Раздел 4. Технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи Технология коррекции голоса при заикании
Л.И. Белякова и Е. А. Дьякова выделяют следующие задачи работы над голосом при заикании:
1) развитие силы и динамического диапазона голоса;
2) формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;
3) развитие мелодических характеристик голоса.
Начальные этапы работы над голосом могут быть включены в период «щадящего речевого режима» или «режима молчания». Работа начинается с изолированного произнесения гласных звуков.
Точное, четкое, ясное и полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. За счет изменения звучания гласных возможно в дальнейшем применение других техник:
а) замедление темпа речи;
б) выравнивание послогового ритма;
в) использование «полного стиля» произношения.
В основном за счет гласных звуков можно интонационно окрасить речь и, главное, достичь ее слитного и плавного произнесения.
Работу над голосом можно проводить в следующей последовательности:
1. Занимающимся предлагается сделать диафрагмальный вдох и на выдохе произнести длительно, растягивая на весь выдох, звук «а». Звук должен произноситься легко и свободно, при средней степени звучания голоса. Рот должен быть широко открыт, при этом звук «посылается» вперед. Следует следить за тем, чтобы заикающиеся не произносили звук на «остаточном» выдохе, т.е. чтобы начало выдоха и начало фонации совпадали во времени.
2. Затем таким же образом предлагается протянуть гласный «о». Для объяснения рациональной артикуляции гласного «о» можно использовать образ: «пинг-понговый шарик во рту».
3. При произнесении гласного «у» обращают внимание на то, что губы вытянуты вперед, при «и» - губы растянуты в улыбку, при звуке «э» - рот слегка полуоткрыт и т.д.
В развитии речевого голоса необходимо учитывать атаку звука и регистр голоса.
Под атакой звука понимают начало звука, т.е. включение в работу голосовых складок. Атака звука зависит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха. Существуют три вида атаки звука: твердая, мягкая и придыхательная. При придыхательной атаке звука сначала слышится легкий шум выдоха, а затем слышится звук, похожий на «Х-А-А-А». При мягкой атаке момент смыкания голосовых складок и момент начала выдоха совпадают. Звук получается мягкий, богатый обертонами. При твердой атаке сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается твердый, часто резкий.
Заикающиеся обучаются начинать произнесение каждого гласного с «мягкой» голосоподачи, или атаки. Логопед дает образец «твердой» атаки, т.е. резкого начала гласного звука и «мягкой» атаки, или мягкого «вплывания» в звук. После чего заикающиеся упражняются в подаче звука на мягкой атаке, произнося гласные и их сочетания, а затем слова и фразы, начинающиеся с гласного звука.
В речевом голосе принято выделять три регистра:
- грудной, нижний регистр, в котором преобладает грудное резонирование;
- смешанный, средний регистр;
- головной, верхний регистр, в котором преобладает головное резонирование.
При работе над голосом заикающихся учат добиваться плавного перехода из регистра в регистр.
В самом начале работы над голосом заикающиеся обучаются использовать грудной резонатор, так как это снижает напряжение голосовых складок.
При обучении использованию грудного резонатора гласные звуки даются в следующей последовательности: А, О, У И, Э. Такая последовательность связана с тем, что звук А содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов; звуки О, У относятся к резонаторам низких тонов, звуки И, Э - к резонаторам высоких тонов.
Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.
Например:
«Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький паровозик?» и т.д.
«Как рычит большой медведь низким голосом (на звук И-И-И), а как рычит маленький медвежонок высоким голоском?»
У взрослых для ощущения звука в грудном резонаторе можно предложить произнести гласный [А] низким голосом, при этом ладонь приложить к грудине, слегка постукивая по ней. Заикающийся должен ощутить легкую вибрацию в области груди. Постановка диафрагмального дыхания и включение в звучание голоса нижних резонаторов позволяют поставить голос на «опору». Это снимает излишнее напряжение голосовых складок, стенок гортани и глотки, т.е. способствует снятию «зажимов».
При постановке голоса очень важно вызвать у заикающегося ощущение «открытой глотки», которое закрепляется при произнесении гласных звуков. Важно, чтобы нижняя челюсть была расслаблена.
Использование диафрагмального дыхания, использование нижнего резонатора, ощущение «открытой глотки» и расслабленной нижней челюсти позволяет литься голосу свободно и легко. На этом этапе начинается работа над развитием интонационно-мелодических характеристик.
Перед заикающимися ставится задача, используя ряд гласных звуков, менять высоту голоса, придавать ему речевые интонации вопроса, ответа, удивления; передавать голосом различные эмоциональные состояния радости, печали и пр. Работа над голосом продолжается затем на материале автоматизированных рядов, слов, словосочетаний и фраз. (См. приложение).
Таким образом, формирование рациональной голосоподачи плавно переходит в развитие просодической стороны речи.
Заикающиеся обучаются слитно произносить длинный ряд гласных (АоуиАоуиАоуиАоуи) при непрерывном артикулировании на одном речевом выдохе. Такое слитное произнесение обеспечивается непрерывным голосоведением. Оно должно обязательно сопровождаться интонационным модулированием голоса. Этот навык в дальнейшем переносится на слитное произнесение синтагмы.
Работа над голосом должна быть систематической, регулярной, длительной и проходить на всех этапах коррекционной работы. Объем работы над голосом и методические приемы зависят от возраста заикающегося. Чем младше ребенок, тем в большей степени работа над голосом должна идти
по принципу подражания. Это указывает на большое значение состояния голоса у родителей, воспитателей и, тем более, логопеда.
Приемы постановки голоса описаны во многих руководствах (Н.П. Вербовая и др., 1977; М.И. Буянов, 1989; Э.М. Чарели, 1991; Л.З. Арутюнян, 1993 и др.).
Поскольку формирование навыка рациональной голосоподачи и голосоведения тесно связано с развитием интонации, то эти задачи решаются практически одновременно. Мы продолжим рассмотрение данного вопроса в разделе «Технологии развития интонационной стороны речи».
Технология коррекции голоса при ринолалии
И.И. Ермакова выделяет следующие основные задачи логопедической работы по коррекции голоса при ринолалии:
1. Нормализация тембра.
2. Развитие природных голосовых данных детей.
3. Восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата.
4. Воспитание навыков правильного голосоведения.
Меры, способствующие улучшению голоса детей до пластической операции нёба:
1) Постановка физиологического и фонационного дыхания.
2) Профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба.
3) Коррекция звукопроизношения.
Работа над голосом после операции:
1) Дыхательная гимнастика, удлиняющая выдох и активирующая внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление неб- но-глоточного смыкания.
2) Выработка навыка правильного голосоведения, расширение диапазона голоса, увеличение его силы, а также компенсация расстройства двигательной функции гортани, если таковое имеется.
Работа над голосом при ринолалии проводится поэтапно.
Iэтап. Голосовые упражнения начинаются с постановки гласных фонем (см. параграф «Технология коррекции звукопроизношения при ринолалии»).
IIэтап. Голосовые упражнения продолжаются в виде вокальных упражнений, которые дают наилучший эффект в развитии подвижности небной занавески (растягивают её, активизируют всю мускулатуру гортаноглотки). Вначале поются [а] и [э], через 2 - 3 урока - [о], через неделю - [и] и последним [у]. При ежедневных занятиях сроки сокращаются.
Вокальные упражнения начинаются с пения терций. Детям это трудно, но интервалы меньше 2 тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией.
К вокальным упражнениям приступают на 3 - 4 занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого нёба, которую тренируют пением гласных в диапазоне терции одной октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми. При практически неподвижной небной занавеске или лишь при подергивании её края начинают с пения [а] или [э] на одной ноте, затем терции и трезвучия. При расслаблении неба занятия немедленно прекращают. Гласные поют 2 - 3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано, под магнитофон или с голоса логопеда, начинают с низкого тона.
Терции и трезвучия поют не менее 3 недель, верхнюю ноту трезвучия поют дважды, не прерывая фонации (чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки), поют громко и тихо (для развития силы голоса), но не форсируют голос (иначе нёбо провисает, звук назализуется). Упражнения выполняются стоя.
Детский голос, как указывают В.Г. Ермолаев Н.Ф. Лебедева, требует максимально щадящего отношения, отсюда следуют правила:
• Петь только в соответствующем возрасту диапазоне.
• Не использовать крайние ноты присущего возрасту диапазона.
• Петь на коротких певческих фразах.
• Петь без напряжения, не очень громко.
Наиболее легко детские голоса до мутации звучат в следующих диапазонах (В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева):
3 - 4 года - ми1 - соль1 7 - 10 лет - ре1 - ре2
5 - 6 лет - ми1 - си1 10 - 14 лет - ми1 - ре2
Далее переходят к упражнениям для воспитания правильного голосоведения, расширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного снятия носового оттенка.
Начинают с изолированных гласных, потом их сочетаний (а, э, о, у, и). Далее переходят к «мычанию» - протяжному произнесению [м] с фиксацией внимания на носовом резонансе согласного. Выбор фонемы [м] как исходной определяется её физиологической основой, удобной для правильной фонации. Затем переходят к произнесению слогов: ма, мо, му... 6 - 8 раз в день (после короткого трёхкратного произнесения [м]). Согласный протягивают, гласный поют коротко. Затем также работают над [л], с попарным произнесением слогов. Потом аналогично работают над [н], [й], [р], [в], [з], [ж].
Далее осуществляется переход к речевым упражнениям. И.И. Ермакова рекомендует работать в последовательности:
1) произнесение сочетаний из 2-х слов и спряжений глаголов:
Вон Валя, вон мама, вон яма.
Я мыл(а) Милу. Я нарезал(а) лимон. Я съел(а) сметану.
2) распространение фразы, вводимое постепенно:
Я поливал(а). Я поливал(а) лилии. Я поливал(а ) лилии из лейки.
3) ввод навыков в спонтанную речь.
Вначале осуществляется подготовка на материале скороговорок и стихов с опорой на сонорные звуки. Фразы в них должны быть короткими, включающими только правильно произносимые фонемы:
На мели мы налима ловили.
На крыше у Шуры жил журавль Жура.
III и IV этапы. Для увеличения силы и диапазона голоса применяются вокальные упражнения:
1) распевание терций или трезвучий на гласных звуках, тише - громче;
2) мычание;
3) пение коротких музыкальных фраз и песенок, которые должны быть: простыми, легко запоминающимися, иметь легкий ритмический рисунок и не выходить за пределы диапазона.
Сначала лучше петь только мелодию песни на гласных звуках (вместе с логопедом), а потом уже петь со словами (сначала медленно). Пение продолжается не более 15 минут в течение занятия, по 3 - 5 минут за один приём.
Для заключительных вокальных упражнений IV этапа подбирают песни, во фразах которых тоны располагаются по звукоряду (т.е. интервалы не превышают 1-го тона). Это способствует более длительному удержанию нёбной занавески в смыкании.
Упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне. Такой вид тренировок является наиболее сложным, доступным лишь при хорошо подвижном нёбе.
С.Ф. Иваненко предлагает упражнения (сугубо подражательного характера) по варьированию мелодики голоса, которые можно выполнять уже в процессе выработки дыхания и постановки гласных. В доступной наглядно-ситуативной форме - через подражание - детям дается понятие о голосоведении. По словам К.С. Станиславского, «...все, что сказано с приливом жизненной энергии, с удивлением, восторгом, гневом, ужасом и т.д., - все это пойдет вверх (высоко, звонко, громко). Все, что связано с упадком энергии, с апатией, с разочарованием (больно, грустно), - все это по звуковой лестнице пойдет вниз... »
С помощью зрительной опоры и голосового изображения вводится ряд понятий:
Далеко - близко (или тихо - громко)
А далеко
А близко А
Коротко - длительно (отрывисто, быстро, скоро - протяжно, медленно).
Протяжно - отрывисто
А____________________
А________________
Звук [а] при постановке гласных идет первым, поэтому все понятия в изображении голосом даются с опорой на него.
С целью тренировки (закрепления) голосового многообразного звучания используются следующие задания:
а) Звук [а] на качелях.
Дети приседают, раскачиваются, произнося звук [а] (звук «взлетает» и «падает» в одном диапазоне - вдох! - выдох! - [а]).
б) Звук [а] раскачивается на ветке (слияние двух звуков [а] - [а] на одном выдохе).
^ХГ АГ
Руки-ветки подняты вверх, под действием ветра наклоняются вправо - влево.
Высоко - низко (тонко поет птичка - толсто, грубо поет медведь) А |
А |
А |
в) Звук [а] поднимается по лесенке. Звук произносится радостно, громко, покоряется каждая ступенька (вариант твердой атаки).
Звук [а] взбирается на вершину горы.
На горе тропа, по тропе идет [а]; звук произносится протяжно, с постепенным наращиванием подъема (!). Заканчиваем победно, радостно! (Как кричим «Ура!».)
Таким образом, видно, что этапы работы над голосом при ринолалии тесно связаны между собой и плавно перетекают друг в друга, постепенно расширяя своё содержание и усложняя его. Вся работа основывается на активизации мягкого нёба, а результаты, в свою очередь, напрямую зависят от его подвижности.
Технология коррекции голоса при дизартрии
Лопатина Л.В. и Серебрякова Н.В. предлагают технологию работы над голосом у детей со стёртой дизартрией.