Специфические приёмы постановки согласных звуков при ринолалии
Звук | Приёмы постановки |
[п] | 1. Похлопывание губами во время мягкого дутья. Увлажнение губ создаёт некоторое залипание и облегчает смыкание. Приём позволяет вводить звук в прямые слоги. 2. «Поплёвывание» сначала с высунутым языком, затем - только губами. При недостаточном нёбно-глоточном смыкании для уменьшения утечки воздуха «поплёвыванию» учат при зажатых пальцами крыльях носа, затем зажимание снимается. Приём позволяет вводить звук в обратные слоги. 3. При длинном подвижном нёбе: надуть щёки и хлопнуть по ним ладонями, чтобы воздух резко прорвался через сомкнутые губы. Приём позволяет вводить звук в обратные слоги. |
[ф] | Постановка осуществляется на длительном правильном выдохе, при котором верхние зубы касаются нижней губы. |
[т] | 1. Межзубный [т] можно вызвать «поплёвыванием» при положении губ в улыбке и слегка высунутом кончике языка. 2. От [п]: язык распластан на нижней губе, необходимо произнести слоги «папа-па...». 3. От [с]: произносить [с] ритмично, смыкая и размыкая резцы, закусывающие язык. |
[к] | 1. Упражнения в «покашливании». 2. Механически от [т], отодвигая язык вглубь. |
[х] | От выдоха или удлинённого произнесения [к]. |
[с] | 1. Дуть на вату. 2. Дуть с просунутым между губами широким языком. 3. Дуть на язык между зубами. 4. Дуть на язык, придвинутый к нижним резцам. Дутьё должно быть тихим, почти беззвучным, а для предупреждения выдоха глоткой можно дуть через соломинку. |
[j] | От сочетания [и] с соответствующим гласным: иакорь. |
[л] | 1. От [ы]: протяжное произнесение [ы] с закушенным языком. Приём позволяет вызвать изолированный [л]. 2. От [а]: ритмичное покусывание высунутого языка во время фонации [а]. Приём позволяет вводить звук в слоги. |
[ш] | 1. При доступной верхней артикуляции («Ковшик») одновременно дуть на нижние зубы. 2. Подуть «зубами» или «посвистеть» сквозь зубы. 3. При наличии проторного [р] - от его произнесения при сближенных зубах и округлённых губах. |
[р] | 1. При недостаточности нёбно-глоточного смыкания обучают одноударному или проторному звуку и вводят его в речь. 2. Если возможно, то вибрацию вызывают от [ж], [з]; от сочетания «дж», «дз». 3. От [ц]: присосать язык к нёбу и не отрывая языка отодвинуть его слегка вглубь по нёбу, быстро произнести звук [ц] |
[ч] | От [т'] или от слияния [т'] и [щ]. Приём позволяет вводить звук в закрытые слоги. |
[ц] | 1. Путём слияния [т] и [с], только при этом артикуляция [т] у нижних резцов. 2. От [т]: ребёнок многократно произносит [т], а логопед в этот момент нарушает смычку в срединной части кончика языка, зондом отодвигая его чуть-чуть книзу. |
[щ] | 1. От [с']: произнести [с'], округлив губы и оттягивая назад кончик языка. Можно попытаться при этом сразу произнести прямые слоги «ся, се, си, сё». 2. От [ш]: протяжно произнести «ш-ш-ш...», опуская широкий кончик языка вниз. Спинка и корень языка остаются неподвижными. 3. Путём смягчения [ш] по аналогии с [м], [л]: «Скажи твёрдо, строго: м, л, ш! А теперь ласково, мягко: мь, ль, щ». |
Парные звонкие звуки отрабатываются традиционными способами. Мягкие звуки образуются в результате добавления к артикуляции твердого звука подъема средней части языка к нёбу.
Особенности постановки звуков
1. При длинной и подвижной нёбной занавеске легче начинать с фрика - тивных звуков (щелевых [ф] и [с]), а нёбно-глоточная недостаточность требует начинать с взрывных фонем ([п], [т], [к]). Общим же является первоначальный выбор глухих фонем, т.к. для них необходимо большее давление воздуха, они являются более ощутимыми (И.И. Ермакова).
2. Использование специфических и традиционных приёмов постановки звуков.
3. Использование такой механической помощи, как зажимание пальцами крыльев носа (локоть ребёнка поднят, чтобы была видна артикуляция, левая ноздря зажимается большим пальцем, правая - остальными). На этот счёт имеются противоречивые мнения. В частности, И.И. Ермакова считает, что такая помощь целесообразна только в период вызывания звука.
4. Вызываемый звук сразу не называется. Даётся чёткая артикуляция этого звука и направленный выдох, например: «Губы сомкнуты, «выстрел» на ватку» - [п] и т.д.
5. Целесообразно вызывание звука непосредственно в составе слога, а не в изолированном положении.
6. Не рекомендуется использование утрированного, чеканного, протяжного произношения поставленного звука, т.к. при этом возрастает напряжение артикуляционной мускулатуры, увеличивается время смычки, усиливается эмиссия воздуха в нос.
7. Допускается использование промежуточных, приближённых артикуляций (межзубная, одноударная) - так называемых «аналогов звука» (Г.В. Чиркина).
8. При вызывании звука внимание ребёнка первоначально направляется на артикулему звука. Не следует фиксировать внимание ребёнка на звуке с привлечением слухового контроля. Это необходимо для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появившегося правильного произношения (А.Г. Ипполитова).
9. Выбор приёма для вызывания звуков устанавливается строго индивидуально.
10. Максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков.
Особенности автоматизации звуков
1. Допускается автоматизация звуков-аналогов (Г.В. Чиркина).
2. Рекомендуется автоматизация не в прямых слогах, а в интервокальной позиции (А.Г. Ипполитова).
3. Существенно важна координация фонации, дыхания, артикуляции автоматизируемых согласных.
4. Вызванный звук, слоги, слова с ним нужно произносить сначала шёпотом, затем в звучной речи (Н.В. Червякова).
5. Рекомендуется ранний переход от автоматизации на уровне звуков, слов к автоматизации на уровне фразы (И.И. Ермакова).
6. Отработка новых артикуляционных навыков желательна не на произнесении стабильного речевого материала, а на материале, максимально приближенном к разговорной речи.
7. Параллельно с коррекцией звукопроизношения идет работа по формированию навыков правильного голосоведения.