Проработка лекционного материала и дополнительных тем по курсу
АУДИТ ПЕРСОНАЛА
Методические указания по самостоятельной работе студентов
Направление подготовки
«Управление персоналом» - 080400.62
Профиль подготовки
Аудит персонала
Квалификация (степень) выпускника
БАКАЛАВР
Форма обучения
Очная, очная сокращенная, заочная
Красноярск 2013
Аудит персонала в управлении персоналом: методические указания по самостоятельной работе студентов для бакалавров направления 080400.62 - «Управление персоналом» профиль подготовки «Аудит персонала» очной, очной сокращенной, заочной форм обучения / сост. Чуракова С.В. - Красноярск.: СибГТУ, 2013. - 32 с.
Составитель методических указаний:
Старший преподаватель кафедры Управления персоналом Чуракова С.В.
Методические указания по самостоятельной работе студентов обсуждены и одобрены на заседании кафедры Управления персоналом «__» _____ 2013 г. протокол № __.
Рецензент: канд. эконом. наук, доцент Е.В. Мельникова (член научно -методического Совета СибГТУ)
© С.В. Чуракова, 2013
© ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический
университет», 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
1 Общие методические указания по самостоятельному изучению курса дисциплины «Аудит персонала». 6
1.1 Проработка лекционного материала и дополнительных тем по курсу. 6
1.2 Методические указания по самостоятельному изучению теоретического материала 7
1.3 Подготовка к экзамену. Вопросы для контроля самостоятельной работы 7
1.4 Требования к выполнению курсовой работы.. 9
2. Библиографический список. 17
2.1 Основная литература. 17
2.2 Дополнительная литература. 17
2.3 Программное обеспечение, Интернет -ресурсы, электронные ресурсы.. 19
3 Вопросы к зачету по дисциплине «Аудит персонала». 19
Приложение 1. 21
Приложение 2. 22
Приложение 3. 23
Приложение 4. 29
Введение
Целью изучения дисциплины является формирование у бакалавров представления о состоянии, проблемах и перспективах исследовательской и аудиторской деятельности, ее методологического обеспечения, организации контроллинга персонала в условиях современной организации; а также освоение теоретических знаний и приобретение практических навыков эффективного использования традиционных и современных подходов, методов и процедур аудита персонала.
Задача изучаемого курса - сформировать научное представление в области понятийного аппарата, определить сущностное значение, предмет, технологии и инструментарий аудита персонала; представление о состоянии, проблемах и перспективах эффективного использования услуг профессиональных аудиторов;
- обучить практике использования современных концепций и методов аудита и консалтинга персонала, а так же организации аудита и контроллинга персонала в организациях различного уровня управления;
- закрепить знания, умения и навыки по организации и осуществлении аудита персонала, необходимые для профессиональной ориентации в оказании аудиторских услуг.
Приобретенные знания и практические навыки должны обеспечить студентам умение самостоятельно и на достаточно высоком теоретическом уровне решать задачи аудита персонала в управлении персоналом.
В результате освоения дисциплины «Аудит персонала» владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК -5); способен диагностировать и анализировать социально -экономические проблемы и процессы в организации (ОК -14); привержен этическим ценностям: уважение человеческого достоинства, честность, открытость, справедливость, порядочность, доброжелательность, терпимость (ОК -24); знает основы научной организации и нормирования труда, владеет навыками анализа работ и проведения анализа рабочих мест и умеет применять их на практике (ПК -10); владеет навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в т.ч. производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению (ПК -40); владеет навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала (ПК -41); умеет формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение (ПК -54); владеет важнейшими методами экономического и статистического анализа трудовых показателей (ПК -59); знает основы проведения аудита персонала и умеет применять их на практике (ПК -60); способен и готов оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально -психологический климат) (ПК -66); владеет навыками диагностики организационной культуры и умеет применять их на практике (ПК -69).
1 Общие методические указания по самостоятельному изучению курса дисциплины «Аудит персонала»
При изучении дисциплины «Аудит персонала» предусмотрено выполнение самостоятельной работы трудоемкостью 1 зачетная единица (36 часов) - очная, очной сокращенной формы обучения. Используются такие виды самостоятельной работы, как подготовка контрольной работы, самостоятельное изучение теоретического материала, подготовка к практическим и семинарским занятиям.
Студентам в ходе выполнения самостоятельной работы необходимо:
1. С целью углубления знаний дополнительно проработать материал,полученный на лекциях и семинарских занятиях;
2. Индивидуально изучить некоторые теоретические и практические аспекты рассматриваемых тем, которые, как правило, не вызывают затруднений, базируются на знаниях, полученных по уже пройденным дисциплинам, и не нуждаются в подробных разъяснениях лектора;
3. Особое внимание уделить информации, которая относится к сфере научных и профессиональных интересов и требует специальных исследований, необходимых для обсуждения с ведущими преподавателями и практиками в данной области.
Изучение рекомендованной научной литературы по дисциплине «Аудит персонала» является одной из составных частей системы самостоятельной работы студентов, которая обеспечивает усвоение науки и даёт прочный фундамент для будущей профессиональной деятельности.
Работе с первоисточниками отводится значительное место в разделе самостоятельной работы студентов. Для дополнительной самостоятельной работы студентов предложен перечень тем для написания курсовых работ, а также список вопросов, выносимых на зачет. Качественно и своевременно выполняемые задания позволяют студенту успешно сдать зачет по дисциплине.
Требования к выполнению курсовой работы
С учетом содержательной и практической конкретики дисциплины «Аудит персонала» предусмотрена самостоятельная работа студентов трудоемкостью 2 зачётные единицы, 72 часа.
Учебным планом подготовки бакалавров по направлению 080400.62 Управление персоналом предусмотрена курсовая работа. На написание и защиту курсовой работы, которая запланирована в III модуле дисциплины, отводится 1 зачетная единица, 36 часов.
Выполнение курсовой работы по дисциплине «Аудит персонала» является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов. Ее цель - расширение теоретических знаний и аналитических способностей студентов, приобретения навыков работы с литературными источниками и приобретение профессиональных компетенций в сфере практического использования приёмов и методов аудита персонала.
Курсовая работа должна выполняться с учетом новейших теоретических концепций в области аудита и контроллинга персонала. В процессе ее подготовки следует использовать монографии, справочники, пособия, статьи в периодических изданиях, материалы конкретных деловых организаций. Курсовая работа обязательно пишется по конкретной организации.
Приступая к разработке курсовой работы, следует познакомиться со списком предлагаемых тем. Студент вправе предложить собственную тему исследования, но в этом случае он должен обязательного согласовать ее с руководителем курсовой работы.
Работа должна включать несколько разделов. Первым из них является введение. В нем обосновывается актуальность темы, проблема, цель, задачи., объект и предмет, методы, гипотеза исследования.
В основной части работы, где используется простой или сложный план, излагаются точки зрения по рассматриваемой проблеме, выделяются основные используемые понятия, приводятся классификационные схемы, примеры, цитаты, раскрывается эволюция трактовок и подходов, дается их анализ. При написании работы по конкретной организации студенты должны дать краткое описание теории вопроса, охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в конкретном субъекте хозяйствования, указать положительные и негативные стороны выбрать адекватные методы и методологию аудита персонала и контроллинга, предложить рекомендации по совершенствованию анализируемого вопроса.
В заключении студент формулирует основные выводы и рекомендации по теме исследования.
Обязательно присутствие в работе списка использованных литературных источников. Дополнит работу наличие приложений, в которых могут приводиться развернутые иллюстрации, графические или текстовые, подтверждающие выводы студента. Объем курсовой работы не должен превышать 50 страниц стандартного печатного текста.
Кроме текста пояснительной записки курсовой работы студенты готовят презентацию не менее 20 слайдов.
Готовая работа сдается не позднее указанного руководителем срока. Студент, не предоставивший и не защитивший курсовую работу, не допускается к экзамену.
Примерная тематика курсовых работ
1. Аудит как направление управленческого консультирования.
2. Совершенствование управленческих технологий в рамках аудита.
3. Аудит как импульс самосовершенствования организации.
4. Комплексная оценка эффективности работы персонала организации.
5. Оценка системы стратегического планирования в организации.
6. Оценка системы оперативного планирования в организации.
7. Оценка трудовых показателей организации.
8. Опенка разработки и реализации социальной поли тики в организации.
9. Анализ и оценка системы управления персоналом в организации.
10. Контроллинг как инструмент управления организацией.
11. Аудит определения потребности в персонале.
12. Аудит набора и отбора персонала.
13. Аудит обучения персонала.
14. Н.Аудит системы компенсаций в организации.
15. Аудит охраны труда и техники безопасности.
16. Аудит увольнений.
17. Аудит работы службы управления персоналом. 18.Оценка затрат на персонал в организации.
18. Аудит системы управления карьерой.
19. Аудит системы формирования и развития кадрового резерва.
20. МВО - подход к аудиту персонала.
21. Экономический анализ и расчет показателей выработки в абсолютных величинах.
22. Установление критериев эффективности.
23. Методы преодоления сопротивления аудиту.
24. Система бюджетирования затрат на персонал.
25. Нормативно - правовые и морально-этические нормы проведения аудита персонала.
26. Становление аудита в России.
27. Совершенствование системы управления организацией посредством тотального управления качеством (ТQМ).
28. Аудит интеллектуального капитала.
Содержание основных разделов курсовой работы
Тема курсовой работы
Выполнение курсовой работы предполагает исследование одного из процессов (технологии) аудита персонала. Поэтому тема курсовой работы может выглядеть, например, следующим образом: "Аудит текучести персонала (на примере ООО "Альфа")".
Анализируемая технология выбирается автором с учетом возможностей сбора информации и согласовывается с преподавателем по дисциплине.
Структура курсовой работы
Структура курсовой работы может уточняться студентом совместно с руководителем исходя из интересов студента, степени проработанности данной темы в литературе, наличия информации и т.п. Однако, в большинстве случаев курсовая работа аудиту персонала имеет свою типовую структуру (см. табл. 1).
Таблица 1
Типовая структура курсовой работы
№ п.п. | Наименование раздела курсовой работы | Примерное количество страниц |
Введение | 1-2 | |
Теоретическая часть | 15-17 | |
Аналитическая часть | 25-27 | |
3.1. | Краткая характеристика исследуемого объекта | |
3.2 | Анализ системы управления конкретного объекта исследования | |
3.3 | Анализ системы управления персоналом в организации | |
3.4 | Анализ состояния исследуемой проблемы в организации | |
3.5 | Возможности улучшения работы с персоналом по выбранному направлению исследования | |
Заключение | ||
Библиографический список | 1-2 | |
Итого | 45-50 |
Исходя из рекомендуемой структуры курсовой работы, её объем (без учета приложений) должен составлять примерно 45—50 страниц рукописного текста.
Библиографический список
После заключения приводится перечень использованных источников.
Работа с литературой является неотъемлемой составной частью как научных исследований, так и практических разработок. Литературные источники располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов.
Следует учесть, что, кроме изучения книг и монографий по теме курсовой работы, необходимо изучение материалов, публикуемых в периодической печати.
Подбирая литературу (монографии, сборники конференций по исследуемой проблеме, журнальные статьи и т.п.), необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу последних лет.
В тексте курсовой работы обязательны ссылки (концевая ссылка) на указанные в перечне источники. Литературные источники располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов. По каждому литературному источнику указываются: его автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место издания и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указываются наименование журнала, год выпуска и номер, номер страницы обязателен! По сборникам трудов (статей) указываются автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные (В соответствии с ГОСТом).
При написании курсовой работы студент должен знать и выполнять основные требования, предъявляемые к ней, ее содержанию, структуре, форме и стилю изложения, порядку оформления.
Курсовая работа должна быть отпечатана на компьютере. Текст работы и расчеты выполняются на стандартных листах 210х297, с левой стороны листа оставляется поле размером 30 мм, правого не менее 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм. Работа должна быть выполнена в текстовом редакторе Word: формат - doc, размер шрифта - 14, межстрочный интервал - одинарный, абзацный отступ - 10. Для заголовков разделов - шрифт 16. Первая строка - отступ - 1.25.
Для создания графической схемы используется программный продукт MS Word в следующей последовательности:
- в меню «Вставка» выбирается пункт «Объект»;
- из списка объектов выбирается объект «Рисунок «Microsoft Word»;
- созданный объект открывается для редактирования;
- внутри объекта «Рисунок «Microsoft Word» формируются графические символы.
Работу оформить в соответствии с СТП и ГОСТ 7.1 -2003. законченную работу следует вложить в скоросшиватель или переплести. Нумерация страниц должна быть сквозная по всей работе, номер станицы указывается вверху, в центре, кроме структурных единиц, где нумерация не ставится.
Работа оценивается в зависимости от соблюдения требований выполнения работы. Курсовую работу сдают на проверку ведущему преподавателю, который с замечаниями после проверки возвращает студенту для внесения исправлений, дополнений, после чего состоится защита. Качество выполненной работы и ее защиты оценивается по пятибальной системе:
«отлично» - работа выполнена на высоком теоретическом уровне с учетом всех требований; представлен самостоятельный анализ степени разработанности проблемы; рассмотрены различные концепции и точки зрения на проблему; сделаны выводы и предложены мероприятия по решению изучаемой проблемы;
«хорошо» - работа выполнена на хорошем теоретическом уровне; полностью освещены вопросы рассматриваемой темы; отличается глубиной изложения материала; содержит анализ теорий, взглядов, подходов;
«удовлетворительно» - правильно и на основе анализа литературы освещены вопросы рассматриваемой темы; недостаточное использование современной литературы; отсутствие исследования и самостоятельных выводов.
Готовая работа сдается не позднее указанного руководителем срока. В случае его нарушения оценка за курсовую работу снижается на один балл. При отсутствии работы студент не допускается к экзамену.
Консультации к написанию курсовых работ осуществляются ведущим преподавателем дисциплины.
Библиографический список
2.1 Основная литература
1. Аудит персонала организации: [Текст/] Учебное пособие/ под ред. Проф. П.Э. Шлендера. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 262 с;
2. Одегов, Ю.Г., Никонова, Т.В. Аудит персонала [Текст] Учебник./Ю.Г. Одегов, Т.В.Никонова - М.: Издательство «Альфа -Пресс». 2010. - 672 с.
2.2 Дополнительная литература
1. Ковалёв, СВ. Система контроллинга персонала промышленной
организации: учебное пособие [Текст]/ СВ. Ковалёв. - М.: КНОРУС, 2010. - 264 с.
2. Контроллинг как инструмент управления предприятием [Текст] / Е.А. Ананькина, СВ. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 279 с.
3. Минченкова, О.Ю. Управление персоналом: система бюджетирования [Текст] / Учебное пособие./О.Ю. Минченкова, Н.В. Фёдорова. - М.:КНОРУС, 2006. - 224 с.
4. Фитц -енц, Як. Рентабельность инвестиций в персонал: измерения экономической ценности персонала. [Текст] Пер. с англ./ Як. Фитц -енц - М.: Вершина, 2006. - 320с.
5. Шлендер, П.Э., Смирнова, М.Е., Практикум по экономике, организации и нормированию труда. [Текст] Учебное пособие/ под ред. Проф. П.Э., Шлендера. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 319 с.
6. Постановление Госкомстата России «Об утверждении нормативных документов по ведению всероссийского мониторинга социально -трудовой сферы» [Текст] /№ 148 от 12.09.95.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации: по состоянию на 10 окт. 2006 г. [Текст]/. - М.: Юрайт, 2006. - 205 с. - (Правовая библиотека).
8. Кибанов,А.Я.. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: [учеб. пособие для вузов по специальностям "Менеджмент орг.", "Упр. персоналом"][Текст]/ А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова; Гос. ун -т упр., Воронеж, гос. ун -т. - М.: ИНФРА -М, 2009. -301 с.
Приложение 1
(справочное)
Перечень ключевых слов
1. Аудит персонала
2. Аудиторский эксперимент
3. Бюджетирование
4. Внешний аудит
5. Документальный контроль
6. Индекс часовой выработки
7. Консалтинг
8. Контроллинг
9. Косвенные издержки
10. Коэффициент соответствия
11. Номинальный аудит
12. Общий подход аудитора
13. Объект контроля
14. Оценка эффективности
15.Профессиографирование
16.Социально -экономическая направленность аудита
17. Сегментация
18. Сумма покрытия
19. Техническая подсистема
24. Технология разработки бюджета
25. Трудоемкость продукции
26. Угрозы и возможности
27. Управление затратами
28. Управленческий аудит
29.Упущенная выгода
30. Финансовый аудит
31. Центр затрат
32.Человеческий потенциал
33. Эффективность управленческой деятельности
34. Экспертная оценка
Приложение 2
Минимальные требования к технологии (процедуре)
(Д.Володина, Компания «Hi-Tech Group»)
1. Любая используемая технология должна быть документально оформлена в виде корпоративного регламента (стандарта);
2. Уровень детализированности описания процесса и процедур должен быть таким, чтобы исполнение технологии не зависело от конкретного лица, ее исполняющего, а только от уровня его квалификации;
3. Документ, описывающий процесс (технологию), для получения статуса регламента должен быть утвержден первым лицом компании, доведен до исполнителей упоминаемых в нем процедур, в том числе, в виде специально организуемого для них обучения;
4. Документ, имеющий статус регламента, не должен противоречить никаким другим регламентам, входящим в состав системы менеджмента качества компани;
5. Каждый процесс или процедура, входящая в технологию, должна в качестве одного из результатов иметь запись, подтверждающую исполнение данного процесса;
6. Исполнение или неисполнение технологии или процесса подтверждается только на основании записей. Область реального применения технологии должна документировано (т.е. на основании записей) соответствовать области применения, заявленной в регламенте;
7. Каждый регламент должен быть периодически подвергнут ревизии и, при необходимости, модифицирован.
Говоря другими словами, можно утверждать, что в компании используется какая-либо технология если:
* есть документ, описывающий данную технологию;
* данный документ написан настолько детально, что технологию может воспроизвести любой специалист схожей квалификации;
* данный документ утвержден первым лицом, а исполнители, упомянутые в документе, прошли необходимое обучение;
* принимаемый документ не противоречит никаким другим документам организации;
* в результате исполнения процессов появляются записи, на основании которых можно делать выводы о реализуемости процесса,
* регламентируемая процедура должна распространяться на весь персонал, без каких-либо исключений.
Примечание: приведенные требования не является исчерпывающими.
Приложение 3
Примерная программа работ по созданию в компании эффективной
Основные принципы
• Только результат курируемого или управляемого подразделения определяют авторитет, размер пакета компенсационных услуг (зарплата, премии, транспорт, социальные льготы, защита и др.) и, главное, степень доверия данному начальнику со стороны высшего руководителя.
• Только полное напряжение сил начальника (физическая самоотдача, постоянный профессиональный рост, поиск оптимальных решений, эффективные деловые встречи) свидетельствует о причастности его к команде руководителей.
• Команду руководителей характеризует объективность в оценке ситуации и результатов, персональная ответственность, взаимоподдержка каждого из числа команды.
1.1. Определение списка руководителей отделов, служб, филиалов, попадающих в категорию лиц с особым статусом взаимодействия с председателем правления. Отработка принципов реализации такого статуса (порядок взаимодействия, поощрения, отпусков, командировок и др. рабочих и нерабочих вопросов). Ежегодный пересмотр состава такого списка на основании аттестаций и итогов работы.
1.2. Отбор способных руководителей в состав команды управляющих. Оценка работы начальников служб, отделов, управлений, выбор из них кандидатов, показывающих стабильные положительные результаты в течение полугода-года.
Проверка их деловых и личностных качеств через поручения высшего руководства компании и с их личным участием в отдельных акциях с таким кандидатом (участие в проверке, работе комиссии, подготовке доклада, выступления высшего руководителя). Оценка личностных и семейных качеств кандидата.
Поиск талантливых руководителей в других внешних организациях, приглашение в свою компанию и оценка по вышеприведенной технологии.
Воспитание руководителя члена команды из способных работников через цепочку должностных карьерных ступеней, проверку личностных качеств.
1.3. Разработка и реализация порядка аттестации руководителей.
Утверждение Положения об аттестации руководителей всех рангов. Определение порядка такой аттестации: не реже 1 раза в 2 года, применение современных оценочных технологий, включая метод «360° аттестации», социологические опросы подчиненных, коллег, клиентов, создание и работа аттестационных комиссий, оценка реальных управленческих изменений по управляемому (курируемому) подразделению, состояние материальной базы и информационных технологий, профессиональный и управленческий рост аттестуемого и т. п.
Проверка аттестаций, личное участие высших руководителей в процедуре аттестации.
1.4. Создание действующих технологий по управлению (или курированию) подразделениями, участками, направлениями работы.
Определение прав, возможностей и ответственности каждого руководителя.
Разработка стандартов управленческой работы (порядок планирования, контроля, оценки работы сотрудников и др.), обучение руководителей этим стандартам, контроль за применением.
Разработка Положения о кураторе подразделения (группы подразделений), контроль за исполнением такого Положения.
1.5. Создание регламента работы оперативного совещания руководителей подразделений, служб.
Установление строгих и конкретных показателей деятельности каждого подразделения, мониторинг за их выполнением.
Определение регламента выступлений (докладов) руководителей подразделений на совещании, оценка тенденций изменений и роста этих показателей. Система поощрений за результаты.
1.6. Создание регламента работы правления по кадровым вопросам. Кем и когда принимаются решения о приоритетах кадровой работы на год, смета расходов на год, принципы поощрения, нового приема или обучения и т. п. Разработка системы критериев успешной работы всех служб, имеющих отношение к персоналу, контроль за их выполнением. Создание административного кадрового комитета при правлении, решающего вопросы приема новых руководителей, повышения начальников в должности, обучения руководителей, утверждения кадровых документов и положений и др.
1.7. Разработка (доработка) основных документов, регламентирующих кадровую работу в компании. Положения о кадровой Службе, о работе директора по персоналу, об отделе кадров, о статусе сотрудника компании, о кодексе профессионального поведения и этики сотрудника компании, о корпоративной культуре и др.
1.8. Работа с резервом руководящих кадров:
• текущий резерв (заполнение ближайших вакансий, подбор, обучение и оценка кандидатов);
• стратегический резерв (отбор и подготовка талантливых специалистов с дальним прицелом на руководящую работу), развитие лидерских качеств специалиста;
• внедрение в компании системы ротации руководящих кадров (порядок, график, система контроля и отчетности).
1.9. Создание системы обучения, подготовки и переподготовки руководителей всех уровней и рангов:
• профессиональное обучение (каждый руководитель должен иметь базовое высшее образование);
• обучение управленческим навыкам, получение каждым руководителем компании степени МВА («магистр делового администрирования»).
1.10. Разработка и реализация системы современных методов мотивации труда управленцев (в том числе таких, как участие в прибылях компании, оплате за компенсации, опционы на акции компании и др.).
1.11. Реализация системы неделовых связей руководителей спортивных, культурных, личностных (как часть корпоративной культуры компании).
2. Организация эффективной работы кадровой Службы компании
2.1. Оценка качества сегодняшней работы отдела кадров, учебного центра и др. подразделений кадровой Службы. Внедрение в практику работы кадровой Службы современных кадровых технологий и элементов эффективного управления: конечные цифровые показатели, информационные технологии и аналитика, социологические опросы, экспертные оценки и др. Определение правовых возможностей кадровой Службы компании, утверждение системы взаимодействия «кадровая Служба—линейное подразделение».
2.2. Разработка порядка учета и обработки кадровой аналитической информации: куда, когда, в каком объеме и с какой целью подготавливается и представляется кадровая информация.
2.3. Участие кадровой Службы компании в разработке идеологии «оптимального рабочего места сотрудника», т. е. в отработке технологических карт работы сотрудника компании, оценке ее работы, определении набора необходимых профессиональных деловых навыков и качеств на конкретном рабочем месте, разработке критерия оптимизации стоимости рабочего места и его окупаемости и др.
2.4. Разработка системы оценки итогов работы сотрудника и подразделения (периодичность, порядок, итоги оценки), внедрение системы оценки компетенций сотрудника.
2.5. Создание системы кадровых технологий в:
• отборе и найме новых сотрудников;
• мотивации сотрудников (система материального и морального поощрения, в том числе премирования, бонусов, создание корпоративных наград — почетных знаков, благодарственного письма председателя правления и др. видов), создание системы званий и категорий в компании;
• участии сотрудников в совершенствовании работы компании (сбор, оценка и поощрение всех предложений, новаций);
• социальной поддержке сотрудников (кем, когда, и в каких размерах осуществляется социальная поддержка);
• корпоративном обучении (кто, когда, за чей счет повышает квалификацию), отечественных и зарубежных стажировках сотрудников;
• методах щадящего увольнения нерадивых сотрудников.
2.6. Реальная оценка загрузки и полезности сотрудников, пересмотр и сокращение штатного состава.
2.7. Разработка элементов организационного развития кадровых систем (внутренняя модернизация и оптимизация служб и подразделений).
2.8. Создание системы поиска и привлечения в компанию перспективной молодежи.
3. Организация успешной кадровой работы в службах и подразделениях компании
3.1. Четкое определение прав и возможностей руководителей служб в работе со своим персоналом (права поощрять, наказывать, передвигать, принимать окончательные решения о приеме и т. п.).
3.2. Разработка кадровых технологий (как успешно работать с персоналом) на уровне отдела, службы, филиала. Социальная информация сотрудников, недельные графики работы с людьми, система ритуалов и праздников.
3.3. Организационно-штатное решение кадровых вопросов на уровне линейного подразделения. Рейтинг подразделений по работе с людьми.
Приложение 4
АУДИТ ПЕРСОНАЛА
Методические указания по самостоятельной работе студентов
Направление подготовки
«Управление персоналом» - 080400.62
Профиль подготовки
Аудит персонала
Квалификация (степень) выпускника
БАКАЛАВР
Форма обучения
Очная, очная сокращенная, заочная
Красноярск 2013
Аудит персонала в управлении персоналом: методические указания по самостоятельной работе студентов для бакалавров направления 080400.62 - «Управление персоналом» профиль подготовки «Аудит персонала» очной, очной сокращенной, заочной форм обучения / сост. Чуракова С.В. - Красноярск.: СибГТУ, 2013. - 32 с.
Составитель методических указаний:
Старший преподаватель кафедры Управления персоналом Чуракова С.В.
Методические указания по самостоятельной работе студентов обсуждены и одобрены на заседании кафедры Управления персоналом «__» _____ 2013 г. протокол № __.
Рецензент: канд. эконом. наук, доцент Е.В. Мельникова (член научно -методического Совета СибГТУ)
© С.В. Чуракова, 2013
© ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический
университет», 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
1 Общие методические указания по самостоятельному изучению курса дисциплины «Аудит персонала». 6
1.1 Проработка лекционного материала и дополнительных тем по курсу. 6
1.2 Методические указания по самостоятельному изучению теоретического материала 7
1.3 Подготовка к экзамену. Вопросы для контроля самостоятельной работы 7
1.4 Требования к выполнению курсовой работы.. 9
2. Библиографический список. 17
2.1 Основная литература. 17
2.2 Дополнительная литература. 17
2.3 Программное обеспечение, Интернет -ресурсы, электронные ресурсы.. 19
3 Вопросы к зачету по дисциплине «Аудит персонала». 19
Приложение 1. 21
Приложение 2. 22
Приложение 3. 23
Приложение 4. 29
Введение
Целью изучения дисциплины является формирование у бакалавров представления о состоянии, проблемах и перспективах исследовательской и аудиторской деятельности, ее методологического обеспечения, организации контроллинга персонала в условиях современной организации; а также освоение теоретических знаний и приобретение практических навыков эффективного использования традиционных и современных подходов, методов и процедур аудита персонала.
Задача изучаемого курса - сформировать научное представление в области понятийного аппарата, определить сущностное значение, предмет, технологии и инструментарий аудита персонала; представление о состоянии, проблемах и перспективах эффективного использования услуг профессиональных аудиторов;
- обучить практике использования современных концепций и методов аудита и консалтинга персонала, а так же организации аудита и контроллинга персонала в организациях различного уровня управления;
- закрепить знания, умения и навыки по организации и осуществлении аудита персонала, необходимые для профессиональной ориентации в оказании аудиторских услуг.
Приобретенные знания и практические навыки должны обеспечить студентам умение самостоятельно и на достаточно высоком теоретическом уровне решать задачи аудита персонала в управлении персоналом.
В результате освоения дисциплины «Аудит персонала» владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК -5); способен диагностировать и анализировать социально -экономические проблемы и процессы в организации (ОК -14); привержен этическим ценностям: уважение человеческого достоинства, честность, открытость, справедливость, порядочность, доброжелательность, терпимость (ОК -24); знает основы научной организации и нормирования труда, владеет навыками анализа работ и проведения анализа рабочих мест и умеет применять их на практике (ПК -10); владеет навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в т.ч. производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению (ПК -40); владеет навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала (ПК -41); умеет формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение (ПК -54); владеет важнейшими методами экономического и статистического анализа трудовых показателей (ПК -59); знает основы проведения аудита персонала и умеет применять их на практике (ПК -60); способен и готов оказывать консультации по формированию слаже