Химические Превращения Сознания
Есть некоторое утверждение среди психологов и многих не психологов, что возможно вызвать мистические переживания путем изменения химического состава мозга. Неожиданно Махариши соглашается с этим принципом. Так как высшее состояние сознания зависит от особого типа функционирования нервной системы, теоретически было бы возможно вызвать необходимые изменения в функционировании путем химического изменения нервной системы. Но, добавляет он, ни одно химическое вещество, которое мы имели в распоряжении, сегодня не может произвести правильных изменений - обычно эффект бывает обратным.
Из описаний высших состояний сознания и состояний, вызванных наркотиками, можно заключить, что между ними есть определенное сходство, Но не все мистически звучащие ощущения обязательно имеют мистическую природу. При описании внутренних состояний сознания, наши слова ограничены и часто используется одна и та же фраза для описания разных ощущений. Таким образом, простое словесное описание двух состояний не всегда достаточно, чтобы дифференцировать их. Приведем специфический пример: ЛСД приводит к концентрации в визуальной системе мозга. В процессе выборочного торможения он увеличивает визуальную активность, проявляясь в потрясающем усилении цвета и модели. В действительности, случайный шум системы достигает сознания. Когда ощущение усиливается, человек может испытывать, что белый свет, похоже, пропитывает все, находящееся в поле зрения. Сравнивая это ощущение с описаниями мистических состоянии, можно легко заключить, что у человека было мистическое ощущение. Но чем глубже состояния, тем нагляднее их различия.
Вполне возможно, что наркотики могут вызывать состояние сознания, в котором ощущающий и ощущения едины. Но это совсем иное состояние единства, чем достигаемое в седьмом состоянии сознания. В состоянии, вызванном наркотиками, единство достигается через утрату различия, человек теряет себя в ощущении. Но в настоящем мистическом чувстве нет подобной утраты: ощущающий и ощущение остаются дифференцированными. Вместе с нормальным сознанием это сознание лежит в основе глубинного единства. Не единство за счет некоего разнообразия, а единство, дополняющее разнообразие. Более того, состояние, вызванное наркотиками, обычно преходящее состояние. Тело быстро избавляется от чуждых веществ и возвращается к нормальному состоянию бодрствования, оставляя достаточно сильное воспоминание о другой реальности - это нечто совсем другое, и не является изменением в сознании.
С другой стороны, наркотики могут раскрыть сознание человека до некого высшего состояния сознания, даже если они его в действительности и не обеспечивают. В этом смысле наркотики могут в некоторых случаях служить ступенькой, хотя и скользкой и предательской. Но когда ручей перейден, о камне можно забыть, но если его нести, он будет препятствием для дальнейшего прогресса.
Многие люди, принимавшие наркотики, рассказывают, что занятие ТМ помогает снизить употребление наркотиков. Некоторые серьезные наблюдения были проведены для проверки этого утверждения. Наблюдения охватывали 1862 медитирующих, и результаты указали на общее значительное снижение употребление наркотиков всех типов, от героина и до табака.
Эти общие тенденции подтверждены некоторыми другими методиками, которые применялись в этой области. Многие наблюдаемые подтверждали, что с медитацией жизнь становится радостней и потребность в наркотиках уменьшается. Один из наблюдаемых сообщил, что "потребности в наркотиках нет, и понял, что такое жизнь и как прожить ее". Другой - "жизнь после медитации окончательно ста удовлетворять". А третий - "я не старался остановиться, спустя какое-то время я просто обнаружил, что больше их не употребляю". Многие считают, что наркотическое ощущение удовлетворяет их меньше, и комментируют так: "наркотики препятствует полезным эффектам медитации", "наркотики оказали временное притупление и плохое настроение" и "у меня нет желания терять ориентацию и быть нечетким в мыслях".
Из-за негативных эффектов, вызываемых наркотиками, а также их социального и политического вреда, правительства большинства западных стран направляют значительные усилия на борьбу с ними. Это, однако, всего лишь борьба с симптомами проблемы. Если потребность в них будет сохраняться, люди найдут другие химические вещества для достижения своих целей и, возможно, более опасные. Для того чтобы проблему решить раз и навсегда, следует заняться корнем проблемы.
Множество людей, экспериментируя с наркотиками того или иного рода, делают это отчасти в поисках более высокого состояния сознания и более значимой перспективы реальности. Коренная причина проблемы не в доступности наркотика или в социальных условиях, которые могут стать причиной их употребления, а в отсутствии альтернативных средств повышения уровня сознания.
Вместо того, чтобы бесплодно пытаться устранить наркотики как таковые, правительствам следовало бы обеспечить людям наиболее приемлемые и безвредные способы удовлетворения своих потребностей.
Низкопоклонство детства
Поскольку и мистик, и ребенок испытывают некое единство с миром, иногда высказывается мысль: мистик может возвращаться к состоянию ментальной деятельности аналогичному детскому. Психологи называют такой возврат к первоначальному уровню функционирования "регрессией" и пытаются объяснить мистический опыт с позиции этого явления. Для тех, кто проводит параллели между мистическим опытом и воздействием наркотиков: сходство между мистическими состояниями и регрессией очень поверхностное и отражает больше неадекватность нашего языка, а не подобие состояний.
Мистическое состояние - это дифференцированный союз. Мир известен своим разнообразием и исключительным единством с "Я". У маленького ребенка состояние создания направлено на недифференцированное единство. Сознание ребенка не достигло еще уровня автономии и он не выделяет индивидуальное "Я" из окружающего мира. Первое - это состояние познания, вытекающее из полного ощущения реальности; второе-состояние относительного невежества, возникающего из-за недостатка опыта.
Действительно, некоторые посвященные люди обладают неким детским качеством, но это не столько возвращение в Детство, сколько свидетельство зрелости, которое синтезирует невинность и открытость детства с опытом и мудростью, зрелости. Не круг от единства к разнообразию и обратно к единству, а спираль от единства через разнообразие к осознанию единства и разнообразия вместе. В большинстве случаев мистические переживания приводили к трансформации индивидуальности в направлении целостности, здоровья и самоактуализации. А чем здоровее человек, тем более оптимистичнее его позиция и менее эгоцентричны его действия, тем полнее смысл его жизни - это не встретишь в инфантильной регрессии.
СРЕДСТВА И ЦЕЛИ
Освобождения нельзя достичь ни физическими позами, ни философскими измышлениями, ни религиозными церемониями, ни простым обучением... Дайте людям цитировать рукописи и делать жертвоприношения богам, позвольте им исполнять ритуалы и поклоняться божествам, но они не достигнут освобождения без реализации своей тождественности "Я".
-- Шанкара
Высшее состояние сознания является по существу внутренним изменением, но с этим изменением приходят многие другие изменения во внешнюю жизнь человека. Наблюдая это, люди часто стараются развивать образ действия посвящённого человека в надежде, что таким образом поднимут свой уровень сознания. Но это лишь путает результаты от измененного состояния сознания с его основой. Это все равно, что поставить телегу впереди лошади, и во многих случаях это приводит к тому, что есть одна телега, а лошади нет вообще.
Способ, каким просвещенный человек говорит и действует - это результат его внутреннего развития. Попытка достичь такого состояния, копируя его, подобна тому, как бедный, пытаясь разбогатеть, копирует поведение богатого человека. Богатый может купить все, что ему угодно, а бедный, имитирующий его стиль жизни, лишь еще дальше уйдет от цели. Человек прежде должен поднять свой уровень сознания, и только затем самопроизвольно будет развивать качества посвященного человека.
Самозапоминание
Общераспространенной ошибкой является попытка помнить "Я" на уровне мышления. Понимая, что самореализованный человек имеет осознание своего настоящего, внутреннего", многие полагают, что намеренно пытаясь "запомнить себя" как сознательную идею, они смогут развить внутреннее сознание. Гурджиев, например; объявил это целью его системы: "Мы копируем эффекты сознания, - говорил он, - чтобы они остались с нами". Его последователи пытались утвердить ощущение "Я", думая о нем, пытаясь утвердиться на идее "Я" посредством ежедневной деятельности. Но что бы ни вспоминалось, являясь как какая-либо идея, это не может быть настоящим "Я". Более того, чем больше человек сосредотачивается на какой-либо идее, тем сильнее развивается этот процесс и тем больше затягивает настоящее "Я".
Подобные практики могут успешно давать свидетельство ощущения, но оно отличается от приходящего в высшем состоянии сознания. В пятом состоянии сознания - "Я" есть свидетель всей деятельности, но свидетельство, к которому все эти практики ведут, есть ментальная деятельность осознания. "Я осознаю себя, глядя на цветок", "Я есть свидетель того, что делаю это или делаю то". Это не разделение между чистым "Я" и всей деятельностью физической и ментальной, а лишь разделение между деятельностью ума и другими ощущениями. Простое понимание или размышление об ощущении само по себе не вызовет этого ощущения. Возможно, что "Я" есть свидетель всей деятельности, но поддерживая это как интеллектуальную идею, нельзя изменить сознание, которое позволит этому пониманию стать живой реальностью.
Ни один человек не избежал тюрьмы, ментальной или физической, думая о том, как сбежать, или повторяя, что он свободен. Это могло бы дать какой-то толчок тому, чтобы предпринять что-то для решения этой проблемы, но само по себе думание может привести лишь к иллюзии: свобода, которая исчезает, как только человек засыпает или перестает думать о ней.
Вместо того, чтобы вести к целости и укреплению личности, такое сознательное удерживание в памяти "Я", расщепляет внимание и ослабляет ум. Одна часть ума занята заботами о нормальной деятельности и сенсором ощущений, другая вовлечена в самовоспоминание. Деятельность страдает, так как она не получает полного внимания, Самосознание остается пустой идеей. Несчастный человек теряет и пути, и цели более, чем даже от состояния просветленной полноты.
Один из вариантов этой темы предлагает, что во время еды вы могли бы последовательно напоминать себе каждое действие этого процесса. Считается, что, разрушая любое наслаждение, которое может быть в процессе еды, человек останется лишь обычным свидетелем акта принятия пищи. Это, конечно же, разрушает любое наслаждение и, как замечает сам комментирующий, "к моменту, когда вы съели половину блюда, вы уже кричите "мне-е-мне"? И, если даже вы сумеете пережить, кричащий "мне-е-мне", вы вновь будете лишь свидетелем только на уровне мышления, а не на уровне чистого сознания. Кроме того, это была бы даже не имитация космического сознания, так как самореализованный человек и свидетельствует, и получает наслаждение.
Имитация Бессмертия
Еще одна распространенная форма имитации - это попытка копировать слова и поступки посвященного человека, это может показаться довольно смешным, но, тем не менее, это довольно распространено. Как многие люди, ведущие "добрую жизнь" становятся такими? Не только из-за удовольствия, которое получат они, и другие, но, также надеясь, что помогая другим, они поднимут свой уровень сознания или пожнут плоды другого духовного вознаграждения.
Сейчас я не говорю, что нам не следует помогать другим, но мы не должны ожидать, что, поступая так, сможем поднять наш уровень сознания. Ведь на самом деле, если наше поведение соответствует "отсутствию Я", надеясь поднять уровень сознания, то обычно приходим к отождествлению с собственным великодушием. Зависимость от ощущения становится еще сильнее и настоящая самореализация еще больше удаляется.
Более того, как же нам узнать, будет ли правильное действие для просветленного человека в определенной ситуации, таким же верным действием и в нашей собственной ситуации? Вне своего правильного контекста это действие может быть самым неподходящим и вредным, не только для нас, но и для других, и для нашего окружения.
В разные времена люди пытались изменить физиологию, чтобы стать просветленным человеком, но часто безуспешно и с катастрофическими последствиями. Обнаруживается, что люди в высших состояниях сознания едят лишь определенную пищу и в определенных количествах главным образом потому, что их физиологические потребности изменились. Но если насильно посадить на такую диету неподготовленный организм, то это будет недостаточным питанием, что также может вызвать изменение состояния сознания, в данном случае, безусловно, неблагоприятное для просветления.