Визуальный тренажёр произношения
«Визуальный тренажер произношения» (Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Республиканский учебно-методический центр) - программа, которая разрабатывалась в центре «Специальные образовательные технологии» как более доступный по стоимости аналог версий программы «Видимая речь». Разработка содержит шесть модулей, которые рассчитаны на использование логопедами, воспитателями и родителями детей с речевыми проблемами. Функционально эти модули требуют от компьютера меньших ресурсов, чем программа «Видимая речь» в целом. В отличие от программы «Видимая речь» Визуальный тренажер произношения не несет в себе технологии распознавания речи и может использоваться с более дешевым микрофоном и платой обработки речевых сигналов. К достоинствам можно также отнести нетребовательность к ресурсам компьютера. Он работает даже на машинах с тактовой частотой 80 МГц. При необходимости может быть поставлен в комплекте с ПК или с ноутбуком.
Модуль «Наличие звука» обеспечивает первоначальное знакомство пациента cпринципом работы программы, а также позволяет измерить длительность речевого выдоха. Анимационная заставка отражает любую речевую активность в микрофон, которую можно измерить, зафиксировать в виде
трансформаций и изменения количества объектов: разноцветных шаров, зажженных окон, калейдоскопических изменений. Таким образом, можно из- |
Модуль «Громкость» предназначен для контроля и отработки громкости речевой активности. Чем громче речевая активность пациента, тем больше радуга на экране. Заданный образец громкости можно визуально зафиксировать на экране в виде эталона и построить упражнение по принципу достижения необходимого предела громкости. |
Модуль «Включение голоса» позволяет увидеть момент включения голоса в речевом упражнении. Бабочка-хамелеон меняет свою окраску при произнесении голосовых и не голосовых звуков. С помощью этого модуля можно работать над различием звонких и глухих согласных. Модуль хорошо себя зарекомендовал в работе над призвуками у слабослышащих пациентов, в работе над моторными схемами при алалии.
Модуль «Высотные упражнения» позволяет организовать вокальные упражнения, развивающие связочный аппарат, упражнения в координации модуляций голоса. В модуле выстраиваются упражнения, в которых необходимо провести анимационный объект, из левой части экрана в правую, используя при этом вокальные характеристики голоса. По ходу движения необходимо собирать мишени и огибать препятствия, которые можно расставлять произвольно, тем самым усложняя или упрощая задание. Модуль эффективен при работе с речевыми нарушениями по типу ринолалии, фо-
0О ** V9 « КЛ^H
J" " " " I'm■ Я --- ----
ностениях, нарушениях функций связочного аппарата.
Модуль «Спектр звука» позволяет работать со спектром отдельных звуков. Сочетая работу перед зеркалом и работу в этом модуле, можно очень быстро добиться результатов даже в работе с тяжелой речевой патологией. Произнося какой-либо звук, можно видеть на экране его спектр, зафиксировать и работать над произношением, совмещая образцовый график с
графиком пациента.
Модуль «Запись звука» позволяет записывать и воспроизводить с визуальным контролем небольшие речевые промежутки. Предусмотрено выделение речевого фрагмента из общей записи и его прослушивание.
В состав комплекта входят:
• микрофон;
• плата обработки звуковых сигналов Sounblaster16;
• активная стереосистема;
• программное обеспечение на компакт-диске;
• описание и методические рекомендации.
Комплект устанавливается на стандартный персональный компьютер заказчика со следующими минимальными характеристиками: 486-DX2-80, RAM4 M6, HDD> 20 M6, VGA.
Таким образом, использование компьютерных технологий в коррекции
речи является современным и очень актуальным направлением в логопедической науке и практике. Эффект коррекционной работы достигается благодаря следующим возможностям компьютерных программ и тренажёров:
1) визуализация всех базовых компонентов звучащей речи;
2) режим реального времени;
3) стабильная обратная связь с возможностью последующего многократного прослушивания (слуховой контроль);
4) игровой принцип коррекции речи;
5) многократное дублирование необходимого типа упражнений и речевого материала;
6) использование различного стимульного материала;
7) работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;
8) комплексность программы по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей;
9) учёт индивидуальных психологических особенностей детей с различными речевыми нарушениями при помощи дополнительных настроек;
10) одновременное осуществление логопедической работы и коррекции психических процессов (восприятия, внимания, памяти).
Эффективность применения компьютерных программ и тренажёров заключается также в следующем. Занимательность, необычность упражнений и видимый уровень своих достижений значительно повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, его активность на них. У ребёнка появляется уверенность в своих силах, желание говорить правильно, развивается осознанность деятельности по преодолению нарушений речи, а также происходит освоение позиции субъекта обучения. Дети меньше утомляются, а в случае неуспеха чаще обращаются за помощью к логопеду. Всё это способствует перестройке взаимоотношений педагога и ребёнка, а также сокращению сроков логопедической работы. Эти факты позволяют говорить об оптимизации коррекционно-педагогического процесса в целом.
Но также необходимо помнить, что речевые нарушения столь разнообразны, а методические подходы столь разноплановы, что вряд ли можно выделить какую либо универсальную методику, которую можно было бы положить в основу автоматизированного, компьютерного подхода к коррекции речевых нарушений. Именно поэтому все разработки можно считать вспомогательными средствами логопедической работы, при этом большинство этих средств достаточно уникальны и чрезвычайно эффективны. В руках у творчески работающего специалиста они способны в несколько раз
ускорить формирование и коррекцию необходимых речевых компонентов.