Выбор схемы самолета и типа двигателя

В этом разделе дипломного проекта студент должен определить внешнюю конфигурацию проектируемого самолета, выбрать тип двигателя и предварительное количество двигателей.

В дипломном проекте студент выбирает схему самолета и предварительное количество двигателей на основании задания на дипломный проект, анализа схемы самолетов-прототипов и рекомендаций, опубликованных в литературе (см., например, [1, с. 94, 593]).

Студент должен дать краткое обоснование (указать преимущества и недостатки) принятым решениям:

1. по схеме самолета в целом (балансировочная схема «нормальная», «утка» и др.);

2. по форме и расположению на самолете крала; фюзеляжа; оперения; шасси и воздухозаборников;

3. по количеству и размещению двигателей.

Результатом этой работы должен быть эскиз общего вида самолета, отражающий главные аэродинамические особенности выбранной схемы. Эскиз выполняется в трех ортогональных проекциях на листе форматом 297x210.

На рисунке 3.1 показан пример оформления эскиза в пояснительной записке дипломного проекта.

Тип двигателя студент может принять по самолету-прототипу или, проконсультировавшись с руководителем проекта, выбрать более современныйдвигатель, подходящий для данного класса самолетов (см., например, [1, с. 589]).

Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru

Рис. 3.1

Эскиз общего вида самолета

Для выбранного двигателя указать:

- тип двигателя [1, с. 112];

- степеньдвухконтурности;

- стартовый удельный расходтоплива (с форсажем и без форсажа);

- удельный расход топлива в крейсерском полете;

- удельный вес двигателя.

3.3. Расчет взлетного веса (массы) и выбор основных параметров самолета

Определение взлетного веса (массы) и окончательный выбор основных параметров проектируемого самолета является сложным итерационным процессом.

В дипломном проекте от студента требуется определить взлетный вес самолета лишь в двух приближениях (итерациях) и выбрать только главные параметры и размеры самолета без их оптимизации (кроме тех случаев, когда выбор того или иного параметра является темой НИР дипломного проекта).

Последовательность определения параметров самолета в процессе проектирования диктуется их взаимозависимостью, поэтому рекомендуется следующий порядок выполнения раздела:

1. Из уравнения существования самолетаопределяется взлетный вес в первом приближении (G0I) (см., например, [1, с. 129]), при этом относительные веса конструкции, силовой установки, топлива, оборудования (и управления) берутся по статистике (см. перечень статистических значений характеристик проектируемого самолета в разделе 3.1 дипломного проекта), а нормальный (расчетный) вес целевой нагрузки - из задания на дипломный проект.

2. Определяется необходимыйотносительный вес топлива ( Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru T) для заданной дальности полета:

Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru T = Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru ,

где е = 2,72; Lкp = (0,9...0,95) L - дальность крейсерского полета, км;

Сркр - удельный расход топлива в крейсерском полете, кг/кг×ч (см. раздел 3.2); Ккр - аэродинамическое качество самолета в крейсерском полете (см. раздел 1); Vкр - заданная крейсерская скорость, км/ч;
kТ - статистический коэффициент, учитывающий навигационный запас топлива и топлива на планирование (снижение) самолета с крейсерской высоты полета:

kТ = 0,22 ... 0,18 для L £ 3500 км;

kТ = 0,19 ... 0,15 для L = 5000 ... 7500 км;

kТ = 0,17 ... 0,13 для L ³ 8500 км.

Относительный вес топлива, необходимого на набор крейсерской высоты (и скорости) полета:

Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru т.н.в. = Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru ,

где Нкр и Vк p – крейсерские высота и скорость, м и м/с соответственно;

g = 9,81 м/с2; Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru о - стартовая тяговооруженность самолета (принимается по самолетам-прототипам).

3. Определяется величина стартовой удельной нагрузкиrо на крыло (см., например, [1, с. 87]) из следующих условий:

- посадки (или взлета) самолета;

- крейсерского полета;

- заданной маневренности (для маневренных самолетов) - величину rо для этого случая принять по самолетам-прототипам.

Для проектируемого самолета принимается минимальная из найденных величин стартовая удельная нагрузка на крыло (сравнить с самолетами-прототипами).

4. По нормальному (не максимальному) стартовому весу самолета и стартовой удельной нагрузке на крыло определяется площадь крыла.

5. Определяетсястартовая тяговооруженность самолета ( Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru о) (см., например, [1, с. 89]) из следующих условий:

- взлета при одном отказавшем двигателе (для пассажирских и других неманевренных самолетов);

- обеспечения горизонтального полета на высотах, характерных для данного типа самолетов;

- обеспечения заданной длины разбега:

Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru о = 1,05 Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru ,

где lразб £ 0,75 lвпп; fразб - коэффициент трения при разбеге ;

Котр - аэродинамическое качество самолета в момент отрыва;

- обеспечения заданной маневренности (для маневренных самолетов) - величину Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru о для этого случая принять по самолетам-прототипам.

Для проектируемого самолета принимается максимальная из найденных величин стартовая тяговооруженность (сравнить с самолетами-прототипами).

6. Понормальному стартовому весу самолета Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru и стартовой тяговооруженности определяется необходимая суммарная стартовая тяга двигателей и тяга одного двигателя (если стартовая тяга двигателя будет значительно превышать тягу современных двигателей данного типа, необходимо увеличить количество двигателей на проектируемом самолете).

7. Определяетсяпараметр Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru (относительный вес силовой установки).

Для современных ДПС и ВТС

Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru с.у = (0,124 + γдв.) Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru о ,

где γдв = Gдв о - удельный вес двигателя (см. раздел 3.2).

Для современных истребителей см. [1, с. 272].

Для других типов самолетов см., например, [1, с. 146].

8. Определитсяпараметр Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru K (относительный вес конструкции).

Параметр Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru K определяется как сумма

Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru К = Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru кр + Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru Ф + Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru оп + Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru Ш

где Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ruкр = G кр /Gо - относительный вес конструкции крыла;

Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru Ф, Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru оп, Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru Ш - относительные веса конструкции фюзеляжа, оперения и шасси соответственно.

Для современных ДПС и ВТС:

Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru кр = Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru ,

где np – принятая расчетная перегрузка (см. раздел 3.1); Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru l, Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru о, Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru К, χ, h – принятые геометрические параметры крыла (см.раздел 3.1); j = 0,92– 0,5 Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru Т – 0,1kдв - коэффициент, учитывающий разгрузку крыла изгибающими моментами от грузов в (на) крыле; Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru Т - относительный вес топлива; kдв = 1 - двигатели установлены на крыле; kдв = 0 - двигатели на фюзеляже; G0 = G0I, кг; r0 - стартовая удельная нагрузка на крыло, кг/м2; k1…k3 - статистические коэффициенты:

k1 = 0,96 ... 1,05 - коэффициент, учитывающий ресурс крыла;

k2 = 1,2 - крыло с одно (двух) щелевыми закрылками и интерцепторами;

k2 = 1,5 - крыло с предкрылками, трехщелевыми закрылками и

интерцепторами;

k3 = 1,05 - баки имеют внутришовную герметизацию;

k3 = 1,1 - баки имеют поверхностную герметизацию.

Для современных ДПС и ВТС Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru кр = 0,08 ... 0,12.

Относительный вес конструкции крыла длясовременных истребителей

Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru кр = Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru ,

где np - принятая расчетная перегрузка (см. раздел 1); j = 0,92 - 0,1 Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru Т - коэффициент разгрузки крыла (топливо, ракеты, ...); kt- коэффициент, учитывающий кинетический нагрев крыла:

Мкр ~2 ~2,5 ~3,0
kt 1,03 1,08 1,2

l, Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru о -удлинение крыла и относительная толщина профиля (см. раздел 3.1); S - площадь крыла, м2; k1...k4, - статистические коэффициенты:

k1 = 0,9 - интегральная форма сопряжения крыла с фюзеляжем (например, истребитель F-16);

k1 = 1 - обычное сочленение;

k2 = 0,55 - на самолете установлены два двигателя и l £ 4;

k2 = 1 - один двигатель и l £ 4;

k3 = 1 - «нормальная» схема самолета и схема «утка»;

k3 = 1,25 - схема «бесхвостка»;

k4 = 1 - крыло с неизменяемой в полете стреловидностью;

k4 = 1,5 - крыло с χ = Var;

rо - стартовая удельная нагрузка на крыло, кг/м2.

Для современных истребителей Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru кр = 0,06 ... 0,10.

Для других типов самолетов параметр Выбор схемы самолета и типа двигателя - student2.ru кр см., например, [1, с. 131].

Наши рекомендации