Развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений.

В коррекционной работе с заикающимися необходимым является тем- по-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальным упражнениями под музыку в процессе логопе­дической ритмики. Логопедическая ритмика включает разнообразные дви­гательные упражнения в следующей последовательности:

1) Ритмическая разминка.

Цель - развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, фор­мируется умение менять темп и ритм движения, а также организация де­тей, создание «настроя» на определённый вид деятельности.

2) Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Цель - снижение или перераспределение мышечного напряжения, вос­питание пластичности движений.

Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц.

3) Упражнения для развития чувства темпа и ритма.

Цель - ритмизация движений, от самых простых до самых сложных, ар­тикуляционных.

Используются: ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные му­зыкальные темпы и ритмы, а потом пропевание слогов и слов на за­данные ритмы.

4) Упражнения на развитие координации речи с движениями.

Цель - ритмизация устной речи.

Используются двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий.

5) Пение.

Цель - коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими ха­рактеристиками.

6) Игра.

В конце логоритмического занятия у детей дошкольного возраста, как правило, проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях.

Логопедическая работа по развитию способности использовать в речи различные темповые характеристики включает следующие этапы.

1) Развитие общих представлений о темпе.

2) Развитие восприятия различного темпа речи.

Выделение данного этапа обусловлено тем, что достаточный уровень ре­чевого слуха, и в частности таких его компонентов, как восприятие и диффе­ренциация различного темпа и ритма речи, имеет определяющее значение для формирования интонационной выразительности речи заикающегося.

3) Развитие умения воспроизводить различный темп речи.

а) воспроизведение темповой характеристики фразы вместе с логопедом;

б) воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно за ло­гопедом;

в) самостоятельное воспроизведение определенного типа фразы.

Поскольку у заикающихся, как правило, наблюдается ускоренный темп

речи, то коррекционная работа проводится с использованием специаль­ных упражнений, направленных на его нормализацию. Упражнения про­водятся систематически, основной прием работы - подражание темпу речи логопеда. Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем сле­дующих упражнений:

1. проговаривание фраз в медленном темпе сопряженно и отраженно за логопедом;

2. самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отхло- пывание или отстукивание каждого слога (слова) ударами рукой по столу, ударами мяча и т.д.

3. ответы на вопросы логопеда - сначала шепотом в медленном темпе, затем медленно и ритмично - вслух;

4. проговаривание фраз под медленную музыку;

5. медленное проговаривание чистоговорок и скороговорок;

6. речевые игры, в которых присутствует необходимость медленного проговаривания слов;

7. использование инсценировок (применение кукол-персонажей есте­ственно замедляет темп речи, т.к. в процессе изложения текста дошколь­ники должны осуществлять различные действия с фигурками);

8. рассказы по картине, чтение стихотворений в медленном темпе (со­пряженно и отраженно за логопедом, под удары метронома и без них, са­мостоятельно).

Во всех случаях при выполнении упражнений может предусматривать­ся зрительный контроль над темпом речи посредством зеркала, что также в значительной мере способствует замедлению темпа.

Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства рит­ма. Ритмическая способность является средством пространственно-вре­менной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет мо­торную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом ста­новления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в даль­нейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важ­ную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слова и играет важную роль в процессе усвоения лексем и опознания их при восприятии.

М.Е. Хватцев писал, что при заикании вся работа основывается на рит­ме, а «главные упражнения - чёткое ритмическое чтение по слогам под отбиваемый такт рукой с постепенным ускорением темпа чтения».

В системе Л. З. Арутюнян ритмизация речи осуществляется при помо­щи синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, определя­ющими ритмико-интонационный рисунок фразы, когда с участием руки отрабатывается модель послогового проговаривания.

Другими приёмами ритмизации речи можно считать:

1) замедленную речь с сохранением редукции;

2) послоговую речь с сохранением ударности всех позиций слогов, но с увеличением времени на произнесение каждого слога с сохранением сла­бой редукции;

3) дирижирование;

4) приём позвукового (побуквенного) произношения со вставкой глас­ного звука после каждого согласного (И.А. Сикорский);

5) отстукивание, одновременное с проговариванием;

6) скандированная речь с равноударными слогами;

7) полный стиль произношения, не предполагающий редукции и осно­вывающийся на полногласии и дополнительном акцентировании первого слога каждого слова.

Таким образом, видно, что в коррекции ритмики речи работа базиру­ется на слоге, поскольку именно слог, первоначальный «кирпичик» речи, остаётся неповреждённым, в то время как вся остальная речевая система при заикании разрушена.

У лиц с заиканием имеются нарушения речевых ритмов разных уров­ней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении ритми­зации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.

Л.И Белякова и Е. А. Дьякова указывают, что на первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать следующее:

а) стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным рас­пределением ударных слогов в строфе;

б) состоять из достаточно коротких фраз;

в) стихи должны содержать простую лексику и не включать слова с со­четаниями согласных.

Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей - ямб - дактиль.

1. Хорей: Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой. (С.Я. Маршак)

Ритмический рисунок хорея: _'__ '___ ' _ (1, 3 ,5 ударные слоги).


 


2. Ямб: Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу:

«Ой, досточка кончается, Сейчас я упаду». (А. Барто) Ритмический рисунок ямба: _ _' _ _

3. Дактиль: Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья

' (2, 4, 6 ударные слоги). ' (1, 4, 7 ударные слоги).

По ветру вьются, летят. Ритмический рисунок дактиля: _' _


 


Наиболее трудными для усвоения являются стихи типа дольников, в кото­рых нарушается соответствие синтаксического членения в строке, а также сти­хи, осложненные стечением согласных и обилием малоупотребительных слов.

Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с це­лью установления плавной речи применяются различные виды упражне­ний, направленные на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки. Одним из видов таких упражнений является «послого- вый ритм» или теппинг, заключающийся в следующем.

Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладо­ни приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. Темп речи ускоряется по мере овладения навыком.

Навык послогового ритма на первом этпе вырабатывается на стихот­ворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.

Л.И Белякова и Е. А. Дьякова отмечают, что в результате такой ритмиза­ции слоги выравниваются по длительности звучания, т.е. снимается редук­ция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому язы­ку. Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный «роботообразный» характер, что вызывает не­гативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизированной речи проходило одновременно с актив­ной работой по формированию интонационного оформления высказыва­ния. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых ар­тикуляций. Поэтому при обучении заикающихся теппированию обраща­ют внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не пре­кращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь.

По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным про­изнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время.

Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называется полным стилем произнесения. Он способствует выделению ритмической структуры слова в артикуляторной программе, выравнивает все слоги по времени произнесения, что в целом является основной для ритмизации речевого процесса и формирования плавной речи.

Одним из видов упражнений, направленных на выработку ритмизации речевых артикуляций является пословный ритм.

Главной характеристикой этого технического приема по установлению плавной речи является движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы. Особенное интенсивно движение руки осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбирается индивидуально - от резкого в среднем темпе до плавного в замедленном темпе.

При невротической форме заикания ритмизация речи быстро усваива­ется. Их ритмизированная речь под влиянием упражнений довольно быс­тро становится интонированной. Имеется опасность, что быстрое дости­жение положительного эффекта приводит к прекращению заикающимися этой группы тренировок в ритмизированной речи. В то же время речевая ритмизация, как и любой двигательный навык, особенно у взрослых, нуж­дается в длительной автоматизации.

При неврозоподобной форме заикания усвоение ритма крайне затруд - нено. Вначале необходимо подобрать индивидуальный темпоритм, при ко­тором заикающийся чувствовал бы себя достаточно комфортно. Затем не­обходима постепенная, индивидуальная тренировка ритмических движе­ний руки. Следующим этапом тренинга является совместная тренировка ритмических движений руки и речи. Интонационно-мелодическое офор­мление ритмизированной речи тоже очень затруднено и требует тщатель­ной и длительной тренировки.

В целом ряде методик по установлению плавной речи у лиц с заикани­ем предлагаются различные приёмы ритмизации речи (Л.И. Богомолова, Л.З. Андронова, В.М. Шкловский).

В ряде методик первый этап установления ритмизованной речи сопро­вождается значительным замедлением её темпа до одного слога в секун­ду. (Л.З. Андронова).

Для того чтобы темпо-ритмическая организация речи лиц с заиканием автоматизировалась и стала стабильной, темп и ритм должны подбирать­ся индивидуально, вызывая у пациента чувство комфорта.

Наши рекомендации