Специфические приёмы постановки согласных звуков при ринолалии

Звук Приёмы постановки
[п] 1. Похлопывание губами во время мягкого дутья. Увлажнение губ создаёт некоторое залипание и облегчает смыкание. Приём позволяет вводить звук в прямые слоги. 2. «Поплёвывание» сначала с высунутым языком, затем - только губами. При недостаточном нёбно-глоточном смыкании для уменьшения утечки воздуха «поплёвыванию» учат при зажатых пальцами крыльях носа, затем зажимание снимается. Приём позволяет вводить звук в обратные слоги. 3. При длинном подвижном нёбе: надуть щёки и хлопнуть по ним ладонями, чтобы воздух резко прорвался через сомкнутые губы. Приём позволяет вводить звук в обратные слоги.
[ф] Постановка осуществляется на длительном правильном выдохе, при котором верхние зубы касаются нижней губы.
[т] 1. Межзубный [т] можно вызвать «поплёвыванием» при положении губ в улыбке и слегка высунутом кончике языка. 2. От [п]: язык распластан на нижней губе, необходимо произнести слоги «па­па-па...». 3. От [с]: произносить [с] ритмично, смыкая и размыкая резцы, закусывающие язык.
[к] 1. Упражнения в «покашливании». 2. Механически от [т], отодвигая язык вглубь.
[х] От выдоха или удлинённого произнесения [к].
[с] 1. Дуть на вату. 2. Дуть с просунутым между губами широким языком. 3. Дуть на язык между зубами. 4. Дуть на язык, придвинутый к нижним резцам. Дутьё должно быть тихим, почти беззвучным, а для предупреждения выдоха глоткой можно дуть через соломинку.
[j] От сочетания [и] с соответствующим гласным: иакорь.
[л] 1. От [ы]: протяжное произнесение [ы] с закушенным языком. Приём позволяет вызвать изолированный [л]. 2. От [а]: ритмичное покусывание высунутого языка во время фонации [а]. Приём позволяет вводить звук в слоги.
[ш] 1. При доступной верхней артикуляции («Ковшик») одновременно дуть на нижние зубы. 2. Подуть «зубами» или «посвистеть» сквозь зубы. 3. При наличии проторного [р] - от его произнесения при сближенных зубах и округлённых губах.
[р] 1. При недостаточности нёбно-глоточного смыкания обучают одноударному или проторному звуку и вводят его в речь. 2. Если возможно, то вибрацию вызывают от [ж], [з]; от сочетания «дж», «дз». 3. От [ц]: присосать язык к нёбу и не отрывая языка отодвинуть его слегка вглубь по нёбу, быстро произнести звук [ц]
[ч] От [т'] или от слияния [т'] и [щ]. Приём позволяет вводить звук в закрытые слоги.
[ц] 1. Путём слияния [т] и [с], только при этом артикуляция [т] у нижних резцов. 2. От [т]: ребёнок многократно произносит [т], а логопед в этот момент нарушает смычку в срединной части кончика языка, зондом отодвигая его чуть-чуть книзу.
[щ] 1. От [с']: произнести [с'], округлив губы и оттягивая назад кончик языка. Можно попытаться при этом сразу произнести прямые слоги «ся, се, си, сё». 2. От [ш]: протяжно произнести «ш-ш-ш...», опуская широкий кончик языка вниз. Спинка и корень языка остаются неподвижными. 3. Путём смягчения [ш] по аналогии с [м], [л]: «Скажи твёрдо, строго: м, л, ш! А теперь ласково, мягко: мь, ль, щ».


Парные звонкие звуки отрабатываются традиционными способами. Мягкие звуки образуются в результате добавления к артикуляции твердо­го звука подъема средней части языка к нёбу.

Особенности постановки звуков

1. При длинной и подвижной нёбной занавеске легче начинать с фрика - тивных звуков (щелевых [ф] и [с]), а нёбно-глоточная недостаточность тре­бует начинать с взрывных фонем ([п], [т], [к]). Общим же является перво­начальный выбор глухих фонем, т.к. для них необходимо большее давле­ние воздуха, они являются более ощутимыми (И.И. Ермакова).

2. Использование специфических и традиционных приёмов постановки звуков.

3. Использование такой механической помощи, как зажимание пальца­ми крыльев носа (локоть ребёнка поднят, чтобы была видна артикуляция, левая ноздря зажимается большим пальцем, правая - остальными). На этот счёт имеются противоречивые мнения. В частности, И.И. Ермакова счита­ет, что такая помощь целесообразна только в период вызывания звука.

4. Вызываемый звук сразу не называется. Даётся чёткая артикуляция это­го звука и направленный выдох, например: «Губы сомкнуты, «выстрел» на ватку» - [п] и т.д.

5. Целесообразно вызывание звука непосредственно в составе слога, а не в изолированном положении.

6. Не рекомендуется использование утрированного, чеканного, протяж­ного произношения поставленного звука, т.к. при этом возрастает напря­жение артикуляционной мускулатуры, увеличивается время смычки, уси­ливается эмиссия воздуха в нос.

7. Допускается использование промежуточных, приближённых арти­куляций (межзубная, одноударная) - так называемых «аналогов звука» (Г.В. Чиркина).

8. При вызывании звука внимание ребёнка первоначально направляет­ся на артикулему звука. Не следует фиксировать внимание ребёнка на зву­ке с привлечением слухового контроля. Это необходимо для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появив­шегося правильного произношения (А.Г. Ипполитова).

9. Выбор приёма для вызывания звуков устанавливается строго инди­видуально.

10. Максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков.

Особенности автоматизации звуков

1. Допускается автоматизация звуков-аналогов (Г.В. Чиркина).

2. Рекомендуется автоматизация не в прямых слогах, а в интервокаль­ной позиции (А.Г. Ипполитова).

3. Существенно важна координация фонации, дыхания, артикуляции ав­томатизируемых согласных.

4. Вызванный звук, слоги, слова с ним нужно произносить сначала шё­потом, затем в звучной речи (Н.В. Червякова).

5. Рекомендуется ранний переход от автоматизации на уровне звуков, слов к автоматизации на уровне фразы (И.И. Ермакова).

6. Отработка новых артикуляционных навыков желательна не на произ­несении стабильного речевого материала, а на материале, максимально приближенном к разговорной речи.

7. Параллельно с коррекцией звукопроизношения идет работа по фор­мированию навыков правильного голосоведения.

Наши рекомендации