Лекция 1.2. Классификация инноваций. Источники инновационных возможностей
Наиболее полную классификацию инноваций разработал известный российский ученый А.И. Пригожин на основе следующих признаков:
- распространенность;
- место в производственном процессе;
- преемственность;
- ожидаемый охват доли рынка;
- степень новизны и инновационный потенциал.
Внутри каждой из пяти групп он предложил следующее подразделение:
Виды инноваций по распространенности:
- единичные;
- диффузные;
Виды инноваций по месту в производственном цикле:
- сырьевые;
- обеспечивающие (связывающие);
- продуктовые;
Виды инноваций по преемственности:
- замещающие;
- отменяющие;
- возвратные;
- открывающие;
- ретровведения;
Виды инноваций по ожидаемому охвату доли рынка:
- локальные;
- системные;
- стратегические;
По степени новизны и инновационному потенциалу, выделяют инновации:
- радикальные;
- комбинаторные;
- совершенствующие.
По степени новизны для рынка инновации делятся также на:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного предприятия (группы предприятий).
Кроме того, классифицировать инновации можно:
- по степени воздействия на экономику;
- по уровню воздействия на процесс производства;
- по уровню воздействия на факторы производства;
- по области применения;
- по причинам возникновения;
- по характеру удовлетворяемых потребностей.
Виды инноваций по уровню воздействия на экономику:
- базовые;
- улучшающие;
- псевдоинновации.
Базовые основаны на научных открытиях и крупных изобретениях новых поколений техники и технологии; их накопление приводит к новому технологическому уровню;
Улучшающие инновации способствуют диффузии, растворению базовых инноваций;
Псевдоинновации - к сожалению, наиболее распространенные — позволяют путем незначительного совершенствования базовых и улучшающих инноваций достигнуть максимальной их эффективности. При этом расширяются рынок сбыта и сфера использования инноваций.
Виды инноваций по уровню воздействия на процесс производства:
- расширяющие;
- заменяющие;
- улучшающие.
Расширяющие инновации направлены на использование принципов и методов базовых инноваций в других экономических областях;
Замещающие инновации предназначены для производства операций другим, более эффективным способом;
Улучшающие инновации служат для повышения качества выполняемых работ.
По уровню воздействия на факторы производства инновации можно подразделить накомплексные илокальные. Комплексные инновации, как правило, требуют существенных изменений в оборудовании, технологии, квалификации работников и т.д.
Виды инноваций по области применения:
- технологические;
- организационно-управленческие;
- экономические;
- маркетинговые;
- социальные;
- экологические;
- информационные.
Наибольшее применение на практике находят инновациитехнологического характера — продукт инновации в виде новых продуктов и процесс ввода новых технологий, оборудования и материалов. Корганизационным инновациям относятся разработка и внедрение новой организационной структуры управления предприятием; кэкономическим - использование неприменяемых ранее систем и форм оплаты труда, методов управления издержками производства; к маркетинговым - освоение новых рынков и способов продвижения; ксоциальным - применение ранее неиспользуемых методов мотивации труда; кэкологическим - использование новых технологий — реализация новых технологий в области охраны окружающей среды; кинформационным — использование новых информационных технологий.
Виды инноваций по причинам возникновения:
- стратегические;
- реактивные.
Стратегические инновации носят, как правило, перспективный характер и предназначены для обеспечения конкурентоспособности продукта или услуги предприятия, организации;реактивныеинновации возникают как реакция на действия конкурентов и, так же как стратегические, направлены на повышение конкурентоспособности товара или услуги.
По характеру удовлетворяемых потребностей инновации подразделяются на создающие новые потребности; удовлетворяющие имеющиеся потребности иным способом; более эффективно удовлетворяющие имеющиеся потребности.
Приведенная классификация инноваций не только используется для целей статистического учета, но и позволяет позиционировать продукцию на конкурентном рынке, оценивать уровень собственной конкурентоспособности, разрабатывать стратегию развития, обосновывать меры по совершенствованию менеджмента.
В промышленности принято различать два вида технологических инноваций — продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов.
- Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) — это продукт, технологические характеристики которого (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных характеристик и использования ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Пример инноваций радикального типа (принципиально новых) — микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие ранее не выпускалось.
- Технологически усовершенствованный продукт - это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).
Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены либо поставлены с использованием обычных производственных методов.
В сфере услуг услуга считается технологической инновацией, если ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование существенно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее охватывает изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или кардинально усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи имеющихся услуг. Следующие изменения не являются технологическими инновациями, если они не относятся прямо к внедрению новых или значительно улучшенных услуг либо способов их производства (передачи):
- организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии предприятия;
- внедрение стандартов качества, например ISO 9000.
Кроме того,по месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
- инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
- инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
- инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости отглубины вносимых изменений выделяют инновации:
- радикальные (базовые);
- улучшающие;
- модификационные (частные).