Как советоваться с клиентом?
- фокус-группы,
- "клуб нашего клиента".
Для работы по данным направлениям рекомендую использовать "Положение о временных проектных группах".
V. БЛИЖАЙШИЕ МЕРЫ
1. Для привлечения потенциальныхклиентов:
а) указатели со схемой нахождения магазинов с указанием их преимуществ;
б) имиджевая реклама (рекламные щиты, радио, ТВ).
2. Для перевода посетителей и покупателей(впервые купивших) в посто
янныхпокупателей:
а) отдельный кассовый аппарат для тех, кто закупает сложные наборы;
б) подарки при больших покупках;
в) кондиционеры в торговых залах;
г) стулья, пуфики для отдыха покупателей и сопровождающих лиц;
д) добиться соответствия каталога наличности;
е) обеспечить специальный транспорт от станции метро до магазинов с ло
готипом фирмы "Z" на бортах;
ж) сделать аудиорекламу более выразительной;
з) музыкальный фон должен стать более уютным, с большей долей юмора и
сентиментальности, чтобы оставлять долгое впечатление, ассоциирующееся с
данным местом, логотипом, товаром (Л. Утесов, романсы...);
и) распакованные образцы для ознакомления.
3 Для закрепления постоянныхклиентов и перевода их в приверженцевфирмы "Z":
а) акции типа "Скидка в день Вашего рождения", "Субботние подарки", поне
дельные скидки на отдельные товары по очереди и т. д ;
б) доставка под девизом "Завтра или даром";
в) создать "Клуб нашего клиента";
г) беспроигрышные лотереи;
д) дисконтные карты;
е) сервисная служба для мебели и оргтехники;
ж) в случае очередей - видеоплеер над кассой,
з) лист "Пожелания клиента";
и) юмористические поздравления с "Днем сухого паркета", "Днем прозрачного плинтуса" и т. п. 4. Общие меры:
а) открыть новые торговые залы в Подмосковье;
б) повысить прогнозируемость качеств работника на стадии его приема в
компанию;
в) использовать метод фокус-групп для изучения спроса и жалоб;
г) оптимизировать оформление в торговых залах;
д) сдерживать обещания, данные по звонкам;
е) ввести в оценку персонала уровень клиенткой ориентации;
ж) мотивировать и обучить охрану клиенткой ориентации;
з) провести аналогичные семинары по развитию клиентной ориентации в
магазинах.
Изменения - это консультационное ВСЕ. И все, что бы ни делал консультант в организации, направлено на изменения ее целей, управления, отношений (внутренних и внешних), путей развития и т. д. и т. п.
Само появление консультанта в организации есть изменение. Ив этом качестве его прежде всего воспринимает персонал. Одни - с тревогой, беспокойством, другие - с интересом, надеждой. Можно сказать и больше: все, что написано в этой книге раньше - про оргдиагностику и методы решения проблем, - это тоже изменения в организациях.
Название этой части можно было бы отнести ко всей книге, если бы у процессов и методов изменений не было своей особо трудной специфики и если бы консультант не понимал, что есть изменения вообще и есть изменения в самом собственном смысле этого слова. Но давайте теперь ближе к делу.
Что я предлагаю в этой части?
Во-первых, Вы увидите здесь некоторые фундаментальные положения целой науки инноватики, которые я со своими коллегами разрабатывал в течение многих лет, хотя и в кратком изложении. Дежурная тема всех разговоров об изменениях — сопротивление им - здесь тоже будет, но, надеюсь, в нестандартном варианте.
А главное - методы, методы, методы... Как активизировать нововведения?
Все, что смог рассказать.
ОСНОВЫ ИННОВАТИКИ
Понятие "инновация" впервые появилось в научных исследованиях культурологов только в XIX в. и означало тогда введение элементов одной культуры в другую. Конкретнее, речь шла о привнесении европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. Европейцы-колонизаторы столкнулись с некоторым противоречием, которое поначалу было трудно объяснить. Почему-то эти рациональные формы, хорошо отработанные в западных странах, плохо принимались в этой среде? Эта проблема до сих пор актуальна и зачастую недооценивается.
Но в полной мере исследования нововведений развернулись в XX в., сформировав целую науку о нововведениях - инноватику.
Пожалуй, первое интересное, специфически инновационное наблюдение было сделано советским исследователем Н.Д. Кондратьевым в 20-х гг. Он обнаружил существование т. н. "больших циклов", или, как их называют за рубежом, "длинных волн". Такие циклы и волны образуются от каждого базового нововведения и представляют собой множество вторичных, совершенствующих нововведений. На Западе эту идею попытались приспособить к экономическим теориям, в частности обосновать и оправдать циклические кризисы производства. Немецкий экономист Шумпетер увидел здесь возможность ускоренного преодоления очередного спада через активизацию радикальных технико-экономических нововведений.
Вскоре была установлена еще одна возможность использования нововведений. Выяснилось, что источником прибыли может стать не только изменение цен или экономия на затратах, но и постоянная смена выпускаемого изделия1. Фирмы стали разрабатывать свою инновационную политику - динамичную систему продуктивных исследований, обеспечивающих рынок в соответствии с его конъюнктурой. Можно утверждать, что теории современного маркетинга основываются не столько на ценовом механизме, сколько на инновационном.
Инновационная политика оказалась весьма перспективным изобретением, причем отнюдь не только экономического, но и управленческого свойства. Дело в том, что, опираясь на гибкий механизм нововведений, фирмы получили возможность перехватывать у рынка инициативу в формировании спроса.
1 См.: Хартман В, Шток В Критический анализ буржуазных теорий и практики управления промышленными исследованиями и разработками. М., 1979.
Задача оказалась уже не в том, чтобы создавать, даже провоцировать потребности прежде всего массового покупателя в новых предметах быта, развлечениях и т. д., периодически выбрасывая в магазины такие новинки, о которых потенциальный потребитель еще не имел представлений, но охотно их "заглатывал". Собственно говоря, становление т. н. потребительского общества и началось с активного проникновения новшеств в жизнь населения. В известном смысле спрос пошел за предложением.
Однако выдержать такую стратегию фирмы могли только при внимательном изучении инновационных процессов. Потребовались хорошая ориентация в мире новых разработок, восприимчивость персонала к быстрым и непрерывным перестройкам, умение сделать оптимальный выбор при наличии большого числа предложений. Бизнес стал заказывать изучение проблем инноватики не столько академического, как раньше, сколько консультативного, рекомендательного плана. Не замедлили появиться и специалисты по анализу и ускорению нововведений. С тех пор процессы нововведений стали постоянным и все более актуальным предметом внимания. В центре его оказывались различные проблемы, предпринимались попытки построения единой теории инновационного процесса, а именно "от начала до конца", т. е. когда этот процесс рассматривается во взаимосвязи всех его стадий: генерации идеи, прикладных разработок, производства, сбыта, эксплуатации. Было замечено, что в целом эффективность инновационного процесса обеспечивается даже не столько результативностью каждой стадии, сколько надежностью "стыков", скоростью перехода от любой предыдущей к последующей. Сократить интервалы между стадиями, максимально совместить их в общем процессе - таковым стало направление поисков и экспериментов. Одним из вариантов является создание на производственных предприятиях собственных исследовательских подразделений с целью организационного объединения разработки новшества с его испытанием и серийным изготовлением.
Однако самые чувствительные разрывы в инновационной цепи обнаруживаются на стадии сбыта новой продукции, т. е. при передаче ее от "донора" (поставщика) "реципиенту" (потребителю). Что же здесь дали исследования? Разграничили две стратегии "вторжения": программируемое внедрение (реципиент приспосабливается к новшеству) и адаптивное внедрение (меняется новшество в соответствии с условиями реципиента). Кроме того, разрабатываются хитроумные приемы обхода или преодоления естественного недоверия к новому, боязни нежелательных последствий его внедрения. Тут уже психологи предлагают свои методики вовлечения потребителей в инновацию, включая тренинг агентов-коммивояжеров, нацеленный на развитие способности убеждать, а также различные ситуативные приемы1.
Предпринимались попытки выйти на единую теорию инновационного процесса, что требует рассмотрения каждого данного нововведения в контексте с другими. Замечено, что успех одного нововведения готовит почву для успеха последующих И наоборот, инновационная "боязнь" чаще всего есть следствие неудач с предыдущими нововведениями. В нашей стране становление науки о нововведениях за последние годы происходило преимущественно в рамках концепции научно-технического прогресса в целом. Очевидно, выде-
' См Пригожий А И Организации системы и люди М , 1986
ление нововведений в относительно самостоятельный предмет изучения началось у нас с исследований социальных последствий автоматизации производства, особенно же с постановки проблемы т. н. психологического барьера. Правда, чрезмерно широкое понимание этого феномена позволяло относить на его счет и собственно социальные противоречия подобных нововведений -потерю статуса, ликвидацию некоторых профессиональных и должностных групп, перемещения работников и т. д. Тем не менее этот этап имел большое значение, потому что способствовал выработке конкретных рекомендаций по согласованию организационно-технических нововведений со спецификой человека на производстве. Не меньшее значение эти исследования имели для методологии, ибо сделали деятельность по нововведениям предметом специального изучения. Надо признать, что специализация в данной области состоялась у нас с запозданием. Это было вызвано недостаточным вниманием в прошлом к задачам ускорения научно-технического развития и совершенствования управления. С другой стороны, и сами эти задачи не могли быть успешно решены без соответствующих научного фундаментально-прикладного обеспечения и социально-политических условий.