Социологический Фазовый переход
Все это может звучать довольно оптимистично. Однако, глядя на стремительно приближающиеся глобальные кризисы, может показаться, что есть мало шансов у человечества выжить и достигнуть этой точки изменения. Действительно, угроза очень велика и огромное количество людей все еще придерживаются эгоцентрическо-эксплуататорских моделей, ведущих к разрушению. Что касается многих других изменений в природе, то очень часто нет ни малейшего намека на приближающиеся изменения, пока не начнется этот переход. Возьмем, например, случай с кипящей водой. Как только вода начинает слегка нагреваться, некоторое количество молекул улетучивается, образуя водяной пар. Вода нагревается сильнее и все большее количество молекул улетучивается, пока, в точке кипения не произойдет внезапное изменение, в котором вода быстро переходит в газообразное состояние. Считается, что наступила фаза перехода из воды в пар. Возможно, что все большее количество людей будут идти к высшим уровням сознания и общество достигнет точки, в которой произойдет фаза перехода - биологическая фаза перехода". Но если так, то должно быть очень мало признаков грядущего изменения, пока оно Действительно не случится. Старые тенденции будут главенствовать вплоть до самого момента перехода, как вода остается водой от 1њС до 99њС.
Махариши рассматривает эту фазу перехода в рамках распространения упорядоченности и согласованности во всем обществе, и оно наступит, считает он, как результат роста упорядоченности внутри индивидуума. Проводя Параллель с когерентными явлениями в физике, доктор Лоуренс Домаш, профессор физики из МУМ, указывает, что лишь малая часть элементов системы нуждается в проявлении согласованности ради того, чтобы эффект был ощутим в целом. В то время, как случайные колебания Стремятся гасить друг друга, согласованные действия стремятся укрепить друг друга и стать ощутимыми. Расчеты физических явлений таких как когерентная светогенерация т.е. лазеры), показывают, что если число элементов в системе есть "n", то число элементов, необходимое для согласованного функционирования и эффект стал заметным, должно быть равно корню квадратному из "n". Домаш применяет это к обществу, владеющему медитацией; хотя и не обязательно просветленному, и к отдельным людям, основываясь на предположении, что во время медитации возросшая согласованность волновой активности мозга имеет такое же упорядочивающее влияние на других индивидуумов (и сейчас появляется много доказательств этого). Он допускает, что если люди медитируют лишь немного в день, умножая на коэффициент 50 - если рассматриваемые индивидуумы, люди просвещенные, то это не нужно - и получилась бы цифра 50 / n количества людей, которым необходимо заниматься ТМ, для ощутимого социального эффекта. Для страны по размерам типа США это количество составляет где-то 1/4 %, а для Англии она примерно 1%. Считается что эти цифры, представляют порог для "социологической фазы перехода".
Недавние исследования показали, что эта идея не так уже недостижима, как это может показаться. В Соединенных Штатах есть несколько городов, где количество людей, занимающихся ТМ перевалило за теоретический порог. Изучая статистические данные по росту преступности в этих городах, обнаружено, что в этих городах снижение преступности на 8,8%, в то время как по всей нации в целом рост преступности составляет 6% в год. Было также обнаружена существенная корреляция между количеством людей, медитирующих в каждом городе и состоянием преступности в этом городе. Любое такое исследование должно рассматриваться с осторожностью. Неизбежно есть много неконтролируемых различий, затрудняющих доказательство причин следственных связей. Однако результаты потрясающе согласуются по всем городам, подтверждается утверждение Махариши, что если даже небольшой процент людей занимался бы ТМ, ход истории изменился бы.
Альфа или Омега?
Кеннет Булдинг, экономист и футуролог, пишет, что двадцатое столетие отмечает средний период великого перехода в состоянии человечества. Его можно было бы назвать вторым великим переходом в истории человечества. А Джон Р. Плакт комментирует, что акт собственного спасения, если он удастся, сделает нас участниками наиболее невероятного события в эволюции. Но откликнемся ли мы на вызов и пойдем ли вперед через точку омега к новой эре эволюции, или цивилизация, как мы ее понимаем, уничтожит себя как некоторый эволюционный тупик, по которой мы сегодня идем.
Если мы воспримем этот вызов, мы пойдем через огромную культурную революцию - революцию Сознания. Революция, к которой Индустриальная революция, Русская революция и революция Эйнштейна были лишь прологом.
В истинном смысле слова революция "Я" будет обращена, чтобы по праву занять свое место в центре сознания также как в революции Коперника солнце занимает по праву первое место в центре солнечной системы. Но революция Коперника не пришла, разрушая, неправильно стоящую землю или удерживая солнце, и революция Сознания также не придет, разрушая неверно расположенное Эго и держась лишь за идею "Я": она придет лишь как результат личного опыта. Думая и говоря об этом, мы не меняем сознание. В этом смысле данная или другая книга на эту тему может лишь немного помочь. Это лишь чуть больше слов о том, что есть выше слов.
Эволюция сознания должна выйти из царства мысли и философии в эмпирическое царство. И когда я говорю "должна" - не означает логической необходимости - этого могло бы и не быть - означает космический императив. Если мы задержались на 100 или даже 500 лет, будет слишком поздно.
Каждый крупный шаг в эволюции сделан на основах, заложенных предыдущими изменениями. Последние крупные изменения - появление индивидуального самосознания, в "котором человек стал осознавать себя как мыслящее существо. Таким образом, он приобрел способность принимать сознательные решения о своем будущем.
Это основа для следующего шага. Следовательно, основная разница между следующим шагом и всеми предыдущими есть то, что мы, а это значит каждый из нас, несем ответственность за то, чтобы довести этот процесс до конца.
Но одной лишь способности выбирать недостаточно. Мы можем принимать решение без знания возможностей. Нам нужен образ будущего, видение возможностей, ведущее нас в нужном направлении, и нужны средства, делающие этот образ актуальным. Здесь я не могу сделать больше, чем указать направление и дорогу. В этом отношении эта книга Может служить первым шагом. Следующий шаг за вами.