Информационно-теоретическая часть.

Введение

Роль образования на современном этапе развития России опреде­ляется задачами ее перехода к демократическому и правовому госу­дарству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опас­ности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фак­тора формирования нового качества экономики и общества увеличи­вается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образова­ния передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделе­нием необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Концепция развивает основные принципы образовательной поли­тики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании". Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктри­не образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Феде­ральной программе развития образования на 2000 — 2005 годы.

Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социаль­но-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализа­ции генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие — модернизации образования.

Информационно-теоретическая часть.

Кадровое обеспечение.

Эксперимент

Взаимодействие преподавателя и студента в образовательном процессе представлено схемой

  Преподаватель при­нимает участие в об­суждении со студентами исследовательской час­ти проекта   Студенты активно обсуждают и пред­лагают варианты тем исследований. Каж­дый студент выбирает одну из них для себя  
1.3.Формирование творческих групп Преподаватель прово­дит организационную работу по объедине­нию студентов, выбравших себе кон­кретные темы иссле­дования и виды дея­тельности   Студенты уже оп­ределили свои темы и группируются в соот­ветствии с ними в ма­лые команды  
1.4. Подготовка материалов к исследователь­ской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, работа в сети Интернет с ба­зами данных интеллектуаль­ной собственности   Если проект объем­ный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельно­сти и литературу   Отдельные студенты принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут выра­батываться в группе с последующим обсуж­дением    
1.5. Определе­ние форм вы­ражения итогов проектной дея­тельности   Преподаватель при­нимает участие в об­суждении   Студенты в группе обсуждают формы представления ре­зультата иссле­довательской дея­тельности: открытая защита, подготовка и выступление на СНТК  
2. Разработка проекта   Преподаватель кон­сультирует, коорди­нирует работу студен­тов, стимулирует их деятельность   Студенты осуществ­ляют поисковую деятельность  
3. Оформление результатов   Преподаватель кон­сультирует, коорди­нирует работу студен­тов, стимулирует их деятельность   Студенты оформляют результаты в соответ­ствии с принятыми правилами  
4. Презентация (защита проек­та)   Преподаватель орга­низует экспертизу   Студенты докладыва­ют о результатах сво­ей работы  
5. Рефлексия   Преподаватель оцени­вает свою деятель­ность по педагогиче­скому руководству деятельностью студентов, учитывает их оценки   Студенты осущест­вляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки дру­гих. Желательна групповая рефлексия  

Качество профессионального образования.

Законом РФ «Об образовании» четко определена роль стандартов в организации процесса контроля качества подготовки специалистов. Статья 7(п.6) Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что «государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников…» Сегодня государственные образовательные стандарты, введенные (или разрабатываемые) по всем уровням образования, определяют одновременно как требования к минимуму содержания, так и требования к уровню подготовки выпускников.

Информационно-теоретическая часть. - student2.ru

Роль стандартов в создании системы качества подготовки специалистов, (схема4)

Ученые рассматривают качество образования как многокомпонентную структуру, включающую элементы: качество педагогического персонала, качество об­разовательных программ, качество студентов, качество управ­ления учебным заведением.

В аспекте проблемы качества образования важным являет­ся понятие оценки.

Сегодня в большинстве зарубежных стран сформирована позиция, согласно которой оценка деятельности образователь­ных учреждений должна позволять учащимся, родителям, са­мим образовательным учреждениям, органам управления об­разованием, власти и обществу в целом иметь представление о качестве и результатах образования в определенный момент и улучшать его посредством специальных послеоценочных мер. Таким образом, «оценка» (оценивание) рассматривается как один из важных механизмов управления качеством образова­ния.

Общепринятая модель оценки включает этапы: первый - сбор информации, показывающей, насколько хорошо функ­ционирует система или ее отдельные элементы; второй - ана­лиз собранной информации и определение неудовлетвори­тельно функционирующих элементов системы; третий - по­пытка исправить ситуацию путем рекомендаций и осуществления конкретных мер.

Каждое учебное заведение сегодня должно иметь свою собственную систему контроля качества подготовки специалистов. В соответствии со статьей 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании» «образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся». Реализация этой нормы невозможна без разработки соответствующих локальных актов, а также закрепления отдельных положении в уставе учебного заведения. Министерством образования Российской Федерации за последние годы издан ряд рекомендации по организации и методическому обеспечению как итоговой, так и промежуточной аттестации обучающихся, которые могут быть использованы при построении собственной системы контроля качества подготовки специалистов. Можно назвать ряд документов, которые, на наш взгляд, должны быть разработаны образовательными учреждениями для обеспечения эффективности контроля:

· положение об организации ИГА;

· программы аттестационных испытаний, критерии оценки знании, требования к выполнению выпускных квалификационных работ (ИГЛ);

· положение о промежуточной и текущей аттестации студентов;

· содержание промежуточной аттестации по семестрам и учебным годам;

· предметные программы контроля освоения ГОС СПО;

· положение о системе оценивания учебных достижений.

Эффективность функционирования системы контроля зависит прежде всего от слаженности работы педагогического коллектива, от уровне организации методической работы в учебном заведении. Каждый преподаватель дол же и не только ознакомиться с требованиями стандарта, но и абсолютно четко представлять, на каком уровне контроля и каким образом реализуются многообразные межпредметные связи, на каком уровне обобщения студент (выпускник) должен овладеть данной дисциплиной. Именно от организационного и методического обеспечения освоения каждой конкретной учебной дисциплины и понимания места этой дисциплины в системном овладении специальностью зависит эффективность подготовки специалистов.

Основными предпосылками повышения качества выступают:

- инновации в технике, технологии, в содержании и характере профессиональной деятельности специалистов на производстве;

- инновации в функциональной системе подготовки студентов в учебном заведении;

- деятельностный подход к формированию и реализации содержания профессионального образования;

- опережающий характер развития профессионального образования по отношению к сфере труда.

Реализация идеи опережающего образования осуществляется в трех аспектах:

- опережающий уровень образования студентов по отношению к текущим проблемам производства;

- опережающая подготовка кадров по новым перспективным разнообразным профессиям;

- саморазвитие личности, т.е. на каждой ступени профессионального образования необходимо так перестраивать образовательный процесс, чтобы у студентов не только формировались профессиональные знания и умения, но и развивались другие качества личности, которые позволят им в процессе дальнейшей жизни достаточно быстро осваивать новую технику и технологию.

Таким образом, качество профессиональной подготовки специалистов в профессиональной школе обусловлено следующими факторами:

-качеством практической подготовки студентов;

-качеством применяемых технологий обучения и воспитания, их личностно-ориентированной направленностью на формирование творческих способностей специалиста;

-опережающим характером профессионального образования.

Данные факторы, в свою очередь, способствуют формированию таких умений и способностей будущих специалистов, как:

- умение осваивать новые перспективные технологии, технику, методы деятельности, производственные отношения:

- способность ориентироваться в достижениях производства, информационная грамотность;

- профессиональная мобильность и компетентность, предприимчивость и инициативность, высокая культура труда;

- склонность и потребность в непрерывном образовании, к творчеству и профессиональному росту;

-дисциплинированность и интеллектуальная насыщенность профессиональной деятельности.

Общие положения

· Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и дополнительным требованиям колледжа специальности.

· Итоговая государственная аттестация выпускника состоит из одного аттестационного испытания следующих видов:

- итоговый междисциплинарный экзамен по специальности;

- защита выпускной квалификационной работы.

· Конкретные виды итоговой государственной аттестации установлены государственными требованиями по специальности, отдельно для базового и повышенного уровня среднего профессионального образования. В состав итоговой государственной аттестации выпускников, освоивших основную профессиональную программу среднего профессионального образования повышенного уровня, обязательно включается защита выпускной квалификационной работы.

Содержание ГОС СПО по специальностям.

Одним из главных этапов управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе на данном этапе совместно с цикловыми комиссиями колледжа является изучение государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования второго поколения.

Колледж ведет подготовку по восьми специальностям:

1.Специальность 0601 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль»

2.Специальность 0613 «Государственное и муниципальное управление»

3.Специальность 1201 «Технология машиностроения»

4.Специальность 1202 «Производство летательных аппаратов»

5.Специальность 1705 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

6.Специальность 2203 «Программное обеспечение ВТ и автоматизированных систем»

7.Специальность 2819 «Экспертиза качества потребительских товаров»

8.Специальность 3404 «Стандартизация и сертификация продукции»

Далее представлены ГОС СПО по нижеперечисленным специальностям.

Министерство образования Российской Федерации

Регистрационный номер № 04-0601-Б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности

0613 Государственное и муниципальное управление

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Квалификация - специалист по государственному и муниципальномууправлению

Введен в действие с 1 сентября 1998 г.

Москва-2002 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности

1201 Технология машиностроения

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Квалификация – техник

Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.

Москва 2002

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Регистрационный № 18-2819-Б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2819 Экспертиза качества потребительских товаров

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Квалификация - эксперт

Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.

Москва - 2002 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Регистрационный № 18-3404-Б



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 3404 Стандартизация и сертификация (по отраслям) (базовый уровень среднего профессионального образования)

Квалификация – техник

Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.

Москва - 2002 г.

Требования принципа целенаправленности.

- соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения главным задачам средних специальных учебных заведений;

- соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения учебному плану и программам по спе­циальности,

Принцип научности.

Требования принципа:

- наличие у учащихся система теоретических знаний;

- достоверность фактов, явлений, закономерностей;

- научная аргументация практических выводов, действий.

Требования принципа?

- строгое, логичное расположение учебного материала как в учеб­ной программе,так ив методах передачи знаний учащимся;

- последовательное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками и одновременноеих применение на практике.

Принцип доступности.

Его требования:

- учет образовательного уровня учащихся;

- учет познавательных возможностей учащихся;

- учет профессиональной подготовки характера и опыта учащихся;

- учет возрастных особенностей учащихся;

- учет потребностей и интересов учащихся.

Принцип прочности.

Его требования:

- эффективно реализовать требования вышеперечисленных принципов

- педагогически целесообразно и четко организовывать повторение, закрепление полученных знаний, формировать умения и навыки использования этих знаний на практике этих знании;

- систематически контролировать и оценивать приобретенные учащимися знания, умения и навыки;

- осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к уча­щимся в процессе организации учебно-воспитательной работы.

Еще раз напомним, что требования ведущих дидактических принципов распространяют свое влияние на определение содержания обучения, выбор форм и методов обучения. Посещая занятия препо­давателей с целью знакомства с уровней педагогического мастер­ства педагога, заместитель директора по учебной работе может ставить для себя задачу – проанализировать, как данный педагог реализует на занятиях эти принципы. При этом он должен не толь­ко знать, но и чувствовать, что все принципы работают на за­нятия сразу.

Рассматривая знания психолого-педагогических основ учебно-воспитательного процесса как условие эффективности управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе, нельзя обойти и такую важную дидактическую категорию, как”Методы обучения”.Ведь от уровня педагогического мастерства преподавателя его умения педагогически правильно, интересно проводить заня­тия зависит качество преподавания, эффективность усвоения учеб­ного материала учащимися их познавательная активность, заин­тересованность. А способы упорядоченной взаимосвязанной дея­тельности преподавателя и учащихся принято называть методами.

Методы в чистом виде не используются, они обычно сопровождаются приемами и средствами. Так, беседа сопровождается объяснением, показом, вопросно-ответными приёмами, записьюи т.д.

Приём обучения - элемент, составная часть метода,

Средства обучения - это все те средства, с помощью кото­рых обучающий учит, а обучаемые учатся (слово, книга, схемы, модели, доска, мел, средства производства, технические средст­ва и т.д.).

Способы деятельности преподавателей и учащихся различны. Отсюда и различны методы обучения. Существует большое разно­образие классификаций методов. Приведем наиболее распростра­ненные принципы классификации методов.

Схема 6

Информационно-теоретическая часть. - student2.ru

-лекция -беседа -рассказ -инструктаж -демонстрация -упражнения -решение задач -работа с книгой  
По внешним признакам деятельности преподавателя
Информационно-теоретическая часть. - student2.ru Наиболее распространенной, классификацией является класси­фикация по источнику получения знаний. Она как бы универсальная. Так, анализируя все остальные группы принципов классификации» видам» что именно эта вобрала в себя признаки остальных.

Остановимся на каждой группе методов.

Словесная группа включает в себя беседу, объяснение, рас­сказ, самостоятельную работу с книгой и т.д.

В основе использования методов данной группы лежит слово. Оно несет с собой особую роль и значение в работе преподавателя. Назовем дидактические требования, предъявляемые к слову: целенаправленность, научность (достоверность фактов, научно правиль­ные выводы), грамотность, четкость, ясность, эмоциональность чистота речи, разнообразие словарного запаса, смысловая значи­мость речи, лаконичность, точность, правильность интонации, учет ситуации, культура речи, тактичность.

В группу наглядных методов обучения входят: демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, моделей; использование техни­ческих средств,. просмотр кино- и телепрограмм и т.д.

Главные требования, предъявляемые к данной группе: целесообразность (соответствие теме, содержанию); соответствие дидак­тической цели занятия, мера использования; очередность показа;

определение места и времени показа, умение организовать актив­ное наблюдение учащихся; учет психологических требований к изо­бражению, наглядности (шрифт, цвет. расстояние) и т.д.

Группа практических методов обучения включает в себя:

практические задания, деловые игры, тренинги, анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.

К дидактическим требованиям, предъявляемым к практическим методам обучения, относятся: дидактическая целесообразность метода, связь содержания с профессиональной подготовкой уча­щихся; четкая постановка проблемы; правильная, ясная, логичная формулировка способа решения поставленной проблемы.

Охарактеризованные нами методы обучения принято называть традиционными. Но в современных педагогических технологиях они являются базовыми так, как на их основе развиваются новые и сравнительно новые методы.

Какие же методы можно отнести, к новым?

Это и проблемное обучение, и программированное, алгорит­мизация, и информационные педагогические технология, и модульное обучение, и элементы педагогического менеджмента и т.д.

Вполне понятно, что рассматриваемое условие эффективности управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе предполагает и владение им современными педагогическими технологиями. В связи с тем, что они подробно рассмотрены нами в одноименном пособии, предложенном ОСУЗ, отсылаем Вас к нему.

Организационное обеспечение, как условие эффективности управленческой деятельности предпо­лагает функциональное определение места каждого работника учеб­ного заведения в учебно-воспитательном процессе.

Чрезвычайно ваяна в плане организационного обеспечения ра­бота такого представительного органа ССУЗ, как совета, а также органов, объединяющих педагогов: педагогические или методиче­ские советы, предметные или цикловые комиссии и т.п.

Основные задачи, функции и порядок работы этих органов оп­ределяются Уставом ССУЗ или отдельными положениями об этих ор­ганах, утвержденными первым руководителем образовательного учреждения.

Действенность данного условия в управленческой деятельно­сти определяется целенаправленностью планирования, наличия от­четности и научно аргументированного анализа деятельности.

И конечно, организационное обеспечениекак условие эффективности управленческой деятельности администратора по учебным вопросам, требует в первую очередь тщательного, педа­гогически целесообразного анализа учебного занятия, соблюдения всех организационных требований,

Информационное обеспечение - однаиз важнейших предпосылок реального педагогического управ­ления учебно-воспитательной работой, так как. включает в себя;

- конкретное знание руководителем специального, педагогиче­ского и методического потенциала каждого педагога (пути получе­ния информация - посадим уроков, беседы, анализ планов, анкетирование, тестирование студентов, заслушивание отчетов па пред­метных (цикловых) комиссиях, педагогических (методических) сове­тах и т.п.;

- конкретное знание руководителем отношения студентов к обу­чению вообще, к отдельным предметам и преподавателям, анализих успеваемости, посещаемости занятий;

- получение с помощью метода отсроченного контроля исчерпы­вающих данных об адаптации выпускников учебного заведения на производстве;

- систематическое знакомство руководителей, педагогов о передовым опытом работы других ССУЗ по организации учебно-воспитательной работы.

Постоянный учёт и анализ получения названной информации создаёт реальную основу для систематической корректировки си­стемы педагогического управления.

Наличие особой воспитывающей атмосферы также является необходимым компонентом всестороннего обеспечения системы педагогического управления.

Такая атмосфера предполагает:

- создание и творческое развитие традиций в учебном заведении;

- культуру педагогического общения;

- наглядное освещение учебно-воспитательной работы,её процесса, результативности;

- утверждение культа учебы в учебном заведении;

- пример руководителя, преподавателя в учебно-воспитательной работе. Особенно важен личный пример заместителя директора по учебной работе для преподавателей, его высокое педагогиче­ское мастерство, совершенное владение современными педагоги­ческими технологиями, корректный анализ посещаемых уроков. объективная оценка деятельности педагогов, высокопрофессиональ­ные, деловые оптимистические советы.

Действенное авторитетное само­управление студентов.

Классическое педагогическое управление (от руководства учебного заведения - к учащимся) можно условно назвать управлением по вертикали. В свою очередь, самоуправление студентов назы­вается управлением по горизонтали. Логика педагогического управ­ления такова, что управление по вертикали никогда не достигнет цели без управления по горизонтали. И чем действеннее, чем масштабнее и авторитетнее представлено самоуправление студентовтем больше оснований для объективного вывода: в данном учебном заведении управление учебно-воспитательным процессом осуществляется в оптимальном варианте.

Методика обработки анкет

1. Анкетируемый дает ответы на вопросы по трехбалльной системе:

да - 3; не совсем – 2; нет – 1.

2. Вычисляется средний балл по вопросам анкеты (суммировать баллы по каждому вопросу и разделить на количество участников по полученным данным).

Заключение

Итак, мы рассмотрели педагогические основы управленческой деятельности, заместителя директора ССУЗ по учебной работе. В схеме I нами представлена целостная система этой деятельности. Чтобы осознать все её компоненты, их цели и задачи, заместитель директора должен четко представлять себе педагогические основы этой деятельности, т.е. владеть категориальным управленческим аппаратом, знать принципы управления, этапы управленческой деятельности и реально представлять условия эффективности управленческой деятельности. Как руководитель, заместитель директора должен донести эти знания до педагогического коллектива (на педсовете, на заседаниях предметных комиссий, в индивидуальных в фронтальных беседах), добиться осознания их я педагогически целесообразного применения для более успешного управления учебно-воспитательным процессом. Подводя итог, следует отметить, что в колледже выполняется основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Введение

Роль образования на современном этапе развития России опреде­ляется задачами ее перехода к демократическому и правовому госу­дарству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опас­ности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фак­тора формирования нового качества экономики и общества увеличи­вается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образова­ния передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделе­нием необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Концепция развивает основные принципы образовательной поли­тики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании". Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктри­не образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Феде­ральной программе развития образования на 2000 — 2005 годы.

Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социаль­но-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализа­ции генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие — модернизации образования.

Информационно-теоретическая часть.

Наши рекомендации