Объемная компоновка и центровка самолета

Задачи объемной компоновки и центровки проектируемого самолета указаны в [I, с. 203].

Проработка объемно-весовой компоновки ведется с помощью масштабного эскиза самолета, центровочной ведомости и центровочной схемы.

Основой для этой проработки служат:

- чертеж (в тонких линиях) общего вида проектируемого самолета;

- функциональный состав (весовая сводка) самолета;

- весовые и геометрические характеристики самолетов-прототипов.

Для решения задач объемно-весовой компоновки в дипломном проекте необходимо придерживаться следующего порядка:

1. Выполнить масштабный эскиз самолета.

Эскиз целесообразно выполнять на пергаментной бумаге или миллиметровке в масштабе чертежа общего вида самолета (снять копию всех трех проекций, разрешается «от руки»).

Эскиз рекомендуется включить в пояснительную записку как рабочий материал, обосновывающий принятые решения.

2. Составить центровочную ведомость самолета. В дипломном проекте в центровочную ведомость разрешается включать только основные агрегаты, системы и грузы согласно таблице 3.4.

3. На основе полученных ранее геометрических характеристик проектируемого самолета и характеристик самолетов-прототипов (см. схемы, чертежи и другую информацию) определить необходимые размеры главных отсеков проектируемого самолета, а именно:

- кабины экипажа (см., например, [ I, с. 215]);

- целевой нагрузки (см., например, [I, с. 238-249], размеры пассажирских салонов и грузовых отсеков определять для каждого салона и отсека отдельно);

- топливных баков в крыле (см., например, [I, с. 366]) и отдельно, в фюзеляже;

- двигателей, размещенных внутри фюзеляжа или крыла;

- оборудования и других систем и агрегатов, оказывающих существенное влияние на размеры фюзеляжа, гондол, крыла (объемы и размеры можно принять по самолетам-прототипам).

4. На проекции масштабного эскиза нанести контуры всех частей самолета, включенных в центровочную ведомость. Контуры агрегатов, систем, грузов разрешается наносить «от руки», но с точным соблюдением габаритных размеров (контуры топливных баков выделить штриховкой; в пассажирских салонах указать лишь первый и последний ряды кресел).

Таблица 3.4

Центровочная ведомость

№ п/п Агрегат, система, груз Gi, даН Х i, м Gi Хi , даН м
  I. Конструкция      
Крыло      
Фюзеляж      
Горизонтальное оперение      
Вертикальное оперение      
Передняя стойка шасси      
Главные стойки шасси      
  II. Силовая установка      
Двигатели (с мотогондолами) средние      
Двигатели (с мотогондолами) крайние      
Другие составляющие С.У.      
  III.Оборудование и управление      
Оборудование в носовом отсеке      
Оборудование в среднем отсеке      
       
  IV. Снаряжение      
Экипаж (включая стюардесс)      
Специальное оборудование      
  Пустой снаряженный самолет      
  V. Топливо      
10а В крыле      
10б В центроплане      
10в В фюзеляже      
VI. Целевая нагрузка      
11а Целевая нагрузка в переднем отсеке      
11б Целевая нагрузка в среднем отсеке      
11в Целевая нагрузка в заднем отсеке      
       
  Сумма S Gi   S GiХi

5. Определить (в дополнение к пункту 3) веса всех частей самолета, входящих в центровочную ведомость и внести их в таблицу. Сумма весов должна равняться взлетному весу самолета, подсчитанному во втором приближении.

6. На масштабном эскизе определить положения ц.т. всех частей самолета.

Положения ц.т. частей планера можно принимать:

- для крыла ……………….. (0,40 … 0,45) САХ;

- для фюзеляжа…………… (0,50 … 0,60) ιф;

- для оперения……….......... 0,5 САХоп;

- для шасси … принимать на уровне верхнего края колес (при стоянке).

Положения ц.т. топливных баков и ц.т. целевой нагрузки обусловливаются размерами и конфигурацией соответствующих отсеков, салонов, подвесок и т.д.

Положения ц.т. остальных частей, вошедших в центровочную ведомость самолета, принимать приблизительно.

7. Выполнить центровочную схему. Центровочная схема представляет собой боковую проекцию самолета, над которой указана САХ. На схеме изображаются принятая система координат, контуры и положения ц.т. частей самолета, включенных в центровочную ведомость (контуры топливных баков выделить штриховкой или желтым карандашом). Координаты ц.т. частей самолета на центровочной схеме указываются в соответствии с их порядковым номером в центровочной ведомости (х1, х2, … , х10а , х10би т.д.) а их численные значения заносятся в таблицу.

Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru Рис. 3.2 Центровочная схема

Центровочная схема выполняется на миллиметровой бумаге в масштабе, удобном для расчета центровки (форматом не менее 420x297), подписывается студентом и руководителем дипломного проекта и включается в пояснительную записку.

Пример оформления центровочной схемы показан на рисунке 3.2.

8. Определить диапазон потребных предельно задних и предельно передних центровок для самолетов данного типа. Предельно задняя центровка самолета должна обеспечивать равенство:

Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru

Положение фокуса самолета Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru на дозвуковых скоростях полета см. раздел 3.5.1.

Степень продольной статической устойчивости на дозвуковых скоростях в дипломном проекте можно принимать:

Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru = - (0,20 … 0,24) — пассажирские самолеты с двигателями на хвостовой части фюзеляжа;

Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru = - (0,12 … 0,16) — пассажирские и транспортные самолеты с двигателями на крыле;

Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru = - (0,04 … 0,07) — сверхзвуковые неманевренные самолеты;

Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru = - (0,02¸0,05) — маневренные самолеты.

Для маневренных самолетов, неустойчивых при М<I :

Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru = + (0,02 … 0,05) — нормальная схема и «бесхвостка»;

Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru = + (0,05 … 0,10) — схема «триплан»;

Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru = + (0,10 … 0,20) — схема «утка» с крылом прямой

стреловидности;

Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru = + (0,15 … 0,30) — схема «утка» с крылом обратной

стреловидности.

Предельно передняя центровкадолжна обеспечивать возможность балансировки самолета на взлете или посадке при отклоненной механизации крыла.

В дипломном проекте можно принимать:

Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru

где Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru = 0,03 — маневренные самолеты; Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru = 0,15 — неманевренные самолеты.

Подробнее взаимная оптимизация допустимого диапазона центровок и размеров ГО исходя из обеспечения устойчивости и балансировки самолета описывается в методических рекомендациях (см. [ 2]).

9. Выполнить расчет центровки самолета (определить эксплуатационные положения ц.т. самолета для случаев загрузки, характерных для данного типа самолетов).

Допустимый минимум расчетных случаев следующий:

- полностью загруженный самолет (взлетный вес);

- пустой снаряженный самолет (без целевой нагрузки и топлива);

- предельный посадочный случай (целевая загрузка на борту; топлива нет);

- перегоночный случай (полный запас топлива; целевая нагрузка отсутствует).

В дипломном проекте положение ц.т. самолета определяется только по оси ОХ (по оси ОY — принимается приблизительно). Координата ц.т. самолета будет, очевидно, равна:

хцт = Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru ,

а значение центровки (относительно носка САХ) определится по следующей формуле:

Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru ,

где ХА - расстояние от начала координат (носка фюзеляжа) до носка bА.

Из указанных выше расчетных случаев выбрать наиболее заднее Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru и наиболее переднее Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru эксплуатационное положение ц.т. самолёта; если они попадают в диапазон потребных центровок (см. пункт 8), то их и принять за Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru и Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru проектируемого самолета.

Если же Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru и Объемная компоновка и центровка самолета - student2.ru не попадают в диапазон потребных центровок, то студент должен провести коррекцию компоновки самолета, т.е. передвинуть наиболее тяжелые грузы, топливо и т.д., либо передвинуть крыло относительно фюзеляжа (наиболее радикальный метод коррекции), достигнув таким образом выполнения требований центровки самолета.

10. Внести необходимые исправления в центровочную ведомость (если выполнялась коррекция компоновки) и окончательно доработать чертеж общего вида самолета (центровочную схему разрешается не исправлять).

Наши рекомендации