Тема: «Технология коррекции голоса при различных нарушениях речи»
Цель: расширить знания студентов о приёмах работы над голосом и особенностях работы с детьми, имеющими разные речевые нарушения.
Основные понятия: голос, голосоведение, тон голоса, высота звука, диапазон, сила голоса, тембр, резонанс, импеданс.
Формы работы: обсуждение вопросов плана, конспектирование, словарный диктант, заслушивание сообщения, показ упражнений, работа с видеорядом.
Вопросы для обсуждения
Технология формирования навыков рациональной голосоподачи и голосоведения при заикании.
Технология коррекции голоса при ринолалии.
Технология коррекции голоса при дизартрии.
Использование компьютерной программы «Видимая речь» в коррекции голоса.
Задания для самостоятельной работы
1. Выбрать из словаря основные понятия темы, оформить в виде конспекта.
2. Заполнить таблицу «Особенности голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи».
Дизартрия | Ринолалия | Заикание |
3. Представить в виде схем технологию работы по коррекции голоса при дизартрии, ринолалии и заикании. Провести сравнительный анализ, выделить специфику.
4. Подготовить доклад «Пение в системе работы над голосом при различных нарушениях произносительной стороны речи».
5. Подобрать комплексы упражнений для работы над голосом при заикании, ринолалии, дизартрии.
6. Подготовить сообщение «Модули по развитию голоса в программе «Видимая речь» // www.logoped.ru.
7. Законспектировать статью Смирновой Т.П. Использование компьютерной программы «Видимая речь-2» в коррекции речи детей с ринола- лией // Дефектология, 2001. - №5.
Литература
1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. - М., 1998.
2. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М., 1984.
3. Ермакова И.И. Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М., 1999. - Т.1.
4. Иваненко С. Ф. Развитие интонаций у детей с ринолалией // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, 2003. - №2.
5. Ипполитова А.Г. Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М., 1999. - Т.1.
6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПБ, 2001.
7. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М., 1999. - Т.1.
Практическое занятие №6
Тема: «Технология формирования интонационной стороны речи»
Цель: расширить знания студентов о приёмах работы над интонацией и особенностях работы с детьми, имеющими разные речевые нарушения.
Основные понятия: интонация.
Формы работы: обсуждение вопросов плана, конспектирование, заслушивание сообщений и доклада, работа с видеорядом.
Вопросы для обсуждения
1. Технология формирования интонационной стороны речи при заикании.
2. Технология формирования интонационной стороны речи при ринолалии.
3. Технология формирования интонационной стороны речи при дизартрии.
4. Использование компьютерной программы «Видимая речь» для формирования интонации.
Задания для самостоятельной работы
1. Выбрать из словаря основные понятия темы, оформить в виде конспекта.
2. Заполнить таблицу «Особенности интонации при различных нарушениях произносительной стороны речи».
Дизартрия | Ринолалия | Заикание |
3. Представить в виде схем технологию работы по коррекции интонации при дизартрии, ринолалии и заикании. Провести сравнительный анализ, выделить специфику.
4. Подобрать речевой материал, соответствующий различным видам интонаций.
5. Подготовить сообщение «Модули по развитию интонации в программе «Видимая речь» // www.logoped.ru.
6. Подготовить доклад «Эволюция вспомогательных технических средств формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей» // статьи из «Дефектологии» в списке литературы.
7. Законспектировать статьи:
1) Филатовой Ю.О. Использование компьютерной программы «Видимая речь - 3.0» в системе диагностики и коррекции заикания у младших школьников // Дефектология, 2006. - №6.
2) Иваненко С. Ф. Развитие интонаций у детей с ринолалией // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, 2003 - №2.
Литература
1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. - М., 1998.
2. Ермакова И.И. Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М., 1999. - Т.1.
3. Лопатина Л.В., Серябрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПБ, 2001.
4. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М., 1999. - Т.1.
5. Зеленская Ю.Б. Эволюция вспомогательных технических средств формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей // Дефектология, 2003. - №2.
6. Королевская Т.К. «Видимая речь-3» // Дефектология, 1998. - №5.
7. Королевская Т.К. «Видимая речь: 10 лет в России» // Дефектология, 1999. - №4.
8. Королевская Т.К. «Видимая речь: новая технология - новые отношения» // Дефектология, 1996. - №2.
Практическое занятие №7