Трассирование судоходной прорези
На плане участка реки (из приложения 2) наводится проектная изобата, соответствующая минимальной гарантированной глубине судового хода. Затем по линии наибольших глубин намечается ось судового хода. При проложении судового хода на участках поворота русла необходимо принимать радиус кривизны . Если на перекате не выдерживаются гарантированные габариты судового хода, то необходимо затрассировать судоходную прорезь и выбрать место для отвала грунта (рис.1).
При этом судоходная прорезь должна отвечать следующим требованиям:
· иметь установленные габариты судового хода;
· быть удобной и безопасной для судоходства;
· иметь наименьший возможный объем выемки грунта;
· иметь малый объем заносимости (быть устойчивой);
· способствовать (вместе с отвалом грунта) общему улучшению
состояния переката.
Первоначальное направление судоходной прорези намечается по линии наибольших глубин. Ширина прорези принимается равной минимальной гарантированной ширине судового хода , а кромки прорези проводятся параллельно друг другу до пересечения с проектной изобатой. Радиусы кривизны судового хода на входе и выходе из прорези не должны быть меньше . Если это условие не соблюдается, то прорезь трассируется по более пологому направлению. Для удобства и безопасности плавания судоходные прорези обычно делают прямыми.
С целью увеличения радиусов кривизны судового хода иногда производится уширение концевых участков прорези путем излома одной из ее кромок.
Для разработки судоходной прорези выбирается тип земснаряда. Перекаты, сложенные несвязными грунтами (песок, супесь, песчано-гравелистый грунт), разрабатываются преимущественно землесосами с плавучим грунтопроводом (рефулером). При этом отвал грунта рекомендуется укладывать на верхний побочень или примыкать к одному из побочней.
Отвал грунта размещается вдоль прорези, его длина принимается равной длине прорези. Расстояние от оси отвала грунта до оси судоходной прорези не должно превышать 2/3 длины рефулера (т.к. плавучий грунтопровод изгибается под действием течения). В курсовой работе предполагается, что прорезь на перекате с несвязным грунтом разрабатывается траншейным землесосом с рефулером длиной 300 метров.
Прорези на перекатах с тяжелыми и связными грунтами (глины, суглинки) разрабатываются многочерпаковыми снарядами. В этом случае грунт удаляется в отвал при помощи грунтоотвозных шаланд. Место для шаландового отвала грунта выбирается ниже судоходной прорези в стороне от судового хода, где глубины достаточны для разгрузки шаланд (2 метра и более).
1,3. Определение объема дноуглубительных работ
Объем грунта, извлекаемого при разработке судоходной прорези, может быть приближенно подсчитан по продольным профилям дна, которые строятся по оси и кромкам прорези (рис.2). Площадь подлежащего удалению грунта на каждом профиле определяется как сумма элементарных геометрических фигур.
Рис. 2.
Полезный объем извлекаемого грунта (до проектного дна) будет равен:
, м3 (5)
где
· - площади удаляемого грунта на правой кромке, на оси и на левой кромке прорези;
· -ширина прорези, принимаемая равной .
Объем грунта, извлекаемого земснарядом вследствие неровности выработки, подсчитывается по формуле:
, м3 (6)
где
· - площадь прорези;
· - длина прорези;
· - запас на неровность выработки.
Запас на неровность выработки принимается согласно ”Технической инструкции по производству дноуглубительных работ” и зависит от рода грунта, типа земснаряда, способа его работы (перемещения по прорези) и других факторов. Землесосы при работе на прорези перемещаются преимущественно траншейным способом, а многочерпаковые снаряды - папильонажным.
В курсовой работе запас на неровность выработки определяется следующим образом:
- для землесосов =0,6 м;
- для многочерпаковых снарядов c производительностью:
250 м3/ч =0,1 м;
250 м3/ч =0,2 м;
Полный объем грунта, извлекаемого из судоходной прорези, определяется как сумма полезного объема и объема переуглубления:
, м3 (7)
Полученное значение полного объема грунта округляется с точностью до 100 м3.
1.4. Определение времени разработки судоходной прорези
Валовое (общее) время работы земснаряда на перекате определяется как:
, ч (8)
где - технологическое время, представляющее собой сумму рабочего времени (в течение которого земснаряд извлекает и удаляет грунт), времени всех производственных остановок (установка земснаряда на месте работы, сборка каравана для следования на другой объект работы, перекладки станового и боковых якорей и т.д.) и части периодических остановок (осмотр, смазка и мелкий профилактический
ремонт механизмов, очистка грунтовых путей, пропуск судов и плотов);
- дополнительное время на буксировки, простои при заборе топлива, крупный профилактический ремонт и случайные остановки (простои по метеоусловиям или при оказании помощи судам, терпящим аварию). При выполнении практической работы принимается равным 10% от технологического времени .
Технологическое время определяется по формуле:
, ч (9)
где - технологический коэффициент, задаваемый для каждого
объекта работ (переката) в зависимости от конкретных
условий работы земснаряда (рода грунта, дальности его
удаления, толщины снимаемого слоя и т.д.);
- техническая производительность земснаряда.
1.5. Определение стоимости разработки судоходной прорези
Полная стоимость разработки земснарядом дноуглубительной прорези определяется по следующей формуле:
, руб. (10)
где - суточная стоимость содержания дноуглубительного снаряда,
принимаемая по табл.1 в зависимости от района работы;
- валовое время работы земснаряда в сутках.
Стоимость суточного содержания земснаряда
Таблица 1.1
Тип земснаряда | Q , | Стоимость суточного содержания земснаряда (тыс. руб./сут.) | |
м /ч | Северный район | Южный район | |
Землесосы | |||
Многочерпаковые снаряды |
Себестоимость извлечения 1 м3 грунта дноуглубительным снарядом находится делением стоимости разработки судоходной прорези на полный объем выемки грунта:
, руб/м3 (11)