Технологический процесс работы участковой станции
Назначение участковой станции определяется планом формирования поездов. На всех участковых станциях формируются и расформировываются сборные поезда, а на большинстве из них - передаточные, вывозные, участковые и при большой местной работе маршрутные поезда.
Обслуживание транзитных поездов, расформирование и формирование участковых и сборных составляют основу технологии участковых станций. На некоторых участковых станциях формируют также сквозные поезда и отправительские маршруты. Транзитные поезда часто пропускают через участковые станции без смены локомотива, экипируя их при необходимости на приемо-отправочных путях без отцепки от состава.
Обработка транзитных поездов – основное в деятельности участковых станций. Транзитные поезда могут проходить через станцию без переработки (в том числе с переменой направления следования) или с частичным переформированием из-за перелома весовых норм, прицепка или отцепка групп вагонов. К транзитным относятся также скорые и ускоренные грузовые поезда для перевозки молока. На участковых станциях транзитные поезда принимают в приемо-отправочные парки, оборудованные воздухопроводами для опробывания автотормозов, громкоговорящей оповестительной связью и переговорными колонками, стеллажами для хранения деталей вагонов и другими устройствами, необходимыми для ремонта и подготовки состава к безопасному следованию.
Участковые станции для переработки вагонопотока оборудованы сортировочными устройствами – горками малой мощности или вытяжными путями. С составами перерабатываемых поездов выполняют технологические операции по прибытии, маневровые и по отправлению. В сортировочном парке происходит процесс составообразования. Операции по прибытии включают технический и коммерческий осмотр вагонов, проверку соответствия состава натурному листу и грузовым документам, снятие хвостовых сигналов и подготовку к расформированию. Бригада технического осмотра, участвующая в обработке состава по прибытии, встречает его в установленном месте на путях приема, и часть операций технического и коммерческого осмотра вагонов, проверки состава выполняет на ходу поезда. Последовательность и порядок технического осмотра установлены технологическим процессом пункта технического обслуживания вагонов пункта.
Транзитные грузовые поезда проходят через участковые станции без смены или со сменой локомотивов. В первом случае их экипируют непосредственно на приемо-отправочных путях специальные бригады параллельно со сдачей и приемом локомотивными бригадами. Если экипировочные устройства расположены на приемо-отправочных путях и пополнение песком и смазкой электровозов, а также дизельным топливом и водой тепловозов не требуют отцепки локомотива от состава, то эти операции выполняют за технологически необходимое время стоянки поезда. При отцепке локомотива от поезда и проходе его к пункту экипировки время нахождения транзитного поезда на станции увеличивается в зависимости от местных условий примерно на 20 минут. При смене локомотивов технический осмотр и их экипировку выполняют, как правило, на деповских путях. Продолжительность и последовательность этих операций во многом зависят от схемы участковой станции, размещения на ней локомотивного хозяйства и от размеров движения.
Основные функции, выполняемые на станции:
Приеми отправление пассажирских поездов, посадка и высадка пассажиров; организация работы вокзала, обработка багажа и почты; пропуск с остановкой, посадкой и высадкой пассажиров пригородных поездов; формирование, отстой и обработка пригородных поездов. Организация сервиса и услуг населению по пассажирским перевозкам;
Пропуск транзитных грузовых поездов без остановки, организация приема и отправления транзитных грузовых поездов со сменой локомотивных бригад и локомотивов, контрольное техническое обслуживание вагонов в составах транзитных грузовых и пассажирских поездов;
Комплекстехнологических операций по расформированию и формированию поездов в соответствии с планом формирования участковой станции;
Организацияместной работы на станции (накопление, подача, расстановка и уборка вагонов местных пунктов участковой станции); организация технологии в соответствии с едиными технологическими процессами станции и подъездных путей;
Грузовыеи коммерческие операции на путях общего пользования, грузовых дворах, контейнерных терминалах и других пунктах; механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ;
Обработка транзитных поездов
Порядок обработки транзитного поезда со сменой локомотивов и бригад следующий. До прибытия поезда ДСП получает информацию от поездного диспетчера или из системы «ГИД Урал» о номере поезда, времени прибытия, назначения и другие данные характеризующие состав поезда, а также время отправления поезда по графику. Поездной диспетчер должен информировать ДСП о порядке пропуска поездов по станции (следование поезда с отцепкой (прицепкой), со сменой локомотива, техническим осмотром). Натурный лист на прибывающие поезда ДСП берет с системы АСУ СТ.
На путь приема транзитного поезда выходят работники, участвующие в обработке состава (работники ППВ, работники ФГП ВО ЖДТ, приемщики поездов). После остановки поезда на станции его обработка включает выполнение следующих основных операций:
· закрепление состава поезда при смене локомотива;
· ограждение поездов;
· смена локомотивной бригады;
· смена локомотива при его неисправности или истечении срока ремонта;
· опробование автотормозов: (полное опробование автотормозов при смене локомотива четных поездов и у всех нечетных поездов, от УЗОТ (поездного локомотива) в чётном парке, от поездного локомотива в нечётном парке.
сокращённое опробование автотормозов четных поездов без смены локомотива);
· контрольная проверка состава;
· коммерческий осмотр состава;
· технический осмотр поездов прошедших гарантийное плечо.
После остановки поезда состав закрепляется на пути приема тормозными башмаками в соответствии с техническо-распорядительным актом станции, и локомотив отцепляется от поезда. Работники ПТО ограждают состав и приступают к техническому обслуживанию, выявляют вагоны для отцепочного и безотцепочного ремонтов. На станциях, оборудованных устройствами централизованного, ограждения, сигналы ограждения включают операторы ПТО.
Порядок осмотра и ремонта вагонов, время на выполнение операций, число бригад и групп устанавливается технологическим процессом работы станции и ПТО. Одновременно с техническим обслуживанием производятся коммерческий осмотр состава и устранение обнаруженных неисправностей. Результаты осмотра состава в коммерческом отношении приемщик поездов сообщает ДСП и записывает об этом в Книге регистрации коммерческих неисправностей на контрольных пунктах (форма ГУ-98).
При наличии вагонов с коммерческими неисправностями, угрожающими сохранности грузов и безопасности движения, и невозможности устранить их без отцепки от состава приемщик поездов делает меловые пометки на вагонах и сообщает номера этих вагонов для отцепки и подачи их на пути устранения неисправностей с последующим составлением акта общей формы.
При отцепке от транзитного поезда вагонов с техническими и коммерческими неисправностями ДСП (ДСЦ) должен пополнить состав до установленной весовой нормы, не задерживая отправление поезда по графику.
При отцепке или прицепке к составу вагонов оператор СТЦ вскрывает пакет с поездными документами, отбирает или дополняет документы, вносит необходимые изменения в натурные листы, заверяет их штемпелем станции, после чего вновь запечатывает документы и вручает их машинисту поездного локомотива или помощнику в запечатанном виде под расписку в копии натурного листа. Если вагоны отцеплены от составов отправительских маршрутов, оформленных групповыми перевозочными документами, необходимые изменения вносятся также в групповые накладные и дорожные ведомости с приложением к ним копии акта общей формы о причинах отцепки вагонов.
Перед отправлением поезда машинисту установленным порядком вручается пакет с перевозочными документами в запечатанном виде под расписку в книге формы РУ-48 или копии натурного листа. Поездной локомотив прицепляется к составу не позже чем за 10 мин, а при отсутствии на путях воздухопроводной сети за 20 мин до отправления поезда. После прицепки локомотива осмотрщики-автоматчики производят опробование автотормозов, заполняют справку о тормозах и вручают ее машинисту.
При смене локомотивных бригад (без смены локомотива) параллельно техническому обслуживанию коммерческому осмотру локомотивная бригада принимает локомотив и перевозочные документы непосредственно от прибывшей локомотивной бригады. Прием и сдача локомотива и перевозочных документов удостоверяются подписями в маршрутах машинистов с указанием времени оформления передачи. Порядок операций по обработке транзитных поездов показан на рисунке 6.
Операция | Продолжительность, мин | |||||||
До прибытия | После прибытия | Исполнители | ||||||
5 10 15 20 25 30 5 10 15 20 25 30 | ||||||||
Получение от поездного диспетчера сообщения о номере, назначении поезда и времени его прибытия | Дежурный по станции (АРМ ДСП, АРМ ДНЦ) | |||||||
Извещение работников СТЦ, ПТО, ПКО, дежурного по локомотивному депо о номере, времени прибытия и пути приема поезда. Выписывание предупреждения | Дежурный по станции, оператор ДСП (АРМ ДСП, АРМ ПТО, АРМ дежурного по депо) | |||||||
Выход к пути приема работников, участвующих в обработке поезда | Работники СТЦ, ПТО и ПКО | |||||||
Закрепление состава, отцепка поездного локомотива, отпуск тормозов и ограждение состава | Локомотивная бригада, работники ПТО | |||||||
Прием грузовых документов от локомотивной бригады и их проверка | Дежурный по парку прибытия (оператор СТЦ | |||||||
Ограждение состава. Технический осмотр состава и ремонт вагонов | Работники ПТО | |||||||
Коммерческий осмотр вагонов и устранение неисправностей | Работники ПКО | |||||||
Снятие ограждения состава. Прицепка поездного локомотива, снятие средств закрепления, проба автотормозов, получение пакета с грузовыми документами, навешивание хвостовых сигналов и отправление | Локомотивная бригада, ПТО оператор СТЦ, сигналисты | |||||||
Рисунок 6 - График обработки транзитного поезда без переработки со сменой локомотива
Обработка поезда по прибытии на станцию.
По выходе поезда с соседней станции ДСП извещает работников СТЦ и пунктов технического обслуживания и коммерческого осмотра вагонов, сообщает номер, индекс поезда, путь приема и время его прибытия. В необходимых случаях ДСП дает указание о закреплении состава на пути прибытия.
Обработка составов по прибытии включает следующие операции: техническое обслуживание и коммерческий осмотр вагонов, контрольную проверку состава и наличия перевозочных документов, снятие хвостовых сигналов.
При техническом обслуживании вагонов по прибытии выявляются и отмечаются вагоны, требующие отцепочного ремонта (в вагонном депо или на специально выделенных путях), а также технические неисправности, устранение которых может быть произведено за время, установленное для безотцепочного ремонта.
Параллельно с техническим обслуживанием приемщики поездов осматривают составы в коммерческом отношении, при котором выявляются неисправности вагонов, угрожающие сохранности груза и безопасности движения. В процессе осмотра состава приемщики поездов проверяют наличие пломб на вагонах с последующей сверкой натурных данных с данными перевозочных документов.
По окончании технического обслуживания состава старший осмотрщик вагонов или оператор ПТО сообщает в СТЦ номера вагонов, требующих отцепочного ремонта, с последующим заполнением на эти вагоны уведомлений, а приемщики поездов - номера вагонов, требующих подачи на специальные пути (перегруз, проверка, исправление погрузки) с последующим составлением на них акта общей формы. Об окончании технического обслуживания и коммерческого осмотра состава старший осмотрщик вагонов (или оператор ПТО) и приемщик поездов уведомляют дежурного по станции.
На рисунке 7 показан технологический график обработки в парке прибытия транзитного поезда следующего с переработкой.
Операция | До прибытия поезда | По прибытии поезда | Исполнитель | ||||
Получение, пересылка ТГНЛ в СТЦ, ПТО и ДСЦ | Оператор СТЦ | ||||||
Составление сортировочного листка | Оператор СТЦ | ||||||
Получение от ДНЦ сообщения о номере поезда и времени прибытия | ДСП | ||||||
Извещение работников ПТО и ПКО о времени и пути прибытия поезда | ДСП | ||||||
Контрольная проверка состава во входной горловине | Оператор СТЦ | ||||||
Доставка грузовых документов в СТЦ | Оператор СТЦ, локомотивная бригада, оператор ПТО, ДСП | ||||||
Закрепление состава, уборка поездного локомотива, ограждение состава | Локомотивная бригада, оператор ПТО, ДСП | ||||||
Проверка грузовых документов и внесение изменений в разметку ТГНЛ | Оператор СТЦ | ||||||
Технический осмотр, разъединение и подвешивание автотормозных рукавов | Работники ПТО | ||||||
Коммерческий осмотр, устранение неисправностей | Приёмщики поездов | ||||||
Снятие ограждения, доклад об этом ДСП | Оператор ПТО | ||||||
|
Рисунок 7 - Технологический график обработки в парке прибытия транзитного поезда следующего с переработкой
Подготовка сформированных составов к отправлению.
При перестановке сформированных составов на пути отправления ДСП извещает старшего осмотрщика вагонов (или оператора ПТО) и приемщика поездов о перестановке каждого состава с указанием номера пути, номера поезда, количества вагонов в нем, номеров головного и хвостового вагонов и времени отправления поездов с последующей записью в Книге предъявления грузовых вагонов к техническому обслуживанию. На станциях, не имеющих отправочных парков, предъявляют составы к техническому обслуживанию и коммерческому осмотру по окончании формирования составов на путях сортировочного парка.
Перед отправлением состава своего формирования выполняют следующие операции: контрольную проверку состава с натуры, техническое обслуживание и текущий безотцепочный ремонт вагонов, коммерческий осмотр вагонов и устранение неисправностей, сдачу перевозочных документов локомотивной бригаде, прицепку поездного локомотива и опробование автотормозов.
Отправляемый со станции поезд должен быть сформирован в точном соответствии с планом формирования поездов и ПТЭ и иметь установленные сигналы. Работники пункта технического обслуживания, оградив сигналами предъявленный для осмотра состав, производят техническое обслуживание, проверку правильности сцепления вагонов и при необходимости ремонт вагонов. Технический осмотр и ремонт вагонов выполняются одновременно несколькими группами работников, входящими в состав бригады.
По окончании технического обслуживания и ремонта вагонов старший осмотрщик вагонов дает указание о снятии сигналов ограждения и уведомляет ДСП о технической готовности состава. После прицепки поездного локомотива осмотрщики-автоматчики опробуют автотормоза.
Одновременно с техническим обслуживанием и ремонтом вагонов выполняется коммерческий осмотр состава и устраняются обнаруженные неисправности, угрожающие сохранности груза и безопасности движения поездов. Коммерческий осмотр и устранение коммерческих неисправностей производятся с двух сторон состава приемщиками поездов и рабочими в соответствии с утвержденными правилами осмотра поездов и вагонов в коммерческом отношении. По окончании коммерческого осмотра и устранения неисправностей приемщики поездов уведомляют дежурного по станции (парку) о готовности поезда к отправлению в коммерческом отношении с последующей записью в Книге формы ГУ-98.
После отправления поезда ДСП или оператор передает ДНЦ следующие данные: номер и индекс поезда, его назначение, время отправления, номер локомотива, данные о массе и числе вагонов в поезде и другие, характеризующие состав (наличие вагонов с разрядными, негабаритными грузами и т.д.).
На рисунке 8 показан технологический график обработки в парке отправления транзитного поезда следующего с переработкой.
Операция | До прибытия поезда | По прибытии поезда | Исполнитель | |||
Согласование пути перестановки состава | ДСП, маневровый диспетчер | |||||
Перестановка состава в парк отправления | Локомотивная бригада | |||||
Оформление натурного листа, подборка документов | Оператор СТЦ | |||||
Контрольная проверка состава с натуры | Оператор СТЦ | |||||
Конвертование и пересылка документов в парк отправления | Оператор СТЦ | |||||
Технический осмотр состава и ремонт вагонов | Работники ПТО | |||||
Коммерческий осмотр состава и устранение неисправностей | Приёмщики поездов, рабочие | |||||
Вручение документов машинисту локомотива | Оператор при ДСП | |||||
Прицепка поездного локомотива, проба тормозов и отправление | Локомотивная бригада, работники ПТО | |||||
Общая продолжительность обработки поезда |
Рисунок 8 -Технологический график обработки в парке отправления транзитного поезда следующего с переработкой.
Расформирование и формирование составов поездов
Расформирование поездов на станции выполняется с использованием сортировочного устройства – горки малой мощности и вытяжного пути, а подборка групп местных вагонов – также и с использованием вытяжного пути.
Расформирование поездов ведется по плану, который должен учитывать максимальное совмещение его с формированием, подборкой групп вагонов для формирования следующих составов, а также групп для подачи к грузовым пунктам. ДСЦ (ДСП) до начала роспуска состава обязан удостовериться в свободности сортировочных путей и, при необходимости, обеспечить осаживание или подтягивание к выходной горловине стоящих на них вагонов, максимально ликвидировать имеющиеся «окна» между отцепами, совмещать эти рейсы с подформированием составов. Получив задание на взятие состава для расформирования, перед началом маневров составитель поездов проходит вдоль состава, удостоверяется в отсутствии тормозных башмаков и посторонних предметов под колесами вагонов и оповещает бригаду о начале работы.
На горке малой мощности расформированием и формированием составов руководит составитель или оператор горки. Получив сортировочный листок, составитель знакомит с предстоящей работой машиниста маневрового локомотива, расцепщика и по двусторонней парковой связи сообщает о начале роспуска. Составитель указывает расцепщику места расцепки состава. Контролем мест расцепки служат указанные в сортировочном листке номера первого и последнего вагонов больших отцепов.
Копия сортировочного листка направляется старшему регулировщику скорости движения отцепов, который информирует регулировщиков скорости движения отцепов о числе вагонов в отцепах и порядке их поступления на сортировочные пути, предупреждая о наличии отцепов, требующих при торможении особой осторожности. При формировании сборного поезда накопленные на одном из путей вагоны вытягиваются на сортировочное устройство и сортируются на свободные концы путей для подборки групп вагонов на станции участка, затем эти группы соединяются в порядке географического расположения станций участка.
Порядок работы с пассажирскими и грузовыми поездами
Для выполнения технологических операций с пассажирскими поездами имеются вокзал, приемо-отправочные пути для пропуска, приема и отправления всех категорий пассажирских поездов. Безостановочный пропуск пассажирских и грузовых поездов осуществляется по главным путям I, II. Контрольное техническое обслуживание вагонов в этом случае осуществляется сходу.
Для обслуживания транзитных грузовых поездов служат приемо-отправочные парки ПО-I и ПО-II. Как правило, в этих поездах за время их стоянки сменяются локомотивные бригады. На станции есть основное депо и оно является пунктом оборота локомотивов, осуществляется смена локомотивов: их пропускают в депо и из депо к составам через горловину станции.
Поезда, поступающие в расформирование, принимают на специальную секцию путей между ПО-IIи СП, откуда их после обработки и подготовки сортировочного листа для расформирования через вытяжной путь подают на сортировочную горку для роспуска по назначениям плана формирования в сортировочном парке. Расформирование можно производить и с вытяжки в противоположном конце СП. Сформированные составы с путей СПпереставляют на специализированные пути ПО-IIи после обработки в соответствии с технологическим процессом отправляют по назначению на любое прилегающее к станции направление.
Пассажирские поезда прибывают на главные пути, оборудованные пассажирскими платформами.
Сортировочный парк имеет 12 путей, которые предназначены для накопления вагонов сборных и участковых поездов четного и нечетного направлений, для вагонов на подъездные пути, грузовой район, локомотивное хозяйство.
После прибытия транзитных грузовых поездов отцепляются поездные локомотивы и направляются в локомотивное хозяйство для экипировки. После отцепки поездного локомотива составы транзитных поездов ограждают. Параллельно с техническим обслуживанием выполняется коммерческий осмотр вагонов. В случае необходимости отцепочного ремонта вагоны убирают из состава, используя вытяжной путь. К моменту окончания технического обслуживания к составу подается новый поездной локомотив и после снятия ограждения производится его прицепка и опробование автотормозов готового к отправлению поезда.
От прибывающих в расформирование составов отцепляется поездной локомотив и направляется для экипировки. После технического и коммерческого осмотра состава маневровый локомотив переставляет его на вытяжной путь и расформировывает на горке малой мощности. После завершения накопления вагонов для сборных и участковых поездов своего формирования производится окончание формирования составов. Готовые сформированные составы переставляют на приемо-отправочные пути. Производится техническое обслуживание вагонов, прицепляется поездной локомотив, опробуются автотормоза и поезд готов к отправлению.
5 Размещение устройств грузового двора
Расчет основных устройств
На территории участковой станции устройства для грузовых операций располагаются на грузовом дворе и подъездных путях.
При большом транзитном потоке мелких отправок в сортировочном парке устраиваются сортировочные платформы.
На грузовом дворе складские площадки специализируются по роду грузов: для тарно-штучных, для тяжеловесных грузов, для контейнеров, для навалочных тяжеловесных грузов, лесоматериалов, угля и т.д. Кроме этого, на грузовом дворе проектируется товарная контора, платформа для колёсных грузов, зарядные пункты для аккумуляторных погрузчиков, ремонтные мастерские, устройства для непосредственной погрузки грузов из вагонов в автомобили, склады горючих и смазочных материалов и другие вспомогательные здания и сооружения.
По заданной площади склада рассчитаем основные линейные размеры складов, исходя из выражения:
, (5.1)
где L – длина;
S- площадь;
В – ширина.
Для тарно-штучных грузов принимаем одну из стандартных ширину склада 36м: .
м.
Длина склада должна иметь длину кратную 12, т.е. .
Принимаем ширину рампы со стороны подъезда автомобилей 2м, со стороны железнодорожного пути 3,2 м.
Схема контейнерной площадки должна обеспечивать подачу платформ или полувагонов с наименьшим объёмом маневровой работы, а также удобные заезды автотранспорта при завозе и вывозе контейнеров. Основными механизмами для погрузки и выгрузки на контейнерной площадке являются автопогрузчики и краны.
Для среднетоннажных контейнеров принимаем козловой кран КК-6. - пролёт крана.
Вместимость контейнерной площадки = м.
Длина контейнерной площадки:
Для крупнотоннажных контейнеров принимаем козловой кран КК-32. Ширина площадки: - пролёт крана.
Вместимость контейнерной площадки = м.
Длина контейнерной площадки:
К тяжеловесным относятся грузы массой в одном месте свыше 500 кг: станки, трансформаторы и др. На грузовых станциях тяжеловесные грузы хранятся обычно на открытых площадках, оборудованных кранами.
Принимаем козловой кран КК-20. - пролёт крана
Вместимость площадки для тяжеловесных грузов = м.
Длина площадки для тяжеловесных грузов:
Длина повышенного пути для выгрузки навалочных грузов равна 170 м. Длина подающей части определяется:
, (5.2)
где - высота повышенного пути (2,25м);
i – уклон повышенного пути, принимаем 150/00
Длина выгрузочной части 250м.