Тема: «Технология формирования темпо-ритмической стороны речи»

Цель: расширить знания студентов о приёмах коррекции темпо-ритми- ческой стороны речи и особенностях работы с детьми, имеющими раз­ные речевые нарушения.

Основные понятия: ритм, темп, полный стиль произнесения, теппинг, пословный ритм, редукция (качественная, количественная), татакирование, плавность речи, словесное ударение, размер стиха.

Формы работы: обсуждение вопросов плана, конспектирование, отра­ботка логоритмических упражнений, словарный диктант.

Вопросы для обсуждения

1. Формирование чувства ритма при заикании.

2. Использование логоритмики в коррекции заикания.

3. Логопедическая работа над темповыми характеристиками речи при заикании.

4. Логопедическая работа над ритмом речи при дизартрии.

5. Логопедическая работа над ритмом речи при ринолалии.

Задания для самостоятельной работы

1. Выбрать из словаря основные понятия темы, оформить в виде конспекта.

2. Заполнить таблицу «Особенности темпоритма при различных нару­шениях произносительной стороны речи».

Дизартрия Ринолалия Заикание
     

3. Представить в виде схем технологию работы по коррекции темпо-ритма при дизартрии, ринолалии и заикании. Провести сравнительный анализ, выделить специфику.

4. Подготовить доклад «Логоритмика в системе работы по коррекции темпа и ритма».

5. Законспектировать статью Сорокиной В.Т. Особенности коррекцион- ной работы по формированию чувства ритма у дошкольников с цереб­ральным параличом // Коррекционная педагогика, 2006. - №3.

6. Подобрать комплексы упражнений на коррекцию темпа и ритма для детей с заиканием, дизартрией, ринолалией. Обосновать выбор.

7. Подобрать стихотворения с ритмическим рисунком хорея, ямба, дак­тиля для коррекционной работы при заикании.

Литература

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. - М., 1998.

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 2002.

3. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. - М., 2006.

4. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с ТИР. М., 2002.

5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб, 2001.

6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Се­ливерстова. - М., 1997.

7. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селивер­стова. - М., 1999. - Т.1.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Задания к контрольно-измерительным материалам соответствует обя­зательному минимуму содержания высшего профессионального образо­вания МО РФ.

Оценка полноты усвоения студентами учебного материала позволяет сделать заключение о качестве подготовки специалистов в определенной области знаний, получить реалистическую картину степени усвоения ма­териала, увидеть позитивные или негативные стороны организации учеб­ного процесса. Разработка контрольно-измерительных материалов осуще­ствляется на основе следующих документов (ГОС ВПО, программа дис­циплины, критерии оценки знаний студентов). Содержание представлен­ных тестовых заданий рассчитано на выявление как теоретических знаний, так и сформированных практических навыков. Предполагается, что студент, выполнивший представленные контрольные работы:

- владеет профессиональным языком логопедических технологий, уме­ет конкретно выражать и аргументировано обосновывать соответствую­щие положения;

- обладает культурой мышления, речи, общения;

- владеет системой знаний в предметной области логопедических тех­нологий;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и ме­тодов работы;

- владеет технологиями коррекции речи детей дошкольного возраста;

- умеет анализировать содержание экспериментальных программ и учебников, вносить изменения в содержание изучаемого материала, под­бирать и разрабатывать дидактический материал.

Для того чтобы проверить указанные стороны подготовки будущих спе­циалистов, в представленные КИМ включаются задания с выбором одно­го верного ответа из 4-х предложенных.

Эти задания проверяют знания: а) фактов; б) понятий и терминов; в) ха­рактерных признаков событий и явлений, понимания связей между факта­ми и явлениями; г) суждений о причинах и следствиях событий.

Данные контрольно-измерительные материалы включают 100 вопросов. Время, отводимое на проведение тестирования учебных достижений сту­дентов на основе КИМ - 1ч 20 минут.

Такой комплекс заданий позволяет проверить большую часть элемен­тов, предусмотренных существующими требованиями к подготовке дип­ломированных специалистов по дисциплине «Логопедические технологии».

Принципами отбора содержания для разработки заданий являются:

- принцип адекватности содержания КИМ обязательному минимуму содержания педагогического образования в высшей школе;

- принцип вариативности;

- принцип индивидуализации и дифференциации;

- принцип комплексности представленных заданий.

Методика проведения тестирования учебных достижений студентов с помощью КИМ.

Примечание. При тестировании учебных достижений студентов допус­кается присутствие 90% от численности группы при наличии уважитель­ных причин.

Перед началом тестирования дается краткая инструкция по выполнению задания для тестируемых:

- внимательно прочитайте тестовые задания;

- в процессе работы общаться друг с другом не разрешается;

- ответы пишутся четко и разборчиво;

- в бланке вписываются фамилия тестируемого, факультет, курс, группа;

- определяется время, в течение которого проводится тестирование (на­пример, 1ч. 20 мин.);

- по окончанию времени работа прекращается и сдаётся для проверки.

После краткой инструкции тестируемым студентам раздаются бланки,

замечается время начала работы. На вопросы, возникающие в период вы­полнения тестовых заданий, отвечать нельзя.

1. Центральным отделом речевого аппарата является:

а) язык и губы;

б) гортань с надгортанником;

в) грудная клетка с бронхами;

г) кора больших полушарий.

2. Область коры головного мозга, связанная с организацией произволь­ных движений, регуляцией сложных форм поведения:

а) лобная;

б) теменная;

в) височная;

г) затылочная.

3. Периферическим отделом речевого аппарата является:

а) ретикулярная формация;

б) эфферентный двигательный путь;

в) фонаторный;

г) афферентный двигательный путь.

4. Зона Вернике находится:

а) в передней центральной извилине;

б) в верхней височной извилине;

в) в средней височной извилине;

г) в средней лобной извилине.

5. Произносительная сторона речи включает в себя:

а) голос;

б) словарный запас;

в) словообразование;

г) словоизменение.

6. Зона Брока находится:

а) в задней центральной извилине;

б) в нижней теменной области;

в) в нижней лобной извилине;

г) в верхней лобной извилине.

7. Признак, характеризующий согласные звуки по месту образования:

а) взрывные;

б) переднеязычные;

в) аффрикаты;

г) твердые.

8. По данной характеристике определите звук: согласный; ротовой; глу­хой; смычно-щелевой; переднеязычный; твердый:

а) [ф];

б) [х];

в) [ц];

г) [ч].

9. Гласный звук, относящийся к нижнему подъему языка:

а) [и];

б) [у];

в) [о];

г) [а].

10.Признак, характеризующий согласные звуки по способу образования:

а) щелевые;

б) губно-зубные;

в) глухие;

г) шумные.

11. По данной характеристике определите звук: согласный; ротовой; глу­хой; щелевой; переднеязычный (кончик языка вверху); мягкий:

а) [с];

б) [ш];

в) [щ];

г) [ж].

12. Признак, характеризующий согласные звуки по уровню шума:

а) губно-губные;

б) мягкие;

в) сонорные;

г) звонкие.

13. Признак, характеризующий гласные звуки по участию губ:

а) верхнего подъема;

б) среднего ряда;

в) носовые;

г) лабиализованные.

14. По данной характеристике определите звук: согласный; ротовой; звонкий; щелевой; переднеязычный (кончик языка внизу); твердый:

а) [с];

б) [з];

в) [ц];

г) [ч].

15. Признак, по которому гласные отличаются от согласных:

а) по работе голосовых складок;

б) по участию в артикуляции мягкого неба;

в) по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости;

г) по участию нижней челюсти.

16. По данной характеристике определите звук: согласный; ротовой; со­норный; смычно-проходной; боковой переднеязычный; твердый:

а) [л];

б) [р];

в) [м];

г) [j].

17. Делабиализация - это:

а) артикуляция звука, образуемая сближением или смыканием обеих губ;

б) изменение в артикуляции звука в сторону исключения участия губ;

в) произнесение звука с приподнятым мягким небом к задней стенке глотки;

г) произнесение звука с опущенным мягким небом и продвинутым впе­ред маленьким язычком.

18. Звуковая организация речи при помощи чередования ударных и бе­зударных слогов:

а) тон;

б) тембр;

в) темп;

г) ритм.

19. Диапазон голоса - это:

а) энергия, мощность голоса, определяемая интенсивностью амплиту­ды колебания голосовых складок и измеряемая в децибелах;

б) высотный объём голоса, измеряемый количеством тонов;

в) индивидуальная окраска звуков голоса, зависящая от частоты и силы колебаний голосовых складок;

г) продолжительность звуков во времени, измеряемая в миллисекундах.

20. Резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпа­дении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колеба­ний системы:

а) резонанс;

б) диапазон;

в) голос;

г) сила голоса.

21. Звук с механическим способом ставится от:

а) [ш];

б) [т];

в) [ж];

г) [з].

22. Опорным для звука [л] является:

а) [э];

б) [е];

в) [и];

г) [ы].

23. Определите, что особенно удобно отрабатывать на гласных звуках в произносительной стороне речи: а) темп;

б) речевое дыхание;

в) ритм;

г) паузы.

24. При устранении парасигматизмов в первую очередь необходимо:

а) выработать направленную воздушную струю;

б) дифференцировать носовое и ротовое дыхание;

в) научить дифференцировать на слух звук от звука-заменителя;

г) сформировать артикуляционную базу.

25. Звук ш механическим способом ставится от:

а) [с];

б) [з];

в) [ж];

г) [щ].

26. Особенность логопедической работы при горловом ротацизме:

а) развивать фонематический слух;

б) дифференцировать носовое и ротовое дыхание;

в) вызвать вибрацию без голоса;

г) нейтрализовать губы.

27. Постановку этого звука рекомендуют начинать с межзубного про­изношения:

а) ц;

б) j;

в) р;

г) л.

28. Категория детей, в логопедической работе с которыми используют­ся рефлекс запрещающие позиции для предупреждения или ослабления патологически усиленных позотонических рефлексов:

а) дети с заиканием;

б) дети с ринолалией;

в) дети с дизартрией при церебральном параличе;

г) дети со стёртой дизартрией.

29. Метод фонетической локализации для постановки звуков при дизар­трии предполагает:

а) значительно более длительные сроки работы над каждым звуком;

б) одновременность работы над несколькими звуками, принадлежащи­ми к разным артикуляторным группам;

в) вызывание звука непосредственно в составе слога, а не в изолиро­ванном положении;

г) вызывание «аналога» звука, не совпадающего полностью по своим акустическим и артикуляторным признакам с эталоном правильной речи, но чётко противопоставленный всем остальным звукам речи.

30. Упражнение для активизации движений мягкого нёба:

а) жевание;

б) глотание капель воды;

в) поплевывание;

г) дутьё.

31. Категория детей, в логопедической работе с которыми применяют зажимание крыльев носа:

а) дети с заиканием;

б) дети с ринолалией;

в) дети с дизартрией;

г) дети с дислалией.

32. Верная последовательность логопедической работы над свистящи­ми звуками:

а) [з], [зг], [с], [сг], [ц];

б) [ц], [с], [з], [зг], [сг];

в) [с], [з], [ц], [сг], [зг];

г) [с], [сг], [з], [зг], [ц].

33. При нёбно-глоточной недостаточности работу над коррекцией зву- копроизношения при ринолалии начинают:

а) с взрывных фонем;

б) с фрикативных фонем;

в) с аффрикат;

г) с соноров.

34. Для постановки этого звука у детей с ринолалией актуален прием «поплевывания»:

а) [к];

б) [т];

в) [с];

г) [ф].

35. Особенность работы на этапе автоматизации звуков при ринолалии: а) рекомендуется использование утрированного, чеканного, протяжно­го произношения поставленного звука;

б) рекомендуется более поздний переход от автоматизации на уровне звуков и слов к автоматизации на уровне фразы;

в) допускается автоматизация звуков-«аналогов»;

г) не допускается автоматизация звуков-«аналогов».

36. Логопедический тренажёр «Дэльфа» не включает:

а) постановку звука;

б) автоматизацию звука;

в) дифференциацию звука;

г) введение звуков в речь.

37. Рациональный тип дыхания:

а) ключичное;

б) верхнерёберное;

в) брюшное;

г) диафрагмальное.

38. Тренировка фонационного выдоха начинается:

а) с длительного звучания гласных;

б) с короткого произнесения согласных;

в) с пропевания слогов;

г) с попеременного звучания гласных и согласных.

39. Овладение этим умением способствует формированию у детей с це­ребральным параличом удлиненного произвольного выдоха:

а) сглатывать слюну;

б) правильно сморкаться;

в) кашлять;

г) полоскать горло.

40. Использование аппарата В.Ф. Фролова направлено на:

а) формирование продолжительности, силы и направленности речево­го выдоха;

б) развитие координации и ритмизации движений и речи;

в) воспитание навыков правильной голосоподачи и голосоведения;

г) формирование интонационной выразительности речи.

41. Для облегчения усвоения детьми с ринолалией направленной воз­душной струи на первых занятиях рекомендуют:

а) кашлять;

б) надувать щеки;

в) зажимать крылья носа;

г) зевать.

42. Работа над формированием речевого дыхания при ринолалии в до- операционный период:

а) нужна, но невозможна;

б) возможна и нужна;

в) возможна, но не нужна;

г) невозможна и не нужна.

43. Дифференцировочный этап логопедического обследования предпо­лагает:

а) беседу с родителями;

б) обследование сенсорных процессов с целью отграничения первич­ной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нару­шениями слуха;

в) обследование фонематического восприятия;

г) динамическое наблюдение за ребёнком в условиях специального обучения.

44. Логопедическое обследование в период доречевого развития мла­денца включает:

а) обследование звукопроизношения;

б) обследование активного словаря;

в) обследование голосовых реакций;

г) обследование фразовой речи.

45. Использование данного подхода к анализу речевых нарушений ба­зируется на понимании «любой психической деятельности человека как сложной функциональной системы, реализация которой обеспечивается целым комплексом совместно работающих аппаратов мозга, вносящих свой вклад в обеспечение этой функционирующей системы» (А.Р. Лурия).

а) деятельностный подход;

б) нейропсихологический подход;

в) психолингвистический подход;

г) психолого-педагогический подход.

46. Обследование физического слуха должно проводиться в помещении, длина которого не менее:

а) 3 м;

б) 4 м;

в) 5 м;

г) 6 м.

47. Метод для выявления факторов риска по тугоухости:

а) метод наблюдения за реакциями детей в различных коммуникатив­ных ситуациях;

б) метод обследования слуха речью;

в) камертональный метод;

г) метод скрининговой аудиометрии.

48. Автор одной из адаптированных к детям дошкольного возраста ней- ропсихологических методик обследования речевых и неречевых форм де­ятельности:

а) А.Р. Лурия;

б) Г.В. Чиркина;

в) Т. Б. Филичева;

г) Л. С. Цветкова.

49. Направление, относящееся к обследованию звукопроизношения:

а) обследование строения артикуляционного аппарата;

б) обследование состояния моторики артикуляционного аппарата;

в) обследование состояния мимической мускулатуры;

г) обследование состояния мелкой моторики.

50. Аномалия прикуса, при которой верхняя челюсть сильно выступает вперёд, вследствие чего отсутствует контакт передних зубов обеих челюс­тей при смыкании:

а) прогения;

б) прогнатия;

в) передний открытый прикус;

г) боковой открытый прикус.

51. Правильный тип слов для обследования звука з:

а) зелёный, резина;

б) таз; глаз;

в) зонт, вазы;

г) блузка, узкий.

52. Задание для обследования слоговой структуры слова:

а) произнесение слов сложной слоговой структуры;

б) произнесение слов с различными звуками в начале, середине и кон­це слов;

в) повторение предложений из простых слов;

г) повторение слогового ряда: ба-па-ба.

53. Задание, подходящее для обследования лексического строя речи:

а) образовать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

б) изучение падежного управления;

в) подбор антонимов;

г) понимание и употребление предлогов.

54. Задание, подходящее для обследования грамматического строя речи:

а) показать названную картинку;

б) назвать показанную картинку;

в) образовать форму множественного числа;

г) подбор синонимов, родственных слов.

55. Задание для обследования связной речи:

а) составление предложений по картинке;

б) составление рассказа о любимой игрушке;

в) образование относительных прилагательных от существительных;

г) образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

56. Прежде чем приступить к обследованию импрессивной стороны речи, логопед должен провести:

а) обследование физического слуха;

б) обследование фонематического слуха;

в) обследование интеллекта;

г) обследование памяти.

57. Особенность логопедического обследования при ринолалии:

а) установление локализации судорог;

б) выявление наличия синкинезий;

в) установление наличия и степени небно-глоточной недостаточности;

г) установление наличия страха перед речью.

58. Особенность логопедического обследования при дизартрии:

а) установление рубцовых изменений твердого и мягкого неба;

б) выявление речевых уловок;

в) выявление наличия двуязычия в семье;

г) выявление наличия насильственных движений.

59. Особенность логопедического обследования при заикании:

а) выявление отсутствия или слабости врожденных безусловных рефлек­сов на ранних этапах развития;

б) время выделения ведущей руки, наличие переучивания;

в) установление трудностей во время принятия пищи (особенно в ран­нем возрасте);

г) установление длины неба.

60. При постановке диагноза ребенку, имеющему нарушения звукопро- изношения, принципиально важной является дифференциальная диагностика:

а) дизартрии и дислалии;

б) дизартрии и ринолалии;

в) дислалии и ринолалии;

г) стертой дизартрии и дислалии.

61. Проба, когда исследователь придаёт руке ребёнка определённую позу, глаза ребёнка закрыты, затем снимает её, а ребёнок должен воспроизвес­ти позу другой рукой - это исследование:

а) кинестетического праксиса;

б) пространственного праксиса;

в) динамического праксиса;

г) стереогноза.

62. Задание «стоять с закрытыми глазами на правой, левой или обеих ногах и вытянутыми вперёд руками» исследует:

а) динамическую координацию движений;

б) пространственную организацию движений;

в) статическую координацию движений;

г) двигательную память.

63. Нарушение, при котором ребёнок не может воспроизвести ритмы по инструкции:

а) нарушение пространственной организации движений;

б) нарушение произвольной регуляции движений;

в) инертность движений;

г) нарушение схемы тела.

64. Нарушение, при котором ребёнок не может переключиться с одной артикуляции на другую, застревает на отдельных звуках:

а) нарушение сенсорной функции речи;

б) нарушение кинестетической основы речи;

в) нарушение кинетической организации речи;

г) тормозимость следов.

65. Приём для исследования двигательной организации мягкого неба:

а) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на ниж­нюю губу;

б) округлить губы (как при [о]) и удержать позу;

в) сделать движение нижней челюстью вправо, влево;

г) широко открыть рот и четко произнести [а].

66. Приём для обследования символического праксиса:

а) показать оскал;

б) изобразить испуг;

в) закрыть правый глаз, затем левый;

г) надуть обе щеки.

67. Прием, который нельзя использовать для развития подвижности мяг­кого нёба и задней стенки глотки:

а) полоскание горла;

б) искусственно вызываемые рвотные движения;

в) искусственное покашливание;

г) зевание.

68. Произнесение сочетаний гласных в работе над голосом при ринола- лии не начинают с «у, и, ы», потому что:

а) это звуки верхнего подъема языка;

б) это звуки, разные по степени продвинутости языка;

в) это звуки, разные по участию губ;

г) это звуки, обладающие наиболее выраженным носовым оттенком.

69. Вокальные упражнения при ринолалии начинаются с пения:

а) терций;

б) кварт;

в) квинт;

г) октав.

70. Занятия вокальными упражнениями при ринолалии немедленно пре­кращаются, если наступает:

а) расслабление языка;

б) расслабление нёба;

в) расслабление губ;

г) напряжение нёба.

71. Вокальные упражнения выполняются в положении:

а) лёжа;

б) сидя;

в) стоя;

г) положение значения не имеет.

72. В процессе вокальных упражнений при ринолалии верхнюю ноту поют дважды, чтобы:

а) запомнить ее звучание;

б) развивать силу голоса и диапазон звучания;

в) улучшить тембровые характеристики;

г) удлинить выдох и увеличить продолжительность нёбно-глоточного смыкания.

73. Фактор эффективности применения компьютерной программы «Видимая речь»:

а) популяризация;

б) визуализация;

в) реабилитация;

г) интеграция.

74. Работа над голосом у детей с церебральным параличом при выра­женности позотонических рефлексов должна начинаться:

а) в позиции «лёжа»;

б) в позиции «стоя»;

в) в позиции «сидя»;

г) в рефлекс запрещающих позициях.

75. Определите звук, содержащий резонирование как высоких тонов, так и низких:

а) [а];

б) [у];

в) [о];

г) [и].

76. Прием, с помощью которого можно быстро проверить опускание глотки:

а) приложить пальцы к губам и верхней челюсти для ощущения некото­рого дрожания при произнесении звука [м];

б) положить пальцы на хрящ гортани (адамово яблоко), сделать глубо­кий вдох носом, пальцы должны ощутить движение хряща вниз;

в) приложить пальцы обеих рук к ушам, закрывая полностью наруж­ный слуховой проход, для ощущения некоторой вибрации при произнесе­нии звука [м];

г) положить ладонь на грудь, делать глубокие вдохи и выдохи на звуке [а].

77. Выберите характеристику голоса:

а) темп;

б) паузация;

в) тембр; е) ритм.

78. В работе над интонацией при различных нарушениях речи для луч­шего контроля изменения голоса по высоте применяют:

а) различные движения головой;

б) различные движения рук;

в) отстукивание ногой;

г) отстукивание рукой.

79. Служебные части речи, которые рекомендуется использовать при обучении интонационной выразительности:

а) союзы;

б) предлоги;

в) междометия;

г) частицы.

80. Задание на закрепление интонации с опорой на звук и знак препи­нания:

а) скажи «а» громко и радостно; радостно, но тихо;

б) игра «Нашли букву» с интонацией, «Наконец-то нашлась, никому не отдам» или «Ишь, спряталась, ищи ее»;

в) плавное произношение ряда гласных с выделением голосом гласно­го, помеченного значком;

г) прочитай «а» на той карточке, где обозначена радость.

81. Формирование диафрагмального дыхания у детей с заиканием про­водится в положении:

а) лежа;

б) сидя;

в) стоя;

г) положение значения не имеет.

82. Автор парадоксальной дыхательной гимнастики для лиц с заиканием:

а) Л. И. Белякова;

б) М.Е. Хватцев;

в) А.Н.Стрельникова;

г) М.Н. Щетинин.

83. Распространенная ошибка в работе по формированию речевого ды­хания у детей с заиканием:

а) работа проводится на фоне мышечного расслабления;

б) ребенок делает вдох и выдох непроизвольно;

в) диафрагмальный тип дыхания тренируется при выполнении физичес­ких упражнений;

г) чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха.

84. Парадоксальность дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой для заикающихся состоит в том, что:

а) основное внимание уделяется вдоху;

б) основное внимание уделяется выдоху;

в) основное внимание уделяется чередованию вдоха и выдоха;

г) внимание не заостряется ни на вдохе, ни на выдохе.

85. В начале работы по развитию голоса заикающиеся учатся использо­вать регистр:

а) головной (верхний);

б) смешанный (средний);

в) грудной (нижний);

г) любой по желанию.

86. В работе над голосом лиц с заиканием учат начинать произнесение каждого гласного:

а) с мягкой атаки;

б) с твердой атаки;

в) с придыхательной атаки;

г) атака звука значения не имеет.

87. Татакирование - это:

а) воспроизведение темпа;

б) воспроизведение тембра;

в) воспроизведение ритма;

г) выносливость.

88. В работе над ритмикой речи коррекционная работа базируется:

а) на звуке;

б) на слоге;

в) на слове;

г) на словосочетании.

89. Упражнение на устранение ускоренного темпа речи у заикающихся:

а) удлинение произнесения звуков;

б) ходьба с остановками в строгом соответствии со звуковыми сиг­налами;

в) отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары;

г) проговаривание фраз под медленную музыку.

90. Упражнение на развитие восприятия ритма:

а) прослушать серии простых ударов, определить их количество путем показа соответствующей карточки;

б) произнесение односложных слов;

в) проговаривание фраз в медленном темпе сопряженно и отраженно за логопедом;

г) прослушивание текста и определение количества предложений с за­данной интонацией.

91. Упражнение на воспроизведение неречевого ритма:

а) произнесение пар слов с гласными, находящимися в ударной и безу­дарной позиции (суп - супы);

б) отстучать по подражанию предъявленные серии акцентированных ударов;

в) ответы на вопросы логопеда сначала шепотом в медленном темпе, затем - вслух;

г) прослушать изолированные удары, определить их количество путем показа карточек с соответствующими ритмическими структурами.

92. Упражнение на освоение ритмики слова:

а) свободная маршировка под музыку со сменой направлений;

б) самостоятельное воспроизведение по предъявленной карточке уда­ров и их серий;

в) произнесение словосочетаний и предложений с разными комбина­циями по месту ударения;

г) прямой счет с усилением голоса и обратный с ослаблением.

93. Размер стиха, с которого начинают работу над ритмом при заикании:

а) ямб;

б) хорей;

в) дактиль;

г) амфибрахий.

94. Выберите строчку, имеющую ритмический рисунок ямба:

а) «Наша Таня громко плачет...»;

б) «Крошка сын к отцу пришел.»;

в) «Идет бычок качается. »;

г) «Падают, падают листья.».

95. Теппинг - это:

а) послоговый ритм;

б) пословный ритм;

в) медленный темп;

г) быстрый темп.

96. Менее отчетливое произношение, приводящее к ослаблению качества звучания безударных гласных, в результате чего они теряют в долготе и силе:

а) дикция;

б) индукция;

в) дедукция;

г) редукция.

97. Полный стиль произнесения - это:

а) устная речь с редуцированным произнесением безударных гласных;

б) устная речь с нередуцированным произнесением безударных глас­ных;

в) устная речь с проговариванием непроизносимых согласных (здрав­ствуй);

г) устная речь с орфографическим произнесением.

98. Условие, позволяющее заикающимся при обучении теппированию легко вступать в речь:

а) движения руки во время речевой паузы не прекращаются;

б) движения руки во время речевой паузы прекращается;

в) подключаются движения второй руки;

г) движения переключаются на ноги.

99. Работу над процессом паузирования при заикании начинают:

а) на материале диалогической речи;

б) на материале малых фольклорных жанров;

в) на материале стихов, где конец строки совпадает с окончанием рече­вого выдоха;

г) на материале стихов, где конец строки не совпадает с окончанием ре­чевого выдоха.

100. Развитие навыка интонационного оформления речи у заикающих­ся начинают:

а) с вопросительной интонации;

б) с восклицательной интонации;

в) с интонации завершенности;

г) с интонации незавершенности.


Г Б В А А
А Г Б В В
В Б Б Б Г
Б В В В А
А А Б Г В
В В Г А А
Б Г А Б В
В В Г Г Б
Г Г А А Г
А Б Б Б А
В Б В В Б
В Г А Г В
Г А В Б Б
В Б В Г В
В В Б А А
А А А Б Г
Б Г В В Б
Г А Г Б А
Б Б Б В В
А А Г Г А

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. - М., 2006.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. - М., 1998.

3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - СПб., 2002.

4. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. - М., 2006.

5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. - СПб., 2001.

6. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 2003.

7. Лопатина Л.В., Серябрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб., 2001.

8. Методы логопедического обследования речи детей / Под ред. Г.В. Чир­киной. - М., 2003.

9. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.Се­ливерстова. - М., 1997.

10. Российская Е.Н., Гаранина Л. А. Произносительная сторона речи. - М., 2003.

11. Селиверстов В.И. Заикание у детей. - М., 2001.

12. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селивер­стова. - М., 1999. - T.I.

Дополнительная:

13.Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М., 1998.

14. Блыскина И.В., Ковшиков В. А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. - СПб, 1995.

15. Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. - М., 1996.

16. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей. - М., 1990.

17. Власенко И. Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М., 1996.

18. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М., 1985.

19. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дош­кольников. - М., 1983.

20. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М., 2002.

21. Выготская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заика­ния у дошкольников в игре. - М., 1984.

22. Дедюхина Г.В., Могучая Л. Д., Яньшина Т. А. Логопедический мас­саж и лечебная физкультура с детьми 3 - 5 лет, страдающих детским це­ребральным параличом. - М.,1999.

23. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. - М., 2004.

24. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М., 1984.

25. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 1994.

26. Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М., 1994.

27. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатерин­бург, 1998.

28. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головня Н.Я. Тесты для детей. - СПб., 1999.

29. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М., 1998.

30. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. - М., 1983.

31. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с ТНР. - М., 2002.

32. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). - М., 1997.

3 3. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с ДЦП. - М., 1985.

34. Ушакова О. А. Развитие речи дошкольников. - М., 2001.

35. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екате­ринбург, 1996.

36. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. - М., 1993.

37. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.

38.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.

39. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1997.

40. Фотекова Т. А. Тестовая диагностика устной речи младших школьни­ков. - М., 2002.

41. Хватцев М.Е. Логопедия. - М. - СПб., 1996.

42. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - М., 1997.

43. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб., 1996.

44. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. - М., 2006.

45. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М., 1999.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы: учебно-методичес­кие пособия; пособия для самостоятельной работы; технические средства обучения (магнитофон, видеомагнитофон, мультимедийные средства).

Тематика рефератов и курсовых работ

1. Анатомо-физиологические механизмы речи.

2. Развитие речи в онтогенезе.

3. Акустические характеристики устной речи.

4. Звукопроизносительные характеристики устной речи.

5. Лингвистический подход к процессу порождения речи.

6. Значение доречевого обследования младенца для ранней диагности­ки речевых нарушений.

7. Исторический аспект становления логопедического обследования.

8. Диагностические возможности нейропсихологического подхода в об­следовании детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития.

9. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза как основы для овладения грамотой.

10. Современные подходы к постановке различных групп звуков.

11. Использование компьютерной программы «Видимая речь» для лиц с различными речевыми нарушениями.

12. Использование логопедического тренажёра «Дэльфа» в коррекци- онной работе при различных речевых нарушениях.

13. Роль аутогенной тренировки в развитии плавной речи у заикающихся.

14.Использование имаготерапии в логопедической работе с заикающимися.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

1. Логопедическое обследование как часть комп

Наши рекомендации