Модульная и модульно-рейтинговая технологии обучения
Суть технологии модульного обучения. Принципы модульного обучения; осознанности перспективы, структуризации обучения, динамичности, гибкости, паритетности учителя и учащихся, свободы выбора методов деятельности и др.
Виды модульных программ, их проектирование учителем. Проблемно-модульное обучение. Визуализация обучения с использованием приемов когнитивной графики.
Модульно-рейтинговое обучение. Проектирование тестовых заданий для входного, текущего и выходного контроля. Система требований к уровням знаний, умений по предмету. Рейтинговая шкала.
В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от других систем обучения. Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объём изучаемого материала, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, ученик получает от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Во-вторых, меняется форма общения учителя и учащихся. Оно осуществляется через модули и плюс личное, индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу. Отношения становятся более паритетными. В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, он учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации. Это даёт возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень освоения знаний.
Сущность модульного обучения в том, что обучающиеся более самостоятельно или полностью самостоятельно работают с предложенной им индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методические рекомендации по достижению поставленных дидактических целей. П.А.Юцявичене определяет следующие принципы модульного обучения: модульности (основной), структуризации, динамичности, гибкости, осознанности перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности, всё это составляет основу для формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Модульное обучение – это комбинированная система обучения, обязательно включающая подсистему адаптивного программного управления, чаще всего соединённую с подсистемой самоуправления. Элементом этой системы является модуль, позволяющий обучающим активно и возможно самостоятельно овладеть определённой суммой знаний, умений.
Проблемно-модульным данный метод называется потому, что на всех этапах обучения ученик получает информацию в соответствии с определенным алгоритмом-модулем. В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру. Модульная структура, состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. Базовыми характеристиками модуля являются относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями. При этом связи отдельного модуля с другими модулями могут быть моновалентными и поливалентными.
Одним из основных элементов модульного обучения является система контроля и оценки достижений учащихся. Одна из форм такой системы – индивидуальный коммуникативный индекс (рейтинг), который нацеливает учащегося на получение максимального количества баллов при изучении модуля. Процент распределения баллов среди различных видов контроля следующий: текущий контроль дает 30-35% общей максимальной оценки, промежуточный -20-25%, практические занятия -до 25%, доля баллов, полученных на экзамене,- около 20%. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу, значительно повышает состязательность в учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов.
Современные модульные технологии отличаются разнообразием и индивидуализацией сфер применения. Например, проблемно-модульное обучение (М. А. Чошанов) используется при изучении предметов школьного курса; модули трудовых навыков (Н. В. Блохин) предназначены для формирования профессиональных умений, а адаптивное обучение (Басова Н. В.) применяется в условиях высшей школы.
При этом, различают модули предметно-содержательные (автономные порции учебного материала) и деятельностные (самостоятельно формируемые действия по достижению определенных целей).
Для каждого модульного блока разрабатывается система методической поддержки. В свою очередь, из сочетания нескольких блоков могут быть образованы более крупные модули. Блочно–модульная организация работы позволяет структурировать нормативное содержание познания или деятельности в целях последующего успешного пошагового достижения цели, а, главное, успешно применять на уроках современные компьютерные технологии. Чем быстрее учитель поймет, что учебник перестал быть единственным источником знаний, тем быстрее он найдет возможность передачи знаний при помощи применения информационных технологий на уроках.
Например, активно использовать на уроках заранее подготовленные презентации, в которых присутствует анимационные эффекты. В таких презентациях информация (у автора данной статьи – по истории) может преподноситься пошагово в виде череды вопросов, обрамленных разными видео-материалами, схемами, диаграммами, цифрами. Опыт работы с такими презентациями – положительный. Учащиеся быстрее запоминают обширный исторический материал, особенно связанный с различными историческими датами. Сухие строчки учебника, несомненно, уступают анимированным слайдам презентации. Так, например, нами разработаны (при помощи специалистов по информационным технологиям) слайды о биографии маршала Георгия Жукова, князя Александра Невского и первого императора России Петра Первого.
В подобных презентациях пошаговые вопросы отдельного слайда относятся к проблемной технологии, а презентация в целом – к модульной. Как показала данная методика, учащиеся мгновенно усваивают материал и значительно легче запоминают исторические даты. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
При комплексном использовании проблемной и модульной технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на развитие познавательных способностей и дальнейшего самообразования, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
Проектирование модульного обучения происходит в несколько этапов. На первом этапе создаётся общая модульная программа и определяется совокупность образовательных целей (комплексных, интегрирующих, частных). Затем формируются модули, разнообразный контроль (входной, текущий, выходной). Если используется модульно-рейтинговый вид обучения, то проектируется рейтинговая шкала.
Организация модульного обучения начинается с организационного ввода учителя, затем учащиеся осуществляют входной контроль, определяя уровень исходных знаний и умений, необходимых для изучения нового материала.
Успешно пройдя входной контроль, учащиеся приступают к работе со следующими модульными программами, которые являются информационными, их задача – формирование знаний учащихся по теме, операционными, направленными на развитие умений и навыков и смешанными, содержащими элементы тех и других. На данном этапе обучения начинается индивидуализация не только темпа обучения, но и содержания, т.к. учащиеся имеют право выбирать источник информации: конспект учителя, учебник. Кроме того, в общей модульной программе существуют дополнительные модули, которые часто связывают с определенным профилем обучения. Учащиеся имеют право выбирать тот уровень содержания образования, который соответствует их интересам, потребностям, учебным возможностям.
Важным этапом проектирования является разработка контролирующих процедур, которые осуществляются как входной, текущий и выходной контроль. Текущий контроль выполняется в более мягкой форме, возможен самоконтроль, сверка ответов, взаимоконтроль.
Отметки учащиеся делают у себя в тетради в специальной таблице и после прохождения итогового контроля обучающиеся могут самостоятельно сделать вывод о причинах получения тех или иных результатов обучения, а значит чувствовать себя субъектом образовательного процесса.
В настоящее время кроме традиционных вариантов модульного и модульно-рейтингового обучения используется проблемно-модульное обучение (М.А.Чошанов).
Рассмотрим, как организуется обучение на основе модульного обучения по теме «Цилиндр» (Геометрия, 11 кл.). Проектирование модульного обучения происходит в несколько этапов. На первом этапе создаётся общая модульная программа и определяется совокупность образовательных целей (комплексных, интегрирующих, частных). Затем формируются модули, разнообразный контроль (входной, текущий, выходной). Если используется модульно-рейтинговый вид обучения, то проектируется рейтинговая шкала.
Организация модульного обучения начинается с организационного ввода учителя, затем учащиеся осуществляют входной контроль (МО), определяя уровень исходных знаний и умений, необходимых для изучения нового материала. По теме «Цилиндр» контролируются знания детей о круге и окружности, умения различать их элементы на чертеже. Каждый учащийся получает лист с вопросами и ответами, ему необходимо найти между ними соответствие. Затем по образцу проверяет правильность ответов, получая за каждый правильный ответ один балл, т.е. проверка происходит в виде самоконтроля, когда один ученик по тетради проверяет знания другого по таким, например, вопросом:
· что называется цилиндром?
· что такое радиус, высота, ось цилиндра?
· что такое осевое сечение цилиндра?
Методический комплекс