Memo Об экспедиторских функциях

1. Завод дает экспедиторов только на нерутинные закупки. Случаи необхо­
димости посылки экспедиторов определяет директор завода и назначает их из
своего персонала.

2. На собственном транспорте фирмы функции экспедиторов выполняют
водители.

3. В случаях использования наемного транспорта надо стремиться к заклю­
чению с поставщиками т. н. "Договора обязательности", целесообразность и воз­
можность такого договора выясняет служба снабжения фирмы "С".

Схема "Договора обязательности":

- транспорт фирмы "С" идет только на склад поставщика, минуя его офис;

- офис поставщика вовремя пересылает на свой склад пакет отгрузочной до­
кументации;

- поставщик берет на себя ответственность за идентификацию товара (ого­
ворить штрафы и компенсации в случае ошибок);

- диспетчер (или иное уполномоченное лицо) фирмы "С" должен получить от
службы снабжения заявку по установленной форме с отметкой о проплате с
точным адресом и схемой проезда на место получения.
Примечание.Рассмотреть возможность доплаты сторонним водителям за

выполнение заказа (доставку).

4. Экспедиторы-профессионалы нужны только на наемном транспорте для
"необязательных" поставщиков, т. е. тех, с кем нельзя заключить "Договор обя­
зательности".

5. Оплата транспорта - за счет подразделения-заказчика.

6. По возможности и необходимости запрашивать у поставщика поставку на
условиях "франко-склад" покупателя.

ВЫСОКИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Итак, выше речь шла о бизнес-технологиях вообще. А что мы будем назы­вать управленческими технологиями? Ответ таков: управленческие техно­логии есть методические средства регулирования бизнес-процессов. Это зна­чит, что если мы предоставляем нашим клиентам-руководителям специально подготовленный методический аппарат по созданию бизнес-технологий, то мы технологизируем управление. Так что управленческие технологии есть част­ный случай бизнес-технологий, но особо важная и ответственная их разновид­ность. Ведь качество названного выше аппарата определяет и качество техно-логизации бизнес-процессов.

Возьмем, к примеру, командообразование. Многие руководители так или иначе опытным путем, по догадкам и взаимным советам формируют свои уп­равленческие команды, организуют работу совещаний и пр. То есть они по-своему регламентируют эту работу. Но вот консультант предлагает ему специ­ально разработанные методы подбора членов команды, построения их взаимо­действия, коллективной выработки решений и т. п. Но эти методы созданы на основе анализа опыта командообразования во множестве организаций, экспе­риментов, удачных и неудачных советов, обмена разработками между консуль­тантами. Наконец они доведены до высокого качества платежеспособным спро-




сом на весьма строгом рынке весьма дорогостоящих услуг первой необходи­мости.

Иначе говоря, мы предлагаем клиентуре высокие управленческие тех­нологии.Их отличия от самодеятельных управленческих технологий, при­думываемых или стихийно складывающихся в практике руководителей, со­стоят:

1) в большей эффективности;

2) дополнительных затратах времени, сил, средств руководителей на их
освоение;

3) меньшей зависимости их от индивидуальности конкретных руководи­
телей.

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Однако высокие управленческие технологии имеют сугубо консультаци­онное происхождение. Им просто неоткуда больше появиться. Вряд ли оши­бусь, утверждая, что консультационные технологии есть основной продукт, который поставляет консультант своей клиентуре помимо знаний, обучения, тренингов, да и там технологизация продвигается все глубже.

Здесь нам снова придется разбираться с основными понятиями, а их здесь целый ряд.

МЕТОДОЛОГИЯ - набор концептуальных принципов работы с органи­зациями, отражающих ценности и взгляды их сторонников. То, что в консуль­тационной среде получило название OD - Organization Development, есть, ко­нечно, самостоятельная методология консультирования. То же - т. н. "живая методология", "обучающаяся организация" и т. д. На основе наиболее разви­тых методологий возникают консультационные школы.

ТЕХНОЛОГИЯ - применительно к управленческому консультирова­нию (ибо раньше речь шла о бизнес-процессах) означает совокупность вза­имосвязанных методов работы в организации, направленных на решение определенного класса управленческих задач. Например, диагностические или мотивационные технологии. В менее строгом смысле говорят о техно­логиях разработки стратегии организации; растет число инновационных технологий.

МЕТОД, МЕТОДИКА - регламентируемые действия консультанта по ре­шению частных консультационных задач - диагностическое интервью, наблю­дение, построение графов проблем, проведение модерации и пр.

ПРОЦЕДУРА, ТЕХНИКА - эмпирическое описание какого-либо мето­дического элемента - задавание вопросов, заполнение пустографок, пробле-матизация респондента, составление контракта и т. п.

Где-то рядом витают слова "прием", "способ", "подход", которые не стоит специально определять. Тем более что и приведенные уже понятия отличают­ся между собой не столь уж ясно. Я и сам иногда по-разному их использую. Такие дефиниции нужны, но для условного обозначения.

Как распределяются эти понятия от общего ко все более частным, конк­ретным, см. на рис 16. Каждое следующее входит в состав предыдущего:

Memo Об экспедиторских функциях - student2.ru

Рис. 16. Соотношение понятия "консультационная технология" со смежными понятиями

Договорившись о примерном содержании понятия "консультационные технологии", введем различия внутри их.

Во-первых, кабинетныетехнологии, включающие методы, процедуры ана­лиза консультантом материалов, полученных им в клиентной организации: поиск корреляций между различными данными, построение схем, графов и т. п. Выполняет он эту работу у себя за столом.

Во-вторых, лабораторныетехнологии, предназначенные для создания не­которых искусственных временных ситуаций, проблематизирующих, разви­вающих персонал клиентной организации с целью получения или производ­ства новой информации. Лабораторные технологии вводятся в организацию на сравнительно короткое время для конкретной задачи и затем прекращают свое действие, оставляя содержательный след. Например, исследование дей­ствием, эксперимент, деловая игра, самодиагностика организации и т. д. Не­редко такие технологии используются в режиме резиденциальной работы, т. е. с выездом или вне помещения данной организации.

В-третьих, полевыеконсультационные технологии, врастающие в ткань реальных организаций в качестве необходимых новшеств. Полевые техноло­гии передаются консультантами в руки руководителей для практического ис­пользования. К ним стоит отнести мотивационные технологии, методы рабо­ты над стратегией, построения сценариев и т. п. Именно отсюда появляются те высокие управленческие технологии, о которых говорилось выше. Да, именно отсюда.

Консультационные технологии - ценнейшее достояние консультанта по управлению, важнейшая составляющая его профессионализма. На управлен­ческом рынке самый большой спрос на полевые технологии. Почему? Если ценность кабинетных технологий видна только консультанту (лабораторные технологии впечатляют клиента, но их конструкция и замысел ему мало дос­тупны), то содержание и эффективность полевых он воспринимает достаточ­но полно, ибо сам ими овладевает и пользуется в своей практике неопределен­но долго.

Такова реакция рынка: требовать понятное и близкое. Однако для самого консультанта развитие аналитического аппарата как средства производства цен­ной новизны не менее значимо. Правда, этот приоритет появляется у консуль­танта высокой квалификации, способного ориентироваться не только на пря­мой спрос руководителей, но и на те потребности организаций, которые не впол-

не осознаны руководителями. И через свои кабинетные технологии такой кон­сультант выдает клиенту проблемы, возможности, информацию, материал для саморефлексии, которые никак иначе не появятся. Впрочем, тут мы выходим на уровень глубокого консультирования, а это тема специального разговора.

Теперь систематизируем соотношение всех рассматриваемых видов тех­нологий (табл. 16):

Таблица 16 Соотношение бизнес-технологий

Бизнес-технологии
исполнительские управленческие • консультационные
жесткие мягкие самодея­тельные полевые, высокие лаборатор­ные кабинетные
           

Что мы видим? Между управленческими и консультационными техноло­гиями граница очень условна, ибо посредством вторых консультанты произ­водят первые. Дальше. Полевые, т. е. передаваемые от консультанта руководи­телям технологии, названные ранее высокими, относятся и к консультацион­ным, и к управленческим. Это одни и те же технологии. А вот относятся ли определения - жесткие, мягкие - только к исполнительским бизнес-техноло­гиям - вопрос, наверное, спорный. И пусть.

Наши рекомендации