Общая характеристика специальности 3404 Стандартизация и сертификация (по отраслям)
· Специальность 3404 Стандартизация и сертификация (по отраслям) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 "Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования".
· Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 3404 Стандартизация и сертификация (по отраслям):
очная,
очно-заочная (вечерняя),
заочная,
экстернат.
· Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема .
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:
- на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев;
- на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев .
Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
- аттестат о среднем (полном) общем образовании;
- аттестат об основном общем образовании;
- диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;
- документ об образовании более высокого уровня.
· Квалификация выпускника - техник.
· Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по разработке, использованию и проверке правильности применения стандартов и других документов по стандартизации, (далее - нормативные документы) на продукцию и технологические процессы её изготовления в качестве техника в организациях различных организационно-правовых форм, в органах по стандартизации, сертификации и других органах контроля и надзора.
Основные виды деятельности техника:
производственно-технологическая - разработка нормативных документов на продукцию;
обеспечение ими подразделений организации; контроль и испытания продукции;
составление соответствующей отчетной документации;
организационно-управленческая - организация профессиональной деятельности коллектива исполнителей; планирование и организация производственных работ; выбор и принятие оптимальных решений при планировании и проведении работ в условиях нестандартных ситуаций; участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности;
обеспечение безопасности профессиональной деятельности на производственном участке.
Выпускник должен уметь: разрабатывать и оформлять проекты нормативных документов, обеспечивать подразделения предприятия необходимыми нормативными документами; осуществлять контроль качества и испытания продукции и технологических процессовее изготовления в соответствии с действующей нормативной и технической документацией; оформлять сертификационные документы и документы системы качества;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделений организации, оценивать эффективность производственной деятельности; анализировать и оценивать состояние техники безопасности на производственном участке.
Выпускник должен знать: методические и нормативные материалы по разработке, оформлению и внедрению нормативных документов по стандартизации, системам качества и сертификации, правила их регистрации, учета, хранения и выдачи; основные данные стандартизируемой продукции, технологические процессы промышленного производства, виды и методы контроля и испытаний продукции (по отраслям); основы планирования и реализации деятельности организации (предприятия) и управления им; основные показатели производственно-хозяйственной деятельности организации; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты в сфере профессиональной деятельности.
· Возможности продолжения образования выпускника
Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образованияпо специальности 3404 Стандартизация и сертификация (по отраслям), подготовлен:
- к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;
- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
- к освоению в сокращенные сроки основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования по специальностям 653800 Стандартизация, сертификация и метрология и 657000 Управление качеством .
Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 3404 Стандартизация и сертификация (по отраслям)
· Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
- знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
- обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
- обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
- быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
- быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
- быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в
организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
- быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
: быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;
- знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
- иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.
· Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Выпускник должен:
в области философии:
- иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
- иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
- иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
в области права:
- знать основные положения Конституции Российской Федерации;
- иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
- знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;
в области русского языка и культуры речи:
- знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
- знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
- уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
- уметь пользоваться словарями русского языка;
в области иностранного языка:
- владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
- обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;
в области физической культуры:
- иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;
- уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;
в области социальной психологии*:
- знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и обществ, пути социальной адаптации личности;
- уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
в области экономики:
- знать общие положения экономической теории;
- иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;
- уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;
в области социологии и политологии:
- иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;
- иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
- иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
- иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).
По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам Выпускник должен:
в области математики:
- иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;
- знать основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики; основные численные методы решения прикладных задач;
- уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения;
- уметь применять методы математической статистики и теории вероятностей в сфере профессиональной деятельности;
в области информатики:
- иметь представление об основных этапах решения задач с помощьюЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
- знать основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
- знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ профессиональной направленности;
- уметь использовать программные средства профессиональной направленности;
в области физики:
- иметь представление о роли физики как науки о природе, изучающей общие свойства и законы движения, вещества и поля, о значении физики в развитии науки и техники;
- знать физические основы классической механики; механический принцип относительности; постулаты специальной теории относительности;
- знать характер поведения физических тел в различных агрегатных состояниях;
- знать основы молекулярной физики и основные начала термодинамики;
- знать основы электродинамики и электростатики;
в области экологических основ природопользования:
- иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;
- иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;
- иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
- иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.
По общепрофессиональным дисциплинам
Выпускник должен:
иметь представление:
- о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности;
- о современных средствах машинной графики и возможностях использования пакетов прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности;
- о напряженном состоянии физических тел при различных видах нагрузок;
- об основных положениях и законах электротехники и электронной техники;
- о физико-химических основах материаловедения и зависимости между структурой и свойствами конструкционных материалов;
- о государственных законодательных актах в области метрологии и обеспечения единства измерений, о деятельности метрологических служб предприятий;
- о методах, достоверности и погрешностях измерений;
- о классификации видов и типов промышленных производств;
- о типовом оборудовании и технологических процессах промышленного производства;
- о безотходных, ресурсо- и энергосберегающих технологиях промышленного производства;
- о физико-химических явлениях, лежащих в основе измерений различных свойств физических тел, методах преобразования и передачи полученной информации;
знать:
- основные требования ЕСКД к конструкторской и текстовой документации;
- общие понятия технической механики в приложении к профессиональной деятельности;
- принципы действия, схемы включения и защиты типовых электронных устройств;
- характеристики конструкционных материалов, применяемых при производстве продукции (по отраслям);
- основные требования Государственной системы обеспечения единства измерений;
- принципы выбора средств измерений для контроля и испытаний продукции (по отраслям);
уметь:
- оформлять схемы, номограммы, таблицы, графики, текстовую и техническую документацию в соответствии с требованиями нормативной базы ЕСКД;
- рассчитывать параметры электрических схем средств измерений при контроле качества и испытаниях продукции;
- подбирать по справочным данным типовые электронные устройства для средств измерений;
- учитывать строение и физико-химические свойства конструкционных материалов при их технологической обработке, контроле качества и испытаниях продукции (по отраслям);
- выбирать средства измерений в зависимости от метода и заданной точности измерений, измеряемых величин, особенностей контроля и испытаний продукции (по отраслям);
вобласти правового обеспечения профессиональной деятельности:
- иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);
- знать, права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
- уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
в области экономики отрасли:
- иметь представление об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- знать организацию производственного и технологического процессов;
- знать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования;
- знать механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- знать методику разработки бизнес-плана;
- знать и уметь рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
в области менеджмента:
- иметь представление о современном менеджменте;
- знать функции, виды и психологию менеджмента;
- знать основы организации работы коллектива исполнителей;
- знать принципы делового общения в коллективе;
- знать информационные технологии в сфере управления производством;
- знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
в области безопасности жизнедеятельности:
- знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
- знать основные нормативные документы в сфере безопасности жизнедеятельности;
- уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- знать основы военной службы и обороны государства;
- иметь представление о медицинских знаниях;
в области охраны труда:
- знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии;
- уметь проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
- уметь использовать экобиозащитную технику.
По специальным дисциплинам Выпускник должен:
иметь представление:
- о роли стандартизации и сертификации в условиях рыночной и плановой экономики;
- о государственных законодательных актах в области стандартизации, сертификации и управления качеством продукции;
- о международной и региональных системах стандартизации и сертификации;
- о принципах организации контроля качества и испытаний на различных этапах жизненного цикла продукции и при сертификации;
- о функциях и структуре служб контроля качества и испытаний продукции;
знать:
- основные требования Государственной системы стандартизации и сертификации;
- правила разработки, корректирования и отмены нормативных документов;
- требования к нормативным документам, используемым при сертификации продукции,
- порядок сертификации продукции и составления сертификационных документов;
- требования системы международных стандартов ИСО 9000 к организации и функционированию систем качества;
- методы контроля показателей качества продукции (по отраслям);
- виды и применимость статистических методов приемочного контроля (по отраслям);
- организационную структуру испытаний продукции (по отраслям);
- технические и метрологические характеристики, правила выбора и эксплуатации средств измерений, применяемых при контроле и испытаниях продукции (по отраслям);
уметь:
- проводить работы по стандартизации и унификации изделий и их элементов;
- оформлять документы по сертификации продукции;
- вести дела по стандартизации и сертификации;
- составлять проекты документов системы качества предприятия;
- применять средства измерений, обрабатывать и оформлять полученные результаты в соответствии с правилами действующей нормативной базы.
· Требования к уровню подготовки по производственной (профессиональной) практике
В процессе производственной (профессиональной) практики техник должен закрепить и углубить знания, полученные при обучении, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности, включая ведение дел по стандартизации и сертификации, составление нормативных документов, эксплуатацию средств измерений при контроле и испытаниях продукции и оформление полученных результатов.
· Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 3404 Стандартизация и сертификация (по отраслям) техник должен быть готов к выполнению производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой техника по стандартизации.