НОВОВВЕДЕНИЕ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПРОБЛЕМА К общей теории нововведений

Предмет инноватики - прежде всего создание, освоение и распростране­ние разного типа новшеств. В этом смысле изучение процессов нововведений есть специфическая точка зрения на научно-технический прогресс.

Мир нововведений не сводится только к технологии и технике. Совер­шенствование управления тоже осуществляется через введение новшеств. Так вот, реализация последних в организационно-управленческой сфере имеет немало сходного с нововведениями в русле научно-технического и экономи­ческого прогресса в целом. Новые организационные структуры, методы вы­работки решений, формы стимулирования тоже вначале разрабатываются специалистами, осваиваются, распространяются и так же, как новые прибо­ры, технологические линии, сталкиваются с человеческими интересами, пла­нами и т. д. Или взять новые модели одежды, виды услуг. Несомненно, для соответствующих организаций легкой промышленности, службы быта, для населения это важные нововведения, по массивности своей никак не уступа­ющие обновлению техники или управления, ни к тому, ни к другому, однако, не относящиеся.

Что же объединяет эти столь важные изменения, так непохожие одно на другое? А то, что во всех перечисленных случаях они представляют собой дея­тельность по обновлению, т. е. по преобразованию чьей-то другой деятельнос­ти. Средствами же такого преобразования выступают замена одних элемен­тов, частей на другие либо дополнение уже имеющихся - новыми. И вот ока­зывается, что подобная деятельность во всех сферах жизни общества имеет общие черты и закономерности. Везде сначала определяются цели изменений, разрабатывается новшество, если надо, то оно испытывается, затем осваивает­ся и распространяется и, наконец, "отмирает", исчерпываясь морально или

физически. Как правило, тут приходится преодолевать инерцию сложившего­ся порядка, для чего требуются однотипные методы. Почти всегда возникает проблема последствий - желаемых и вредных, предвиденных и неожиданных. Словом, каждое нововведение в чем-то очень важном похоже на другое, в ка­кой бы сфере оно ни осуществлялось. Нововведения как особый механизм при­сутствуют во многих целенаправленных изменениях. А если сказать точнее, именно из нововведений и состоят подлинные изменения.

Нововведение, таким образом, есть своего рода "клеточка" управляемого развития,целенаправленных изменений. Выделение подобных универсальных структур и процессов широко распространено.

Нововведения буквально пронизывают нашу жизнь во всех ее сферах. Но работа по их осуществлению требует профессионализма, специальных навы­ков и знаний.

В первом приближении мы обозначили объект инноватики. Теперь пора сказать о предмете.

Центральная проблема

В широком смысле нововведения выступают как форма управляемого раз­вития. Что это значит? Существует огромное множество изменений, возника­ющих стихийно,не целенаправленно. Тут и непредвиденные следствия из впол­не осознанных решений, и непредсказуемые события и обстоятельства, скла­дывающиеся помимо нашей воли. Понятно, что они не относятся к числу но­вовведений. Не все наше развитие управляемо, не все изменения планируемы.

Но и в управляемом секторе развития не все осуществляется через ново­введения.К примеру, постепенное или разовое нарастание одного и того же качества или количества (например, рост численности персонала, укрепление дисциплины, повышение качества продукции) сами по себе не есть иннова­ция. Нельзя отнести к ним и ремонт, замену однородного оборудования, пере­мещение работников. Так что назначение нового руководителя не есть ново­введение, но им является, например, учреждение новой должности.

Это понятие можно определить так: нововведение есть такое целена­правленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, по­селение, общество и т. д.) новые относительно стабильные элементы.Пос­ледние могут быть чисто материальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т. е. предмет нововведения, будь то станок или обряд, форма отчетности или сырье. Нововведение же суть процес­са, т. е. переход некоторой системы из одного состояния в другое.

Переход!Вот, собственно говоря, основной предмет инноватики как на­уки о нововведениях и ее центральная проблема. Но переход здесь включает и перевод,т. е. инициируемые и контролируемые изменения. Отсюда не следу­ет, что для нее не значимы цели нововведения, их планирование, финансиро­вание, отношения вокруг них разных фирм, коллективов, руководителей и ис­полнителей, подготовка персонала к освоению новшества. Сфера внимания инноватики, конечно, шире самого изменения, перехода, и ее надо определить поточнее.




Инновационные циклы

В инноватике используется понятие жизненный циклновшества, означаю­щее стадийность процесса, единство его начала и конца. Надо, однако, разли­чать применение этого понятия по отношению к новшествам и нововведениям.

Так, жизненный цикл новшества включает в себя следующие стадии:

- разработка (фундаментальные исследования, прикладные, теоретические
расчеты);

- проектирование (оформление документации, создание конструкций, чер­
тежи, реализация их в опытном образце);

- изготовление;

- использование;

- устаревание (исчерпание возможностей, появление альтернативного нов­
шества).

Тут необходимы пояснения. В некоторых случаях разработка и проекти­рование оказываются совмещенными, трудно различимыми (например, пере­вод фирмы на новую информационную технологию или завода на новую орга­низационную структуру). Иногда совпадают проектирование и изготовление. Кроме того, признаки устаревания какого-то новшества могут появиться уже на стадии его изготовления, а то и разработки.

Применительно к нововведению понятие жизненного циклабудет вклю­чать следующие стадии:

- зарождение (осознание потребности и возможности изменений, поиск со­
ответствующего новшества);

- освоение (внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производ­
ных изменений);

- диффузия (тиражирование, многократное повторение нововведения на
других объектах);

- рутинизация (когда нововведение реализуется в стабильных, постоянно
функционирующих элементах соответствующих объектов).
Нововведение не может считаться полностью завершенным, если оно ос­
тановилось на любой из промежуточных стадий. Скажем, оно может быть обо­
значено лишь как локально завершенное, если оказывается реализованным
только в единичном варианте. Оно не является завершенным, если не достиг­
ло заключительной стадии - рутинизации, как это бывает в случаях, когда после
первых пусков новое оборудование не используют в постоянном режиме из-за
неподготовленности персонала, недоработок в конструкции и т. п. Причины
сбоев на последней стадии могут корениться и в начальных стадиях, если, на­
пример, допущены ошибки в обосновании нововведения.

Теперь сопоставим оба жизненных цикла. Они различны по диапазонам, ибо рутинизация нововведения может наступить, а новшество еще не устаре­ло. К тому же новшество может быть спроектировано, изготовлено и даже ус­пело устареть, а нововведение так и не началось. Известно, что немало продук­ции консультантов и инноваторов так и не находит пользователей. Конечно, оба жизненных цикла тесно связаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Жизненный цикл новшества может прерваться на стадии исполь­зования, если не сомкнется с нововведением. А жизненный цикл последнего

может только лишь начаться (как поиск нового средства для удовлетворения уже осознанной необходимости), но не развиться, пока новшество не дойдет до стадии изготовления. Но важно видеть и разницу: в одном случае происхо­дит процесс формирования новшества, в другом - процесс его применения.

Оба жизненных цикла охватываются более общим понятием инноваци­онный процесс,в который входят и организационно-экономические, и соци­окультурные условия данного нововведения. Ведь оно предполагает опреде­ленное взаимодействие подразделений и организаций, обучение и перепод­готовку специалистов, планирование и разработку необходимых стимулов, преодоление нежелательных последствий. Инновационный процесс, таким образом, есть карта всего поля эволюции новшества и осуществления ново­введения.

В самом широком смысле, как уже отмечалось, нововведения выступают как форма управляемого развития. Однако возможности целенаправленного воздействия на этот процесс сегодня существенно ограничены как особеннос­тями самого процесса, так и управляющим потенциалом применяемых мето­дов. Вследствие этого не всегда достигаются цели инновационных мероприя­тий: планируемые изменения во многих случаях не наступают или же проис­ходят не в намеченном объеме.

В более конкретном случае в организациях нововведение рассматривает­ся как такое целенаправленное изменение, которое вносит в организацию (в еецели, технологию, организационный порядок и т. д.) новые стабильные элементы и потенциально или фактически тиражируемое в своих основных чертах.Таким образом, как и в общем случае, здесь не имеются в виду неплани­руемые, уникальные, а также краткосрочные изменения. Это же относится к ча­стным изменениям, не имеющим значимых последствий для организации (ре­монт и замена однородного оборудования, перемещение персонала и т. д.).

ТИПОЛОГИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ

Группировки нововведений можно проводить по множеству разных осно­ваний. Главная задача при этом - не только систематизировать значимые при­знаки инновационного массива, но и выделить группы нововведений, перспек­тивных для исследований. В этом смысле интерес представляют следующие основания для деления.

Три группы

По своему предметному содержанию, т. е. по типу новшества, нововведения делятся на три основные группы с дифференциацией внутри каждой из них:

1) технико-технологические (новые оборудование, приборы, технологи­
ческие схемы и т. д.);

2) продуктные (переход на выпуск новых изделий, материалов);

3) социальные (в широком смысле слова), к которым относятся:

- экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оп­латы труда);

- организационно-управленческие (новые организационные структуры,
формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполне­
нием и т. д.);

- собственно социальные, т. е. целенаправленные изменения внутриколлек-
тивных отношений (выборность бригадиров, мастеров, новые формы глас­
ности, воспитательной работы, как, например, наставничество, создание
новых общественных органов и т. д.);

- правовые, главным образом выступающие как изменения в трудовом и
хозяйственном законодательстве.

Социальные нововведения осуществляются особенно трудно, поскольку трудно определить их конкретные параметры и конкретное состояние их реали­зации, насколько полно эти нововведения реализованы. У социальных нововве­дений более тесная связь с обществом и культурой. Поэтому одно и то же ново­введение по-разному проявляет себя в разных странах, в разных обществах. Со­циальные нововведения имеют большую сферу применения, чем технические, поскольку часто разного рода материальные нововведения вызывают сопутству­ющие им социальные нововведения. Например, организационную перестройку. Социальные нововведения наиболее рискованны, т. к. напрямую выходят на людей и зачастую имеют необратимый характер.

Они сильнее зависят от использования новшества от групповых и личных качеств пользователей. Поскольку суть таких новшеств состоит во введении или ожидании новых образцов служебного поведения работников, то извест­ные колебания, разнообразие этого поведения (пусть даже в определенных общих рамках) сказываются и на воплощении новшества. Возможно, после­днее реализуется в стольких вариантах, сколько окажется у него носителей и пользователей.

Кроме того, с социальными нововведениями связан один из распростра­ненных типов инновационной патологии: перерождение этих новшеств в ста­рые формы, возвращение социальных систем после нововведений к исходно­му состоянию.

Еще одна особенность социальных нововведений - отсутствие стадии из­готовления, которая обычно тяжело проходит у нововведений технических. Процедура изготовления здесь смыкается с проектированием. Это позволяет избегать выхода инновационного процесса из одной отрасли в другую, ускоря­ет и удешевляет процесс создания новшества. Но у социальных нововведений есть также и особая цена. Конечно, сравнительно невелики расходы на разра­ботку проектов социальных нововведений в отличие от технических. Но соци­альные нововведения проходят с большим напряжением, поскольку затраги­вают интересы и цели разных людей и стрессовые точки социальных нововве­дений обнаруживаются чаще.

Иногда экономические, организационные, правовые нововведения объе­диняются понятием "управленческие". Есть и другие варианты группировок. Наиболее же верный подход - рассматривать каждое крупное нововведение как комплексное - в единстве всех его сторон.

Ведь разделение нововведений на эти группы условно, не имеет четких граней. Например, изменения в оборудовании, технологии требуют перестрой­ки и организационных связей и норм. Особенно важно иметь в виду социаль-

ное значение внедрения технических, организационных и продуктных нов­шеств. Нет чисто технических инновационных процессов, ибо последние не­избежно "втягивают" в себя социальные проблемы (изменения положения, содержания труда, цели индивидов и групп работников).

И вообще, между социальными и материально-техническими нововведе­ниями есть взаимозаменяемость. Это важно видеть. Поскольку часто бывает, что, например, организационный консультант работает с клиентной организа­цией, которая ставит цель технического обновления. А когда консультант по­степенно подводит руководство организации к осознанию собственных про­блем, то оказывается, что задача повышения выживаемости или конкуренто­способности, которая должна была вроде бы решаться материально-техничес­кими средствами, может быть решена изменением системы стимулирования, организации труда через изменение системы управления, и эффект вполне со­поставим.

Важнейшее условие нововведения состоит в том, что, проектируя то или иное изменение в организации, необходимо понять, на какой контингент ра­ботников это изменение может опираться, чьи интересы, цели, ценности мак­симально совпадают с задачами реализации этого новшества. И это необходи­мо именно потому, что на практике социальные и технические нововведения очень сильно переплетаются.

Базовые и производные

Важно еще одно деление - по инновационному потенциалу. В этом смысле нововведения бывают радикальные, т. е. базовые, принципиально новые техно­логии, методы управления или виды продукции; комбинаторные, т. е. использо­вание различных сочетаний конструктивного соединения элементов, т. н. типо­вые узлы и модифицирующие (улучшающие) нововведения как доработка ка­ких-то базовых новшеств. Почему это важно? Важен вопрос об их соотношении. Когда мы проводим оргдиагностику или проектируем какой-то процесс измене­ний, мы должны видеть некоторые закономерности соотношения нововведений разного типа по этому параметру инновационного потенциала.

Конечно, модифицирующих нововведений должно быть больше, и они появляются чаще, чем базовые. И задача их - адаптация базовых нововведе­ний к изменяющейся среде. Но приспособительные возможности таких улуч­шающих нововведений не беспредельны, и в какой-то момент происходит вы­дыхание базового нововведения, на поддержку которого эти модифицирую­щие рассчитаны. А если посмотреть на эту закономерность, соотношение бо­лее строго, можно утверждать, что модифицирующие, т. е. совершенствующие, нововведения иногда играют тормозящую роль, поскольку они искусственно задерживают появление принципиально нового новшества. Не случайно в раз­витом рыночном хозяйстве часто предпочитают скрабирование мощностей ("выскребание" какого-то устаревшего оборудования целиком из помещения цеха) постоянным доводке, ремонту и частичным улучшениям.

Базовые нововведения можно разделить:

- на "замещающие", которые предполагают полное эффективное вытесне­ние устаревшего средства, обеспечивая более эффективное выполнение со-

ответствующей функции (например, описанные автоматизация контроля за процессом обжига в цементном производстве и невзрывные источники сейсмических колебаний в геофизике);

- "отменяющие", или минусовые, нововведения, которые прекращают вы­
полнение какой-то операции, выпуск какого-то изделия без замены их но­
выми (отмена какой-либо формы отчетности, упразднение металлической
окантовки на упаковке и пр.);

- "открывающие", т. е. создающие средства, не имеющие сопоставимых фун­
кциональных предшественников (в основном к ним относятся фундамен­
тальные изобретения типа радио, телевидения, но с некоторой степенью
допущения к ним можно отнести и такие производственные новшества,
как световоды в промышленных помещениях).

Такие различия в нововведениях имеют большое значение с точки зрения скорости и полноты их осуществления. К примеру, "замещающие" нововведения могут серьезно затрудняться наличием устаревшего, но работающего средства.

Ретровведения

Еще одна закономерность нововведений - ретровведения. В инноватике есть цикл возвращения к исходным идеям, моделям и даже конструкциям. Например, на море возвращается парус, конечно, управляемый электроникой, и он дает возможность очень сильно экономить энергию. Использование ди­зельного топлива может снизиться на несколько порядков при перевозке на баржах разного рода грузов с использованием силы ветра. А что такое ветро­энергетика? Появление электростанций, использующих силу ветра по прин­ципу ветряных мельниц. Возрождается производство дирижаблей и парово­зов. Оказывается, что у них есть тот инновационный потенциал, который на том уровне развития техники и науки не мог быть использован, а теперь такие возможности появляются.

На современном уровне оказывается возможным вернуться к натурально­му каучуку, поскольку найдены более эффективные способы интенсификации роста каучуконосных растений. Происходит инновационная спираль. Лучше всего это можно проследить на изменении моды как самом наглядном поле проявления разных нововведений, когда витки моды, инновационная спираль возвращаются к каким-то забытым моделям и фасонам, снова воспроизводя их в какой-то новой эстетической среде.

Ведь даже в самых современных покроях одежды и обуви можно найти элементы стилей предшествующих годов, интервалы появления которых оп­ределяют цикличность моды. Возможно, в импульсах моды сказывается дей­ствие "остранения" как общеэстетического принципа, введенного в начале века В.Б. Шкловским. Новое видение устаревших форм обладает самостоятельной ценностью, составляет контрастное сочетание прошлого и текущего. Привле­кательная наивность прошлого, встроенная кадрами в современный фон, дает острую выразительность. Известная повторяемость делает витки моды пред­сказуемыми. Но и здесь периоды смены "шпильки" на "платформу", "мини" на "макси" сокращаются.

В технико-технологической сфере господствует рациональность. Однако и там сказываются особенности восприятия человеком предметного мира. В поиске новых решений представляется естественным обращение к уже накоп­ленному "генофонду" инноваций. Неоднократный запуск в оборот одних и тех же идей экономит время и средства. Инновационный антиквариат растет в цене.

Другие группировки

По способу осуществления следует различать нововведения:

- экспериментальные, т. е. проходящие стадию апробации, проверки;

- прямые, реализуемые без экспериментов.

Кроме того, нововведения можно различать также и по другим значимым признакам. По объему:

- "точечные" (отдельные приспособления, правила),

- системные (технологические и организационные системы),

- стратегические (принципы производства и управления).
По назначению, т. е. направленные:

- на получение конкурентных преимуществ,

- получение новых факторов успеха,

- эффективность производства,

- улучшение условий труда,

- обогащение содержания труда,

- повышение управляемости организации,

- повышение качества продукции и т. д.
По социальным последствиям:

- вызывающие социальные издержки (напряженность, новые виды моно­
тонного, вредного и т. д. труда, потери статуса и пр.),

- дающие социальные преимущества (снижение тяжести и вредности тру­
да, повышение квалификации и пр.).

По источнику планирования:

- централизованные (на министерства, ведомства),

- локальные (дирекция, регион),

- спонтанные (массовое рационализаторство, изобретательство).
По результативности:

- внедренные и полностью используемые,

- внедренные и слабо используемые,

- невнедренные.

По длительности процесса нововведения, что зависит от объема времен­ных затрат на разработку и проектирование и временного интервала от проек­та до пользователя, в т. ч. на внедрение.

Малоисследованным представляется деление инновационных процессов по источнику инициативы (предложение или спрос). Иначе говоря, некото­рые нововведения появляются в ответ на прямой социальный заказ. К приме­ру, мини-трактор для приусадебных участков и фермеров. Но, скажем, телеви­зоры появились в результате изобретения, хотя объективная общественная

потребность в них была определена точно. Вопрос о соотношении двух типов инновационных процессов непрост, т. к. речь идет о глубоких закономернос­тях формирования нашей предметной среды. В самом деле: берем, что дают, или дают, что заказываем? Есть широкая взаимосвязь между созданием нов­шеств и потребностью в них. Но все же проблема тут есть, и она ждет своих исследователей.

Сведем теперь для наглядности все упомянутые типы воедино (табл. 43).


НОВОВВЕДЕНИЕ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПРОБЛЕМА К общей теории нововведений - student2.ru

Типы нововведений

Таблица 43

Что дают такие типологии? Прежде всего возможность более точной иден­тификации каждого нововведения. Этим способом задаются определенные рамки его описания, в т. ч. по признакам, которыми нередко пренебрегают. Достигаемая при этом системность характеристики нововведения позволяет сравнить его возможности и ограничения, оценить его место среди других. Очень важно оценивать соотношения разных типов нововведений в народном хозяйстве, в других сферах общественной жизни, выявлять динамику и тен­денции изменения таких соотношений в разные периоды нашего развития, получать своего рода диагностику этих периодов с инновационных позиций.

ИННОВАТИКА:

практические методы активизации нововведений в бизнес-организациях

1. Типология нововведений в организациях.

2. Законы инерции (объективные причины и закономерности сопротивле­
ния организаций внедрению новшеств).

3. Виды антиинновационных реакций персонала.

4. Диагностика инновационного потенциала организации:

- инновационные установки руководителей,

- анализ истории организации,

Типология нововведений по признакам новшества

Таблица 44



НОВОВВЕДЕНИЕ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПРОБЛЕМА К общей теории нововведений - student2.ru


- позиционный анализ организации,

- опыт нововведений.

5. Типичные ошибки руководителей в управлении нововведениями:

- стагнация,

- "незавершенка",

- "кусочное внедрение",

- инверсия,

- директивность,

- инновационные риски.

6. Качество управленческой воли в инновационных процессах:

- слагаемые,

- оценка.

7. Методы вовлечения персонала в инновационные процессы:

- внедолжностная карьера;

- вцг (временные целевые группы) - положение, проблемы применения;

- межгрупповая работа.

8. Особенности планирования нововведений:

- построение VISION,

- нвд между группами интересов,

- метод "узкой базы",

- принцип "недопроектирования",

- техника управления проектом в инноватике,

- упреждение и разрешение конфликтов в нововведениях,

- сценарный и программный подходы в инноватике,

- "формула изменений" Глейчера.

9. Формирование инновационной культуры в организациях:

- функции и мотивация,

- инновационность как идеологема организации,

- организационное настроение.

ИННОВАЦИЯ И НОРМА

В сопоставлении понятий "традиция" и "нововведение" заметна оппози­ция. Не отрицая стабилизирующей роли традиции и развивающей роли ново­введений, важно, однако, найти методологические пути, для того чтобы рас­смотреть возможности позитивного взаимоотношения этих двух феноменов.

Прежде всего следует переосмыслить степень их противоположности. Так, традиция может быть рассмотрена не только как резерв консерватизма, но и как охранительно-поддерживающий фактор, создающий необходимую базу, своего рода гарантии безопасности для инновационных проб. Кроме того, ус­пешные нововведения, вступая в фазу своей рутинизации, сами формируют элемент традиционности. Наконец, нельзя отрицать и существование, так ска­зать, инновационных традиций, поощряющих интерес к новшествам, а в со­временном индустриальном обществе - даже возбуждающих культ новизны.

Тем не менее проблема противоположности традиции и нововведения ос­тается и постоянно дает о себе знать в технологии, управлении, культуре и т. д. Попробуем выявить пути решения этой проблемы. Универсальным элемен­том каждой традиции является норма.

НОРМА

Что есть норма? Социальный стандарт, признанный в данном обществе, конкретной среде образец поведения. Нормы бывают политические, правовые, профессиональные, культурные, моральные, трудовые и т. п. Еще они делятся на естественные, сложившиеся стихийно ("не навреди другому"), и договор­ные, иногда говорят - конвенциональные, вводимые сознательно, с конкрет­ной целью, т. е правила (например, выработка продукции в единицу времени). Это разделение очень важно для диагностики характера и силы сопротивле­ния нововведениям, а также определения методов его преодоления. Ведь одно дело, когда новшеству противостоит административное ограничение, которое стоит только отменить, как нововведение "пойдет". Понятно, что борьба с та­кими нормами бывает затяжной и изнурительной для инноваторов, но все же тут все зависит от волевого решения. И совсем другое дело, если источник кон­серватизма уходит в давние традиции массового поведения, когда конкретно­го и разового решения отнюдь не достаточно, быстрые сдвиги маловероятны, требуют широкого социально-психологического обеспечения. Недооценка по-

добных различий обходится дорого. О том свидетельствуют, например, уроки создания крупных индустриальных комплексов в мусульманских регионах, где расчет на быстрое включение в общественное производство женщин из сел не оправдался, ибо обычай прочно удерживал их в семье. В структуре нормы выделяют три элемента:

- общественный эталон поведения,

- оценку реального поведения,

- санкции (позитивные, негативные).

Есть общесоциальные нормы (законы, мораль), а есть средовые, бытующие в демографических, профессиональных и малых группах. Потому система норм в обществе неоднородна. Например, в одном исследовании этнографов оказалось, что средний инженер в Петербурге больше склонен в своих трудовых отношени­ях полагаться на официально закрепленный порядок, в то время как его коллега на Северном Кавказе считает этот же порядок чрезмерно формализованным.

Почему люди привержены нормам, господствующим в их среде? У каж­дой личности есть социальные потребности в общении, признании и т. п. Удов­летворить же их она может только через свою среду, коллектив, группу. Но удовлетворяя свои потребности, индивид попадает в обратную зависимость от ближайшего окружения, ибо в ответ на это коллектив, группа требуют от него лояльности по отношению к себе, следования тем нормам поведения, которые здесь приняты. В случае отказа к индивиду применяются санкции (моральная изоляция, остракизм, осуждение). Значит, в каждом коллективе, в каждой груп­пе вырабатывается социально-психологический механизм контроля за пове­дением своих членов.

Этот механизм контроля нередко ставит в трудное положение изобретате­лей, инициаторов организационных и иных перемен, настаивающих на реали­зации своих идей или же своими действиями фактически противостоящих сложившемуся порядку вещей.

Типичный конфликт в цехе: рабочий сделал ряд приспособлений к токар­ному станку и значительно превысил норму выработки. Но в бригадах издав­на господствовало негласное правило: нормы не превышать - срежут расцен­ки. Перенимать новшества для многих оказалось сложнее, чем "надавить" на новатора. Большинство токарных станков все-таки переналадили, и нормиров­щики нашли приемлемый вариант решения проблемы, но зачинатель всего этого предпочел перейти в другую бригаду.

Конечно, сохранительная роль норм очень функциональна, ибо придает стабильность, определенность отношениям людей. Но не менее функциональ­ной бывает и их замена.

Эволюция норм

Нормы эволюционируют под воздействием изменения условий,отноше­ния к ним их носителей, выдвижения альтернатив.

Не так ли произошло с клиентной ориентацией? Помню время, когда очень мало кто из предпринимателей реагировал на предложения консультантов раз­вернуть фирму в сторону клиентуры, повысить свою привлекательность для покупателей. Теперь такая услуга консультантов нарасхват. А отношение к ка-

честву? Сначала требования международного рынка побудили обратиться к стан­дартам ISO, но постепенно наличие такого сертификата становится просто зна­ком приличия. Или взять нашу с Вами профессию - совсем недавно приглаше­ние консультанта по управлению на предприятие, в учреждение означало едва ли не признание руководителем своей управленческой некомпетентности. Те­перь это норма. Что заставило? Пока источники эффективности были очевид­ны (управленческий учет, финансовые схемы, сокращение затрат и т. п.), зани­мались только ими. Но вот они задействованы - что теперь? Поиски пошли глуб­же. Спрос на консультационные услуги стал более осознанным, квалифициро­ванным. Приглашения консультантам по управлению превратились в норму.

Каковы же основные факторы инновационного преодоления консерватиз­ма норм?

Прежде всего это неоднородностьнормативной структуры общества, в котором всегда есть нормативные различия, иногда и противоречия. После­дние проявляются в виде противоборства тенденций, которое и служит двига­телем обновления норм.

Тут же следует назвать и такое свойство норм, как колебательность, отно­сительная нежесткость, возможность интерпретаций"от" и "до". На грани­цах норм открывается шанс нововведениям.

Новое рождается на периферии.Этот тезис инноватика может отнести не только к пресловутому "стыку наук", но и к механизму развития в целом. Новое возникает на грани недозволенного сегодня и становится общеприз­нанным завтра. Когда-то на фирме наказывали даже за 15-минутное опоз­дание, но потом гибкий график рабочего дня сделали правилом, привыч­ным режимом.

В каких же формах проявляется взаимодействие инновации и нормы?

Разнообразие вариантов колеблется от восприятия инновации как пато­логии до превращения нормы в предрассудок. Новшество может выступать как отклонение от нормы,ее нарушение или же необычное употребление. Так нередко воспринимаются первые шаги новой моды в одежде.

Другой вариант - нормотворчество,т. е. фактическое введение альтер­нативной нормы. Когда впервые еще в СССР возникли политические фрак­ции на съезде депутатов - зал испытал шок. Но вскоре это стало обычным и даже чрезмерным.

Возможно и заимствование норм,принятых в различных сферах деятель­ности и культуры. В сферу искусства, например, входят экономические отно­шения, ранее применявшиеся на производстве. Управленческие приемы и про­цедуры, выработанные в Западной Европе, Японии, США, так или иначе ис­пользуются и в нашей стране.

Конечно, реакция застойной нормативной системы на инновацию может быть обратной и выражаться в идеализации прошлого, его противопоставле­нии настоящему. Кроме того, устойчивость этой системы является важным фактором отсеивания нежизнеспособных инноваций, их испытания на перс­пективность. Поэтому неверно было бы создавать культ новизны, как и недо­оценивать позитивное значение уже существующего, признанного.

Каковы же методы развития социальных норм, повышения их восприим­чивости к новшествам?

Это, например, рационализация нормы,применение к ней категорий эф­фективности, целесообразности. Бюрократическое управление считает прове­дение заседаний, собраний, принятие постановлений самой существенной ча­стью деятельности организации и не отдает себе отчета в их иногда чисто ри­туальном значении. В таких случаях необходимо обращаться к анализу, выяс­нению и разъяснению их необходимости или, наоборот, нецелесообразности.

Сопоставление нормы с потребностью- верный способ изменения нор­мы, которая устарела, стимулирования ее саморазвития. Именно под воздействи­ем объективных потребностей общества рухнули устаревшие убеждения о несо­ответствии широких товарно-денежных отношений отечественной экономике.

Выведение инновации из нормы - еще один путь ее модернизации.

Для инновационного преобразования хозяйственного мышления, деловой культуры руководителей очень важно утвердить в их глазах деятельность по нововведениям как неотъемлемую норму нашего образа жизни. В самом деле, изобретатели довольно часто жалуются на отказ администрации своего пред­приятия полностью выплачивать положенный законом гонорар за экономи­ческий эффект от реализации их идей. В чем суть этой своеобразной разно­видности антиинновационного поведения? Разовое вознаграждение в размере годового и более заработка "всего лишь за идею" кажется таким людям неесте­ственным. Высокая оплата в их представлении связывается, как правило, с трудом тяжелым и длительным. Значит, признание уникальности вклада, осо­бой ценности таланта, творческой индивидуальности еще не стало повсемест­ным. Правовые нормы имеют тут больший инновационный потенциал, неже­ли социокультурные традиции, тем более что сами они зачастую запаздывают по отношению к реальной активности инноваторов.

ИННОВАЦИОННЫЙ РИСК

И все же суть инноватики - не нормы, а их преодоление. Выход за грани­цы принятого, отлаженного в новое, неизведанное - это всегда риск... Такое острое слово - риск! Дитя непредвиденности - одной из границ человеческого существования.

Риск есть затрата усилий, средств при неопределенном соотношении вы­игрыша и потерь, шанса на удачу и краха. Суметь усилить шансы и компенси­ровать потери - вот вся нехитрая логика риска. Риск велик, если шансы малы.

Отношение людей к риску строится на странном смешении боязни и вле­чения. Чем он заманчив? Возможностью сколь угодно большого перевеса вы­игрыша над затратами. И опасен провалом. У риска своя эстетика. Он расцве­чивает жизнь игрой. Балансирование на грани, магия удачи, чудо случая. У него своя героика. И свой страх. Недаром существует такое социальное

Наши рекомендации