Участок то и ремонта электрооборудования

Технология. Приборы, неисправность которых не может быть устранена при ТО, направляются в электротехническое отделение (участок). В зависимости от объема и характера выполняемых работ ремонт электрооборудования подразделяется на текущий и капитальный.

При текущем ремонте электрооборудования выполняют: раз­борку приборов или агрегатов на отдельные узлы, контроль и дефектовку узлов и деталей, замену мелких негодных деталей (вту­лок, подшипников, щеток, контактов), зачистку и проточку кол­лектора (колец) и фрезерование изоляции между пластинами кол­лектора, восстановление повреждений изоляции соединительных проводов и выводов катушек, напайку наконечников проводов, сборку прибора или агрегата.

При капитальном ремонте предусматривается выполнение ра­бот, связанных с полной разборкой приборов или агрегатов элек­трооборудования с заменой негодных основных узлов и деталей, включая их перемотку.,

В условиях большой и даже средней мощности СТОА целесооб­разно производить текущий ремонт, а при наличии запасных час­тей, производственных помещений и оборудования также и капи­тальный. Для сокращения времени простоя автомобиля в ремон­те СТОА должна располагать оборотным фондом новых и отре­монтированных приборов и агрегатов, количество и номенклатура которых определяются производственной программой станции.

Капитальный ремонт, связанный с восстановлением базовых деталей (якорь генератора и стартера, катушки реле-регулятора, обмотки возбуждения и др.), а также ремонт отдельных основ­ных узлов, целесообразно производить в специализированных мас­терских.

Электрооборудование, поступающее для углубленной проверки, регулировки и ремонта, предварительно очищают от грязи, затем направляют на контрольный пост, где его проверяют на контроль­но-испытательных стендах и приборах. После проверки подлежа­щие ремонту агрегаты и приборы электрооборудования посту­пают на разборочный пост, где в зависимости от характера неис­правности их частично или полностью разбирают.

Разобранные узлы и отдельные детали, не имеющие обмоток, направляют на пост мойки, где их тщательно промывают в ке­росине с помощью волосяной щетки или кисти, а затем обдувают сжатым воздухом (меднографитовые вкладыши керосином не про­мывают).

Узлы, имеющие обмотки, протирают ветошью, смоченной в бензине, и протирают насухо или обдувают сжатым воздухом.

Чистые и сухие детали и узлы направляют на пост ремонта и сборки. В процессе ремонта электрооборудования негодные узлы и детали заменяются новыми, а изношенные восстанавливаются. Отремонтированные приборы и агрегаты электрооборудования направляются на контрольный пост для проведения контрольных испытаний в соответствии с техническими условиями.

Расположение постов, а также расстановка необходимого тех­нологического оборудования (приложение 8) в электротехничес­ком отделении должны обеспечивать соблюдение технологической последовательности выполнения работ с наименьшей затратой сил и времени на перемещение агрегатов электрооборудования с од­ного поста на другой. План расстановки технологического оборудо­вания в электротехническом отделении 'приведен на рис. 34.

С целью повышения производительности труда и качества ра­бот на участке постов ТР и в электромеханическом отделении на основные виды воздействий должны быть технологические и пос­товые карты.

Последовательность выполнения работ показана на рис. 35.

Техника безопасности.При ТОи ремонте электрооборудования необходимо соблюдать следующее:

контрольно-регулировочные работы, выполняемые при рабо­тающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка ре­ле-регулятора и др.), рекомендуется проводить на посту, оборудо­ванном местным отсосом;

во избежание захвата одежды или рук обслуживающего пер­сонала вращающимися частями (шкив генератора, лопасти вентилятора и др.) перед нача­лом работы необходимо зас­тегнуть рукава и привести в порядок другие части одеж­ды и головного убора;

работать надо только чистыми и исправными ин­струментами;

наждачный круг должен быть защищен стальным ко­жухом так, чтобы открытой оставалась только рабочая часть круга. Работать со сня­тым кожухом запрещается;

участок то и ремонта электрооборудования - student2.ru

Рис. 34. План расстановки оборудования в электротехническом отделении:

/ — шкаф для одежды; 2 — ящик для отходов; 3 — умывальник; 4— шкаф для хранения при­боров и запасных частей; 5—сверлильный настольный станок; 6 — станок для проточки кол* лекторов; 7 — выпрямитель; 8 — стенд для проверки системы зажигания; 9 — стенд для про­верки генераторов, реле-регуляторов и стартеров; 10 — электрораспределительный щит; // — электромонтажный верстак; 12— пресс-отвертка; 13 — верстачный пресс; 14 — ванна для про­питки якорей и катушек; 15 — сушильный шкаф; 16 — приспособление для проверки свечей зажигания на герметичность; 17 — прибор для очистки и проверки свечей зажигания; 18 — слесарный верстак; 19 — ванна для мойки агрегатов и деталей; 20— стол-верстак для агре­гатов, поступивших в отделение; 21 — стеллаж для хранения агрегатов; 22 — канцелярский стол; 23 — стол для деталей; 24 — заточный станок; 25 — стул

 
  участок то и ремонта электрооборудования - student2.ru

Рис. 35. Схема последовательности выполнения

работ в электротехническом отделении

корпуса электродвигате­лей и оборудование электротехнического отделения дол­жны надежно заземляться или иметь зануление, согласно действующим «Правилам устройства электротехнических установок».

При работе электроинструментом, питающимся от электричес­кой сети напряжением выше 36 В, необходимо соблюдать следую­щие правила: к работе электроинструментом допускаются лица, прошедшие специальную подготовку; перед началом работы ин­струмент необходимо осмотреть, а также надеть защитные приспо­собления (диэлектрические резиновые перчатки, резиновую обувь); если во время работы электроинструментом рабочий почувствует хотя бы слабое действие тока, электроинструмент необходимо не­медленно отключить от сети и сдать в ремонт.

КУЗОВНОЙ УЧАСТОК

Технология. Кузовной участок предназначен для устранения де­фектов и неисправностей кузовов, возникших в процессе эксплуа­тации. На кузовном участке выполняются работы, связанные с восстановлением ремонтируемого кузова, его первоначальной формы и прочности, а также с поддержанием кузова и его меха­низмов в технически исправном состоянии.

На участке производятся жестяницко-сварочные и арматурно-кузовные работы, в которые входят операции по разборке, сборке, правке и сварке поврежденных панелей, деталей кузова и его ме­ханизмов. На участке могут выполняться работы по ремонту ра­диаторов, топливных баков, а также рессор. Кроме выполнения перечисленных работ, на кузовном участке изготовляют необходи­мые для замены детали кузова (панели, вставки, заплаты и пр.).

Схема участка представлена на рис. 36, а перечень технологического оборудования в приложении 9. В зоне ТР могут быть выделены автомобиле-места для выполнения подготовительных опе­раций, что способствует повышению производительности труда и пропускной способности кузовного участка.

Автомобиль на кузовной участок доставляется, как правило на колесах. Аварийные кузова могут быть доставлены на специаль­ных тележках. В этом случае снятие кузовов производится в ос­новном на постах ТР, оборудованных осмотровыми канавами. Жес­тяницкие работы заключаются в ремонте крыльев, брызговиков, капотов, облицовок радиаторов, дверей и других частей кузовов (устранение вмятин, трещин, разрывов), а также в частичном из­готовлении несложных ремонтных деталей, взамен пришедших в негодность, заплат, надставок, усилительных накладок и пр.

Разборочно-сборочные работы включают в себя снятие и уста­новку дверей, отдельных панелей или частей кузова, механизмов, стекол и других съемных деталей. Частичную разборку кузова для ремонта его деталей производят в объеме, необходимом для обес­печения качественного выполнения всех ремонтных операций.

участок то и ремонта электрооборудования - student2.ru

Рис. 36. Типовая планировка кузовного и окрасочного отделений:

а — вентиляционная камера; б — обойное отделение; в — кузовной участок; г — окрасочный участок; о — краско-приготовительное отделение;

/ — верстак обойщика; 2 — стеллаж; 3 — стол закройщика; 4 — швейная машина; 5 — стенд для обивки сидений; б — тележка для сварочных баллонов; 7 — сварочный трансформатор; 8 — правочная плита; 9 — опрокидыватель для легковых автомобилей- 10 — стол газосвар­щика; // — стол электросварщика; 12 — металлический экран; 13 — точильный станок- 14 — установка для правки кузовов; 15 — шкаф для лаков; 16 -/7 — вискозиметр на подставке; 18 — краскомешалка; окраски и сушки; 20 — пульт управления

участок то и ремонта электрооборудования - student2.ru основное направление движения:

участок то и ремонта электрооборудования - student2.ru возможное направление движения

Характерной особенностью сборки кузовов после ремонта явля­ется то, что постановка узлов и деталей на кузов (двери, крылья, панели) связана с выполнением различных пригоночных работ. Для этой цели применяются различные наборы приспособлений и инст­рументов и комплект шаблонов. Правочные работы в зависимости от характера повреждений заключаются в устранении неровностей на деформированных поверхностях, а также в исправлении иска­жений геометрических размеров кузова (перекосов).

Сварочные работы являются неотъемлемой частью жестяницко-кузовных работ. Почти все ремонтные операции требуют при­менения сварки в том или ином объеме. На кузовном участке стан­ции может применяться газовая, электродуговая и точечная свар­ки. Ремонт сваркой используется при следующих работах: удалении поврежденного участка; правочных работах; установке частей или новых участков кузова и дополнительных деталей (усилительных коробок, накладок, вкладышей и т. п.); заварке трещин, разрывов и пробоин с наложением или без наложения заплат в зависимости от величины и состояния поврежденной поверхности.

К арматурным работам относятся ремонт всех механизмов кузо­ва (замков, дверных петель, стеклоподъемников и пр.), а также работы по ремонту окон и замене стекол. Отремонтированный и собранный механизм устанавливают на место с последующей ре­гулировкой. При замене стекол используются приспособления для сборки стекол, деревянные и резиновые киянки, оправки.

Кузовной участок должен быть обеспечен необходимой докумен­тацией, в том числе технологическими картами на основные виды работ.

Техника безопасности. На кузовном участке выполняются ра­боты взрыво- и пожароопасного характера, поэтому здесь сле­дует особенно строго следить за соблюдением указанных мер без­опасности. Основные положения этих указаний изложены ниже.

Ремонтируемые кузова и их элементы должны устанавливать­ся и надежно закрепляться на специальных подставках (стендах). Перед правкой крыльев .и других деталей из листовой стали их следует очищать от ржавчины металлической щеткой у щелевого местного отсоса.

Крылья и другие детали при правке следует устанавливать на специальные оправки. Запрещается править детали, находящиеся на весу. При изготовлении деталей и заплат из листовой стали, а также при вырезке поврежденных мест острые углы и края необ­ходимо затуплять и заусенцы зачищать. При вырезке газовой свар­кой поврежденных мест стенок кабины или кузова, а также при сварке запрещается придерживать заплату руками.

Переносить, править и резать детали из листового металла раз­решается только в рукавицах. При работе пневматическим резаком прежде чем подать воздух необходимо установить резак в рабочее положение. Разрезать металл ножницами следует так, чтобы на краях заготовки не оставалось несрезанных заусенцев. При резке листового металла на механических ножницах запрещается подавать металл, держа руки против режущих роликов. При необходимости косого среза листовой металл следует начи­нать резать с той стороны, где угол между линией отреза и краем металла ближе к прямому углу.

В процессе работы обрезки металла необходимо складывать в специально отведенное место (ящики), а не разбрасывать по полу. При уборке рабочего места сметать мелкие металлические отхо­ды (обрезки) разрешается только щеткой. Наждачный камень для выравнивания швов, насаженный на конец гибкого вала, должен иметь защитный кожух. Работать без защитного кожуха запре­щается.

При совместной работе кузовщиков-жестянщиков и сварщиков и те и другие должны пользоваться защитными очками и рукави­цами.

Работы, связанные с выделением вредных испарений, а также работы по зачистке деталей перед пайкой или лужением должны выполняться на рабочих местах, оборудованных панелями местной вентиляции, а не под вытяжными зонтами. Пайка и сварка тары из-под легковоспламеняющихся жидкостей должна производиться после их тщательной обработки.

При ремонте тары из-под горючих жидкостей и топливных ба­ков необходимо предварительно промывать их горячей водой, про­паривать острым паром, снова промыть раствором каустической со­ды и просушить горячим воздухом до полного удаления следов хра­нившихся в них жидкостей. Заварку или пайку нужно произво­дить при открытых пробках. Разрешается выполнять заварку, предварительно заполнив тару горячей водой или инертным газом (азотом, отработавшими газами).

Наши рекомендации