределение населения, а в нем крупнейшую и быстро растущую когорту людей. Именно она вызовет резкое изменение преобладающих в обществе потребностей и ценностей. Также следует оценить перемены в распределении групп с определенным уровнем образования, профессиональной квалификацией и т.д.
Настоящее время характеризуется подвижностью социальных приоритетов и общественных взглядов, которые меняют стиль жизни, создавая новые возможности для бизнеса. Например, обеспокоенность части населения большим потреблением соли, сахара, консервантов и т.д. привело к преобразованию методов приготовления продуктов питания, изменению их состава и вкусовых качеств. Возросший интерес людей к физическому совершенству способствовал становлению «индустрии здоровья»: производство тренажерного оборудования, соответствующей одежды и обуви, биодобавок, строительство спортзалов и открытие тренажерных залов в отелях и т.д.
Однако следует помнить, что в этой ситуации важно различать подлинные изменения в настроении людей от следования моде.
Особенности инноваций, основанных на новых технических знаниях.Хотя неопределенность часто воспринимается как отрицательная характеристика, в управлении исследованиями и разработками это синоним возможностей, несущих большую отдачу.
Осуществление инноваций, основанных на новом знании, характеризуются наибольшими затратами времени по сравнению с другими инновационными возможностями. Кроме этого, они требуют сочетания знаний, полученных в разных областях, поэтому инновации, основанные на новом знании, нуждаются в особых условиях.
1. Необходим тщательный анализ самого знания, позволяющего создать нововведение, а также, социальных, экономических и психологических особенностей, связанных с ним. При этом социальный и экономический анализ важнее, чем технический. Важно выяснить, каких условий недостаточно для успешной реализации идеи. Если невозможно обеспечить все условия, то инновацию следует отложить. Менеджеры должны быть готовы к тому, что бесперспективные проекты нужно бросать без сожаления и что, когда идет поиск больших возможностей, высокий процент неудачных проектов – это нормально.
2. Важна четкая ориентация на стратегическое господство на рынке. Перспективная инновация сразу привлекает конкурентов и поэтому лидерство должно быть достигнуто быстро, а внедрение инноваций ориентировано на следующие цели:
· всеохватывающая система обслуживания потребителей новинки;
· четкая ориентация на целевые группы;
· стратегическое поведение, позволяющее быстро адаптироваться к бурным изменениям на рынке.
3. Внедрение инноваций, основанных на научно-техническом знании, требует предпринимательского менеджмента (пример 23), т.е. сосредоточенности на специфических требованиях рынка и финансовом предвидении (прогнозирование денежных потоков и будущих потребностей в капитале).
Пример 23 Опыт компании Gillette в разработке новшеств В 20 веке Gillette принадлежит ведущая роль в разработке «лучшего способа бритья». В лаборатории технологии бритья в Южном Бостоне, известной под названием «Мировая столица бритья», сегодня накоплен не имеющий аналогов объем информации. Gillette постоянно тестирует новые продукты не только на специальном высокотехнологичном оборудовании, которым располагает исключительно она, но и на людях: сотни добровольцев приходят сюда каждый день, чтобы побриться во имя науки. Накопленные знания о науке бритья позволяет компании постоянно изобретать и успешно выводить на рынок новы продукты В течении прошлого десятилетия компания вышла на рынок вначале с бритвой Alta Plus с двигающейся головкой и смазывающее полоской, затем с лезвием Sensor , которое приспосабливается к форме лица, достигая результата «лучше для мужчины нет», и, наконец, с Sensor Excel с микроволокнами, которые растягивают кожу, делая бритье еще более гладким. Следующий шаг - запуск нового поколения бритв Mach 3 в 70 странах мира. Каждый последующий продукт был лучше предыдущего и стоил дороже. Это принесло компании более 30 млрд. долларов. |
Практическое занятие 2
Для специальности «Сервис недвижимости»
Информационная модель здания как инновация XXI века
Рубеж конца ХХ - начала XXI веков, связанный с бурным развитием информационных технологий, ознаменовался появлением принципиально нового подхода в архитектурно-строительном проектировании, заключающемся в создании компьютерной модели нового здания, несущей в себе все сведения о будущем объекте.
Это стало естественной реакцией человека на кардинально изменившуюся информационную насыщенность окружающей нас жизни. В современных условиях стало невозможно эффективно обрабатывать прежними средствами хлынувший на проектировщиков огромный (и неуклонно возрастающий) поток «информации для размышления», предваряющей и сопровождающей само проектирование.
Причем поток этой информации не прекращается даже после того, как здание уже спроектировано и построено, поскольку новый объект вступает в стадию эксплуатации, происходит его взаимодействие с другими объектами и окружающей средой, то есть начинается, говоря современным языком, активная фаза «жизненного цикла» здания.
Так что возникшая в результате реакции на сложившееся положение концепция информационного моделирования здания – это намного больше, чем просто новый метод в проектировании.
Это также принципиально иной подход к возведению, оснащению, обеспечению эксплуатации и ремонту здания, к управлению жизненным циклом объекта, включая его экономическую составляющую, к управлению окружающей нас рукотворной средой обитания.
Это – изменившееся отношение к зданиям и сооружениям вообще.
Наконец, это наш новый взгляд на окружающий мир и переосмысление способов воздействия человека на этот мир.
Подход к проектированию зданий через их информационное моделирование предполагает прежде всего сбор и комплексную обработку в процессе проектирования всей архитектурно-конструкторской, технологической, экономической и иной информации о здании со всеми ее взаимосвязями и зависимостями, когда здание и все, что имеет к нему отношение, рассматриваются как единый объект.
Правильное определение этих взаимосвязей, а также точная классификация, хорошо организованное структурирование и достоверность используемых данных – залог успеха информационного моделирования.
Если внимательно приглядеться, то нетрудно увидеть, что при такой концепции принципиальные решения по проектированию снова остаются в руках человека, а компьютер опять выполняет лишь порученную ему техническую функцию по обработке информации.
Но главное отличие нового подхода от прежних методов проектирования заключается в том, что возникающий объем этой технической работы, выполняемой компьютером, носит принципиально иной характер, и человеку самому с ним уже не справиться.
Новый подход к проектированию объектов получил название Информационное моделирование зданий или сокращенно BIM (от принятого в английском языке термина Building Information Modeling).