I. Упражнения по развитию силы голоса

1)Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса). У - У АУ АУИ УЗО

0 - О АИ................... ОУИ---------------------- УЗА......

З - З

2) Усиление голоса (беззвучная артикуляция - шёпот - тихо - громко).

оо о о АУИ АУИ АУИ АУИ в в в в АЗА АЗА АЗА АЗА

3) Ослабление голоса (громко - тихо - шёпот - беззвучно).

УУ У У Ж Ж Ж ж

ОУ ОУ ОУ оу АЗААЗА АЗА аза

4) Те же упражнения, но без паузы:

УУУУ УУУУ АУАУАУАУ АУАУАУАУ

5) Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе:

ууУУУуу ззЗЗЗзз ужуужуУЖУУЖУУЖУужуужу

6) Усиление голоса с увеличением длительности звучания:

А - А - А - А ЭУА - ЭУА - ЭУА - ЭУА

7) Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:

Э - Э - Э - Э ОА - ОА - ОА - ОА

8) Прямой счёт от 1 до 5 с постепенным усилением голоса:

1 2 3 4 5

9) Обратный счёт с пояснением ослабления голоса:

5 4 3 2 1

10) а) Называние дней недели с постепенным усилением и последую­щим ослаблением силы голоса:

Понедельник, вторник - беззвучная артикуляция,

Среда, четверг - шёпот,

Пятница, суббота - средняя сила,

Воскресенье - громко,

Суббота, пятница - средняя сила,

Четверг, среда - шёпот,

Вторник, понедельник - беззвучная артикуляция. Б) Предложения: мама ушла домой; мама ушла домой.

11) «Эхо».

Дети делятся на 2 группы и выполняют упражнение по ролям: 1 группа - громким голосом, 2-я - тихим, потом меняются.

1) В лесу кричу: «Ау! Ау!»

2) А мне в ответ: «Ау! Ау!»

1) Горе кричу: «Ау! Ау!»

2) Гора в ответ: «Ау! Ау!»

12) «Игра на пианино».

Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изме­няя силу голоса в соответствии с текстом: Ударяй тихонечко: стук - стук - стук - тихо И тогда услышишь ты нежный звук. - тихо Ударяй сильнее: стук- стук - стук - громко И тогда услышишь ты громкий звук. - громко

13) Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса: А сова - всё ближе, ближе (голосом средней силы)

А сова всё ниже, ниже (голосом средней силы) И кричит (громко) В тиши ночной: (тихо) «Поиграй, дружок, со мной!» (громко)

II. Упражнения по развитию высоты голоса

Проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой на движения руки и графические изображения.

1) Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков У, О, А, И, Э.

2) Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из 2-х и 3-х звуков (слогов).

3) Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.

4) «Укачивание».

5) «Ступеньки».

6) Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте.

7) «Вопрос - ответ».

Дети делятся на 2 группы, произнося текст разным по высоте голосом: вопросы - высоким, ответы - низким.

8) Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

9) Пение песен.

В работе используются стихи С.Я. Маршака, О. Высотской и др. Можно рекомендовать также стихи А. Барто, И. Токмаковой и других детских поэтов.

Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова отмечают, что у детей с церебраль­ным параличом работа над голосом при дизартрии всегда является одним из звеньев комплексной реабилитации. Формирование голоса проходит в рам­ках ортофонического метода, предусматривающего соединение артикуляци­онных, дыхательных и вокальных упражнений, цель которых - развитие коор­динированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции. У детей с церебральным параличом эти упражнения модифицируются в зави­симости от формы дизартрии и клинической картины заболевания в целом.

Коррекционная работа ведётся поэтапно, но все этапы тесно связаны и плавно переходят друг в друга.

1. Работа над голосом всегда начинается:

А) с общего расслабления,

Б) артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики.

А) Известно, что при волнении дети с церебральным параличом склон­ны впадать в шепот и в беззвучную речь. Поэтому в процессе речевой коммуникации важно создавать у детей эмоционально положительный фон («ситуацию уверенности»).

Б) Большое место в логопедической работе занимают круговые движе­ния головой, активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного звука а на твердой атаке. Упражнение проводится перед зеркалом, под счет. Логопед привлекает вни­мание ребенка к ощущению поднятой и удерживаемой в этом положении (под счет) нёбной занавески. В качестве подготовительных могут быть ис­пользованы следующие упражнения:

- стимуляция задней части языка и нёба легкими похлопывающими дви­жениями при помощи языкового депрессора;

- обучение произвольному глотанию. Логопед из глазной пипетки ка­пает против задней стенки глотки капли воды. Голова ребенка несколько запрокинута назад;

- стимуляция кашлеподобных движений и зевания.

Нормальное голосообразование возможно в том случае, если ребенок может открывать и закрывать рот, опускать нижнюю челюсть, имитиро­вать жевательные движения. Логопед может стимулировать поднятие ниж­ней челюсти путем легкого и ритмичного постукивания по подбородку (че­люстной дрожательный рефлекс) ребенка. Через некоторое время ребенок овладевает умением самостоятельно поднимать нижнюю челюсть. После этого его учат умению опускать нижнюю челюсть. Первоначально ниж­няя челюсть ребенка опускается самим логопедом (на 1 - 1,5 см). Затем логопед просит ребенка делать это самостоятельно. Постепенно челюсть ребенка опускается на оптимальное расстояние.

Для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения в чередовании ее расслабления и напряжения. Например, ребенка просят до окончания зевательного движения произнести звук а и при широко от­крытом рте перейти от произнесения этого звука к звуку и, задерживая воздух во рту под давлением, прежде чем произнести взрывной звук и, при­влечь внимание ребенка к ощущению состояния нёбной занавески.

3. При работе над голосом очень полезно использовать как можно боль­ше совместного с логопедом пения, выразительной декламации. Большое значение имеет медленное произнесение гласных. Звуки произносятся по­переменно - то шепотом, то громко.

2. Одновременно работают над увеличением длины речевого выдоха: вначале на одном выдохе произносится по две гласных, затем по три, и, наконец, по четыре. Потом произносятся слоги с постепенным удлинени­ем их цепочек, затем - слова с определенными звуками, на последних эта­пах - стихотворения, скороговорки; последние произносятся со сменой уда­рения и убыстрением темпа речи то шепотом, то громко.

4. Большое значение имеют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса. Например:

а) счет десятками с постепенным усилением и с ослаблением голоса,

б) произнесение букв в алфавитном порядке,

в) чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением голоса.

Для развития высоты и тембра голоса большое значение имеют:

а) различные логопедические игры,

б) чтение сказок по ролям,

в) инсценировки и т. д.

Разыгрываемые детьми игры-инсценировки помогают также развитию мелодико-интонационной стороны речи, гибкости и модуляции голоса. При подборе речевого материала необходимо учитывать следующие факторы: структуру дефекта, возраст, интеллект, конкретную логопедическую зада­чу, а также воспитание нравственно-этических сторон личности.

Необходимо помнить, что нарушения голоса у детей с дизартрией при церебральном параличе усиливаются при выраженности у них позотони- ческих рефлексов. Поэтому в этих случаях работа над голосом должна на­чинаться в рефлекс запрещающих позициях.

Кроме того, дизартрия у детей с церебральным параличом осложняет­ся наличием многих рефлексов орального автоматизма. Поэтому одной из важных задач коррекционной работы является подавление этих рефлек­сов. С этой целью ребенку придается соответствующая рефлекс запреща­ющая позиция. Логопед нежно прикасается к губам ребенка ваткой, дру­гой рукой препятствуя рефлекторному движению губ. Таким же путем га­сятся и другие рефлексы. Важно проводить эти упражнения систематичес­ки, 2 - 3 раза в день. Для учащихся эти упражнения должны быть особым видом домашних заданий по логопедии.

Наши рекомендации