Изменения в сферах жизни организации
Тут надо иметь в виду еще одно обстоятельство.
Организационная культура состоит из 5 компонентов, описанных выше.
Проявляется же она в разных сферах жизни организации:
- в целеполаганииорганизации ("зрелость" целевой структуры организа
ции, единство целей, уровень стратегической работы, способы определе
ния служебных функций и т. д.);
- в отношениях власти(властная и моральная дистанции между руководи
телями и подчиненными, уровень централизации решений, соотношение
поощрений и наказаний, управляемость и т. д.);
- в организационной структуре(соотношение формальной и неформаль
ной структур, строгость разделения полномочий, количество иерархичес
ких уровней и т. д.);
- в исполнении работы (трудовая дисциплина, отношение к качеству, про
изводительности и т. д.);
- в человеческих отношенияхмежду работниками (степень открытости-зак
рытости, командность, обмен информацией и т. д.).
Если среди различных компонент организационной культуры определяющей является совокупность (не всегда система) норм, то из перечисленных сфер жизни организации определяющими можно считать целеполагание и исполнение работы.
Попробуем теперь свести воедино всю схему деятельности по преобразованию организационной культуры (табл. 37). Признаюсь Вам, что сам я испытываю некоторое смущение, представляя столь интимную материю, как организационная культура, в виде грубой решетки с прямыми линиями и углами. Наверное, здесь есть некоторое образное насилие над организационной культурой, но наглядность, как я заметил, существенно облегчает руководителям понимание сути и последовательности этой работы. Кроме того, эта схема действительно работает и, как я убедился на практике, представляет собой ценный консультационный продукт.
Прошу отнестись к этой таблице не только снисходительно, но и вполне условно. Совсем не нужно заполнять все клетки, они ведь просто ориентиры, лишь помогают структурировать поиск, не более того. Так что не следует к этой форме относиться буквально.
Такая матрица дает возможность более или менее полно описать меры по изменению организационной культуры предприятия, учреждения, заполняя клетки содержанием конкретной культуры конкретной организации. Возможно, не все клетки получится заполнить. Скажу больше: матрица способна выявить и противоречивость организационной культуры. К примеру, вводится идеологема "инициативность" в работе (4а), но властные нормы (2д) ее перекрывают: "инициатива наказуема". Впрочем, могут обнаруживаться и другие подобные несоответствия: "уважение друг к другу" (5в) и норма "опаздывать на совещания, собрания" (4д).
Разумеется, перечень признаков организационной культуры как по вертикали, так и по горизонтали отнюдь не закончен и допускает изменения, дополнения. Тут дело в другом: столь неуловимую, многогранную и скрытую область жизнедеятельности организации трудно выделять и описывать даже в исследовательских целях. Для управленческих задач - тем более. Первичная структуризация, предпринятая выше, все-таки несколько снижает неопределенность понятия и самого предмета организационной культуры, делает ее более понятной и значимой для управления.
Характеристика организационной культуры
ТабицаЗ?
Компоненты организационной культуры | С4 | еры проявления организационной культу | ры | |||
целеполага-ние | власть | орг. структура | работа | отношения | ||
Идеологема | а | |||||
Управленческие установки | б | |||||
Правила | в | |||||
Обыкновения | г | |||||
Нормы | д |
Управленческие воздействия
И что же? Как именно управление может воздействовать на организационную культуру?
Разделим те способы, которые руководители сами применяют или могут применять с этой целью, и те методы, которые требуют особой квалификации и могут предлагаться консультантами.
Сначала о первых.
Прежде всего это собственный пример, демонстрирующий подчиненным определенный стиль поведения, свою индивидуальную деловую культуру в расчете на "заражение" других, их подражание задаваемому образцу. Если руководитель стремится повысить надежность, обязательность в работе сотрудников, он сам подчеркнуто аккуратен в исполнении своих обещаний и требователен по этой части к другим. Тогда индивидуальная деловая культура руководителя переходит в организационную культуру фирмы.
Кроме того, он может приказами, распоряжениями вводить некоторые идеологемы, правила функционирования организации и контролировать их соблюдение. Например, объявляется идеологема: "проблемы должны решаться там, где они возникают". В ее подкрепление задается управленческая установка: "не вмешиваться в дела низовых руководителей, не давать задания "через голову", ибо по своему обыкновению в данной организации руководители не стесняются командовать подчиненными своих подчиненных. Наконец, вводится запрет вышестоящим начальникам подписывать проекты приказов, подготовленные нижестоящими по проблемам собственной компетенции последних. Пока все не привыкнут, не примут это как норму.
Иногда руководитель может составить свод неких правил в виде Кодекса фирмы (см. выше).
Многое можно сделать и через т. н. внутренний PR: на заседаниях, собраниях, в личных встречах руководители систематически сообщают о новых приоритетах, разъясняют их важность.
Или еще: привитие навыков сотрудничества можно активизировать ротацией работников (временное перемещение некоторых из них в смежные или противостоящие подразделения). На ту же задачу работает и введение в практику кросс-подразделенческих групп для решения какой-то общеорганизационной задачи. Для этого часто используются и коллективные праздники, и тор-
жества по разным случаям, главное назначение которых — поощрение межличностных связей через служебные границы.
Однако значение изменений в организационной культуре столь велико, что консультанты по управлению создают для этого специальные методы, которые могут быть совсем неизвестны практикам-руководителям, а то и недоступны для применения без помощи консультантов.
Такие методы здесь нет смысла и возможности описывать, они требуют отдельного рассмотрения, хотя их стоит обозначить: методы определения служебных функций, мотивирующей оценки персонала, игровые и иные методы, через которые в организации задаются и осваиваются ценности.
Рассмотрим примеры
Хочу проиллюстрировать применение этой методологии к конкретным задачам изменения организационной культуры у разных заказчиков и под разные идеологемы. Прошу не принимать их за образцы - все это исключительно индивидуально и конкретно и сильно варьирует в зависимости специфики организации. И привожу я их скорее для облегчения понимания содержания всей этой работы (табл. 38-42).
КУЛЬТУРА ДОВЕРИЯ
Эта замечательная идеологема пока не получила достаточного признания в отечественном бизнесе, по крайней мере, я только сейчас получил заказ на преобразование организационной культуры одной весьма успешной компании в данном направлении. Эта работа еще в самом начале, и я готов поделиться пока лишь предварительными разработками. Надеюсь, они будут полезны Вам в качестве отправного материала для собственной работы с Вашим клиентом1.
Доверие как идеологема
Все экономические кризисы коренятся в потере доверия друг к другу> к порядку, к правительству, к каким-то общественным институтам. Именно потеря доверия толкает людей к паническим действиям: разрывам связей, ажиотажному спросу, импульсивным, нерациональным действиям.
Кратко доверие можно определить так - уверенность в другом, позитивные ожидания в отношении среды обитания, сфер деятельности. Та или иная мера доверия в обществе есть всегда. Чем выше взаимозависимость между людьми, тем нужнее доверие.
На чем обычно основывается доверие?
На некоторых естественных факторах:
- дружба, родство;
- совпадение интересов (одному выгодно то же, что и другому);
1 Многое из этого я заимствовал у Роберта Брюса Шо, из его книги "Ключи к доверию в организации" (М.: Дело, 2000). Хотя, конечно, переработал его идеи через свой опыт.
шпанкам
Идеологема: самообучающаяся организация
Таблица 38
Сферы Компоненты ОК | Цели | Власть | Структуры | Работа | Отношения |
Идеологемы (наши ценности) | Годится только проективность: постоянное совершенствование и обновление. Ничто не остается без улучшений. Новая цель руководства: совершенствование управления, соединение интересов и целей персонала с целями бизнеса | Управленческое обслуживание подчиненных. Руководители дают качественные решения, подчиненные - качественную обратную связь и оценку управляемости | Каждая деятельность - проект | Есть механизм, когда работая учимся и после этого улучшаем | Возможность полипозиционного взаимодействия. Взаимный обмен по горизонтали и вертикали |
Управленческие установки (требования, приказы, задания, инструкции) | В каждый момент времени думайте о новых целях организации, которые предоставляет среда и ситуация, - настало их время, как бы не опоздать | Дайте мне информацию и предложения по улучшению управления. Корректируйте управление | Передача отв-ти в проектные группы. Всегда можно что-то улучшить. Какие улучшения в этом подразделении? Как развивается это направление? | Вводите, изменяйте, предлагайте новшества, проводите нововведения, где ваши планы? где программы? | Ищите соавторов и партнеров, не допускать автаркии. Обменивайтесь информацией и предложениями |
Правила (договорные правила поведения и критерии оценки) | Вводим систему управления по целям. Регулярная оценка целенедостижения (Давайте посмотрим почему цели не достигаются?). Сравнение цели с результатом. Анализ причин отклонения от целей. Как результаты предыдущего этапа повлияли на следующий | Кодекс с Руководители должны знать правду о качестве своих решений, информацию о своих ошибках. Качество решений должно оцениваться подчиненными | имообучающейся организацк Правила работы над проектом. Положение о ВЦПГ | и Учись на проигрыше. Правило непрерывного обновления: постоянные нововведения, если есть новшество - оно д. б. представлено. Инновационность - критерий оценки работы | Кодекс самообучающейся организации |
Обыкновения (ритуалы, регулярные совещания, мероприятия) | Процедуры коллективной саморефлексии (что получается, что нет) - регуляр- Аттестация. ные штабные сессии - раз в квартал. Мотивирующая оценка персонала Семинары минипроектных групп. Все это не должно быть диктатом руководителя. | ||||
Нормы (во что мы верим, как у нас принято, к чему мы привыкли) | Привычка говорить о достижениях фирмы как собственных и наоборот. Все озабочены будущим. Чувство причастности | Принято говорить руководителю о его ошибках и просчетах. Подчиненные считают власть доступной и открытой | Привычка и навыки коллективной работы | Культ совершенствования, состязательности. Престиж компетентности, инновационности, неуважение инертности | Командность. Открытость. Сотрудничество |
Таблица 39
Идеологема: market-maker
Сферы Компоненты ОК | Цели | Власть | Структуры | Работа | Отношения |
Идеологемы | VISION | "Элитарность": найти и вырастить элиту во всех подразделениях (люди с амбициями и потенциалом). Развитие политической надстройки, машины по разработке людей | Структура с меняющейся геометрией. Аналитика + проект (решение + делание) Использование внешних консультантов | МЫ ! - законодатели стандарт» высшие стандарты труда, уровень, который еще нигде не достигнут. Конкурентные преимущества по всем параметрам работы | Корни и крона. Впитываемость извне Мы -элита на рынке, если есть настоящая элита у нас. Преимущества - элите |
Управленческие установки | Находи новизну во всем: на рынке, в кадрах, технологиях и т. д. Ищи новые цели. Задавай и соблюдай высшие стандарты | Приоритет управленческой воле, доводить идею и дело до конца Будьте ответственны за генерацию и реализацию идеи | Провел анализ - сделай проект. Создавай ВПЦГ и ПИГ. В любом подразделении создавай элиту - единый "стержень" организации Планировать внедолжн. карьеру Маркетинг - дело каждого Создавай мощную структуру партнерства на рынке | Непрерывно проводи сравнения с конкурентами. Все новое и интересное сразу исследуй, улучшай и выводи на рынок. Давай "эталоны" лучшей работы Создавай конкурентные преимущества по качеству работы | Будь более изысканным в своем выборе партнеров. Создавай элиту партнеров. Вводи культ инноваторов |
Правила | Портновский подход к определению функции | Власть лидерства, власть в одних руках! Главная продукция власти -элитарное решение. Во всех просчетах виновна власть. Умей использовать каждого с самой лучшей его стороны | Кодекс фирмы market-maker Положение о прорывных инновационных группах (ПИГ). Положение об элитарных группах. Ротация | Положение об эталонах. Работа по эталонам. Если я не вырабатываю идеи, то помогаю тем, кто их вырабатывает | Элитарные и базовые группы. Каждый может войти в элиту, доказав это своими идеями и проектами |
Обыкновения | Регул Стратегические сессии по поиску новых конкурентных преимуществ. Навык VISION | |рная учеба и развивающие трени Многоуровневые управленческие команды. Клубность внутри фирмы (футбол, шахматы и др.) | нги (по ТРИЗ) - регулярные чем "Боковая" иерархия (управленческие воздействия идут не сверху, а от некоторой экспертной группы) | пионаты по шахматам, преф Конкурсы идей | •рапсу и др. Элитарный клуб партнеров внутри фирмы (вход- идея; членский взнос - новшество) |
Нормы | Ориентация на достижение успеха преобладает над ориентацией "избежание неудач" | Инноватор (элитер) равен по влиянию власти. Власть - образец для элиты | Престиж фирмы - мой престиж | Стремление опережать других. Культ креативности | Уважение к успеху другого. Признание неравенства как исходного. Критика в адрес фирмы -удар по собственному достоинству |
_^-^J
Идеологема: клиентоориентированность
Таблица 40
Сферы Компоненты ОК | Цели | Власть | Структуры | Работа | Отношения |
Идеологемы | Привлечение и обслуживание клиента. Усиление атгракт-функции. Развитие клиентской базы | Весь персонал одинаково близок к клиенту | Сквозные, cross-структурные процедуры обслуживания клиента. "Персональный менеджер" сквозного обслуживания | Каждый работает на ат-тракт-функцию фирмы (первое лицо множественного числа) | Внутрифирменные отношения такие же, как с клиентами (надежность, обязательность) |
Управленческие установки | Разрабатывай мероприятия и программы по повышению аттракт-функции фирмы. Мотивирующая оценка персонала | Встречайся с клиентом. Посещай его, работай с ним, бывай у него. Создавай механизмы повышения инициативности персонала | Делегируй ответственность и полномочия. Поощряй взаимозаменяемость | Будь вежлив, доброжелателен. Разрабатывай и внедряй технологии обслуживания клиента, начиная встречей и заканчивая проводами. Ищи конкурентные преимущества в этой области. Работай с жалобами | Развивай и углубляй контакт с клиентом. Согласованность действий фирмы по отношению к клиенту. Делай контакт с клиентом благоприятным |
Правила | Зарплата зависит от роста и развития клиентской базы | Коде: Положительный личный пример "как власть, так и все". Клиентоориентированность начинается с первого лица | с клиентоориентированной ф Для клиента нет "структуры" и "режима" работы - есть единая организация | фМЫ Работа оценивается по следующим показателям кли-ентности: ... | Соблюдение одинакового стандарта работы с клиентом всеми сотрудниками |
Обыкновения | Регулярные "пятиминутки" (установочные с утра и разбор полетов вечером), чтобы все владели ситуацией в фирме. Один раз в неделю - обсуждение жалоб и предложений от клиента. Регулярные семинары-тренинги | ||||
Нормы | Мотивирующая оценка персонала. Зарплата зависит от числа клиентов | Развита ориентация на внутреннего клиента по вертикали (власть - клиент для исполнителей; исполнители -клиенты для власти) Клиентность - это не продажи, а отношения с клиентом | Для клиентов я - лицо фирмы. Нехорошо конкурировать между собой за клиента | Стыдно бегать мимо клиента. Стыдно говорить клиенту "нет". В работе с клиентом нет мелочей (любые мелочи - значимы). Потеря клиента воспринимается как собственная неудача | Взаимное усиление друг друга. Доверие друг к другу в работе с клиентом. Не обсуждать перед клиентом собственные проблемы. Дружелюбие с клиентом. |
Идеологема: успешная фирма без моего участия
Таблица 41
Сферы Компоненты ОК | Цели | Власть | Оргструктура | Работа | Отношения |
Идеологсмы | У каждого свой чемодан | Все проблемы решаются на месте их возникновения | Автономность с централизацией на исполнит директора | Каждый знает, что ему делать (делает то, что надо) | Полная согласованность действий |
Установки | Зарабатывай сам через цели фирмы | "Решайте сами, отстаньте от меня" | У каждого подразделения достаточно полномочий и прав | Твоя авторская самодостаточность | Договаривайтесь между собой |
Правила | Оценка по результату | V каждого свой начальник, но не я | Рентабельность фирмы больше рентабельности среднего подразделения | Прозрачность по вертикали: технология бизнеса открыта для вышестоящего руководителя | Письменные договоренности внутри фирмы (кодекс) |
Обыкновения | Полуформальные штабные | :ессин руководителей разных | уровней (сезонно, по поводл | г, периодично и др.) | |
Нормы | Состязательность по достижениям, престиж успеха, проективность | Стыдно перекладывать на вышестоящего руководителя решение своих дел (признак некомпетентности) | Признание приоритетности общефирменных целей перед подразделенческими | Культ рациональности, технологичности, квалификации | Дух командности |
Таблица 42 Идеологема: командность
Командность: взаимопонимание; спевка, сыгранность; неформальная общность; взаимоусиление; общность целей, методов, способов достижения; взаимная симпатия; терпимость; взаимозаменяемость.
\^^ Сферы Компоненты ОК^~~^ | Цели | Власть | Оргструктура | Работа | Отношения |
Идеологемы | Общность множества цепей | Каждый в чем-то лидер. Без погон. Взаимная отчетность. Делегирование | Матричностъ. Команды на всех уровнях | Каждый делает свое, согласуясь с другими. Оптимизация бизнес-процессов с ориентацией на "внутреннего клиента" | Партнерство по горизонтали и вертикали |
Управленческие установки | Как интегрировать множество целей в единую? Согласовать планы | Определись: в чем твой вклад, в чем ты сильнее других? Какие типы решений выносятся на команду? | Построй свою микрокоманду! Больше горизонталей, меньше вертикалей. Проектные структуры | Научись сотрудничать | Будьте взрослыми! Привлекать друг друга. Соединять компетенции |
Правила | Не наступай на цели других. Следи за соответствием своей цели общей. Искать новые цели. Цепи фирмы принимаются командой | Принимать лидерство других Исполнительность. Меньше заданий, больше порядка. Не родительствовать! Не начальствовать! | Не огораживаться. Диффузность микрокоманд. Любая задача требует разных специалистов. Регулярная ротация | Определи партнеров. Ясность вклада каждого | Вносить позитив. Каждый в чем-то полезнее других |
Обыкновения | Стратегические сессии (что нас ждет, что с нами происходит?). Регулярное подведение итогов работы | Предложения типа: "если бы директором был я. . .". День стажера (исполнитель в роли начальника) | Кросс-подразделенческие проекты. Публичные презентации результатов подразделений | Командные формы работы: планерки, совещания. Проблемные семинары. Сайт "Что мне нужно от других?'. Сайт 'Что я могу сделать для других?' | Компании по праздникам. Общие дни рождения. "Клуб любителей друг друга" |
Нормы | У каждого забота об общих целях. Инициативность. Если что - виноваты все. Чувство вины у всех за неудачу каждого. Нет успеха в ущерб другим | Ценить "жирафизм". Солдатские советы генералам. Ценить возражения подчиненных. Не давать чемоданы без ручек | Один для всех, все для одного. Всем до всего есть дело. Каждый несет свой чемодан. Состязательность подразделений. Открытость смежникам | Каждый везде. Инновационность. Безотказность по горизонтали | Приязнь. Коммуникабельность. Принятие на себя. Сопереживание |
- общие ценности;
- репутация (обязательность, порядочность, надежность).
На некоторых искусственных факторах:
- договоренности (правила, контракты);
- внешние гарантии (законы, гарантии от третьих лиц).
Тут нужно снова отделить психологическое от культурного. Человек испытывает доверие - это чувство, психологическое переживание. А вот если в одной среде (стране, организации) принято доверять друг другу - то это культура, поскольку по отношению к каждому индивиду, находящемуся в ней, действует мораль через тот социально-психологический механизм контроля, который мы обсуждали раньше.
Всегда ли доверие взаимно? Отнюдь. Один может доверять другому, но тот ему - нет.
В чем ценность доверия?
1. Оно повышает качество жизни, морально-психологический комфорт в
организации.
2. Снижает потери (сбои от невыполнения договоренностей).
3. Повышает надежность, прочность отношений.
4. Снижает риски в управляемости, безопасности бизнеса.
5. Позволяет экономить на контроле.
6. Развивает самостоятельность сотрудников, их чувство ответственности.
7. Повышает чувство собственного достоинства сотрудников.
Иначе говоря, доверие очень выгодно по гигиеническим, управленческим и экономическим причинам.
Можно выделить несколько императивов доверия,т. е. требований работников друг к другу и к себе, которые могут обеспечить доверие в бизнес-организации:
- результативность труда,
- искренность,
- последовательность в поступках,
- уважение интересов друг друга, отзывчивость,
- общность ценностных ориентации,
- взаимная обязательность.
Только совокупность этих императивов может обеспечить формирование культуры доверия на фирме.
Существуют различия в диапазоне доверия'.
- в ближнем круге общения (компаньоны, управленческая команда, родствен
ники и т. д.);
- среднем круге общения (в своей организации);
- дальнем круге общения (в этнической, гражданской общностях).
Доверие и контроль
Контроль не является антагонистом доверию, скорее, они идут в паре, взаимно предполагают один другого. Однако чем больше контроля, тем меньше доверия. Чем меньше доверия, тем больше контроля. Контроль не может вытеснить доверие, заменить его собой полностью — та или иная степень доверия
остается даже в самых жестко и детально контролируемых сферах. Доверие также не может обойтись без контроля. Какие-то формы контроля существуют даже в самых сплоченных в морально-психологическом отношении средах. Почему же различные организации стараются сместить баланс контроля -доверия в сторону второго? Во-первых, желая использовать ту ценность доверия, которая была изложена выше в 7 пунктах. Но есть и другая сторона - контроль имеет свои издержки:
- во-первых, контроль дорог, ибо требуются затраты на аппарат контроля,
отвлечение на него времени и т. п.;
- во-вторых, контроль конфликтен, поскольку связан с оценками действий
людей и неизбежными разногласиями между контролирующими и конт
ролируемыми;
- в-третьих, контроль дискомфортен, создает психологическое напряжение,
беспокойство, тревогу, страх даже у тех, кто проходит через контроль бе
зукоризненно;
- в-четвертых, контроль задает инерционность и неоперативность, т. к. ожи
дание проверок сковывает инициативу, снижает самостоятельность и от
ветственность.
Разумеется, контроль бывает двоякого рода:
- развивающий и
- консервативный.
Развивающий контроль ориентирован на улучшение дела, на помощь в совершенствовании работы, на предложение вариантов позитивных изменений. Развивающий контроль основан на доверии и исходит из того, что работники стремятся к качественной работе, и если это у них иногда не получается, то из-за нехватки квалификации или внешних препятствий.
Консервативный контроль ориентирован на взыскания за отклонения от заданных параметров. Такой вид контроля предполагает нежелание работников качественно работать и даже их корыстный умысел, противостоящий интересам фирмы. Есть даже понятие разрушающего контроля, когда контролирующее вмешательство нарушает мотивацию, сбивает ритм работы и негативно сказывается на результатах.
Развивающий контроль нужен всегда, ибо ничто не бывает совершенным, всегда что-то можно улучшить. Как мы договаривались, развивающий контроль направлен именно на улучшение, в то время как консервативный - на сохранение. Соотношение обоих видов контроля может быть показано на разных редакциях одной и той же пословицы "Доверяй, но проверяй" - характеризует преобладание развивающего контроля. "Проверяй и доверяй" - указывает на преобладание консервативного контроля. Но иногда и запретительный контроль приходится наращивать. Когда же?
Консервативный контроль возрастает, если в организации:
- велика дистанция власти, закрытость руководителей для подчиненных;
- возникают провоцирующие прецеденты (деструктивное поведение кого-
то из сотрудников, злоупотребления и т. п.);
- проявляется конфликт интересов (выгода одних подразделений или иерар
хических уровней ведет к проигрышу других);
— в организационных нормах принята взаимная необязательность;
- руководители и подчиненные склонны к манипулятивным действиям по
отношению друг к другу (см. об этом в разделе по командообразованию).
Давайте вместе с нашим клиентом попробуем ответить на вопрос: в каких
сферах организации или по отношению к каким сотрудникам должен преобладать первый или второй вид контроля?
Доверие - это риск,поскольку оно расширяет степень свободы действий и независимости работников по отношению друг к другу. Когда возрастают риски доверия? Иначе говоря, при каких обстоятельствах доверие испытывается на прочность?
Прежде всего это различные соблазны(использовать скрытно ресурсы фирмы против ее интересов при низкой вероятности разоблачения). Кроме того, это стрессы,когда из-за нервного напряжения работник чаще ошибается или же склонен выполнять работу более простым, но неверным способом (нарушать технологию, дисциплину и т. п.). Риски доверия обостряет и сверхконтролъ,например, частые проверки, перегруженная отчетность побуждают работника к искажению данных либо к представлению вымышленной информации. Наконец, эти риски возрастают при появлении т. н. незаменимыхсотрудников, в зависимость от которых попадают руководители, коллеги, клиенты.
Доверие и контроль обычно сильно дифференцированы по двум основаниям:
- Кому?
- В чем?
Между тем ответ на вопрос, кому и в чем следует больше доверять в организации, неочевиден. Давайте построим матрицу доверия: предложим руководителю организации или подразделения определить для себя параметры доверия-недоверия, которые для него наиболее значимы: квалификация, достоверность отчетных данных, лояльность (устойчивость перед соблазнами - своего рода "соблазностойкость"), ответственность (способность справляться с порученным участком или заданием) и т. д. Пусть затем он распределит разные службы или отдельных работников по степени своего доверия к ним в соответствии с этими критериями. Это уже внесет для него некоторую определенность в анализ культуры доверия в руководимой им сфере.
Теперь другой заход. Давайте изобразим континуум, на одном конце которого будет значиться подозрительность, а на другом - доверчивость. Согласуем с клиентом список тех работников организации, чье мнение по этому вопросу для него особенно значимо. И затем попросим этих лиц анонимно поставить свои отметки на этом континууме применительно к конкретному руководителю (рис. 32).
О