Через проникновение Чистого Сознания в Поверхностный Ум.

Возврат из глубокой медитации на поверхностные уровни ментальной деятельности обнаруживает, что ментальные качества трансцендентального состояния как бы остались в сознательном уме. Это дает ощущение полноты, целостности и стабильности: глубинное осознание тишины и покоя. Махариши называет это проникновением чистого сознания, или чистого Бытия в сознательный ум.

Вначале может показаться, что эти качества присутствуют лишь когда человек находится в глубокой медитации, а когда он возвращается на поверхность, они стираются. Позднее замечаешь, что они еще остаются сразу после медитации, но исчезают, как только начинаешь что-то делать. Можно было бы прийти к заключению, что следует избегать активности, или если уж начал что-то делать, следует оставаться отстраненным от дела, чтобы сохранить состояние чистого сознания как можно дольше. Но дело не в этом. Махариши постоянно подчеркивает, что только посредством разрешения ощущению чистого осознания угасать во время активности нервной системы можно "выращивать" состояние, при котором оно может продолжать поддерживать чистое сознание в процессе всей деятельности Он часто сравнивает этот процесс слияния с процессом окрашивания ткани с использованием старых растительных красителей, распространенного в индийских деревнях. Ткань окрашивается в два этапа. Вначале она погружается в краску и становится очень яркой. Затем, если краситель не быстро действующий, следует оставить ткань на солнце. После высыхания ее вновь погружают в краску и дают высохнуть. Процесс повторяется, и постепенно цвет становится сильнее и сильнее, пока, наконец, ткань не прокрашивается настолько, что больше не бледнеет, даже под ярким солнцем.

Смена отдыха и деятельности при ТМ выглядит как аналогичный процесс: во время медитации сознание "погружается" в чистое сознание и ум "окрашивается" качествами чистого сознания: после окончания медитации эти качества "выгорают" в процессе активности. Этот процесс повторяется изо дня в день, пока ум окончательно не "окрашивается" чистым сознанием настолько, что даже сильнейшее потрясение не сможет затмить его. Важно обратить внимание, что, погрузив ткань в краску, вы ничего не достигнете, если оставите ее там. Также "погрузив" внимание в чистое сознание, ничто не будет достигнуто, если оно останется внутри этого чистого сознания. Именно постоянная смена "погружения" и "обесцвечивания" гораздо важнее, чем само по себе погружение. Мы могли бы привести для этих описаний роста космического сознания аналог, сравнивая нервную систему человека с кристаллом. Кристалл сияет и блестит, словно он и есть источник света, и качество блеска зависит главным образом от чистоты кристалла. Если в его структуре есть нарушения, то он становится мутным и перестает сверкать. Так и человеческое существо может светиться жизнью изнутри, но если есть неполадки, стрессы в системе, мы тоже тускнеем. Мы перестаем отражать чистое сознание во всем его значении.

Следовательно, занятия ТМ можно рассматривать как "полировку отражателя сознания" (нервной системы), чтобы чистое сознание начало ярко светить изнутри. Когда, в конце концов, стрессы исчезнут, тогда чистое сознание засияет во всем своем блеске.

О важности быть активным

Под "активностью" Махариши подразумевает любой процесс, физический или ментальный, в котором внимание направлено наружу, к чувствам, а не внутрь к тонким уровням мысли. В действительности это означает все, что угодно, но не медитацию. Поэтому, когда он говорит, что путь к прогрессу - это "медитация и деятельность", он подчеркивает важность разрешения деловых вопросов, а не пребывание в блаженстве, которое наступает после медитации. Он не считает, что после медитации вам следует бегать вокруг дома или делать сто отжиманий; надо погрузиться в обычные повседневные дела. В этом смысле преподаватель Оксфорда, сидящий и философствующий в своем кожаном кресле так же занят делом, как и рабочий, который копает землю. Важно что бы вы не делали, вы должны полностью окунуться в это и не пытаться поддерживать ощущение оторванности от своего занятия. Только таким путем вы сможете извлечь пользу от соединения медитации с повседневной жизнью.

Нет нужды менять жизнь, чтобы извлечь больше из медитации. Намеренное сосредоточение на спокойных чувствах, которое остается после медитации, лишь задержит развитие космического сознания. На чем бы вы не пытались задержаться, будь это мысль или образ, само по себе это не могло бы быть чистым сознанием. Это результат контакта с чистым сознанием, который мы испытываем на поверхности ума: само чистое сознание остается безмолвным и неизменным.

Люди, которые пытаются отстраниться от активности, и пытаются удержать чистое осознание, заблуждаются во всех смыслах. Во-первых, они лишь удерживают идею или образ "Я". Во-вторых, настоящий процесс слияния затрудняется. И, в-третьих, деятельность вполсилы менее эффективна, чем выполненная с полной отдачей. Такие люди стоят на месте, а не двигаются вперед. Это не только жизнедеятельность, необходимая для развития высших состояний сознания. Она продолжает оставаться важной чертой жизни, когда высшее состояние достигнуто. Великолепный пример - жизнь просветленных людей. В афоризме Дзен сказано об этом:

До просветления руби дрова и неси воду,
После просветления руби дрова и неси воду.

Начало мягкое как рассвет

Один важный аспект развития пятого состояния сознания - его естественность и мягкость. Вряд ли можно проснуться и ощутить себя вдруг просвещенным. Человек начинает постепенно поддерживать больше и больше чистого сознания в течение большего и большего времени, до тех пор, пока оно не будет там окончательно постоянно присутствовать. В этом отношении мягкий подъем космического сознания подобен мягкому переходу ночи в день.

Как только рассвет пробьется, интенсивность света возрастет в десятки миллионов раз, но смена будет настолько плавная и постепенная, что мы едва заметим его. Обычно мы не видим, как усиливается свет: все, что мы замечаем, - это то, что наше зрение становится чище. Также и с ростом космического сознания: постепенное просветление сознания само по себе не замечается. Если люди и замечают что-то, то только, что их восприятие стало яснее, их действие - эффективнее, а вся жизнь - богаче и приятнее, чем раньше.

Легкое непрерывное изменение всегда труднее уловить, чем внезапное ступенчатое изменение, и многие медитирующие не замечают изменений в себе, хотя их друзья, которые видят их время от времени, явно это замечают. Очень важно, чтобы изменение совершалось мягко и ненавязчиво. Так же как и внезапный, яркий свет может ослепить на время, равно как и внезапный переход из "темноты" обычного состояния бодрствования к "полному свету" космического сознания мог бы оказаться тяжелой ношей. Если позволить этому новому уровню сознания расти в соответствии с его естественным ходом, оно гармонично вольется в жизнь.

Услышав впервые об идее космического сознания, люди часто пытаются интерпретировать его как дополнительное ощущение на сознательном уровне мысли. Они думают, что будут переживать чудесные картины или какие-то еще потрясающие ощущения. Но космическое сознание просто становится более настоящим, становится "Я". Как отмечает Энтони Кэмпбелл в своей книге "Семь состояний Сознания", человек больше ощущает в нормальном состоянии, а не проходит через какие-то особенные ощущения.

Махариши развивает эту идею нормальности глубже. Для него пятое состояние сознания - нормальное состояние сознания. Факт, что большинство людей живут в состоянии стресса и ментального отупления не означает, что эти состояния естественны и необходимы. Что касается Махариши, он считает их "субнормальными" состояниями. Если телу дать шанс, оно сбросит стресс и очистит себя. Это Махариши называет "нормализацией нервной системы". В этом смысле он рассматривает состояние, свободное от стресса, как нормальное и естественное состояние жизни. Его цель сделать пятое состояние сознания - "нормальным" состоянием сознания, как в его понимании слова "нормальный" так и в обычном его смысле.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

"Любой, кто избавлен от печалей, умирает прежде, чем наступает смерть"

-- Мухаммед

В пятом состоянии сознания чистое "Я" становится постоянной чертой осознанности и по этой причине это состояние известно как постоянная самореализация. Осознание чистого "Я", однако, не предполагает никакой утраты личного "Я" или эго. Они продолжают функционировать в основном как и раньше, но, в результате добавления к этим персональным признакам, происходит безмолвное осознание "Я", лишенного признаков, чистого "Я", подчеркивающего их. Это проявляется в глубоком и постоянном изменении личности и это то, что делает космическое сознание значительным и ценным.

До самореализации человек обретает смысл своей личности из взаимодействия с окружающим миром. Сниженное до своего простейшего уровня, это взаимодействие есть цикл действия, впечатления и желания. Любое чувственное переживание оставляет отпечаток в мозге. На основе этого следа и других впечатлений в прошлом (воспоминаний) мы принимаем решения. Это дает толчок разнообразным желаниям и мы стараемся реализовать и, следовательно, сократить эти желания посредством действий. Действие меняет окружающую среду, производя новые сенсорные восприятия, которые затем дают рост дальнейшим действиям и желаниям, т.е. цикл продолжается, Выражаясь инженерным языком - обратная биосвязь, благодаря которой мы постоянно приспосабливаемся к окружающей среде.

Постоянное действие цикла также обеспечивает организм биологическими особенностями. Он проявляет себя как полуавтономное создание, взаимодействующее с окружающим миром, и ощущение индивидуальности, которое это обеспечивает, убеждает, что организм пытается выжить.

К сожалению, человек, который не осознает чистое "Я", должен полагаться на эту биологическую функцию из-за чувства психологической индивидуальности. Поэтому мы часто оказываемся в ситуации, когда действуем не из биологической, а из психологической необходимости - необходимости укрепить наше чувство индивидуальности. Действительно, без такой постоянной обратной биосвязи большинство из нас психологически умерло бы (просто перестали существовать); так же как мы бы умерли физически, если бы нас лишили пищи и кислорода.

Если изменения в окружающем мире угрожают возникшей индивидуальности, мы вынуждены вновь подтверждать наше "Я". Это может происходить по-разному. Мы можем фильтровать переживания лишь для того, чтобы увидеть, что хотим видеть; мы можем подавить воспоминания о пережитом, что угрожает нашей индивидуальности, или может оказаться, что мы желаем и действуем только для того, чтобы создать хороший образ "себя". Как часто мы защищали точку зрения не потому, что верим в нее, но лишь для того, чтобы защитить свою идентичность с этой точкой зрения? Или когда нас каким-либо образом критикуют, мы можем чувствовать себя психологически "задетыми". В идеале нам бы следовало обратиться к причине критике, но чаще оскорбленное Эго требует, чтобы его подогрели и заставили чувствовать. Мы можем делать это, также нанося ответный критический удар, делая попытки проверить себя и таким образом, спасти наше чувство идентичности или, может быть, делая вид, что нам не стоит это слушать. В результате огромная психологическая и физическая энергия растрачивается на деятельность, которая не нужна и не подходит, часто нанося вред себе и окружающей среде.

Поиск устойчивой идентичности не является неверным сам по себе. На самом деле это очень важное стремление. В действительности, когда мы вспоминаем, что чистое "Я" переживается как блаженство, мы можем увидеть, что поиск устойчивой идентичности есть то же самое побуждение, которое мы рассматривали ранее как поиск большего удовлетворения. Когда нет внутреннего осознания настоящего "Я", можно искать появление постоянной и устойчивой идентичности во внешнем мире - мире, где существует только изменение, и такая полученная идентичность, будучи постоянно во власти событий, должна постоянно подтверждаться. Но если личность стремится к космическому сознанию и обретает великое осознание "Я", количество энергии и усилий, которые он тратит на поддержание своего появляющегося чувства идентичности, уменьшается. Когда человек достигает космического сознания, он знает, что "Я" становится постоянной чертой его жизни. На этой платформе абсолютной стабильности он остается непоколебимым, какими бы ни были изменения во внешнем мире. Ему больше не нужно действовать и переживать, чтобы получить и удержать чувство идентичности. Действие запускается теперь не по требованию эго, но по требованию всей ситуации. Это есть начало подлинного альтруизма.

Свобода от рабства

Махариши постоянно подчеркивает, что просветленный человек обретает свободу от рабства в цикле действие-впечатление-желание: ему не надо разрушать или разрывать сам цикл. Самореализованный человек все еще действует и плоды его действий воздействуют на его тело и ум, но так как - его идентичность исходит теперь из внутреннего "Я", изменения во внешнем мире не угрожают ему. Но как физический организм, он все еще не что иное, как лицо, подвергающееся действию физического закона. Путаница часто возникает по поводу этого различия и она очень тесно увязана с различием между свободной волей и решительностью. Глядя на вселенную с физической точки зрения, кажется, что все происходящее контролируется законами физики и должно происходить именно так, т.е. все полностью предопределено. Однако, глядя на мир с субъективной точки зрения, часто ощущаем, что сами избираем способ действия, т.е. у нас есть свободная воля. Общеизвестно, что эти два утверждения противоречивы, следовательно, ощущение свободной воли лишь иллюзия, в конце концов, физика не может определять все, или что ум каким-то образом способен нарушать законы физики.

Лично я не могу поддержать максималистский подход: либо - либо. Возможно, что строго определенные и свободные интерпретации реальности есть два разных видения реальности, которые возникают из принятия различных стандартов при подходе к "Я". Строго определенный взгляд рассматривает "Я" как объект, реципиент действий, а свободный подход рассматривает "Я" как субъект, действующее лицо события. Эти два взгляда представляют две противоположных точки зрения. Следовательно, не удивительно, что выводы, которые они порождают, также диаметрально противоположны.

Подобная ситуация встречается в квантовой физике. Обнаружено, что при определенных условиях свет ведет себя как волны, а при других - как частицы. Это противоречивое поведение вызывало путаницу. Нильс Бор высказал мысль, что это явление следует рассматривать с позиций завершенности, и интерпретация этого явления как волны или частицы, зависит от способа наблюдения этого явления. Точно также мироздание представляется либо полностью предопределенным, либо открытым к любым изменениям со стороны свободной воли человека, что зависит от способа наблюдения за ситуацией. Снаружи человеческие существа также предопределены, как и все остальное мироздание, внутри же мы ощущаем свободную волю.

Вопрос о том, который из подходов верен или как они могут быть согласованы, выходит из попытки перенести определения из одной сферы компетенции в другую. Понятие свободной воли относится к субъективному опыту: его нельзя применить к физическому, миру, где оно лишено смысла. Также и определенность - понятие, которое возникает из понимания физического мира и не имеет никакого отношения к субъективному опыту. Вопрос не в том, какой взгляд верен, а какой неверен: оба они верны по отношению к той сфере, из которой они возникли.

Прежде, чем достигается состояние самореализации, есть лишь ограниченное личное "Я", которое вынуждено играть две противоречивые роли. Во-первых, ему надо поддерживать чувство индивидуальности и личной свободы; и то же самое "Я", возникая из внешнего мира, должно переживать взлеты и падения внешнего мира, т.е. оно тоже определено. Человек вынужден пытаться подогнать две взаимно противоречащие перспективы мира в одну рамку понимания. Это неизбежно ведет к путанице и парадоксу. Но для самореализованного человека нет никакого конфликта. Индивидуальное "Я" ограничено - все его действия и мысли по-прежнему подчинены определенным законам, но чистое "Я" полностью свободно. В этом аспекте парадокс разрешен или скорее растворен.

Следовательно, просветленный человек не получает свободу определенного действия, впечатления и желания, а свободу от психологической зависимости от этого цикла; "Не действие или его плоды, - пишет Махариши, - связывают человека; скорее это неспособность удержать свободу становится средством закрепощения". К сожалению, об этой точке зрения забывают. Очень часто полагают, что для избежания зависимости от цикла, сам цикл должен быть остановлен или нарушен, и многие техники распространились, намеренно делая именно это.

Когда обнаруживается, что действие было ошибочным, люди пытаются изменить или уменьшить свою активность в надежде, что они уменьшат свою зависимость от внешнего мира. Одни, полагая, что ощущение было ошибочным, подключают сенсорный контроль и отзыв, чтобы дальнейшие желания не могли стимулироваться, чтобы не оказаться у нового соблазна. Другие, думая, что желания - причина рабства и страдания, стремятся устранить желания. Но все эти подходы намеренно нарушают процессы естественной биологической обратной связи и могут губительно сказаться на повседневной жизни. Более того, сомнительно, что сами по себе такие техники вели бы к самореализации, которая, по определению, есть способность жить реальным "Я" вместе с естественными процессами действия, опыта и желания.

Наши рекомендации