Объект международного космического права
Объект международного права — это все то, по поводу чего субъекты международного права могут вступать в международные правоотношения, то есть материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства.
Таким образом, объектами международного космического права являются космическое пространство, небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, наземные компоненты космических систем, результаты практической космической деятельности, космическая деятельность.
Договорного понятия “космический объект” пока не выработано. Однако сложилась практика регистрации искусственных космических объектов в соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. Согласно конвенции, регистрации подлежат космические объекты, запускаемые на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство. При этом термин “космический объект” включает его составные части, а также средство его доставки и его части.
Можно считать, что созданный искусственный объект, предназначенный для запуска в космос, но еще находящийся на Земле, не является космическим объектом. Однако если такой объект был запущен, то он считается космическим, даже не будучи выведенным на орбиту (в случае неудачного запуска), а также после возвращения на Землю (запланированного или аварийного). Это вытекает из соответствующих положений международного космического права, касающихся вопросов возвращения космических объектов властям, осуществившим их запуск, ответственности за ущерб, причиненный на Земле космическими объектами, и др.
Не существует также и договорного определения понятия “космическая деятельность”. Деятельность человека по исследованию и использованию космического пространства (включая естественные небесные тела внеземного происхождения) получила название космической. Первое официальное упоминание понятия космической деятельности (outer space activities) в международном документе встречается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г. В международном договоре оно впервые использовано в преамбуле Конвенции об учреждении Европейской организации по проектированию и созданию ракет-носителей (ЭЛДО) от 29 марта 1962 г.
Использование термина “космическая деятельность” дает основание считать, что государства не ограничивают его деятельностью исключительно в космическом пространстве, но относят к нему и деятельность на Земле, если она связана с деятельностью в космическом пространстве. Из этого исходит и Договор по космосу 1967 года, устанавливающий принципы деятельности государств и на Земле, если эта деятельность имеет отношение к исследованию и использованию космического пространства (например, ст. VII договора).
Встает вопрос о том, на какую деятельность распространяются нормы и принципы космического права. В настоящее время толкование понятия космической деятельности зависит от подхода к этому вопросу со стороны того или иного государства. Тем не менее можно считать, что под космической деятельностью подразумевается размещение созданных человеком предметов на околоземных орбитах (в околоземном пространстве), в межпланетном пространстве (за пределами сферы земного тяготения), на поверхности Луны и других небесных тел. Иногда к понятию космической деятельности относят также вертикальный запуск предметов на большие высоты с помощью ракетной техники с их последующим возвращением на Землю без выхода на околоземную орбиту (суборбитальные запуски).
К понятию космической деятельности, бесспорно, относятся также действия людей (космонавтов) и работа автоматических (автономных или управляемых по радио с Земли) аппаратов и приборов на борту космических объектов, включая выход людей и вынос приборов в открытый космос или на поверхность небесных тел.
Таким образом, понятие космической деятельности связывается с деятельностью в космической среде, включая операции, осуществляемые на Земле в связи с запуском космического объекта, его управлением и возвращением на Землю.
Можно ли считать космической деятельностью операции на Земле, если они не завершились успешным помещением объекта в космическом пространстве? Иначе говоря, подлежат ли регулированию нормами и принципами международного космического права те правоотношения, которые могут сложиться в результате неудачного запуска космического объекта? Прямого ответа на эти вопросы современное международное право не дает. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, исходит из того, что его положения относятся к объектам, запущенным в космическое пространство (см. название соглашения и первый абзац преамбулы). С другой стороны, Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, прямо устанавливает, что “термин “запуск” включает попытку запуска” (п. b ст. I). Следовательно, для того чтобы подпадать под действие норм конвенции, соответствующие операции должны иметь связь не обязательно с реальной космической деятельностью, но и с намерением ее осуществить. Договор по космосу 1967 года предусматривает международную ответственность за ущерб, причиненный объектами, запуск которых в космическое пространство осуществлен или только организован и производится (ст. VII). Статья IX договора регулирует даже те правоотношения, которые могут возникать в связи с планированием деятельности в космическом пространстве.
По-видимому, на настоящем этапе в вопросе определения космической деятельности следует исходить в каждом конкретном случае из соответствующих положений международных договоров, применимых к данному правоотношению.
Российская доктрина исходит из того, что космическое право призвано регулировать деятельность государств по освоению космоса независимо от места ее осуществления.
Необходимость международно-правового регулирования космической деятельности и режима космического пространства вытекает из того факта, что космическая деятельность затрагивает интересы многих государств даже тогда, когда она физически не затрагивает пределы территориальной юрисдикции иностранных государств. Прежде всего само космическое пространство и небесные тела представляют интерес с точки зрения их исследования и использования для всех без исключения государств. Кроме того, результаты деятельности, осуществляемой в космическом пространстве, могут оказывать влияние на жизнь людей многих государств мира. Например, телевизионные передачи с помощью спутников непосредственно на бытовые телевизоры могут приниматься на 90% территории Земли; геодезические спутники обеспечивают обследование целых континентов;
метеорологические спутники фиксируют явления природы, оказывающие влияние на погодные условия целых регионов, и т. д.
Учет всего этого привел специалистов к выводу, что космическая деятельность носит глобальный характер, не ограничиваясь национальными рамками государства, непосредственно ее осуществляющего.
Представляется не случайным тот факт, что современное международное космическое право регулирует вопросы как исследования, так и использования космического пространства. Поскольку в настоящее время постоянных поселений человека в космосе не существует, имеется в виду его использование с точки зрения интересов людей, живущих на Земле, для улучшения земных условий жизни. Соответственно и международное право призвано регулировать как режим самого космического пространства, так и возможные результаты космической деятельности, сказывающиеся на Земле.
В Договоре по космосу 1967 года установлено, что исследование и использование космического пространства являются “достоянием всего человечества”. Юридическое содержание этого положения заключается в том, что космическая деятельность должна осуществляться на благо и в интересах всех стран в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. I и III Договора по космосу 1967 г.).
Понятие “космическое пространство”
Специфичность норм и принципов космического права обосновывается особенностями самого космического пространства как новой сферы деятельности человека, а также особенностями космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.
Юристы различных школ и направлений согласны с тем, что космическое пространство является столь своеобразной ареной человеческой деятельности, что режим этой деятельности должен быть специальным.
Однако общепризнанные в каждую конкретную эпоху нормы международного права подлежат применению всюду, где действуют различные государства. Не будучи распространенными и на космос, эти нормы утратили бы свое значение как всеобщие и общепризнанные, и тогда перестала бы существовать та общая платформа, на основе которой возможно единое понимание и толкование специальных норм международного права и конкретных положений международных договоров. Правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут устанавливаться в отрыве от основных принципов мирного сосуществования государств и без учета всех актуальных проблем современных международных отношений.
Следует подчеркнуть, что все отрасли международного права основываются и должны соответствовать его общим принципам и нормам. Распространение на космос общих правовых принципов имеет важное практическое значение, представляющее чисто “земной” интерес.
В космосе, так же как на Земле, в воздухе и на море, действуют люди. Следовательно, при регулировании международных отношений в любой сфере деятельности необходимо исходить прежде всего из интересов человечества, а не из специфики физических свойств той или иной среды или особенностей технических средств ее освоения.
Как уже отмечалось, специфика космического пространства и космической деятельности требовала разработки специальных принципов и норм космического права. Поэтому одновременно с принятием Декларации правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства государства — члены ООН признали необходимым рассмотреть вопрос о формулировании в виде международного соглашения, в соответствующее время в будущем, правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.
Термин “космическое пространство” употребляется в одном только Договоре по космосу 1967 года 37 раз. Вместе с тем в международном космическом праве определение этого понятия отсутствует.
В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2222 (XXI) от 19 декабря 1966 г. Комитету ООН по космосу было поручено начать “изучение вопросов относительно определения понятия космического пространства и использования космического пространства и небесных тел”.
Вопрос об определении понятия космического пространства обсуждается в неразрывной связи с деятельностью по его использованию. Это, несомненно, свидетельствует о том, что понятие космического пространства не может быть определено в отрыве от элемента деятельности.
Вопрос об определении понятия космического пространства продолжает оставаться в повестке дня Комитета ООН по космосу.
В последние годы представители ряда развивающихся стран все настойчивее выступают и в доктрине, и в международных организациях с концепцией провозглашения некоторых территорий общего пользования и их ресурсов “общим наследием человечества”. Утверждается, что основным недостатком Договора по космосу 1967 года является то, что он, хотя и интернационализировал ресурсы космического пространства и небесных тел, не устанавливает правового режима, который позволил бы достичь этой цели. Отстаивая тезис о том, что весь космос интернационализирован, отдельные авторы допускают и противоречивые высказывания. Так, по их мнению, статус космического пространства выражается формулой res extra cornmercium (вещь, изъятая из оборота) и не является res communis (общей вещью). Вместе с тем доказывается, что космос принадлежит всему “мировому сообществу”, “международному сообществу” и т. п., что, по существу, возвращает к формуле “общая вещь”.
Между тем по смыслу Договора по космосу 1967 года космическое пространство и небесные тела являются “вещью, изъятой из оборота”, то есть не подлежат присвоению. Они находятся в общем пользовании, но не являются “общей собственностью”, или “общей вещью”. Договор по космосу признает “достоянием всего человечества” исследование и использование космоса (иначе говоря, результаты деятельности по исследованию и использованию космоса), но не сам космос.
Ошибочные взгляды по вопросу об интернационализации космоса приводят к нереалистическим выводам о возможности создания международного космического агентства с наднациональными функциями, о возможности предотвращения межгосударственных конфликтов путем передачи управления космической деятельностью международному органу, к преувеличению значения института международного контроля и к абсолютизации принципа международного сотрудничества, заключающегося якобы в обязанности космических держав оказывать помощь некосмическим государствам в деле их вовлечения в космические программы.
Одним из наиболее активных выразителей этой концепции является аргентинский юрист А. Кокка, который еще в 1967 году высказал мнение, что падающие на землю метеориты принадлежат всему человечеству и ни одно государство не вправе их присваивать. Концепция “общего наследия человечества” толкуется как обязанность государств, осуществляющих изучение Луны, распределять все получаемые блага между всеми государствами даже при отсутствии между ними специальных соглашений на этот предмет. Более того, вопреки положениям Договора по космосу о свободе научных исследований в космосе и на небесных телах предлагается установить специальный международный режим освоения Луны и ее природных ресурсов и, по существу, поставить национальную космическую деятельность под международный контроль в том смысле, что она могла бы осуществляться только в рамках специально созданного международного механизма. Очевидно, что такой путь освоения космоса затормозил бы научно-технический прогресс в данной области.