А. Исходная посылка (реальное состояние кафедры)
При выявлении объектных и субъектных свойств кафедры дифференцирующим признаком выступает степень самостоятельности в принятии решений по вопросам ее жизнедеятельности.
Было отмечено, что кафедра выступает лишь как объект, т. е. главным образом исполняет решения, спускаемые "сверху".
В целом соотношение объект-субъектных свойств кафедры в принятии решений по перечисленным выше вопросам жизнедеятельности кафедры можно представить следующим образом:
Кафедра как объект Кафедра как субъект
1. Штаты - персональный подбор кадров (частич-
2. Учебные планы ный)
3. Программа - перераспределение времени внутри
4. Расписание программы
5. Число студентов в группе - распределение нагрузки
6. Методика преподавания - методические вариации
7. Материально-техническое обеспечение - какое оборудование
1. Сохраняется идея кафедры как структурной единицы.
2. Выпускающие и "остальные" кафедры дифференцируются по мере субъект-
ности.
3. Мера субъектности определяется типом взаимодействия между выпуска
ющей кафедрой и "остальными".
4. Мера субъектности определяется также внутренним субъектным потенциа
лом кафедры, во многом зависит от степени субъектности персонала кафедры.
Б. Желаемое состояние
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
Установление новых принципов взаимоотношений внутри вузов, основанных на примате выпускающих кафедр (ВК).
1. ВК - глава научно-клинической и научно-педагогической школы.
2. В вузе возникает ряд однопрофильных кафедр-школ, работающих по аль
тернативным (разработанным каждой из них) программам.
3. Студент имеет право выбора ВК.
4. Связь между студентом и ВК осуществляет менеджер, занимающийся
поиском и отбором абитуриентов и рекламой ВК.
5. Студент является опосредованным косвенным держателем средств (от
количества записавшихся на курс зависит зарплата преподавателя); студент, из
расходовавший средства, полученные от государства (или Минздрава) на обра
зование, не получает возмещения.
В случае отчисления из института и поступления в другой вуз студент выплачивает из собственных средств ту сумму, которую государство (Минздрав) израсходовало на его обучение в предыдущем вузе.
Ни государство, ни Минздрав не являются в данном случае держателями средств, т. к., выдавая сумму на обучение, они реализуют конституционное право каждого на высшее образование.
6. Связь ВК с остальными кафедрами осуществляется через институт менед
жеров.
ВПК в данном случае выступает в качестве подрядчика, "остальные" -субподрядчики, т. к. они нанимаются выпускающей кафедрой, в соответствии с ее потребностями, определяемыми программой.
7. Процесс обучения не контролируется заказчиком (Минздравом), конт
ролируются только выходные параметры с помощью новой квалификацион
ной характеристики,составленной экспертами на основе анализа и прогноза
ситуации в здравоохранении. Последнее должен осуществлять Минздрав.
11-3. Проект "Министерство - вуз"
Предлагается изменить организационные, экономические отношения, в системе которых функционирует вуз.
1. Расширяется круг субъектов, участвующих в финансировании, организа
ции процессов подготовки специалистов. В таком качестве наряду с Министер
ством здравоохранения (республик) выступают республиканские, областные,
городские, районные представительные и исполнительные органы власти, про
фессиональные медицинские сообщества, организации, предприятия, группы и
отдельные лица.
Органы власти вступают с вузами в финансовые отношения, заказывают, оплачивают подготовку необходимых специалистов.
Профессиональные медицинские сообщества участвуют в разработке основных направлений подготовки специалистов, формировании профессиональных критериев квалификации врачей, оценке уровня подготовки выпускников вузов.
В финансировании подготовки специалистов на основе контрактов участвуют предприятия, организации, группы и отдельные лица.
Функции Министерства здравоохранения
К числу основных функций министерства относятся:
- разработка прогноза потребностей в кадрах специалистов различного про
филя;
- формирование долговременных программ развития медицинского образо
вания;
- определение государственного заказа вузам на подготовку специалистов,
обеспечение госзаказа необходимыми материально-техническими ресур
сами;
- разработка критериев и участие в оценке квалификации выпускников вузов.
Государственный заказ на подготовку специалистов определяется на осно
ве соглашения министерства с вузами. Обязательным условием заключения со
глашения является соответствие плана приема студентов и возможностей (ма
териально-технических, кадровых и др.), имеющихся у вуза.
За министерством закрепляется функция центра сертификации. На основе анализа деятельности, состояния материально-технической базы, кадрового состава министерство выдает вузу сертификат на право подготовки специалистов определенного профиля. Учитывая различия в состоянии вузов, предусматривается введение нескольких классов сертификатов. Министерство имеет право лишить вуз сертификата в случае несоответствия требуемому уровню.
Введение сертификатов на право подготовки специалистов делает излишней разработку министерством комплекса нормативов обеспечения вузов ресурсами.
Функции вузов
Вузы функционируют как независимые, бесприбыльные организации. Подготовка специалистов осуществляется на основе: а) госзаказов министерства, б) контрактов, заключаемых заинтересованными организациями, предприятиями, группами и отдельными лицами.
Финансирование деятельности вузов предусматривает оплату подготовки специалистов в рамках госзаказа, оплату подготовки специалистов по системе контрактных отношений, оплату работ, выполняемых по договорам с предприятиями, организациями и другими заказчиками. Соотношение доли средств, получаемых вузами в результате выполнения госзаказа и контрактов, не устанавливается и не планируется.
Предусматривается два варианта оплаты подготовки специалистов: а) прямая оплата процесса обучения студентов; б) отсроченная оплата стоимости обучения. При втором варианте вуз получает 75-80% средств, необходимых для организации процесса обучения. Оставшаяся часть выплачивается вузу только после 2-3 лет работы выпускника и прохождения им квалификационного экзамена.
Вузы самостоятельно разрабатывают программы финансирования учебного процесса, научной деятельности, оплаты труда персонала и т. д. Вузы также самостоятельно определяют организационную структуру, содержание учебного процесса. Количество кафедр-факультетов, численность штатов регулируются вузами в соответствии с задачами и имеющимися финансовыми возможностями.
Вузы имеют право предлагать свои услуги на мировом рынке подготовки медицинских кадров. Средства, получаемые от подготовки иностранных студентов, полностью остаются в бюджете вуза.
В вузах развивается контрактная система найма персонала. Предусматривается, что персонал вуза будет включать: а) постоянную часть преподавателей, научных работников, служащих; б) часть работников, заключивших контракты с вузом для выполнения определенной программы. Соотношение постоянной и временной частей персонала не планируется, определяется в соответствии с целями и условиями деятельности вуза.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Вот то не все, что я сумел передать заинтересованному читателю. Желая как можно больше повторить себя в этой книге, уже хочу ее всю переписать. Зато теперь Вы, читатель, наверное, чуствуете себя увереннее в нашей профессии. Ну как? Уже чувствуете?
Я учился у многих. За это спасибо вам -
Джермен Михайлович Гвишиани, Б.А. Трушин, Н.И. Лапин, В А. Ядов,
\Н.Ф. Наумова\,\М.И. Бобнева], AM. Пятигорский, Ю.А. Левада, БД. Доцюк, М.З. Сафро, \Г.П. Щедровицкий [, Б.В. Сазонов, Л А. Петровская, А.В. Тихонов, B.C. Дудченко,\В.Ш. Рапопорт\,\Я.С. Капелюш], В.Н. Садовский, Б.Г. Юдин, Я. Лейманн, Э. Терк, С.В. Хайниш, В.И. Герчиков, X. Висемаа (Голландия), М. Восток (Англия), Р. Алони (Израиль), К. Тайчер (Голландия), Г. Лоуренс (Англия), В.А. Петровский, В.В. Авдеев, М.И. Тряшин, Е.С. Поварницына, Е. Емельянов и вам, самые разные мои клиенты и слушатели Школы консультантов по управлению.