Сопрягаемых с подшипниками качения

Ц е л ь з а д а н и я

1. Научиться обоснованно назначать поля допусков для размеров деталей, соединяемых с подшипниками качения

2. Научиться обозначать на чертежах посадки колец подшипников качения с сопрягаемыми деталями.

И с х о д н ы е д а н н ы е

1. Номер подшипника качения. Например 314.

2. Значение радиальной нагрузки на опоре подшипника.

Например, 6 кН.

3. Чертеж узла, в который установлен подшипник качения.

Например, рис. 13.

С о д е р ж а н и е з а д а н и я

1. Найти конструктивные размеры заданного подшипника качения.

2. Обосновать характер нагрузки подшипника.

3. Установить вид нагружения каждого кольца подшипника.

4. Рассчитать и выбрать посадки подшипника на вал и в корпус.

5. Для соединений «корпус-подшипник» и «подшипник - вал» построить схемы расположения полей допусков.

6. Вычертить эскизы подшипникового узла и деталей, сопрягаемых с подшипником, указав на них посадки соединений и размеры деталей.

Методические указания по выполнению

1. По приложению X /1/ или приложению VI методических указаний выбрать конструктивные размеры заданного подшипника (D, d, Bк, r) в соответствии ГОТ 8338-75.

Для приведенного диаметра D =150 мм, d=70 мм, Bк=35 мм, r = 3,5 мм. Следует заметить, что ширина подшипника здесь конструктивная.

2. По чертежу узла с учетом условий его работы нужно обосновать характер нагрузки подшипника:

Перегрузка до 150%, умеренные толчки и вибрации (статическая перегрузка) до300%, сильные удары и вибрация (динамическая). Характер нагрузки следует обосновывать самостоятельно, условно.

3. Вид нагружения показывает, какая часть беговой дорожки кольца воспринимает радиальную нагрузку. Различают три основных вида нагружения колец подшипника:

Циркуляционное, местное, колебательное. Принцип установления вида нагружения колец подшипников качения изложен в § 61 /1/.

4. Посадку подшипников качения на вал и корпус выбирают прежде всего в зависимости от вида нагружения колец. При циркуляционном нагружении колец подшипников посадки на валы и в корпусы выбирают по значению интенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности. Интенсивность радиальной нагрузки определяют по формуле (79) /1/, учитывая при выборе коэффициентов характер нагрузки, конструкцию вала и корпуса под подшипник, вид подшипника качения.

РR = Сопрягаемых с подшипниками качения - student2.ru (3.1)

Расшифровка обозначений в /1/.

При этом необходимо учесть, что в формуле (3.1) Вр - рабочая ширина посадочного места

Вр = (Вк - 2r)×nп ,

где nп – количество подшипников на одной опоре;

r - радиус скругления кромок колец подшипника.

В рассматриваемом примере

РR = Сопрягаемых с подшипниками качения - student2.ru

Определив для циркуляционно нагруженного кольца значение интенсивности радиальной нагрузки, по таблице 17 /1/ выбирают поле допуска соответственно для вала или корпуса, сопрягаемого с этим кольцом. В рассматриваемом примере поле допуска вала при PR = 385 кН/м и d = 70 мм выбираем k6. Условное обозначение соединения «внутренне кольцо подшипника - вал» в рассматриваемом примере

Æ 20 L0/k6,

где L0– поле допуска внутреннего кольца подшипника нулевого класса точности.

Посадку под кольцо, имеющее местный вид нагружения, выбираем из таблицы 18 /1/. В рассматриваемом примере поле допуска корпуса дл D = 150 мм – G7.

Условное обозначение соединения «корпус – наружное кольцо подшипника» в рассматриваемом примере Æ 52 G7/l0,

где l0 – поле допуска наружного кольца подшипника нулевого класса точности.

5. Пример построения схем расположения полей допусков приведен на рис.6. Отклонения колец подшипников определяют по приложению V.

Сопрягаемых с подшипниками качения - student2.ru

Рис. 6. Схемы расположения полей допусков соединений: а) «внутренне кольцо - вал», б) «корпус – наружное кольцо»

6. Пример эскизов подшипникового узла и деталей, сопрягаемых с подшипниками со всеми требуемыми обозначениями приведен на рис. 7.

Сопрягаемых с подшипниками качения - student2.ru

Рис. 7. Обозначение посадок подшипников качения и полей допусков сопрягаемых с ними деталей: а) на сборочном чертеже; б) на рабочих чертежах

З А Д А Н И Е 4

Наши рекомендации