Методические указания к темам
Раздел 1 КОМПЛЕКСЫ, СООРУЖЕНИЯ, МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ БУРОВЫХ УСТАНОВОК И ОБОРУДОВАНИЯ
Тема 1.1 Общие сведения о буровых установках
Студент должен:
знать: назначение буровых установок и предъявляемые к ним
требования, основные параметры и классификацию буровых установок, назначение основного оборудования;
уметь: расшифровывать тип буровой установки.
Функции, выполняемые буровой установкой при проводке нефтяных и газовых скважин. Требования, предъявляемые к буровым установкам.
Комплект и компоновка буровых установок, основные параметры. Классификация буровых установок по назначению, основным параметрам и типу привода. Назначение основного и вспомогательного оборудования.
Литература: 1, с. 8... 14; 2, с. 4... 10.
Методические указания
Основной функцией буровых установок является строительство нефтяной, газовой или иной скважины. В соответствии с этим комплекс оборудования буровой установки должен обеспечивать процессы бурения скважин под промежуточные и эксплуатационные колонны, выполнение спускоподъемных операций (СПО), ликвидацию аварий и крепление стенок скважины.
Перечисленные функции определяют наличие следующих комплексов и систем буровой установки: грузоподъёмного, силового, гидравлического, энергетического комплексов, пневматической и циркуляционной систем.
Студент должен знать, какие конкретно машины и агрегаты входят в перечисленные комплексы и системы, выполняемые ими функции.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите агрегаты, входящие в грузоподъёмный комплекс.
2. Какие функции выполняет пневматическая система буровой установки?
3. Какие функции выполняет циркуляционная система буровой установки?
4. Какие функции выполняет ротор?
Тема 1.2 Буровые вышки и сооружения
Студент должен:
знать: типы, конструкции и технические характеристики буровых
вышек и мачт, привышечных сооружений;
уметь: определять нагрузки, действующие на вышку; выбирать тип
вышки; рассчитывать вышку на устойчивость совместно с
основанием и определять диаметр каната для оттяжек;
анализировать существующие конструкции вышек и мачт.
Назначение и типы буровых вышек и мачт, предъявляемые к ним требования; основные параметры. Конструкции и технические характеристики башенных и мачтовых вышек, их монтажеспособность.
Вертикальные и горизонтальные нагрузки, действующие на вышку. Устойчивость вышек, закрепление оттяжками и их расчет.
Назначение привышечных сооружений, их типы и конструкции.
Особенности конструкций вышек. И мачт за рубежом, их основные параметры и размеры.
Практические занятия № 1, 2.
Литература: 1, с. 44...54; 2, с110.... 156.
Методические указания
Буровая вышка является основным элементом грузоподъемного комплекса буровой установки. Кроме восприятия всех нагрузок, возникающих в процессе бурения и ликвидации аварий, буровая вышка должна обеспечивать размещение свечей, поднятых из скважины, подвеску узлов талевой системы и универсальных машинных ключей, размещение балкона верхового рабочего, маршевых лестниц, осветительных устройств. Основными параметрами буровой вышки является допускаемая грузоподъемность и высота. Грузоподъемность определяется максимально ожидаемой нагрузкой на крюке, высота вышки должна обеспечивать безопасный подъем колонны на длину одной свечи. По конструкции вышки подразделяются на два типа: мачтовые (2-хногие А-образные), башенные (4-хногие). В последнее время выпускаются в основном вышки мачтового типа.
Изучая конструкцию вышек, студент должен знать, от чего зависит их высота, как устроены элементы ног, как они соединяются между собой, как обеспечивается расстановка и удержание, поднятых из скважины свечей, как обеспечивается устойчивость вышки. Студент должен иметь представление о процессе сборки мачтовых и башенных вышек и процессе установки их в вертикальное положение. Студент должен знать, чем вызваны вертикальные и горизонтальные нагрузки на буровые вышки, и уметь определять их величину и направление действия.
Вопросы для самоконтроля
1. Какой вышкой комплектуется БУ-2500 ДГУ?
2. От чего зависит высота буровой вышки?
3. В чем принципиальное различие мачтовых и башенных вышек?
4. На какой высоте размещается балкон верхового рабочего?
5. Каковы размеры подкронблочной площадки?
6. Из каких элементов состоит нога мачтовой вышки?
7. Как соединяются секции ног мачтовых вышек между собой?
8. Назовите профиль поперечного сечения ноги Уралмаш 3000-ЭУК.
9. В чем назначение маршевых лестниц?
- В чем назначение тоннельной лестницы?
- Из каких составляющих складываются вертикальные нагрузки?
- Из каких составляющих складываются горизонтальные нагрузки?
Тема 1.3 Талевая система
Студент должен:
знать: типы, конструкции и технические характеристики элементов
талевой системы, конструкции талевых канатов, типы
оснасток;
уметь: выполнять оснастку талевой системы, выбирать диаметр
каната и тип оснастки.
Назначение и комплектность талевой системы: основной закон полиспаста. Требования к элементам талевой системы.
Типы, конструкции, технические характеристики кронблоков, талевых блоков, буровых крюков и кронблоков; сборка "Ось-шкивы" кронблоков и талевых блоков. Особенности конструкции кронблоков и талевых блоков, входящих в комплекс механизмов АСП. Определение усилий в струнах и КПД талевой системы. Талевые канаты: классификация, конструкции, обозначение, основные размеры и параметры канатов по ГОСТ. Выбор каната по разрывному усилию.
Оснастка талевой системы; типы и схемы, порядок проведения. Закрепление ведущей и ведомой ветвей каната. Выбор оснастки и определение заправочной длины каната. Определение наработки и система перепусков талевого каната. Рациональная отработка и пути снижения расхода каната.
Перспективы внедрения гидроподъемных систем в буровых установках. Практические занятия № 3, 4. Литература: 1, с. 69...95; 2, с. 161...174.
Методические указания
Талевая система буровых установок предназначена для проведения спускоподъемных операций, для замены изношенного долота и удержания бурильной колонны при бурении скважины. Основными узлами талевой системы являются:
- неподвижный, закрепленный на подкронблочной площадке кронблок;
- подвешенный к нему на многократно перехлестнутом через шкивы канате талевый
блок;
- подвешенный на серьге к талевому блоку буровой крюк.
Кронблок, крюкоблок и канат в комплексе называется полиспастом, назначение которого кратно уменьшать нагрузку на талевый канат. Неподвижный конец талевого каната подсоединен к специальному механизму крепления, а подвижный наматывается на барабан буровой лебедки. Талевую систему характеризуют допускаемая грузоподъемность на крюке и оснастка - соотношение количества канатных шкивов талевого блока и кронблока. Оснастка обеспечивает равномерное распределение нагрузки на крюке по рабочим струнам каната, кратно снижая нагрузку на канат и в то же время кратно увеличивая длину каната.
Рассматривая вопросы темы, студент должен знать принцип определения нагрузки на канат, конструкцию и условия работы кронблока, талевого блока, бурового крюка, уметь определять наиболее нагруженные детали перечисленных узлов, знать материалы для их изготовления. Особое внимание уделите конструкции и условиям работы талевого каната, необходимо знать критерии его отбраковки, знать последовательность перепуска талевого каната через шкивы кронблока и талевого блока.
Вопросы для самоконтроля
- Во сколько раз снижается нагрузка на канат при оснастке 4x5?
- Сколько рабочих струн в оснастке 5x6?
- Во сколько раз снижается скорость движения крюка по сравнению со скоростью
подвижного конца при оснастке 6x7? - Сколько рабочих струн в оснастке 4x5?
- От чего зависит диаметр канатного шкива?
- По какой посадке установлен подшипник в канатный шкив?
- Назовите наиболее опасные детали талевого блока.
- Как смазываются подшипники канатных шкивов?
- Почему буровой крюк называется трехрогим?
- Для чего предназначена пружина в буровом крюке?
- Как передается нагрузка с крюка на корпус крюка?
12. Как свиваются проволочки в пряди талевого каната?
13. Что такое линейное и точечное касание?
14. Для чего предназначен сердечник каната?
15. Как определяется шаг свивки каната?
16. Назовите критерии отбраковки каната.
17. Расшифруйте: ЛК-РО- 32 6x1+6(6+6)+12=186 +МС.
Тема 1.4 Буровые лебёдки
Студент должен:
знать: типы, конструкции, кинематические схемы буровых лебедок;
работу тормозных устройств и их конструкции;
уметь: выполнять необходимые расчеты по кинематике лебедок,
определению грузоподъемности и порядка подъема свечей;
анализировать конструкции лебедок.
Назначение, классификация буровых лебёдок и предъявляемые к ним требования. Типы, конструкции, технические характеристики и кинематические схемы буровых лебедок. Конструкции основных узлов лебедок: станин, валов и подшипников, муфт включения, цепных передач и др.
Тормозные устройства буровых лебедок. Ленточный тормоз, материалы для ленточных тормозов. Вспомогательные регулирующие тормоза: гидродинамические и электрические.
Кинематический расчет лебедки. Определение средних скоростей подъема крюка. Расчет грузоподъемности лебедки и порядка подъема свечей. Выбор типа лебедки, определение мощности привода.
Вспомогательные лебедки. Анализ существующих конструкций и кинематических схем лебедок.
Практические занятия № 5, 6.
Литература: 1, с. 95... 128; 2, с. 177... 182.
Методические указания
Буровая лебедка наиболее сложный и ответственный агрегат грузоподъемного комплекса. Она выполняет следующие функции:
- спуск и подъем бурильной колонны;
- удержание бурильной колонны при бурении;
- рассаживание колонны при прихватах;
- подъем и опускание буровой вышки при монтаже, демонтаже.
Основным элементом буровой лебедки является подъемный вал с барабаном, ленточной тормозной системой. В состав лебедки входит коробка перемены передач, гидравлический или электрический вспомогательный тормоз. Лебедка должна обеспечивать подъем бурового крюка в скоростных различных режимах в зависимости от нагрузки на крюке. Это обеспечивается наличием дополнительных трансмиссионных валов (в 2х, Зх-вальных лебедках) или использовании в трансмиссии коробок передач (в одновальных лебедках). Современные лебедки в основном одновальные с 4 - 6-ти скоростными коробками передач.
Наиболее ответственной, с точки зрения безопасности, является ленточно-колодочная тормозная система лебедки (оперативная), которая должна воспринимать и гасить все ожидаемые нагрузки на крюке. Кроме основного ленточно-колодочного тормоза буровые лебёдки оснащаются или вспомогательным гидродинамическим тормозом, или регулирующими электродинамическими и электромагнитными порошковыми тормозными устройствами. Оперативное управление лебедкой обеспечивается пневматическими муфтами.
Изучая теоретические вопросы темы, студент должен знать принципы рационального использования мощности привода и выбора скоростного режима при подъеме колонны, знать основные принципы выбора элементов тормозной системы (размеров тормозных шкивов, материалов тормозных колодок, тормозных лент и т. д.), знать конструкцию узла подъемного вала, конструкцию и принцип регулирования ленточной тормозной системы, конструкцию коробок перемены передач, конструкцию и принцип действия гидродинамического и электромагнитного вспомогательных тормозов. При изучении вопросов эксплуатации студент должен уделить внимание на контроль тормозных систем, смазку всех узлов, трение и состояние элементов трансмиссии.
Вопросы для самоконтроля
1. Как устроен подъемный вал лебедки?
2. По какому принципу изменяется скорость подъема бурильной колонны?
3. Как обеспечивается изменение скоростей в 2-х вальной лебедке?
4. Как обеспечивается изменение скоростей в одновальной лебедке?
5. В чём сущность рационального использования мощности привода лебёдки?
6. От чего зависит диаметр барабана лебедки?
7. От чего зависит тормозной момент ленточного тормоза?
8. Назовите типоразмер муфты включения барабана лебедки.
9. Как и когда включается вспомогательный тормоз?
10. На чем основан принцип действия гидродинамического тормоза?
11. На чем основан принцип действия электромагнитного тормоза?
12. Что проверяется при контроле тормозных лент?
13. Как смазывается цепная коробка передач?
14. От чего зависит нагрузка на барабан лебедки?
15. Как обеспечивается равномерная укладка каната на барабан?
Тема 1.5 Роторы
Студент должен:
знать: типы, конструкции, технические характеристики роторов;
конструкцию и работу клиновых захватов типа ПКР;
уметь: определять мощность привода ротора.
Назначение роторов и предъявляемые к ним требования. Классификация и технические параметры роторов по ГОСТ. Конструкции роторов различных типов, их особенности. Конструкции элементов ротора: станины, стола ротора, подшипников стола и опор быстроходного вала; стопорение стола ротора.
Привод роторов, определение его мощности. Конструкция и работа клиновых захватов типа ПКР.
Литература: 1, с. 129... 141; 2, с. 174... 177.
Методические указания
Буровой ротор устанавливается точно по центру бурящейся скважины на основании вышечно-лебедочного блока и предназначен для вращения бурильной колонны при роторном бурении и восприятия реактивного момента при бурении забойными двигателями. Кроме того, ротор является опорой для удержания на весу бурильной колонны при разгруженной талевой системе.
Кинематика ротора, как правило, представляет одноступенчатый конический редуктор, быстроходный вал которого связан с трансмиссией привода, тихоходной частью является стол ротора с напрессованным на него коническим зубчатым венцом. Стол ротора опирается на основной и вспомогательный шариковые подшипники. В центральное отверстие ротора вставляются вкладыши и зажимы, передающие момент бурильной колонне через ведущую трубу. Во время спускоподъемных операций в отверстие стола вставляются пневматические клинья для захвата и удержания бурильной колонны. Основными параметрами роторов являются диаметр проходного отверстия стола, допускаемая нагрузка и передаваемый вращающий момент.
Изучая ротор, студент должен рассмотреть сборку быстроходного приводного вала, конструкцию стола, знать, как производится смазка и регулировка ротора, как осуществляется фиксация стола ротора от вращения, как предотвращается попадание бурового раствора в масляную ванну.
Вопросы для самоконтроля
- Для чего предназначены зажимы ротора?
- Как приводится ротор в действие?
- Для чего предназначены основная и вспомогательная опоры?
- На каких подшипниках установлен быстроходный вал ротора Р-560?
- Как можно регулировать коническое зацепление ротора?
6. Как защищается масляная ванна от попадания в нее промывочной жидкости?
7. От чего зависит частота вращения ротора?
8. Как устроен стопор ротора?
9. Какие напряжения возникают в теле быстроходного вала?
- 10.Назовите причины вибрации стола ротора.
Тема 1.6 Вертлюги и шланги
Студент должен:
знать: типы, конструкции и технические характеристики вертлюгов и
шлангов.
Назначение вертлюгов и предъявляемые к ним требования. Типы и основные параметры вертлюгов.
Конструкции и технические характеристики вертлюгов. Основные детали вертлюга: корпус, ствол, штроп, опоры, уплотнительные устройства; анализ систем опор и уплотнений.
Типы, конструкции и технические характеристики буровых шлангов.
Литература: I, с. 222...234.
Методические указания
Вертлюгом называется промежуточный узел между крюкоблоком и вращающейся бурильной колонной, к которому подсоединяется гибкий буровой рукав. Вертлюг должен обеспечивать герметичный подвод промывочной жидкости в бурильную колонну и свободное ее вращение.
Основными узлами вертлюга являются: корпус, подвешенный в зеве крюка с помощью штропа, вращающийся ствол, опирающийся на упорные шариковые подшипники, уплотнительный узел (сальник), герметизирующий соединение напорной трубы и ствола.
Результатом изучения вертлюга должно являться знание назначения, конструкции и материалов ствола, узлов напорного и масляных сальников, упорных и центрирующих подшипников, знание условий работы смазки и обслуживания вертлюга.
По буровым шлангам студент должен знать его технические параметры, состав стенки, принцип его подсоединения к вертлюгу и стояку, состояние в процессе работы, обвязку страховочным канатом.
Вопросы для самоконтроля
1.Какие функции выполняют основные и вспомогательные подшипники ствола?
2.Назовите основные параметры бурового вертлюга.
3.Расшифруйте марку УВ-250МА.
4.Почему на нижнем конце ствола изготовлена левая замковая резьба?
5.Как устроен напорный сальник вертлюга?
6.Как подсоединяется буровой рукав к вертлюгу?
7.Для чего необходим масляный сальник вертлюга?
8.Какие напряжения возникают в теле ствола вертлюга?
9.Перечислите мероприятия по обслуживанию вертлюгов на буровой.
10.Какие изношенные детали вертлюга можно заменить в условиях буровой?
Тема 1.7 Буровые насосы
Студент должен:
знать: принцип работы поршневых насосов, конструкции и технические
характеристики буровых насосов, особенности конструкции
отдельных узлов и деталей;
уметь: анализировать конструкции буровых насосов, причины износа
деталейи определять неполадки в работе насоса.
Назначение буровых насосов и основные требования, предъявляемые к ним. ГОСТ на буровые насосы. Типы буровых насосов и их основные параметры.
Принцип работы поршневого насоса. Закон движения поршня, фафики скорости и ускорения поршня. Подача поршневого насоса, фафики подачи. Процессы всасывания и нагнетания поршневого насоса. Индикаторная диаграмма поршневого насоса. Пневмокомпенсаторы, их назначение, конструкция и принцип работы. Мощность привода бурового насоса.
Конструкции и технические характеристики буровых насосов: двухпоршневых двустороннего действия и трехпоршневых одностороннего действия. Детали и узлы приводной и гидравлической частей буровых насосов, их конструктивные особенности. Предохранительные клапаны поршневых насосов: назначение, типы, конструкции и принцип действия.
Элементы обвязки буровых насосов, их назначение и конструкция. Пуск, остановка и регулирование подачи буровых насосов. Центробежные насосы, их преимущества и недостатки; область применения в бурении. Определение напора и производительности насоса. Мощность. Конструкции и характеристики центробежных насосов, порядок пуска в работу.
Практические занятия № 7.
Литература: 1, с. 165...222; 2, с. 186...198.
Методические указания
Поршневые и плунжерные насосы, обладая жесткой характеристикой, развивают большие давления, перекачивая вязкие жидкости и поэтому используются для нагнетания буровых растворов и других технологических жидкостей в процессе бурения, цементирования и других технологических операций. Принцип работы насосов заключается в обеспечении процессов всасывания и нагнетания. Всасывание осуществляется за счет разности давлений на свободной поверхности жидкости и разряжением внутри цилиндра насоса при движении поршня. Поршневые и плунжерные насосы обладают самовсасывающей способностью. Процесс нагнетания заключается в вытеснении жидкости из цилиндра поршнем усилием, получаемым от привода через кривошипно-шатунный механизм. Средняя подача насосов зависит от объема рабочих камер и числа двойных ходов поршней (плунжеров). Основная особенность работы поршневых насосов это неравномерность подачи, обусловленная движением поршня с переменной скоростью (изменяющейся по синусоиде) и попеременным чередованием процессов всасывания и нагнетания. Сглаживание неравномерности подачи осуществляется компоновкой гидравлической части из двух и трех цилиндров, каждый из которых может быть двойного действия и установкой на нагнетательной линии, как можно ближе к цилиндру, блока воздушных компенсаторов. В приводной части насоса расположен эксцентриковый кривошипно-шатунный механизм, преобразующий вращательное движение трансмиссионного вала в поступательное движение поршня. Передачи между валами одно- или двухрядные, косозубые. Для обеспечения жесткости и прямолинейности движения шатун с поршнем соединяется через ползун (крейцкопф) и шток.
Результатом изучения теоретических вопросов должно быть знание и умение определения расчетным путем высоты всасывания, средней подачи, характера изменения графиков мгновенной подачи и сущности неравномерности подачи, определение полезной (гидравлической) и приводной мощности. Изучая вопросы конструкции, необходимо особое внимание уделить устройству клапанных узлов, сальниковым уплотнениям штоков, конструкции пневмокомпенсаторов, конструкции и принципу действия предохранительных клапанов. Студент должен знать, как можно изменять режим работы насосов воздействием на гидравлическую и приводную части. При изучении данной темы студенту необходимо уделить особое внимание на конструктивные особенности гидравлической части (клапанных узлов, поршней, штоков и их уплотнений, воздушных компенсаторов, предохранительных устройств, обвязки насосов). Изучая конструкцию приводной части, студент должен знать, как устроены узлы трансмиссионного и эксцентрикового валов, конструкцию шатунов, крейцкопфов.
При изучении вопросов эксплуатации необходимо знать порядок запуска насосов, осуществления контроля за их работой, как производится смазка узлов приводной части, крейцкопфов, штоков, каким образом производится изменение режима работы насосов. Студент должен знать, по каким причинам насос может выйти из строя и меры безопасного устранения неисправностей.
Вопросы для самоконтроля
- Почему поршневые насосы обладают самовсасывающей способностью?
- Как изменяется скорость движения поршня?
- Как определяется степень неравномерности подачи и как ее снизить?
- Что такое объемный коэффициент подачи?
- Как определяется гидравлическая мощность насоса?
- Как определяется приводная мощность насоса?
7. Что такое механический КПД насоса?
8. Как можно изменить подачу, воздействуя на гидравлическую часть?
9. Как изменяется давление насоса при изменении подачи?
- Что показывает индикаторная диаграмма насоса?
- Перечислите все уплотнения в гидравлической части насоса.
- Какой тип передачи в приводной части насоса?
- Какие элементы входят в обвязку насосов?
- Где устанавливается предохранительный клапан?
- Каковы причины снижения давления насоса?
Тема 1.8 Забойные двигатели
Студент должен:
знать: принцип работы турбобуров; типы, конструкции, технические
характеристики и правила эксплуатации забойных двигателей;
уметь: определять осевой люфт забойного двигателя, исправность
забойного двигателя перед спуском в скважину и во время
работы.
Краткая история развития конструкции. Турбобура. Принцип работы турбобура; распределение скоростей потока жидкости, вращающий момент ступени. Понятие о вихревой теории турбин. Рабочая характеристика турбины турбобура. Зависимость параметров турбобура от расхода жидкости и плотности бурового раствора. Классификация турбин по степени циркулятивности.
Односекционные турбобуры: типы, конструкции, технические характеристики. Основные детали турбобура. Многосекционные турбобуры: шпиндельные, турбобуры типа А и с гидроторможением, редукторные турбобуры типа ТРМ; особенности конструкций и технические данные. Укороченные турбобуры и шпиндельные отклонители. Турбодолота. Назначение и конструкции агрегатов РТБ.
Нагрузки, действующие на опоры турбобура; условия работы с разгруженными осевыми опорами. Регулировка люфта односекционных и многосекционных турбобуров. Эксплуатация турбобуров на буровой.
Винтовые двигатели объемного типа, их преимущества и недостатки, принцип работы. Типы, конструкции и технические характеристики винтовых двигателей. Эксплуатация винтовых двигателей. Сравнительные характеристики электробуров и гидравлических забойных двигателей. Типы, конструкции и технические характеристики электробуров. Система токоподвода. условия работы кабеля. Эксплуатация электробуров на буровой.
Практические занятия № 8.
Литература: I, с. 313...351.
Методические указания
Основной объем буровых работ производится с использованием забойных двигателей, назначение которых заключается во вращении долота при разбуривания горных пород. По виду используемой энергии забойные двигатели могут быть гидравлическими: турбинные (турбобуры), винтовые (винтобуры); электрическими (электробуры).
Основными рабочими элементами турбобура являются ступени турбины, каждая из которых состоит из жестко закрепленного в корпусе статора и закрепленного на валу ротора. Для создания нужных величин крутящих моментов необходимо компоновать турбобур из большого количества ступеней: 300 и более. Поэтому турбобур состоит из нескольких секций, соединенных между собой переводниками (корпусами), и муфтами (валами). Для восприятия осевого усилия, действующего на долото, во время бурения в нижней части турбобура над долотом устанавливается шпиндельная секция, разгружающая валы турбинных секций. Изучая принцип действия турбобура, студент должен знать, как устроен статор, ротор, конфигурацию профиля лопаток, характер движения жидкости по лопаткам, устройство опор шпиндельной секции, зависимость параметров турбобура от расхода и плотности жидкости.
Винтовой двигатель состоит из статора, представляющего собою трубу, к внутренней поверхности которой привулканизирована резиновая обойма с 10-ю винтовыми профилированными зубьями. Внутри обоймы находится стальной ротор с 9-ю винтовыми зубьями. При движении раствора через пару «обойма - ротор», ротор совершает планетарное движение, перекатываясь по зубьям статора. Винтобур в отличие от турбобура имеет одну рабочую секцию и обеспечивает необходимый момент при низких частотах вращения. Так же как и турбобур, Винтобур имеет шпиндельную секцию для разгрузки ротора от осевых усилий.
Изучая конструкцию Винтобур, студент должен обратить внимание на характер движения ротора, методы компенсации несносности ротора и вала шпинделя (эксцентриситет), на устройство шарнирных муфт и переливного клапана. Нужно знать сравнительный анализ турбобуров и винтобуров, а также их обозначение.
Вопросы для самоконтроля
1. Как закрепляются роторы турбин на валу?
2. Как закрепляются статоры турбин в корпусе?
3. Из каких деталей состоит осевая опора вала турбобура?
4. Как соединяются корпусы секций турбобура?
5. Как соединяются валы секций турбобура?
6. Как изменяется крутящий момент на валу турбобура в зависимости от расхода жидкости?
7. Перечислите детали шпиндельной секции турбобура.
8. Почему вал шпиндельной секции пустотелый?
9. За счет чего развивает крутящий момент Винтобур?
10. Каковы основные достоинства винтобура?
11. Как компенсируется несносность ротора и вала шпинделя винтобура?
12. Почему винтобур называется «тихоходным» двигателем?
13. Перечислите достоинства и недостатки электробуров.