Концептуальные аспекты динамики бытия

Андрей Сидерский

"Хатха-йога как технология интегрального тренинга"

(концептуальный очерк)

Киев 2000

Сокращенный вариант. Полный (156 страниц) см. А. Сидерский "ХАТХА-ЙОГА. Концептуальный очерк", "Ника-Центр", К., 2000

"Редкая удача выпадает семейству, выбранному йогином для своего рождения, и благословенна та страна, где живет он. Бессмертно все, что дается ему. Видящий сущность творения сжигает карму миллионов воплощенных существ, просто глядя на них, говоря с ними и к ним прикасаясь. Один йогин стоит тысячи тысяч обычных людей, сотни святых и тысячи священников. Кому дано постичь истину царственной йоги? Воистину священна страна, где такой живет. Всего лишь глядя на него поколения несведущих достигают освобождения. Что говорить о тех, кто действительно у него учится? Знающий внешнюю и внутреннюю практику йоги достоин твоего восхищения, и моего, равно как и восхищения всех людей на этой Земле."

Сватмарама "Хатха-йога прадипика"

(около XI ст. после Р. Х.)

* * *

"Воистину, множество трудных и почти неодолимых препятствий ожидает йогина на пути его, однако ему надлежит продолжать практику несмотря ни на какие опасности, даже тогда, когда оказывается он от погибели на волос…"

"Шива самхита"

(Автор и дата создания трактата не установлены,

ориентировочно - XII-XIV ст. п. Р.Х.)

От автора

Данная работа есть результат только моего собственного опыта. За нею не стоит никакая авторитетная традиция, она не является изложением доктрины какой бы то ни было официально оформленной или хотя бы просто признанной школы тайного или явного знания. Источниками любых интерпретаций, объяснений, определений и "общетеоретических выкладок", которые могут встретиться в этой книге, являются только моя индивидуальная практика, мое индивидуальное восприятие и мое индивидуальное понимание того, что было преподано мне моими учителями. Я прошу помнить о том, что нет никаких догм, и речь здесь идет всего лишь об одном-единственном варианте объяснения - том, который я в настоящий момент по каким-то своим субъективным причинам считаю для себя наиболее приемлемым. Насколько бы "рабочим" он ни был в моем индивидуальном случае, это - всего лишь один из множества вариантов, любой из которых при каких-то условиях может оказаться в не меньшей степени заслуживающим рассмотрения…

Таким образом, речь в этой книге идет не о хатха-йоге вообще, а только лишь о практике того конкретного стиля, которым пользуюсь я.

Не Путь

Прямой перевод санскритского слова "хатха" - сила, мощь; усилие, напряжение, натуга; насилие, принуждение, необходимость.

"Йога" - упряжка; сбруя, узда; применение; средство, прием, уловка; магия, волшебство; связь, взаимообусловленность с чем-либо; приобретение, выигрыш; работа, усердие, прилежание; сосредоточение, размышление, созерцание; этимология, структурное происхождение; правило; согласование, управление, контроль.

Я намеренно не привожу никаких вариантов перевода сочетания "хатха-йога". Предлагаю читателю самостоятельно подобрать вариант, наиболее соответствующий его собственному пониманию.

Хатха-йога не есть Путь, ибо никоим образом не ведет к развитию сердечности. Хатха-йога не имеет Сердца. Всякий же Путь без Сердца не есть истинный Путь.

Хатха-йога есть технология интегрального совершенствования комплекса инструментов, посредством использования которых осознающее существо движется по Пути осознания. То, куда оно движется и зачем, определяется его индивидуальным выбором и никак от практики хатха-йоги не зависит. Технологическая тренировочная практика не может быть фактором, определяющим религиозную, культурную и социально-иерархическую принадлежность индивида. Наоборот, религиозная, культурная и социально-иерархическая принадлежность индивида в большинстве случаев являются теми факторами, которые определяют характер применения им технологической тренировочной практики как инструментального средства. Среди выдающихся йогинов прошлого и нынешнего столетия были и есть как индуисты и христиане, так и буддисты, даосы, и даже научные атеисты, а также те, кто не вообще ни во что, кроме фактов непосредственного восприятия.

Из многих технологий интегрального совершенствования хатха-йога может быть отнесена к разряду отличающихся наибольшей эффективностью в освоении искусства владения органическим телом, искусства накопления и перераспределения энергии во всех компонентах индивидуальной энергетической структуры , искусства обретения контроля над Силой и управления намерением посредством воли. Возможно, именно хатха-йога в древние времена использовалась как одна из высших ступеней в технике общефизической и общеэнергетической подготовки отборных воинов - воинов-магов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором, ибо они не только в совершенстве умели модулировать психологический настрой как своих, так и вражеских солдат, но также владели особым воинским искусством - посредством волевых манипуляций намерением они могли формировать ситуации, приводившие к неожиданному стечению совершенно случайных и непредсказуемых, но тем не менее роковых для противника, объективных обстоятельств .

Последовательная корректная практика хатха-йоги приводит к накоплению и концентрации огромного количества энергии на всех уровнях энергетической структуры человеческого существа. "Застойная консервация" этой энергии разрушительна. Энергия накапливается и концентрируется для того, чтобы быть использованной. Поток жизни - поток непрерывно происходящих с нами изменений. Чем больше в нашем распоряжении энергии, тем значительнее изменения. То, изменяемся мы в направлении развития, свободы и осознания или же в направлении деградации, закрепощения и автоматизма, зависит не от количества энергии, имеющейся в наличии в системе нашей энергетической структуры, и даже не от того, в какой степени процессы ее перераспределения подконтрольны нашей воле, а прежде всего от того, куда и как мы эту энергию вкладываем или не вкладываем в процессе проживания своей личной судьбы.

Формулы контроля - правила и ограничения, сформулированные в своде принципов ямы и ниямы - призваны по мере возможности предохранить практикующего хатха-йогу от смертельного дыхания вышедшего из-под власти воли вихря Силы, гиперконцентрированной за счет практики. Но далеко не во всех случаях формул контроля оказывается достаточно. Энергия накапливается и концентрируется для того, чтобы быть вложенной в движение - движение по Пути. Путь - это жизнь. Что человек делает со своей жизнью, зависит только от него самого. Более того, по большому счету, формулы контроля в действительности таковыми не являются. Принципы ямы и ниямы - не свод абстрактных правил, а описание того, каким становится образ жизни человека вследствие практики йогических тренировочных техник. Если практикующий в какой-то момент не приведет свой образ жизни в строгое соответствие со сформулированными в правилах ямы и ниямы принципами, он попросту не выживет. Хатха-йога, вернее, накопленная в результате ее практики энергия, убьет его.

Обусловленная практикой концентрация энергии в структуре человеческого существа приводит к усилению всех ее свойств. Все проявления человека приобретают гипертрофированный характер. Хатха-йогин внутри себя сталкивается с самим собой - таким, какой он есть, со всеми своими достоинствами, недостатками и проблемами - но "усиленным" во много раз по сравнению с состоянием обычного среднего человека, хатха-йогу не практикующего. И то, что он с таким собою будет делать - сумеет ли совладать с животным автоматизмом в себе и развить качества осознающего существа - зависит от его способности трезво и отрешенно взглянуть на самого себя, отделить в себе человеческое от звериного и сознательно перераспределить энергию так, чтобы вложение ее в процесс жизни - в процесс продвижения по Пути - привело не к деградации, а к развитию - эволюционному движению сознания от животного состояния к собственно человеческому. Это - битва, ибо таков ультимативный вызов, который решается бросить самому себе тот, кто вступает на тропу хатха-йоги. Опасность деградации велика - в нас еще слишком сильны могущественные животные ментальные программы, выражающиеся во множестве обуревающих нас противоречивых желаний. Предельная отрешенность и полнота контроля необходимы для того, чтобы с ними совладать. Хатха-йога дает и контроль, и отрешенность. Но это - жестокий контроль безупречно отлаженного механизма и холодная равнодушная отрешенность вышедшего на охоту хищника. Чтобы использовать их "наоборот" - для избавления себя от диктата сидящего в каждом из нас зверя, нужно что-то еще. Это "что-то еще" - самое главное, то, что превращает нашу жизнь в Путь. Я назову это самое главное "что-то еще" Сердцем или Любовью, ибо другие слова для обозначения ЭТОГО мне не известны. Точно так же, как не известно мне, откуда ЭТО берется и на что похоже… Просто возникает и оказывается существующим и не поддающимся ни выражению, ни описанию какими бы то ни было средствами.

Итак, хатха-йога не есть Путь, но лишь технология обеспечения нашего продвижения по Пути отрешенно и безупречно контролируемой энергией. То, на что мы потратим эту энергию, не зависит от тренировочных алгоритмов хатха-йоги. Это зависит только от того выбора самих себя, который мы делаем в каждое мгновение своей жизни. Используя энергию и уровень владения информацией о сущности устройства Мира, даваемые практикой хатха-йоги, каждый их нас может с одинаковым успехом как на десятилетия сохранить силу и молодость, так и прикончить себя в течение нескольких месяцев, как превратиться в полностью осознающего себя свободного бога, так и стать скованным "встроенными" ментальными программами до состояния зомби-автоматизма жестоким самодовольным похотливым животным, обладающим чудовищными силами и способным разрушить любые преграды на пути к реализации желаний и страстей, "надиктованных" ему "поставщиками" программ. Это - крайности, для их достижения успешность практики хатха-йоги должна быть максимальной. Между ними - весьма богатый спектр состояний. Где на этой шкале окажемся мы, полностью зависит от того, в какой степени в своем ежесекундном выборе самих себя мы сверяемся с Сердцем нашего жизненного Пути, и вообще, является наша жизнь Путем или это просто равнодушное прозябание в ожидании смерти, то есть имеется ли в ней Сердце как таковое.

Путь

Путь есть Жизнь. Жизнь - как процесс накопления осознания, процесс развития способности осознавать - находить или создавать в себе резонансные зоны. Мир - вибрационная картина, осознавание - резонанс, осознание - наличие в энергетической структуре контролируемых волей зон, способных входить в резонанс с осознаваемым.

Каждый из нас, живущих здесь и сейчас - центр Вселенной, точка концентрации самоосознания Мира. И наша главная ответственность в любом из воплощений - это ответственность перед самими собой за развитие собственного индивидуального свободного осознания. Истинная свобода без Сердца невозможна.

Для развития осознания необходимо творческое действие, ибо только таким способом постигается механика созидания - механика творческого бытия Мира. Поэтому наша главная ответственность перед Миром здесь и сейчас - это ответственность за максимальное развитие и полноценную реализацию тех талантов и способностей к творчеству, которые заложены в нас нашим рождением. Истинное творчество без Сердца невозможно.

Результаты нашего творчества могут быть использованы и используются другими человеческими существами в их творческих действиях, направленных на развитие осознания. Только так мы можем действительно помочь им на их Пути. В этом - суть сострадания, которое, так же, как свобода и творчество, без Сердца не бывает.

Невозможно по-настоящему творить, пользуясь чужой энергией. Поэтому наша главная ответственность здесь и сейчас перед самими собой и перед всеми, кто нас окружает в нашей жизни - это ответственность за энергию. Кому дано - с того и спрос. Наш индивидуальный поток Силы никогда не бывает могущественнее, чем это необходимо нам для максимального раскрытия наших творческих возможностей в нашем данном конкретном воплощении. И если нам кажется, что энергии у нас - в избытке, значит, мы чего-то не учли, значит, мы живем и творим не в полную силу, то есть поступаем безответственно. И нам придется в других своих воплощениях проходить все то же самое вновь и вновь - до тех пор, пока мы не научимся полностью контролировать всю свою энергию и полностью вкладывать ее в творчество. Только творческий подход к каждому действию, к каждой мысли и каждому слову учит осознанности. Только максимальная осознанность в каждое мгновение жизни развивает осознание. Только неуклонное развитие осознания в каждое мгновение жизни позволяет нам выполнить главную и, пожалуй, единственную миссию своей жизни - концентрацию и кристаллизацию в себе самоосознания Мира.

Чем в большей степени мы стремимся контролировать свою собственную энергию, чем осознаннее мы ею распоряжаемся и чем эффективнее используем ее в своем собственном творчестве, тем ответственнее мы поступаем по отношению к Миру, самим себе и другим человеческим существам. Ведь все живущие здесь, точно так же, как и мы, являются точками концентрации самосознания Мира.

Информация

Информация - информация - внедрение формы. Наложением качественной и количественной информации на поле энергии рождается образ реальности. От того, какую информацию и как мы посредством резонанса накладываем своим восприятием на пространственно-энергетическое поле, каковым является Вселенная, полностью зависит воспринимаемая нами картина Мира. Осознавание - обработка и практическое усвоение информации. Осознание - результат накопления оформленной информацией энергии. Накопление энергии - процесс. Для его реализации необходима информация о принципах, на которых он построен, и о практических приемах воплощения этих принципов в реальность. В итоге все всегда упирается в информацию. Информация - самый ценный и самый важный аспект любого знания.

Технологическая информация - самый ценный и важный вид информации, поскольку именно она позволяет постичь сущность процессов создания восприятием тех или иных объектов реальности. Технологическая информация о практике совершенствования человеком самого себя - самый ценный вид технологической информации, поскольку именно благодаря ей… Я не думаю, что необходимо продолжать...

Индивидуальный подход

"Сколько людей - столько и мнений."

При всей нашей друг на друга похожести каждый из нас неповторим и видит реальность по-своему. Любая информация, в особенности - технологическая, становится по-настоящему "рабочей" для данного конкретного человека, только будучи преобразованной им сообразно его индивидуальным свойствам и тем условиям, в которых он себя воспринимает.

Каким бы универсальным и емким ни казался нам чей-то опыт, он всегда - чей-то, и для того, чтобы извлечь из него максимум практической информации для себя, нам необходимо его "под себя" трансформировать. Поэтому наиболее адекватный подход к любой технологической информации - творческое осмысление, "прочувствование", анализ и трансформация "под себя" в процессе своей собственной практики.

Никакая технологическая информация не может быть непреложной истиной и непоколебимой догмой, поскольку эволюционное совершенствование - одно из главных свойств любых технологий. И в подходе каждого нового "информируемого" она должна мутировать. Отбор информационных мутаций - то, благодаря чему развиваются технологии. Развитие технологий - то, благодаря чему расширяется диапазон явлений, включаемых нашим восприятием в картину Мира.

Пользоваться предлагаемыми кем-то схемами и подходами если и имеет смысл, то лишь до тех пор, пока не появится "чувство собственной тропы", собственного образа действия, собственного подхода. И как только это случается, мы оставляем в стороне все чужие тропы и становимся на свою собственную -единственно верную для нас, и пытаемся идти по ней, ступая как можно более осознанно, и тогда каждый наш следующий шаг становится уникальной победой нашей индивидуальной информации над непокорной стихией нашего индивидуального энергетического поля - еще одним шагом в развитии осознания. Это, однако, не означает, что мы напрочь отказываемся от "чужой" информации. Мы впитываем в себя все и творчески перерабатываем в себе, делая достоянием своего движения по своей тропе…

Йога

Йогой назовем состояние тотальной интегрированности самоосознания, в котором человеческое существо равно полноценно осознает и контролирует все свои фактические проявления на всех уровнях бытия интегрального Мира .

Накопление фактического опыта осознанного функционирования в условиях человеческого социума, обеспечивающее некоторый этап эволюции сознания - так можно интерпретировать основной смысл воплощения самоосознающей Сущности в форме человеческого существа. Пребывание в состоянии йоги увеличивает эффективность социального функционирования человеческого существа за счет повышения психоэнергетического уровня его биологических и социальных проявлений, а также за счет полноценного осознания сути явлений, действий, их результатов, последствий и взаимосвязей на различных планах бытия Мира.

Вряд ли имеет смысл практика, ведущая к состоянию йоги, но не имеющая под собой стремления овладеть искусством управления намерением и волей. Сфера жизненных проявлений воплощенных человеческих существ - полигон, на котором из воплощения в воплощение отрабатывается это искусство. Чем выше осознанность, тем выше уровень доступа к управлению Силой посредством воли как инструмента реализации намерения. Охота за Силой - таков действительный алгоритм и сущность того, что принято именовать "процессом духовного развития".

Сознание

Соотношение между энергетической структурой и воплощенным в ней сознанием можно условно проиллюстрировать на примере соотношения между компьютером и его программным обеспечением . Энергетическая структура - это "железо", сознание - воплощенный в "железе" "софт", то есть программное обеспечение. Дух (Интегральный Универсальный Разум как потенциальная разумность процесса Вселенной) - "пользователь" - тот, чье функционирование стоит за работой этого "комплекса". Уровень осознанности - степень способности человека осознавать в своих проявлениях функционирование Духа, осознавать себя как "пользователя" и осознанно управлять функционированием комплекса "энергетическая структура-сознание". Чем более сложным и "тонким" является устройство и организация энергетической структуры, тем более совершенное сознание может быть в ней воплощено и, соответственно, тем более высокого уровня функции могут быть реализованы. И тем более серьезными и разрушительными последствиями чреваты "сбои" и ошибки. Развитие энергетической структуры и сознания обеспечиваются только за счет "тренировки жизнью", то есть за счет накопления опыта функционирования, или жизненного опыта, в последовательных воплощениях. Практика систем интегрального тренинга может существенно интенсифицировать процесс приобретения этого опыта, поскольку ведет к существенному расширению диапазона восприятия.

Человеческая форма

Фактически нет никакой принципиальной разницы между "грубой" материей "физического" мира и "тонкой" материей "высших" миров. И то, и другое есть структурированное энергией определенным образом организованное и обладающее определенными характеристиками пространство. То, что мы воспринимаем реальность "физического" мира как нечто отдельное, отличное от всего остального, вернее, то, что мы, как правило, вообще не воспринимаем ничего, кроме "физической" реальности, обусловлено исключительно настройкой нашего восприятия. Изменение настройки требует энергии и осознанности. Без достаточных "вложений" энергии изменить настройку невозможно. При недостатке осознанности ее изменения могут быть неконтролируемыми, что грозит нарушениями адекватности человека его среде обитания, в частности, социальной адекватности, так как изменение диапазона восприятия изменяет фактическую реальность бытия. Ключами к контролируемым изменениям настройки восприятия являются намерение как стимул, ставящий перед Миром задачу изменения, и воля как инструмент реализации намерения, то есть средство управления перераспределением энергии.

Исходная настройка восприятия человеческого существа на "физический" мир есть результат социальной обусловленности в ситуации жесткой конкурентной борьбы за выживание в среде себе подобных на протяжении многих тысяч лет.

Таким образом, в своем нормальном состоянии среднестатистический представитель вида Homo sapiens является "наблюдателем снизу". Иерархия организации его восприятия "перевернута" по отношению к фактической иерархии уровней организации интегральной реальности Мира. Поэтому человек в современном среднестатистическом состоянии (условно назовем это явление "обычным человеком") более-менее полноценно осознает свои проявления лишь на уровне так называемого физического мира - самой "грубой", или "вещественной" компоненты интегральной реальности. В существовании полевых или эфирных феноменов мы отдаем себе чувственный отчет крайне редко и, как правило, в болезненных состояниях. Эмоциональная компонента наших проявлений, будучи доступной для восприятия, практически нам неподконтрольна. О том, что происходит с нами в ментальной сфере, мы в большинстве случаев просто не имеем понятия, хотя и подозреваем, что в нас есть некий аспект сознания, иерархически стоящий выше эмоциональной сферы и в принципе способный ее контролировать, однако в подавляющем большинстве случаев нами осознанно не задействованный. О том же, что происходит на уровнях Интегральной Реальности, более "тонких", чем ментальный, мы вообще не подозреваем. Соответственно, мы не подозреваем и о существовании более "тонких", чем ментальное тело, компонент нашей собственной энергетической структуры, именуемых "телами души и телами Духа". Чьи-то рассказы "о божественном" - не в счет, ибо реально существует для нас лишь то, что мы фактически воспринимаем. Хотя именно тела души и тела Духа есть то, что мы в действительности из себя представляем как космические существа.

Нормальное состояние сознания обычного современного среднестатистического представителя вида Homo sapiens представляет собой неконтролируемый психоэмоциональный фон, который условно можно было бы назвать "психоэмоциональным белым шумом". Составляющие его перепутанные друг с дружкой окрашенные самыми разными эмоциями мысли и желания живут своей собственной жизнью, причем образ этой жизни с контролем над волей, вниманием и осознанием самого индивида, в котором она протекает, в подавляющем большинстве случаев никак не связан. Более того, "самостоятельная жизнь" психоэмоционального мусора, подобно броуновскому газу заполняющего все свободное виртуальное пространство нашего сознания, сковывает все наше внимание и выедает львиную долю имеющейся в нашем распоряжении свободной энергии, поэтому, как правило, о реальной управляемой воле и фактически контролируемом внимании в случае обычного среднестатистического человеческого существа говорить вообще не приходится. Таких инструментов в его распоряжении просто нет. Обычный человек не управляет в себе ничем. Более того, он на сто процентов управляем. Его поведение импульсивно, поскольку контролируется импульсами, которые являются не более чем амплитудными выбросами из сферы "белошумного" психоэмоционального мусора. Каждый такой выброс - флуктуационный импульс в сознании, либо особо ярко эмоционально окрашенный, либо обладающий повышенной по отношению к общему уровню психоэмоционального белого шума интенсивностью (либо - и то, и другое). Общая картина распределения таких флуктуационных импульсов есть то, что воспринимается как личность. Естественно, ни о каком самоосознании на уровне личности не может быть и речи, поскольку само по себе явление личности является чисто виртуальным образом, который существу лишь до тех пор, пока хаотически булькающее варево неконтролируемых эмоций, мыслей и желаний выбрасывает импульсы - руководства к действию. Устойчивое прекращение неконтролируемой психоэмоциональной деятельности, которое, если верить Патанджали , является единственной фактической целью йогической практики, неминуемо приводит к стиранию личности. В терминах толтекской традиции это явление именуется "утратой человеческой формы". С момента утраты человеческой формы, собственно, и начинается эволюция осознания как таковая. До этого момента ни о какой свободе "собственного энергетического волеизъявления" не может быть и речи. Пока не преодолена власть "белого шума", воля остается под контролем личности, то есть, под контролем иллюзорного нечто, до уровня полного автоматизма зависимого от огромного количества случайных факторов. Впрочем, не только случайных. Не секрет, что знание основ психотехники позволяет целенаправленно влиять на формирование личностей человеческих существ. Будучи подкрепленной современными техническими средствами и владением технологиями психоэнергетического воздействия , базовая психотехника превращается в искусство программирования поведения как отдельного человека, так и сообществ человеческих существ на любом уровне и в любых сколь угодно широких масштабах… При условии знания некоторых "азов" корректировка спектра "психоэмоционального белого шума" - не такая уж сложная задача…

Распределение случайных факторов, обусловливающих формирование личности как совокупности амплитудных импульсов мотивации, подчиняется строгим закономерностям. Обычно импульсные выбросы структуры личности генерируются в тех "местах" виртуальной сферы сознания, где "температура" психоэмоционального "варева" превышает некий средний фоновый уровень, то есть там, где интенсивность "бульканья" флуктуаций виртуальной материи сознания несколько выше, чем средняя по всей сфере иллюзорного существования иллюзии личностного "я". Йога как устранение неконтролируемых флуктуаций состояния виртуальной материи сознания (йогах-читта-вритти-ниродхах) сообщает восприятию свойство фактической ясности, прекращает неконтролируемое рассеивание огромного количества энергии, "съедаемой" "белым шумом", дает контроль над распределением энергии в системе в целом, что позволяет перенаправить потоки прана-вайю и апана-вайю и "наполнить" "тонкие" компоненты энергетической структуры за счет введения в сушумну распрямленных витков из канды.

Интегральный тренинг

Интегральный тренинг есть комплексный тренировочный алгоритм, пользуясь которым, человеческое существо может целенаправленно изменять характеристики своей энергетической структуры на всех уровнях ее организации, осознанно развивая и совершенствуя как саму энергетическую структуру, так и все ее функциональные проявления.

Соответственно, технология интегрального тренинга - это практическая технология корректного применения вышеупомянутого алгоритма. Целью практики любой технологической системы интегрального тренинга является достижение состояния йоги - "читта-вритти-ниродхах" - то есть избавление от человеческой формы, независимо от того, каким языком пользуется практикующий и каким термином он это состояние обозначает.

Наиболее "рабочими" и эффективными для существ, чье восприятие сконцентрировано преимущественно в трехмерном "физическом" континууме, являются системы интегрального тренинга, основанные на трансформации "физической" компоненты энергетической структуры и осознании законов ее функционирования с последующим "выходом" на осознанное управление процессами, протекающими в "тонких" компонентах. Под "последующим выходом" в данном случае понимается не столько соотношение процессов во времени, сколько их положение в структуре "технологической иерархии".

Практика подобных систем интегрального тренинга расширяет диапазон восприятия за счет введения в "сферу осознаваемого" результатов деятельности тех мозговых структур, которые в исходном состоянии работают на подсознание и сверхсознание и, таким образом, в процессе осознанной жизнедеятельности обычного человеческого существа участия не принимают. Расширение диапазона восприятия обеспечивает расширение "поля воспринимаемой реальности". За счет установления контроля над деятельностью бывших ранее неподвластными волевому управлению компонент сознания человеческое существо обретает способность фактически воспринимать уровни Интегральной Реальности, за обработку информации с которых эти компоненты отвечают. Соответственно, у человека появляется возможность осознанно действовать в сферах Интегрального Мира, являющихся материальным воплощением вышеупомянутых уровней Реальности. Результатом становится обретение адекватного видения иерархической структуры Мира и естественным образом следующее из него изменение иерархической организации сознания человеческого существа, которая "переворачивается" и становится соответствующей фактической иерархии компонент энергетической структуры. Тем самым энергетическая структура и сознание приводятся в гармоничное состояние взаимной функциональной сбалансированности. Центр самоосознания смещается с уровня личности на уровень Сущности, соответствующий телу Духа, что позволяет сохранить "наработанный" уровень осознанности при переходе "через смерть"за счет сохранения непрерывности потока самоосознания. В случае обычного человеческого существа, центр самоосознания которого находится на уровне личности, соответствующем "физической" компоненте энергетической структуры, разложение "физического" и "ближних" к нему "тонких" тел при переходе "через смерть" нарушает непрерывность потока самоосознания.

Результат практики любой полноценной системы интегрального тренинга, в пределе, - переход сознания на более высокий функциональный уровень. В соответствии с терминологией Р. А. Уилсона - переход на уровень функционирования более высокоорганизованного контура. Смысл прекращения неконтролируемых процессов в сознании - уменьшение количества задействованной энергии, которая при переходе "втянется" в переходный процесс. Чем больше энергии задействовано в режиме текущего функционирования, тем более разрушительными для системы могут оказаться переходные процессы - это известно из банальной электротехники. Минимизация текущей психоэнергетической активности - способ защитить систему от разрушения при переходе в принципиально новый функциональный режим. Достаточно типичен случай, когда в процессе творчества при спонтанном переходе сознания на более высокий функциональный уровень органическое тело не выдерживает перегрузки, обусловленной переходными процессами

Хатха-йога

Хатха-йога есть полноценная гимнастическая технология интегрального тренинга, позволяющая достичь состояния йоги, пользуясь эффективными и самодостаточными техническими методами.

Самодостаточность тренировочной практики хатха-йоги состоит в ее непосредственности и обусловлена тем, что орудием практики и объектом воздействия техник является наиболее "материальная" компонента энергетической структуры - "физическое" тело, а сами тренировочные техники устроены таким образом, что их воздействие на "физическое" тело вполне определенным образом "отражается" на всех компонентах энергетической структуры вплоть до самых "тонких". Сообразно функциональному развитию энергетической структуры появляется возможность функционального развития воплощенного в ней сознания. Развитие сознания открывает путь к повышению уровня осознанности. Повышением уровня осознанности обеспечивается расширение диапазона восприятия, что естественным образом приводит к раскрытию новых уровней самоосознания и в результате - к достижению состояния йоги.

Фактическое расширение диапазона восприятия опирается на способность замечать изменения состояния сознания, а также состояний внутреннего и внешнего "психоэнергетических" пространств, что, в свою очередь, требует развития способности предельно концентрировать внимание и сохранять высший уровень концентрации в течение длительных промежутков времени, достаточных для того, чтобы "точечная" концентрация на состоянии отдельного объекта переросла в пространственную концентрацию на состояниях энергетических и психических пространств, пересечением которых данный объект является.

Технологический алгоритм

В основе технологического алгоритма хатха-йоги лежит система физических упражнений, состоящих из элементов, именуемых асанами . Каждая асана есть особое положение органического тела, которое, помимо непосредственного тренирующего воздействия на собственно "физическое" тело, формирует вполне определенную пространственно-энергетическую конфигурацию "тонких" составляющих энергетической структуры и тем самым оказывает соответствующее этой конфигурации развивающее воздействие на сознание. За счет отстройки и уплотнения распределения энергии в осевых компонентах "тонких" составляющих структуры, асана позволяет значительно повысить "энергонасыщенность" последней на всех уровнях. Тем самым "тонкие" составляющие энергетической структуры становятся более "заметными" и в большей степени доступными для восприятия. Соответственно, в сознании развиваются механизмы, позволяющие практикующему обрести контроль над "приобретенными восприятием" новыми "тонкими органами" либо над новыми свойствами и качествами органов, бывших "известными восприятию" "до того".

Для достижения максимального тренирующего эффекта и максимальной психоэнергетической эффективности практика асан совмещаются с практикой специальных техник управления распределением энергии в "тонких" компонентах энергетической структуры. Этот класс техник называют пранаямой - "искусством управления Силой". Целый ряд практических приемов пранаямы в своей основе имеет техники управления дыханием как "средством доступа" к осознанному контролю над процессами накопления и перераспределения энергии в так называемом "эфирном" теле - "тонкой" компоненте энергетической структуры, самой "ближней" к "физическому" телу по уровню организации. Освоение приемов управления потоками энергии "эфирного" плана открывает путь к освоению контроля над энергиями более высоких уровней.

За счет повышения концентрации энергии в "эфирной копии" при корректной практике комбинации асана-пранаяма возникают новые внутренние доминанты концентрации восприятия и происходит переориентация направления внимания, в обычном состоянии обычного человека рассеянно направленного вовне. Восприятие "втягивается" вовнутрь и внимание направляется на состояние "пространства внутренних ощущений". При достаточно интенсивной практике достигается столь высокая степень "сворачивания восприятия вовнутрь", что внимание полностью отключается от внешних объектов. Такое состояние <

Наши рекомендации