Тема 1.19 Оборудование для освоения скважин

Студент должен:

знать: типы, конструкции и технические характеристики агрегатов и компрессорных установок для освоения скважин.

Назначение, типы агрегатов по перфорации, вызову притока и воздействию на призабойную зону пласта при освоении скважин. Конструкции, технические характеристики агрегатов, передвижных компрессорных установок. Вспомогательное оборудование и инструмент агрегатов. Техническое обслуживание агрегатов и оборудования для освоения скважин.

Литература: 14, с. 104... 120.

Методические указания

Для освоения скважин (вызова притока жидкости из пласта после перфорации) необходимо спускать в скважину колонны насосно-компрессорных труб и производить замещение буровых растворов на жидкости с меньшей плотностью. Для этой цели используются установки подъёмные (агрегаты) для капитального ремонта скважин и передвижные насосные установки. Если процесс освоения требует замещение жидкости к газом (воздухом), то используются передвижные компрессорные станции. В последнее время для освоения стали использовать метод поршневания (свабирования). Задачей для студента при изучении этой темы является рассмотрение технических параметров, кинематики, устройства основных узлов, гидравлических и пневматических систем агрегатов для капитального ремонта скважин (А-50М, У П-60, АР 60/80, УПТ-1-50 и т.д.), принцип размещения оборудования на транспортных базах, особенностей конструкции мачт, лебёдок, механических и гидравлических трубных ключей, инструмента для СПО (трубных элеваторов и ключей). Насосное оборудование аналогично оборудованию для цементирования скважин. Если условия позволяют использовать компрессорный способ освоения, то для этой цели используют передвижные компрессорные станции, включающие многоступенчатые поршневые компрессоры на оппозитной базе типа СД-9/101. Поэтому студенту необходимо знать состав компрессорной станции, технические параметры и конструкцию многорядного компрессора.

Вопросы для самоконтроля

  1. Состав и технические параметры агрегата А-50М.
  2. Параметры и конструкция мачты А-50М.
  3. Назначение и элементы гидросистемы А-50М.
  4. Назначение и элементы пневмосистемы А-50М.
  5. Назначение и конструкция гидроротора А-50М.
  6. Параметры и конструкция трубного элеватора типа ЭТА.
  7. Параметры и конструкция трубных ключей КТГХ КТНД.
  8. Как скомпонован компрессорный агрегат?
  9. В чём сущность и состав оборудования для освоения скважин свабированием?

Раздел 2 МОНТАЖ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И

РЕМОНТ БУРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Тема 2.1 Монтаж бурового оборудования и сооружений

Студент должен:

знать: методы монтажа буровых установок виды фундаментов,

монтаж вышек и оборудования, применяемые транспортные средства;

уметь: определять необходимое количество тракторов для транспортировки вышек и блоков оборудования.

Монтажеспособность и транспортабельность буровых установок. Методы сооружения буровых установок универсальной монтажеспособности и для кустового бурения. Критерий эффективности сооружения буровых.

Назначение фундаментов и требования, предъявляемые к ним, виды фундаментов. Сооружение вышек башенного типа; вы щечные подъемники, их типы и конструкции. Сооружение мачтовых вышек. Монтаж бурового оборудования. Монтаж силового оборудования. Монтаж буровых насосов, нагнетательных и всасывающих манифольдов. Транспортировка вышек и блоков оборудования. Транспортные средства. Подъемные механизмы. Расчет необходимого количества тракторов для транспортировки вышек и блоков оборудования. Техника безопасности при монтаже и транспортировке вышек и оборудования.

Литература: 1, с. 37...41; 2, с. 72... 11О; 301...341; 6, с. 216...311.

Методические указания

Монтажом называется комплекс работ, выполняемых на месте эксплуатации машины, по ее сборке, установке в рабочее (проектное) положение, наладке и сдаче в эксплуатацию. Обьем и содержание монтажных работ зависит от типа машины и условий ее применения и в общем случае состоит из подготовительных и собственно монтажных; работ.

Монтажу оборудования предшествует строительство фундаментов. Фундамент - это опора для восприятия, амортизации и передачи на грунт всех статических и динамических нагрузок, возникающих при эксплуатации машины. Размеры и конструкция фундамента определяется размерами и массой оборудования, а также свойствами грунта, на котором сооружается фундамент. Грунт - верхняя часть земной коры, состоящая в основном из осадочных пород. В зависимости от свойств и размеров частиц грунты подразделяются на: песчаные, глинистые, мерзлые, а также искусственные основания. Сооружаемые фундаменты делятся на следующие категории: монолитные бутобетонные, блочные железобетонные, комбинированные из железобетонных плит и деревянных брусьев, свайные. При расчете фундаментов определяются его размеры и прочность для восприятия нагрузок от машины, а также устойчивость грунтов, на которые опирается система "машина - фундамент". Площадь верхней опорной поверхности фундамента берется на 100...200 мм более габаритов машины с каждой стороны. Поверхность фундамента проверяется на смятие от действующего веса машины.

Особое значение при монтаже оборудования имеют грузоподъемные работы, которые связаны с захватом, поднятием и опусканием грузов массой от 5 до 6300 кН. К грузоподъемным средствам относятся автотракторные краны, мачты, тали, домкраты. Все краны и тали снабжены полиспастами: системой подвижных и неподвижных блоков, оснащенных канатом. Основное назначение полиспастов кратно уменьшить усилие на канат. Кратность - основная характеристика полиспаста. Она показывает, во сколько раз усилие в ветви каната меньше массы поднимаемого груза безучета потерь на трение в блоках и сгибание каната. Результатом изучения данных вопросов являетсязнание свойств фунтов и оснований, типов фундаментов, нагрузок, действующих на них, порядок сооружения фундаментов и принципов расчёта. Студент должен знать сущность такелажных работ, виды стропов, требования к стропам и строповое грузов, методику расчёта и выбора стропов. Изучая монтаж бурового оборудования, студент должен исходить из того, какой метод сооружения используется: агрегатный или крупноблочный. Наиболее сложным и трудоёмким является агрегатный метод строительства буровой установки, когда. производится весь комплекс строительно-монтажных работ: подготовительных, бетонных, сборку, установку, выверку и крепление к фундаментам всех сооружений, агрегатов и; механизмов комплекса буровой.

Крупноблочный метод предполагает разбивку бурового оборудования на несколько блоков, Размещения их на мощных основаниях, установку блоков на фундаменты и кинематическую, технологическую обвязку блоков. Крупноблочный метод позволяет резко сократить сроки монтажа, упростить конструкцию фундаментов и облегчить транспортировку блоков, используя специальные транспортные средства — тяжеловозы.

При изучении необходимо особое внимание уделить на проверку противозатаскиватель, опрессовку манифольда и противовыбросового оборудования, мероприятиям по охране окружающей среды.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чём сущность агрегатного метода монтажа буровых установок?
  2. В чём сущность крупноблочного метода монтажа буровых установок?
  3. Каков состав вышечно-лебёдочного блока?
  4. Какова последовательность монтажа бурового оборудования?
  5. Чем отличается монолитный фундамент от блочного?
  6. Как определяются нагрузки на грунт и фундаменты?
  7. Каков состав тяжёлого бетона?
  8. Что такое коуш?
  9. Каковы технические параметры кранов КСГ-6В, КП- 28 (25) ?
  10. Сколько полиспастов в кранах и какие?
  11. Каковы требования к монтажу ротора?
  12. 1.2. Каковы требования к монтажу бурового насоса?
  13. Как перемещается вышечно-лебёдочный блок в пределах куста?
  14. Каковы технические параметры тяжеловоза ТГ-70 (60)?

Наши рекомендации