I. Упражнения по развитию силы голоса
1)Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса). У - У АУ АУИ УЗО
0 - О АИ................... ОУИ---------------------- УЗА......
З - З
2) Усиление голоса (беззвучная артикуляция - шёпот - тихо - громко).
оо о о АУИ АУИ АУИ АУИ в в в в АЗА АЗА АЗА АЗА
3) Ослабление голоса (громко - тихо - шёпот - беззвучно).
УУ У У Ж Ж Ж ж
ОУ ОУ ОУ оу АЗААЗА АЗА аза
4) Те же упражнения, но без паузы:
УУУУ УУУУ АУАУАУАУ АУАУАУАУ
5) Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе:
ууУУУуу ззЗЗЗзз ужуужуУЖУУЖУУЖУужуужу
6) Усиление голоса с увеличением длительности звучания:
А - А - А - А ЭУА - ЭУА - ЭУА - ЭУА
7) Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:
Э - Э - Э - Э ОА - ОА - ОА - ОА
8) Прямой счёт от 1 до 5 с постепенным усилением голоса:
1 2 3 4 5
9) Обратный счёт с пояснением ослабления голоса:
5 4 3 2 1
10) а) Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:
Понедельник, вторник - беззвучная артикуляция,
Среда, четверг - шёпот,
Пятница, суббота - средняя сила,
Воскресенье - громко,
Суббота, пятница - средняя сила,
Четверг, среда - шёпот,
Вторник, понедельник - беззвучная артикуляция. Б) Предложения: мама ушла домой; мама ушла домой.
11) «Эхо».
Дети делятся на 2 группы и выполняют упражнение по ролям: 1 группа - громким голосом, 2-я - тихим, потом меняются.
1) В лесу кричу: «Ау! Ау!»
2) А мне в ответ: «Ау! Ау!»
1) Горе кричу: «Ау! Ау!»
2) Гора в ответ: «Ау! Ау!»
12) «Игра на пианино».
Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом: Ударяй тихонечко: стук - стук - стук - тихо И тогда услышишь ты нежный звук. - тихо Ударяй сильнее: стук- стук - стук - громко И тогда услышишь ты громкий звук. - громко
13) Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса: А сова - всё ближе, ближе (голосом средней силы)
А сова всё ниже, ниже (голосом средней силы) И кричит (громко) В тиши ночной: (тихо) «Поиграй, дружок, со мной!» (громко)
II. Упражнения по развитию высоты голоса
Проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой на движения руки и графические изображения.
1) Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков У, О, А, И, Э.
2) Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из 2-х и 3-х звуков (слогов).
3) Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.
4) «Укачивание».
5) «Ступеньки».
6) Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте.
7) «Вопрос - ответ».
Дети делятся на 2 группы, произнося текст разным по высоте голосом: вопросы - высоким, ответы - низким.
8) Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.
9) Пение песен.
В работе используются стихи С.Я. Маршака, О. Высотской и др. Можно рекомендовать также стихи А. Барто, И. Токмаковой и других детских поэтов.
Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова отмечают, что у детей с церебральным параличом работа над голосом при дизартрии всегда является одним из звеньев комплексной реабилитации. Формирование голоса проходит в рамках ортофонического метода, предусматривающего соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений, цель которых - развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции. У детей с церебральным параличом эти упражнения модифицируются в зависимости от формы дизартрии и клинической картины заболевания в целом.
Коррекционная работа ведётся поэтапно, но все этапы тесно связаны и плавно переходят друг в друга.
1. Работа над голосом всегда начинается:
А) с общего расслабления,
Б) артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики.
А) Известно, что при волнении дети с церебральным параличом склонны впадать в шепот и в беззвучную речь. Поэтому в процессе речевой коммуникации важно создавать у детей эмоционально положительный фон («ситуацию уверенности»).
Б) Большое место в логопедической работе занимают круговые движения головой, активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного звука а на твердой атаке. Упражнение проводится перед зеркалом, под счет. Логопед привлекает внимание ребенка к ощущению поднятой и удерживаемой в этом положении (под счет) нёбной занавески. В качестве подготовительных могут быть использованы следующие упражнения:
- стимуляция задней части языка и нёба легкими похлопывающими движениями при помощи языкового депрессора;
- обучение произвольному глотанию. Логопед из глазной пипетки капает против задней стенки глотки капли воды. Голова ребенка несколько запрокинута назад;
- стимуляция кашлеподобных движений и зевания.
Нормальное голосообразование возможно в том случае, если ребенок может открывать и закрывать рот, опускать нижнюю челюсть, имитировать жевательные движения. Логопед может стимулировать поднятие нижней челюсти путем легкого и ритмичного постукивания по подбородку (челюстной дрожательный рефлекс) ребенка. Через некоторое время ребенок овладевает умением самостоятельно поднимать нижнюю челюсть. После этого его учат умению опускать нижнюю челюсть. Первоначально нижняя челюсть ребенка опускается самим логопедом (на 1 - 1,5 см). Затем логопед просит ребенка делать это самостоятельно. Постепенно челюсть ребенка опускается на оптимальное расстояние.
Для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения в чередовании ее расслабления и напряжения. Например, ребенка просят до окончания зевательного движения произнести звук а и при широко открытом рте перейти от произнесения этого звука к звуку и, задерживая воздух во рту под давлением, прежде чем произнести взрывной звук и, привлечь внимание ребенка к ощущению состояния нёбной занавески.
3. При работе над голосом очень полезно использовать как можно больше совместного с логопедом пения, выразительной декламации. Большое значение имеет медленное произнесение гласных. Звуки произносятся попеременно - то шепотом, то громко.
2. Одновременно работают над увеличением длины речевого выдоха: вначале на одном выдохе произносится по две гласных, затем по три, и, наконец, по четыре. Потом произносятся слоги с постепенным удлинением их цепочек, затем - слова с определенными звуками, на последних этапах - стихотворения, скороговорки; последние произносятся со сменой ударения и убыстрением темпа речи то шепотом, то громко.
4. Большое значение имеют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса. Например:
а) счет десятками с постепенным усилением и с ослаблением голоса,
б) произнесение букв в алфавитном порядке,
в) чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением голоса.
Для развития высоты и тембра голоса большое значение имеют:
а) различные логопедические игры,
б) чтение сказок по ролям,
в) инсценировки и т. д.
Разыгрываемые детьми игры-инсценировки помогают также развитию мелодико-интонационной стороны речи, гибкости и модуляции голоса. При подборе речевого материала необходимо учитывать следующие факторы: структуру дефекта, возраст, интеллект, конкретную логопедическую задачу, а также воспитание нравственно-этических сторон личности.
Необходимо помнить, что нарушения голоса у детей с дизартрией при церебральном параличе усиливаются при выраженности у них позотони- ческих рефлексов. Поэтому в этих случаях работа над голосом должна начинаться в рефлекс запрещающих позициях.
Кроме того, дизартрия у детей с церебральным параличом осложняется наличием многих рефлексов орального автоматизма. Поэтому одной из важных задач коррекционной работы является подавление этих рефлексов. С этой целью ребенку придается соответствующая рефлекс запрещающая позиция. Логопед нежно прикасается к губам ребенка ваткой, другой рукой препятствуя рефлекторному движению губ. Таким же путем гасятся и другие рефлексы. Важно проводить эти упражнения систематически, 2 - 3 раза в день. Для учащихся эти упражнения должны быть особым видом домашних заданий по логопедии.