Вопрос18. . Теория треугольника

Сущность и необходимость инновационного маркетинга как инструмента инноваций на предприятии

Инновационный маркетинг - концепция маркетинга, согласно которой организация должна непрерывно совершенствовать продукты и методы маркетинга.
Инновационный маркетинг - это формирование новых рынков и новых потребностей у покупателей.Маркетинговая деятельность – это управление спросом. Следовательно, маркетинговая деятельность в области инноваций озна­чает управление спросом на инновации на основе классификации спроса, анализа рыночных возможностей, разработки и применения маркетинговых комплексов (ценовая политика, коммуникационная политика, диффузия инноваций). Она начинается с разработки схемы классификации спроса на новые продукты и операции. Такая классификация спроса создает основу для изучения спроса, сегментирования рынка инноваций, отбора целевых сегментов и для позицио­нирования инноваций на рынке. В основу классификации спроса могут быть положены, например, следующие признаки: интересы и привычки покупателя; психофизиологическую реакцию покупателя на новый продукт; реакцию поведения покупателя на инновации; степень удовлетворения потребностей покупателя. Инновационный маркетинг – это первая стадия жизненного цикла объекта и, первая функция функциональной подсистемы системы менеджмента. В инновационном маркетинге методы, подходы и стиль эффективногоруководства меняются в зависимости от ситуации. На каждой стадии жизненного цикла инноваций требуются различные методы и подходы, разнаястратегия и тактика маркетинга. Например, в инновационном маркетингемогут, применяются следующие виды ценовых стратегий:

− стратегия «снятия сливок», применяемая при внедрении нового товара

на рынок, когда на товар устанавливаются достаточно высокие цены. Этот

метод работает в случае отсутствия конкурентов у фирмы и отсутствия

информации о товаре у потребителей, а также необходимости быстрого

получения прибыли.

− стратегия проникновения на рынок, когда на новый товар

устанавливаются относительно низкие цены – в случае наличия большого числа

конкурентов.

− стратегия престижных цен, применяемая для представления новых

товаров с позиции качества и престижа, предполагая, что для потребителей

высокая цена означает и высокое качество продукции. Эта стратегия, как

правило, используется уже достаточно известными компаниями.

− стратегия, основанная на мнении потребителей, при которой цена

устанавливается на том уровне, который потребитель готов заплатить за товар

Ребрендинг.

Ребрендинг (англ. rebranding) — активная маркетинговая стратегия; включает комплекс мероприятий по изменению бренда (как компании, так и производимого ею товара),либо его составляющих:названия, логотипа, слогана, визуального оформления, с изменением позиционирования. Рестайлинг и репозиционирование бренда — составные части процесса ребрендинга Удачный ребрендинг позволяет компании выйти на новый уровень развития, привлечь внимание новых клиентов и увеличить лояльность существующих

Сделать ребрендинг – значит оживить, обновить, внести свежие эмоции и идеи в бренд, расширить аудиторию, сделать его актуальным, интересным, а главное – эффективным. Важно знать, что в результате ребрендинга полной ликвидации старого бренда как правило не происходит Ребрендинг желателен, если:

· Изменяются рыночные условия и адаптация существующего бренда в этих условиях не возможна.

· Позиции бренда ослабевают, он устаревает, на арену выходят более сильные и активные бренды конкурентов. Уровень знания бренда низок.

· Изменяется роль бренда в портфеле компании. Ставятся новые задачи, происходит изменение сферы деятельности, структуры бренда.

· Изначально было создано не верное позиционирование бренда, а разработанная идентичность бренда не способствовала эффективной коммуникации бренда на рынке.Задачи ребрендинга

  • усиление бренда (то есть рост лояльности потребителей)
  • дифференциация бренда (усиление его уникальности)
  • увеличение целевой аудитории бренда (привлечение новых потребителей)[2]

Этапы ребрендингаПоследовательность реализации этапов ребрендинга в большей степени зависит от той ситуации, в которой на момент проведения ребрендинга находится сам бренд и от тех задач, которые ставятся перед обновленным брендом.

1. Аудит бренда. Прежде чем определить, насколько кардинальным изменениям должен подвергнуться бренд, необходимо изучить его текущее состояние, оценить отношение к нему, знание и уровень лояльности целевых аудиторий, определить его сильные стороны, которые необходимо будет сохранить, конкурентные преимущества. 2Обновление основных элементов идентичности бренда. Разработка нового позиционирования, которое станет основой для обновления визуальных (лого, фирстиль, веб сайт) и вербальных атрибутов (название, слоган, речевые модули), коммуникационной стратегии бренда.3Донесение до всех аудиторий, контактирующих с брендом, смысла ребрендинга, новых характеристик и выгод изменившегося бренда. Примеры:Типичными примерами ребрендинга можно назвать изменение названия авиакомпании «Сибирь» на S7В телекоммуникационной индустрии России наиболее успешным можно назвать ребрендинг (в 2005—2006) торговой марки «Билайн», а наиболее радикальным, хотя и не всеми принятым — ребрендинг ОАО «МТС» и других компаний, входящих в холдинг «Система Телеком».

Рестайлинг.

Рестайлинг (restyling) - зменение стиля, атрибутов бренда при сохранении идеологии, позиционирования торговой марки. Рестайлинг - косметические изменения во внешнем виде торговой марки. Рестайлингу повергаются логотип, эмблема торговой марки, информационный материал, фирменный стиль компании.Цель рестайлинга - маркетинговое обновления, освежение имиджа торговой марки, следование за трендом слилеввого решения, осовременивание стиля. Бренд принято рассматривать отдельно от продукта (товара или услуги). Поэтому сам по себе стиль бренда может считаться самоценным и стиль "рестайлят", в угоду коньюнктуре, изменению предсталений о стиле торговой марки.Атрибуты фирменного стиля, бренда имеют коммуникативный аспект. Логотип (написание имени бренда, цвет бренда, любой другой элемент идентификации бренда) влияет на потребителя, который считывает с него информацию о бренде, товаре, производителе. Изменение потребителя, его привычек, способов коммуникации с товаром может послужить причиной того, что бренд начинает выглядеть в глазах потребителя менее эстетично, менее стильно. Даже грамотно и профессионально разработанный дизайн со временем устаревает. Если бренд не будет менять стиль в ногу со временем, хотя бы минимально, он может потерять эффект стильности, новизны, изначально заложенный в образе бренда. Рестайлинг, в этом случае, является необходимой процедурой, позволяющей поддержать сформированный образ.

Рестайлинг марок, в основу философии которых положены традиция и стабильность, таит в себе определенную опасность потерять узнаваемость, привнести неуверенность в стабильность торговой марки среди целевой аудитории. Такого рода торговые марки должны, не сколько нести в мир нечто новое, сколько должны быть островками стабильности в быстро меняющемся мире.

Причины проведения рестайлинга:

  • высокий темп обновления рыночного сегмента;
  • становление рынка, более зрелая аудитория;
  • устанение первоначальных ошибок стиля;
  • ребрендинг, изменение позиционирования;
  • отстройка от конкурента, отстройка от копирующих стиль марки "пиратов".

Рестайлинг может проходить, как составная чать ребрендинга, когда по тем или иным причинам происходит перепозиционирование продукта. Это может происходить в связи с изменениями в структуре портфеля брендов компании. В данной ситуации рестайлинг следует рассматривать как один из элементов комплекса работ, которые предполагает ребрендинг

25. Репозиционирование. – это изменение характеристик бренда, создание новых и закрепление их в сознании целевых аудиторий.Репозиционирование бренду необходимо, если нужно:

  • изменить сложившийся образ марки,
  • при слиянии компаний,
  • перезапуске нового товара под старой маркой.

Также важны старение группы потребителей, устаревание товарной категории, изменение стиля жизни, новая мода. Репозициирование поможет вам реанимировать или “омолодить” забытую или не популярную марку, уточнить идею марки, изменить целевую аудиторию. Уточнение идеи марки – самый частый повод для репозиционирования, так как многие марки на постсовецком рынке развивались стихийно и поэтому не имеют отличительных позиций в сознании потребителей.Поводами для репозиционирования торговой марки могут послужить следующие факты: отсутствие марочной и необходимость изменения спонтанно сложившегося образа марки, слияние компаний, перезапуск нового товара под старой маркой. Поводами для изменения товара под старым названием могут послужить такие факторы, как старение группы потребителей, устаревание товарной категории, изменение стиля жизни, новая мода.

В мировой практике репозиционирование марки производится в исключительных случаях. Перечислим их:

· марка меняет имя под влиянием агрессивных действий конкурентов, например переименование Gold Star в LG;

· смена рынка, когда банк, например, решает сменить корпоративный рынок на массовый, перейти с позиции "банк для корпоративных клиентов" к "народному банку", работающему с частными вкладчиками;

· уточнение идеи марки - самый частый повод для репозиционирования, так как многие марки на российском рынке развивались стихийно и поэтому не имеют отличительных позиций в сознании потребителей.

Репозиционирование торговой марки точно так же, как и создание новой марки, требует соблюдения ряда условий, а именно:

· идея торговой марки должна отражать незанятую позицию в сознании покупателей;

· торговая марка должна входить в систему ценностей компании и являться предметом гордости сотрудников;

· главными хранителями идеологии марки должны быть не столько брендменеджеры, сколько первые лица компании;

· сложившаяся в компании система менеджмента должна позволять реализовывать системные, последовательные, долгосрочные программы;

· дифференцирующая идея марки должны быть уникальна и узнаваема вопреки желанию эксплуатировать ту же идею, что и конкуренты ;

· весь комплекс маркетинга должен работать на идею марки: необходимы адекватное ценообразование, соответствующая выбранной аудитории и ценовой нише система дистрибуции.

Ренейминг

Удачно подобранное название – значительный вклад в успешность компании. Качественный нейминг полностью учитывает сферу деятельности, идеи, задачи фирмы и юридическую «чистоту» названия. Но все же, немалое количество компаний в итоге сталкиваются с необходимостью переименования своего бизнеса

Ренейминг как результат некачественного нейминга.Некачественный нейминг – одна из многих, и, к сожалению, довольно частых причин необходимости ренейминга. В большинстве случаев причиной неудачного неймингаявляется недальновидность и беспечность руководства фирмы, желающего сэкономить на разработке названия. Иногда подобные руководители занимаются неймингом, учитывая сиюминутные желания, иногда обращаясь к некомпетентным, но зато дешевым специалистам. Подобного рода экономия в итоге возвращается сторицей в виде дополнительных затрат на ренейминг.Большинство крупных компаний, недавно завоевавших доверие иностранных потребителей, также сталкиваются с надобностью в ренейминге. Поэтому так важно изначально подбирать название, обладающее транснациональными чертами, а не ограничивать его территориальными рамками. Следствием некачественного нейминга могут стать даже судебные разбирательства. Это в случае, если существует зарегистрированная торговая марка с таким же названием. Особенно такой исход плачевен, если ваша продукция уже успела стать брендом в своей нише.Ренейминг как способ создания нового благоприятного имиджа.Конечно, удачно подобранное название – всего лишь одна составляющая успеха компании. Учитывая масштабы сегодняшней конкуренции, без грамотных специалистов и эффективного руководства фирме даже с самым удачным названием на плаву долго не продержаться. Поэтому еще одной нередкой причиной ренейминга является скандальная репутация компании. И для изменения общественного мнения приходится использовать ренейминг в качестве создания нового имиджа фирмы, вызывающего доверие у сотрудников, клиентов и партнеров. Во многих случаях менеджмент компании, не афиширует своего прошлого, а начинает построение бизнеса заново.

Ренейминг компании как следствие смены ее владельцев.При покупке бизнеса ренейминг может и не понадобиться, если бывший владелец не претендует на права пользования названием своего бизнеса. Ренейминг при продаже компании обязателен, если бывший хозяин по каким-либо причинам настаивает на смене названия.

27.

Под массовой кастомизацией понимается изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя путем ее комплектации дополнительными элементами и принадлежностями.

Суть концепции массовой кастомизации состоит в совмещении элементов массового производства и производства на заказ. Любой производитель стремится к снижению издержек за счет использования эффекта масштаба, полной загрузки мощностей, которая свойственна массовому производству. С другой стороны, современная тенденция индивидуализации потребителя приводит к тому, что компании вынуждены все больше удовлетворять дифференцированным запросам конкретных клиентов. В полной мере это было (до недавнего времени) возможно только за счет единичного производства или производства на заказ.

При массовой кастомизации технологическая база или основа изделия создается на массовом производстве, а затем модифицируется под требования каждого конкретного клиента. Таким образом, у потребителя создается ощущение, что продукт произведен специально под него с «нуля».

При реализации концепции массовой кастомизации важно соблюдать несколько условий. Первое условие — это предоплата. Клиент вносит оплату до начала стадии доведения базовой производственной основы продукта под требования конкретного покупателя. Другими словами, все затраты на доведение этой базовой основы продукта полностью окупаются еще на стадии изготовления продукта. Данная технология позволяет компании аккумулировать оборотные средства, так необходимые для эффективного функционирования.

Вторым условием эффективной реализации массовой кастомизации является наличие особых потребностей. Должна существовать техническая возможность адаптации продукции к требованиям потребителя. Если целевой рынок имеет унифицированные требования к продукту, то говорить о массовой кастомизации проблематично. Однако современные маркетологи считают, что даже такие массовые продукты, как йогурты или хлеб, можно тоже продавать на основе массовой кастомизации.

И наконец, одним из важнейших условий эффективности концепции массовой кастомизации является предложение потребителю лишь модификаций продукта. Ни одна компания в рамках массовой кастомизации не предлагает потребителю изменения базовых технических характеристик. Например, в мотоциклетном производственном подразделении Honda, которое работает в рамках массовой кастомизации, потребителю предлагают выбрать элементы дизайна мотоцикла, а не вид трансмиссии, двигателя и прочие базовые технологии, которые заложены в конвейерном производстве.

Образовательные инновации.

29.

При оценке эффективности деятельности компании следует использовать сбалансированную систему расчетных величин, учитывающую важнейшие для предприятия аспекты: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие персонала. Во многих компаниях инновации рассматриваются как проекты. В литературе также часто встречается подход, согласно которому инновации отождествляются с проектами. И оценка их эффективности производится на основе показателей оценки инвестиционных проектов. Однако инновации нельзя приравнивать к проектам, так как они скорее представляют собой непрерывный процесс выработки, развития и отбора новых идей, результатом которого становятся новые проекты [1].

Инновационные идеи являются основой для появления новых продуктов и усовершенствований, поэтому применять только систему показателей оценки инвестиционных проектов в данном случае неправильно.

Согласно предложенному методу, отбираются наиболее эффективные варианты анализируемых новых или улучшаемых продуктов. Экономические расчеты эффективности разработки и реализации новых продуктов следует проводить на каждом из этапов жизненного цикла инновационного процесса по своей системе показателей.

На стадии генерирования и отбора идей целесообразно рассчитывать следующие показатели:

— количество инновационных продуктов, внедренных предприятием на рынке за последний год;

— количество инновационных идей, выработанных персоналом предприятия в течение последнего года;

— доля клиентов, считающих предприятие инновационным, к общему количеству потребителей данной компании.

На стадии проектирования, разработки, тестирования нового продукта внутри организации и запуска в производство:

— рентабельность инноваций;

— доля реализованных инновационных идей в общем количестве предложенных;

— время, прошедшее с момента выработки новой идеи до начала осуществления проекта.

На стадии коммерциализации инновации и создания сбытовых сетей и организации массовых продаж и послепродажного обслуживания рассчитываются:

— прирост нематериальных активов; прирост чистой прибыли; прирост выручки от продаж; прирост количества клиентов; отношение выручки от внедрения инноваций к общему объему прибыли за последний год.

В связи с тем, что данные по анализу рынков быстро устаревают, приблизительно раз в квартал следует обновлять данные. Также необходимо постоянно отслеживать конкурентоспособность разрабатываемого изделия и на каждом из этапов принимать решение: продолжать ли заниматься этим продуктом, откладывать его на некоторое время или больше не возвращаться к его разработке. Порой приостановка или отказ от работы над проектом позволяет предотвратить потери значительных финансовых вложений.

30.

Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Основными целями государственной инновационной политики являются:

  • создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
  • повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
  • содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
  • расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
  • содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;
  • осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
· признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;
· обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
· концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
· создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
· создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
· активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;
· укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.
Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования имеет:
· четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;
· органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
· информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;
· инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

32.

Применение нового понятия "инновационная инфраструктура" обусловлено рядом причин. Во-первых, только относительно недавно технологическое развитие достигло такого уровня, при котором стало возможно реально эффективно формировать инновационную инфраструктуру. Во-вторых, возникла экономическая необходимость в технологическом трансфере, коммерциализации результатов научно-технических разработок, создании других механизмов доведения высоких технологий и научно-технической продукции до конкретного потребителя. В-третьих, уровень сделанных ранее теоретических разработок позволил, предложить новые методические подходы к решению поставленных задач.
Инновационная инфраструктура играет особую роль в распределении риска между участниками инновационного процесса.
В задачи инновационной инфраструктуры входят:
- отбор проектов на основе системы объективной экспертизы;
- создание благоприятных стартовых условий для развития малых инновационных технологически ориентированных фирм;
поддержка венчурных проектов;
- система участия в разработке перспективных научно-технических направлений;
- поддержка механизмов взаимодействия с крупными центрами (в том числе типа франчайзной системы); .
- формирование материально-технической базы для создания и развития малых инновационных фирм, включая лизинг высокотехнологичного оборудования;
- аккумуляция финансовых ресурсов, создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, инновационных банков и др.;
- создание информационных сетей, обеспечивающих развитие малых фирм, возможность их подключения к международным сетям;
- получение высококвалифицированного консалтинга, инжиниринга, аудита, рекламы, экспертных услуг с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции, высоких технологий и продвижения их на рынок, в том числе мировой;
- развитие страхования инновационных проектов, государственное страхование иностранных инвестиций, вкладываемых в развитие инновационной деятельности;
- помощь в получении информации об иностранных партнерах, заключении контрактов, в том числе международных, подаче заявок в международные фонды и организации, участие в международных программах;
- помощь в проведении конверсии;
- обучение предпринимательству в научно-технической сфере.
Базируясь на данных положениях, формируется инновационная инфраструктура, состоящая из следующих взаимоувязанных элементов:
1. Организационные структуры, обеспечивающие поддержку малых научных и инновационных фирм. Основные их функции заключаются в разработке и реализации программ поддержки и развития инновационной деятельности, соответствующих законодательных актов, определении ее места в общей стратегии развития; обосновании потребности в материальных и финансовых ресурсах, государственных средствах, необходимых для реализации поставленных задач; создании механизма взаимодействия малых инновационных фирм с крупными организациями, участии в республиканских программах, косвенном воздействии на инновационные процессы (льготное налогообложение, финансирование, кредитование, создание специальных фондов и т. д.).
2. Финансово-кредитные институты, обеспечивающие аккумуляцию ресурсов и их распределение по субъектам инновационной деятельности, а также финансовую поддержку перспективных проектов (создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, банков и др.).
3. Страховые компании, фирмы, обеспечивающие снижение потерь от рисковых операций, а также привлечение инвестиций в научно-техническую сферу.
4. Информационные сети, позволяющие определить перспективные направления развития инновационной деятельности, технологический трансфер, коммерциализацию результатов научно-технических разработок.
5. Система сервисного обслуживания инновационных фирм, осуществляющих экспертизу проектов, консалтинг, инжиниринг, аудит, контроллинг, рекламу и другие услуги.
6. Различные формы обучения предпринимательству в научно-технической сфере (учебные заведения, специальные курсы обучения, факультеты, семинары, симпозиумы и т. д.).

Вопрос18. . Теория треугольника

Среди современных философских концепций особенно хочется отметить Теорию треугольника познания, созданную Еленой Калмыковой. Вместо традиционно рассматриваемых в ситуации познания отношений «субъект–объект» в данной теории предлагается переформулировать познавательную деятельность в терминах «окружение», «язык» и «действия»[5]. Дальнейшая гипотеза мотивообразования, разработанная нами и представленная в этой работе, будет основываться на базе и в терминах Теории треугольника познания, поскольку структура и алгоритм образования мотива у человека может быть структурно и алгоритмически достаточно полно описан именно при таком разделении.
Вывод, который можно сделать, анализируя состояние современной философской мысли, следующий: отсутствие согласованного понятия мотива, смешение уровней абстракции категорий его рассмотрения приводило к отсутствию базы для практических разработок в области психологии и психофизиологии сферы мотивации человека. Мы предлагаем использовать для дальнейшей формализации понимание того факта, что необходимость возникновения мотива у человека существует только в ситуациях, которые требуют от него изменения поведения и не могут быть разрешены им с помощью рефлекторной деятельности или поведения, определяемого готовыми поведенческими паттернами или стереотипами. Данная ситуация – это ситуация познания или инновационная деятельность.

Вопрос 19.Теория двойной спирали. Соответственно в "двойной спирали" неизбежно появление третьего участника - государства. Формы взаимодействия между тремя участниками претерпевали изменения вследствие того, что самостоятельная деятельность каждого из них не давала эффективного результата. Поэтому функции каждого элемента "спирали" в реальном историческом контексте менялись.В "двойных спиралях" часть связей между компонентами игнорируется и рассматривается влияние государства на рынок (это хорошо отражено в теории политической экономии). Взаимодействие технологий и рынка изучается в эволюционной теории, большая часть обратных связей при этом не учитывается. "Двойные спирали" между государством и рынком, с одной стороны, наукой и бизнесом - с другой, в современных условиях . экономики знаний недостаточны для динамичного развития. Они не имеют механизмов контроля по типу отрицательной обратной связи между всеми участниками."Двойные спирали" в новых условиях рыночных отношений сохраняют устойчивые технологические "ловушки", поскольку в них заинтересованы все участники инновационного процесса. Государство, в целом отвечающее за успешный переход к новым технологическим траекториям, не может преодолеть такие "ловушки" из-за того, что в его взаимодействии с другими участниками по-прежнему доминируют вертикальные отношения, не отвечающие современным инновационным требованиям.

Вопрос 20.Теория тройной спирали.Основной тезис теории "тройной спирали" заключается в том, что в системе инновационного развития доминирующее положение начинают занимать институты, ответственные за создание нового знания. Причиной столь важного преобразования послужила логика развития науки, рождающей все больше синтетических направлений, которые включают как фундаментальные, так и прикладные исследования междисциплинарного характера и разработки. Возникновение "тройной спирали" связано со следующими изменениями в науке, экономике и политике. Во-первых, произошла смена "ведущего звена" во взаимоотношениях участников процесса создания инноваций. Уровень неопределенности в инновационной сфере всегда был достаточно высоким, включая все элементы "производственного цикла" знаний: затраты, результаты, связи с внешней средой. Во-вторых, вследствие нарастающего динамизма систем появилась необходимость организации эффективных форм взаимодействия трех субъектов развития (государства, бизнеса, науки) и создания новой основы построения этих связей - сетей коммуникаций. В-третьих, на изменение условий инновационной деятельности влияет глобализация, которая проявляется по-разному, в том числе через деятельность транснациональных корпораций, наднациональных союзов и альянсов. Функции организации и управления инновационной деятельностью, ранее выполнявшиеся государством на основе иерархических структур, меняются как по исполнителям, так и механизмам. Таким образом, модель "тройной спирали" организована в соответствии с принципами пересечения трех множеств отношений. В данной модели каждый из институтов обеспечивает систему производства знаний за счет создания гибридных институциональных форм, снижающих неопределенность.

21. Инновации на предприятии.Инновационная деятельность предприятия - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства. Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Можно назвать семь источников таких идей. Перечислим внутренние источники; они возникают в рамках предприятия или отрасли. К ним относятся:

  1. неожиданное событие (для предприятия или отрасли) - успех, неудача, внешнее событие;
  2. неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (какова она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней;
  3. нововведения, основанные на потребности процесса;
  4. внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

Следующие три источника нововведений относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение за пределами предприятия или отрасли. Это:

  1. демографические изменения;
  2. изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;
  3. новые знания (как научные, так и ненаучные).

Инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями. Для осуществления предприятием инновационной деятельности, оно должно иметь такие структуру и настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства и восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.Основной организационный принцип для инновации заключается в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы. Инновационная деятельность может осуществляться как в рамках предприятий специально созданными для этого подразделениями (так называемые внутренние венчуры), так и самостоятельными венчурными (рисковыми) фирмами.

Наши рекомендации