Технический контроль качества ТО
Технический контроль является составной частью производственного процесса обслуживания и ремонта автомобилей. Он представляет собой совокупность контрольных операций, проводимых на всех его стадиях - от приемки автомобиля станцией до выдачи его после выполнения необходимого объема работ по ТО и ремонту.
В зависимости от места в технологическом процессе технический контроль можно разделить на входной, операционный (текущий) и приемочный (окончательный).
Основная задача входного контроля заключается в определении дефектов, составлении перечня необходимых работ и определении технологически рациональной последовательности их выполнения. Входной контроль организуется на постах приемки автомобилей. Операции контроля выполняются мастером-контролером (приемщиком).
Основная задача операционного контроля состоит в проверке и оценке качества выполнения предварительных операций (работ) и определении возможности передачи автомобиля (агрегата) для выполнения последующих операций (работ). Контроль проводят с целью предупреждения возможности появления брака, который так или иначе будет выявлен и устранение которого потребует в дальнейшем значительных неоправданных потерь рабочего времени исполнителей. Этот вид контроля предусматривает проверку качества: жестяницко-сварочных работ и подготовительных работ, выполняемых перед окраской; шлифовки коленчатого вала перед его установкой в блок двигателя; ремонта заднего моста, амортизатора, распределителя и др.
Операционный контроль организуется на производственных участках и в цехах СТОА. На больших и крупных станциях его выполняют мастера ОТК. На средних и малых СТОА, где нет ОТК, функции операционного контроля возлагаются на старших мастеров и мастеров участков, цехов и на бригадиров.
Основная задача приемочного контроля заключается в определении качества и объема выполненных работ. Контроль организуется на производственных участках и постах выдачи. На производственных участках приемочный контроль служит для определения качества работ, выполненных на одном участке. При наличии ОТК его осуществляют контролеры ОТК, на средних и малых СТОА - мастера участков или бригадиры. На постах выдачи (или совмещенных постах приемки-выдачи) приемочный контроль обеспечивает проверку качества всех работ независимо от того, на каком участке они выполнялись. Наряду с этим в процессе контроля проверяют: соответствие фактически выполненных работ перечисленным в заказе-наряде; состояние узлов, агрегатов и систем, обеспечивающих безопасность движения автомобиля; комплектность автомобиля; правильность оплаты фактически выполненных работ и срок гарантии на различные виды работ
ОТК подчиняется непосредственно руководителю АТП и в своей деятельности руководствуется должностными инструкциями, которые разрабатывает начальник ОТК и утверждает руководитель АТП, а так же директивными материалами вышестоящих организаций. Начальник ОТК периодически докладывает главному инженеру АТП о техническим состоянии подвижного состава и о состоянии технологической дисциплины ТО и ремонта, а также свои предложения по улучшению технического состояния парка.
Главная задача ОТК заключается в предупреждении появления брака т.е. служба технического контроля должна постоянно воздействовать на технологический процесс всех видов технического обслуживания я ремонта подвижного состава.
Воздействие ОТК на технологический процесс заключается в следующем:
1. Контроль за соблюдением месячных планов-графиков, постановки автомобилей в ТО, исключающий перепробег превышающий среднесуточный пробег и невыполнение суточной программы ТО;
2. Постоянный контроль за соблюдением технологии в процессе производства работ по ТО и ремонту подвижного состава, что влечет за собой предупреждение брака и повышение технологической дисциплины;
3. Контроль за качеством продукции комплексов ТО, ТР, производственных участков, осуществляемый с помощью диагностического оборудования комплекса диагностики, подчиненного начальнику ОТК и контрольно-испытательных стендов и приборов находящихся в производственных цехах;
4. Контролировать качество поступающих в АТП материалов, полуфабрикатов и ЗПЧ;
5. Участвовать в списании и предъявлять рекламации заводам и поставщикам на поставляемые материалы, агрегаты и автомобили.
На отдел технического контроля АТП, кроме функций осмотра и контроля за техническим состоянием подвижного состава, возлагаются функции проведения анализа причин возникновения неисправностей и ходимости подвижного состава, агрегатов и узлов. Ежедневно служба ОТК производит учет заявочных ремонтов. Один раз в неделю начальник ОТК производит анализ заявочных ремонтов. При выявлении характерной повторяемости заявочных ремонтов начальник ОТК (совместно с начальником производства) обязан установить причину и наметить мероприятия позволяющие устранить характерные недостатки
Технический контроль подразделяется на следующие виды:
1. По месту проведения контроля:
¾ На специально оборудованном посту или участке
¾ На рабочем месте производителя работ
¾ На контрольно-регулировочном оборудовании, используемом при ТО и Р подвижного состава.
2. По степени охвата:
¾ Выборочный контроль готовой продукции
¾ Выборочный контроль соблюдения технологии ТО и ТР по отдельным операциям
¾ Обязательный контроль всей готовой продукция
Обязательный контроль соблюдения всего технологического процесса определенного вида ТО и Р подвижного состава
В своей деятельности ОТК должен руководствоваться следующей документацией, которая должна постоянно находиться в отделе:
1. Положение об отделе технического контроля;
2. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта;
3. Должностные инструкции каждому работнику ОТК;
4. Инструкция ОТК по оформлению автомобиля в ТО;
5. Инструкция ОТК по оформлению автомобиля в ремонт;
6. Инструкция ОТК по контролю качества продукции мастерских и других производственных подразделений АТП и качества капитального ремонта произведенного авторемонтными предприятиями;
7. Инструкции по технической эксплуатации автомобилей;
8. Правила дорожного движения;
9. Инструкция и схемы опломбирования спидометров и таксометров автомобилей;
10. Ежедневная выписка из плана (графика) технического обслуживания;
11. Журнал регистрации листков учёта ТО и ремонта;
12. Журнал учёта брака по продукции мастерских;
13. Журнал учёта качества автомобилей и агрегатов получаемых АТП с авторемонтных предприятий;
14. Журнал осмотров спидометров и регистрации актов на неисправные спидометры;
15. Запас бланков "Листок учёта ТО и ремонта автомобилей";
16. Запас бланков "Акт на аварию, поломку автомобиля";
17. Запас бланков "Акт о технической неисправности, спидометра";
18. 3апас бланков "Акт о технической неисправности тахометров";
19. Запас бланков "Акт рекламации на автомобиль";
20. Технические условия на ремонт автомобилей;
21. Регулировочные данные по маркам автомобилей;
22. Наглядная техническая документация (плакаты, схема по контролируемым узлам и механизмам);
23. Нормативно-техническая документация на техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
В настоящее время в АТП имеет наибольшее распространение выборочный контроль готовой продукции на контрольно-регулировочном оборудовании используемом при ТО и ТР подвижного состава. Данная форма организация работы ОТК не позволяет проконтролировать полностью продукцию производственных подразделений АТП, соблюдение технологии ТО и Р подвижного состава, влияние на качество продукции и выявление нарушений и "узких мест" в технологическом процессе ТО и ТР подвижного состава ведущих или способствующих возникновению брака в работе.
Наиболее прогрессивной формой организации службы ОТК является обязательный контроль всей готовой продукции на специально оборудованном посту или участке с контролем соблюдения технологического процесса всех видов ТО и Р подвижного состава. Такой вид контроля позволяет своевременно выявить нарушения технологического процесса ведущие к браку, предупредить его появление и активно воздействовать на качество продукции.
Основным методом контроля соблюдения технологического процесса является контроль с помощью контрольно-измерительных приборов и инструментов и визуальный. Такой контроль должен осуществляться мастером (бригадиром) производственного участка, являющегося внештатным сотрудником ОТК.