А. Исходная посылка (реальное состояние кафедры)

При выявлении объектных и субъектных свойств кафедры дифференцирую­щим признаком выступает степень самостоятельности в принятии решений по вопросам ее жизнедеятельности.

Было отмечено, что кафедра выступает лишь как объект, т. е. главным обра­зом исполняет решения, спускаемые "сверху".

В целом соотношение объект-субъектных свойств кафедры в принятии ре­шений по перечисленным выше вопросам жизнедеятельности кафедры можно представить следующим образом:

Кафедра как объект Кафедра как субъект

1. Штаты - персональный подбор кадров (частич-

2. Учебные планы ный)

3. Программа - перераспределение времени внутри

4. Расписание программы

5. Число студентов в группе - распределение нагрузки

6. Методика преподавания - методические вариации

7. Материально-техническое обеспечение - какое оборудование

1. Сохраняется идея кафедры как структурной единицы.

2. Выпускающие и "остальные" кафедры дифференцируются по мере субъект-
ности.

3. Мера субъектности определяется типом взаимодействия между выпуска­
ющей кафедрой и "остальными".

4. Мера субъектности определяется также внутренним субъектным потенциа­
лом кафедры, во многом зависит от степени субъектности персонала кафедры.

Б. Желаемое состояние

А. Исходная посылка (реальное состояние кафедры) - student2.ru

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ

Установление новых принципов взаимоотношений внутри вузов, основанных на примате выпускающих кафедр (ВК).

1. ВК - глава научно-клинической и научно-педагогической школы.

2. В вузе возникает ряд однопрофильных кафедр-школ, работающих по аль­
тернативным (разработанным каждой из них) программам.

3. Студент имеет право выбора ВК.

4. Связь между студентом и ВК осуществляет менеджер, занимающийся
поиском и отбором абитуриентов и рекламой ВК.

5. Студент является опосредованным косвенным держателем средств (от
количества записавшихся на курс зависит зарплата преподавателя); студент, из­
расходовавший средства, полученные от государства (или Минздрава) на обра­
зование, не получает возмещения.

В случае отчисления из института и поступления в другой вуз студент выплачивает из собственных средств ту сумму, которую государство (Мин­здрав) израсходовало на его обучение в предыдущем вузе.

Ни государство, ни Минздрав не являются в данном случае держателями средств, т. к., выдавая сумму на обучение, они реализуют конституционное право каждого на высшее образование.

6. Связь ВК с остальными кафедрами осуществляется через институт менед­
жеров.

ВПК в данном случае выступает в качестве подрядчика, "остальные" -субподрядчики, т. к. они нанимаются выпускающей кафедрой, в соответ­ствии с ее потребностями, определяемыми программой.

7. Процесс обучения не контролируется заказчиком (Минздравом), конт­
ролируются только выходные параметры с помощью новой квалификацион­
ной характеристики,
составленной экспертами на основе анализа и прогноза
ситуации в здравоохранении. Последнее должен осуществлять Минздрав.

11-3. Проект "Министерство - вуз"

Предлагается изменить организационные, экономические отношения, в си­стеме которых функционирует вуз.

1. Расширяется круг субъектов, участвующих в финансировании, организа­
ции процессов подготовки специалистов. В таком качестве наряду с Министер­
ством здравоохранения (республик) выступают республиканские, областные,
городские, районные представительные и исполнительные органы власти, про­
фессиональные медицинские сообщества, организации, предприятия, группы и
отдельные лица.

Органы власти вступают с вузами в финансовые отношения, заказывают, оп­лачивают подготовку необходимых специалистов.

Профессиональные медицинские сообщества участвуют в разработке основ­ных направлений подготовки специалистов, формировании профессиональных критериев квалификации врачей, оценке уровня подготовки выпускников вузов.

В финансировании подготовки специалистов на основе контрактов участву­ют предприятия, организации, группы и отдельные лица.

Функции Министерства здравоохранения

К числу основных функций министерства относятся:

- разработка прогноза потребностей в кадрах специалистов различного про­
филя;

- формирование долговременных программ развития медицинского образо­
вания;

- определение государственного заказа вузам на подготовку специалистов,
обеспечение госзаказа необходимыми материально-техническими ресур­
сами;

- разработка критериев и участие в оценке квалификации выпускников вузов.
Государственный заказ на подготовку специалистов определяется на осно­
ве соглашения министерства с вузами. Обязательным условием заключения со­
глашения является соответствие плана приема студентов и возможностей (ма­
териально-технических, кадровых и др.), имеющихся у вуза.

За министерством закрепляется функция центра сертификации. На осно­ве анализа деятельности, состояния материально-технической базы, кадро­вого состава министерство выдает вузу сертификат на право подготовки спе­циалистов определенного профиля. Учитывая различия в состоянии вузов, пре­дусматривается введение нескольких классов сертификатов. Министерство имеет право лишить вуз сертификата в случае несоответствия требуемому уровню.

Введение сертификатов на право подготовки специалистов делает излиш­ней разработку министерством комплекса нормативов обеспечения вузов ресур­сами.

Функции вузов

Вузы функционируют как независимые, бесприбыльные организации. Под­готовка специалистов осуществляется на основе: а) госзаказов министерства, б) контрактов, заключаемых заинтересованными организациями, предприятия­ми, группами и отдельными лицами.

Финансирование деятельности вузов предусматривает оплату подготовки специалистов в рамках госзаказа, оплату подготовки специалистов по системе контрактных отношений, оплату работ, выполняемых по договорам с предприя­тиями, организациями и другими заказчиками. Соотношение доли средств, по­лучаемых вузами в результате выполнения госзаказа и контрактов, не устанавли­вается и не планируется.

Предусматривается два варианта оплаты подготовки специалистов: а) пря­мая оплата процесса обучения студентов; б) отсроченная оплата стоимости обу­чения. При втором варианте вуз получает 75-80% средств, необходимых для орга­низации процесса обучения. Оставшаяся часть выплачивается вузу только после 2-3 лет работы выпускника и прохождения им квалификационного экзамена.

Вузы самостоятельно разрабатывают программы финансирования учебного процесса, научной деятельности, оплаты труда персонала и т. д. Вузы также само­стоятельно определяют организационную структуру, содержание учебного процес­са. Количество кафедр-факультетов, численность штатов регулируются вузами в соответствии с задачами и имеющимися финансовыми возможностями.

Вузы имеют право предлагать свои услуги на мировом рынке подготовки медицинских кадров. Средства, получаемые от подготовки иностранных студен­тов, полностью остаются в бюджете вуза.

В вузах развивается контрактная система найма персонала. Предусматри­вается, что персонал вуза будет включать: а) постоянную часть преподавателей, научных работников, служащих; б) часть работников, заключивших контракты с вузом для выполнения определенной программы. Соотношение постоянной и временной частей персонала не планируется, определяется в соответствии с це­лями и условиями деятельности вуза.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Вот то не все, что я сумел передать заинтересованному читателю. Желая как можно больше повторить себя в этой книге, уже хочу ее всю переписать. Зато теперь Вы, читатель, наверное, чуствуете себя увереннее в нашей профессии. Ну как? Уже чувствуете?

Я учился у многих. За это спасибо вам -

Джермен Михайлович Гвишиани, Б.А. Трушин, Н.И. Лапин, В А. Ядов,

\Н.Ф. Наумова\,\М.И. Бобнева], AM. Пятигорский, Ю.А. Левада, БД. Доцюк, М.З. Сафро, \Г.П. Щедровицкий [, Б.В. Сазонов, Л А. Петровская, А.В. Тихонов, B.C. Дудченко,\В.Ш. Рапопорт\,\Я.С. Капелюш], В.Н. Садовский, Б.Г. Юдин, Я. Лейманн, Э. Терк, С.В. Хайниш, В.И. Герчиков, X. Висемаа (Голландия), М. Восток (Англия), Р. Алони (Израиль), К. Тайчер (Голландия), Г. Лоуренс (Анг­лия), В.А. Петровский, В.В. Авдеев, М.И. Тряшин, Е.С. Поварницына, Е. Емелья­нов и вам, самые разные мои клиенты и слушатели Школы консультантов по управлению.

Наши рекомендации