Информационно-теоретическая часть.
Введение
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании". Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000 — 2005 годы.
Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие — модернизации образования.
Информационно-теоретическая часть.
Кадровое обеспечение.
Эксперимент
Взаимодействие преподавателя и студента в образовательном процессе представлено схемой
Преподаватель принимает участие в обсуждении со студентами исследовательской части проекта | Студенты активно обсуждают и предлагают варианты тем исследований. Каждый студент выбирает одну из них для себя | |
1.3.Формирование творческих групп | Преподаватель проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные темы исследования и виды деятельности | Студенты уже определили свои темы и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, работа в сети Интернет с базами данных интеллектуальной собственности | Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | Отдельные студенты принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в группе с последующим обсуждением |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Преподаватель принимает участие в обсуждении | Студенты в группе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: открытая защита, подготовка и выступление на СНТК |
2. Разработка проекта | Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность | Студенты осуществляют поисковую деятельность |
3. Оформление результатов | Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность | Студенты оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
4. Презентация (защита проекта) | Преподаватель организует экспертизу | Студенты докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия | Преподаватель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью студентов, учитывает их оценки | Студенты осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия |
Качество профессионального образования.
Законом РФ «Об образовании» четко определена роль стандартов в организации процесса контроля качества подготовки специалистов. Статья 7(п.6) Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что «государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников…» Сегодня государственные образовательные стандарты, введенные (или разрабатываемые) по всем уровням образования, определяют одновременно как требования к минимуму содержания, так и требования к уровню подготовки выпускников.
Роль стандартов в создании системы качества подготовки специалистов, (схема4)
Ученые рассматривают качество образования как многокомпонентную структуру, включающую элементы: качество педагогического персонала, качество образовательных программ, качество студентов, качество управления учебным заведением.
В аспекте проблемы качества образования важным является понятие оценки.
Сегодня в большинстве зарубежных стран сформирована позиция, согласно которой оценка деятельности образовательных учреждений должна позволять учащимся, родителям, самим образовательным учреждениям, органам управления образованием, власти и обществу в целом иметь представление о качестве и результатах образования в определенный момент и улучшать его посредством специальных послеоценочных мер. Таким образом, «оценка» (оценивание) рассматривается как один из важных механизмов управления качеством образования.
Общепринятая модель оценки включает этапы: первый - сбор информации, показывающей, насколько хорошо функционирует система или ее отдельные элементы; второй - анализ собранной информации и определение неудовлетворительно функционирующих элементов системы; третий - попытка исправить ситуацию путем рекомендаций и осуществления конкретных мер.
Каждое учебное заведение сегодня должно иметь свою собственную систему контроля качества подготовки специалистов. В соответствии со статьей 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании» «образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся». Реализация этой нормы невозможна без разработки соответствующих локальных актов, а также закрепления отдельных положении в уставе учебного заведения. Министерством образования Российской Федерации за последние годы издан ряд рекомендации по организации и методическому обеспечению как итоговой, так и промежуточной аттестации обучающихся, которые могут быть использованы при построении собственной системы контроля качества подготовки специалистов. Можно назвать ряд документов, которые, на наш взгляд, должны быть разработаны образовательными учреждениями для обеспечения эффективности контроля:
· положение об организации ИГА;
· программы аттестационных испытаний, критерии оценки знании, требования к выполнению выпускных квалификационных работ (ИГЛ);
· положение о промежуточной и текущей аттестации студентов;
· содержание промежуточной аттестации по семестрам и учебным годам;
· предметные программы контроля освоения ГОС СПО;
· положение о системе оценивания учебных достижений.
Эффективность функционирования системы контроля зависит прежде всего от слаженности работы педагогического коллектива, от уровне организации методической работы в учебном заведении. Каждый преподаватель дол же и не только ознакомиться с требованиями стандарта, но и абсолютно четко представлять, на каком уровне контроля и каким образом реализуются многообразные межпредметные связи, на каком уровне обобщения студент (выпускник) должен овладеть данной дисциплиной. Именно от организационного и методического обеспечения освоения каждой конкретной учебной дисциплины и понимания места этой дисциплины в системном овладении специальностью зависит эффективность подготовки специалистов.
Основными предпосылками повышения качества выступают:
- инновации в технике, технологии, в содержании и характере профессиональной деятельности специалистов на производстве;
- инновации в функциональной системе подготовки студентов в учебном заведении;
- деятельностный подход к формированию и реализации содержания профессионального образования;
- опережающий характер развития профессионального образования по отношению к сфере труда.
Реализация идеи опережающего образования осуществляется в трех аспектах:
- опережающий уровень образования студентов по отношению к текущим проблемам производства;
- опережающая подготовка кадров по новым перспективным разнообразным профессиям;
- саморазвитие личности, т.е. на каждой ступени профессионального образования необходимо так перестраивать образовательный процесс, чтобы у студентов не только формировались профессиональные знания и умения, но и развивались другие качества личности, которые позволят им в процессе дальнейшей жизни достаточно быстро осваивать новую технику и технологию.
Таким образом, качество профессиональной подготовки специалистов в профессиональной школе обусловлено следующими факторами:
-качеством практической подготовки студентов;
-качеством применяемых технологий обучения и воспитания, их личностно-ориентированной направленностью на формирование творческих способностей специалиста;
-опережающим характером профессионального образования.
Данные факторы, в свою очередь, способствуют формированию таких умений и способностей будущих специалистов, как:
- умение осваивать новые перспективные технологии, технику, методы деятельности, производственные отношения:
- способность ориентироваться в достижениях производства, информационная грамотность;
- профессиональная мобильность и компетентность, предприимчивость и инициативность, высокая культура труда;
- склонность и потребность в непрерывном образовании, к творчеству и профессиональному росту;
-дисциплинированность и интеллектуальная насыщенность профессиональной деятельности.
Общие положения
· Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и дополнительным требованиям колледжа специальности.
· Итоговая государственная аттестация выпускника состоит из одного аттестационного испытания следующих видов:
- итоговый междисциплинарный экзамен по специальности;
- защита выпускной квалификационной работы.
· Конкретные виды итоговой государственной аттестации установлены государственными требованиями по специальности, отдельно для базового и повышенного уровня среднего профессионального образования. В состав итоговой государственной аттестации выпускников, освоивших основную профессиональную программу среднего профессионального образования повышенного уровня, обязательно включается защита выпускной квалификационной работы.
Содержание ГОС СПО по специальностям.
Одним из главных этапов управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе на данном этапе совместно с цикловыми комиссиями колледжа является изучение государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования второго поколения.
Колледж ведет подготовку по восьми специальностям:
1.Специальность 0601 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль»
2.Специальность 0613 «Государственное и муниципальное управление»
3.Специальность 1201 «Технология машиностроения»
4.Специальность 1202 «Производство летательных аппаратов»
5.Специальность 1705 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
6.Специальность 2203 «Программное обеспечение ВТ и автоматизированных систем»
7.Специальность 2819 «Экспертиза качества потребительских товаров»
8.Специальность 3404 «Стандартизация и сертификация продукции»
Далее представлены ГОС СПО по нижеперечисленным специальностям.
Министерство образования Российской Федерации
Регистрационный номер № 04-0601-Б
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
0613 Государственное и муниципальное управление
(базовый уровень среднего профессионального образования)
Квалификация - специалист по государственному и муниципальномууправлению
Введен в действие с 1 сентября 1998 г.
Москва-2002 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
1201 Технология машиностроения
(базовый уровень среднего профессионального образования)
Квалификация – техник
Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.
Москва 2002
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Регистрационный № 18-2819-Б
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2819 Экспертиза качества потребительских товаров
(базовый уровень среднего профессионального образования)
Квалификация - эксперт
Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.
Москва - 2002 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Регистрационный № 18-3404-Б
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 3404 Стандартизация и сертификация (по отраслям) (базовый уровень среднего профессионального образования)
Квалификация – техник
Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.
Москва - 2002 г.
Требования принципа целенаправленности.
- соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения главным задачам средних специальных учебных заведений;
- соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения учебному плану и программам по специальности,
Принцип научности.
Требования принципа:
- наличие у учащихся система теоретических знаний;
- достоверность фактов, явлений, закономерностей;
- научная аргументация практических выводов, действий.
Требования принципа?
- строгое, логичное расположение учебного материала как в учебной программе,так ив методах передачи знаний учащимся;
- последовательное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками и одновременноеих применение на практике.
Принцип доступности.
Его требования:
- учет образовательного уровня учащихся;
- учет познавательных возможностей учащихся;
- учет профессиональной подготовки характера и опыта учащихся;
- учет возрастных особенностей учащихся;
- учет потребностей и интересов учащихся.
Принцип прочности.
Его требования:
- эффективно реализовать требования вышеперечисленных принципов
- педагогически целесообразно и четко организовывать повторение, закрепление полученных знаний, формировать умения и навыки использования этих знаний на практике этих знании;
- систематически контролировать и оценивать приобретенные учащимися знания, умения и навыки;
- осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся в процессе организации учебно-воспитательной работы.
Еще раз напомним, что требования ведущих дидактических принципов распространяют свое влияние на определение содержания обучения, выбор форм и методов обучения. Посещая занятия преподавателей с целью знакомства с уровней педагогического мастерства педагога, заместитель директора по учебной работе может ставить для себя задачу – проанализировать, как данный педагог реализует на занятиях эти принципы. При этом он должен не только знать, но и чувствовать, что все принципы работают на занятия сразу.
Рассматривая знания психолого-педагогических основ учебно-воспитательного процесса как условие эффективности управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе, нельзя обойти и такую важную дидактическую категорию, как”Методы обучения”.Ведь от уровня педагогического мастерства преподавателя его умения педагогически правильно, интересно проводить занятия зависит качество преподавания, эффективность усвоения учебного материала учащимися их познавательная активность, заинтересованность. А способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся принято называть методами.
Методы в чистом виде не используются, они обычно сопровождаются приемами и средствами. Так, беседа сопровождается объяснением, показом, вопросно-ответными приёмами, записьюи т.д.
Приём обучения - элемент, составная часть метода,
Средства обучения - это все те средства, с помощью которых обучающий учит, а обучаемые учатся (слово, книга, схемы, модели, доска, мел, средства производства, технические средства и т.д.).
Способы деятельности преподавателей и учащихся различны. Отсюда и различны методы обучения. Существует большое разнообразие классификаций методов. Приведем наиболее распространенные принципы классификации методов.
Схема 6
|
|
Остановимся на каждой группе методов.
Словесная группа включает в себя беседу, объяснение, рассказ, самостоятельную работу с книгой и т.д.
В основе использования методов данной группы лежит слово. Оно несет с собой особую роль и значение в работе преподавателя. Назовем дидактические требования, предъявляемые к слову: целенаправленность, научность (достоверность фактов, научно правильные выводы), грамотность, четкость, ясность, эмоциональность чистота речи, разнообразие словарного запаса, смысловая значимость речи, лаконичность, точность, правильность интонации, учет ситуации, культура речи, тактичность.
В группу наглядных методов обучения входят: демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, моделей; использование технических средств,. просмотр кино- и телепрограмм и т.д.
Главные требования, предъявляемые к данной группе: целесообразность (соответствие теме, содержанию); соответствие дидактической цели занятия, мера использования; очередность показа;
определение места и времени показа, умение организовать активное наблюдение учащихся; учет психологических требований к изображению, наглядности (шрифт, цвет. расстояние) и т.д.
Группа практических методов обучения включает в себя:
практические задания, деловые игры, тренинги, анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.
К дидактическим требованиям, предъявляемым к практическим методам обучения, относятся: дидактическая целесообразность метода, связь содержания с профессиональной подготовкой учащихся; четкая постановка проблемы; правильная, ясная, логичная формулировка способа решения поставленной проблемы.
Охарактеризованные нами методы обучения принято называть традиционными. Но в современных педагогических технологиях они являются базовыми так, как на их основе развиваются новые и сравнительно новые методы.
Какие же методы можно отнести, к новым?
Это и проблемное обучение, и программированное, алгоритмизация, и информационные педагогические технология, и модульное обучение, и элементы педагогического менеджмента и т.д.
Вполне понятно, что рассматриваемое условие эффективности управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе предполагает и владение им современными педагогическими технологиями. В связи с тем, что они подробно рассмотрены нами в одноименном пособии, предложенном ОСУЗ, отсылаем Вас к нему.
Организационное обеспечение, как условие эффективности управленческой деятельности предполагает функциональное определение места каждого работника учебного заведения в учебно-воспитательном процессе.
Чрезвычайно ваяна в плане организационного обеспечения работа такого представительного органа ССУЗ, как совета, а также органов, объединяющих педагогов: педагогические или методические советы, предметные или цикловые комиссии и т.п.
Основные задачи, функции и порядок работы этих органов определяются Уставом ССУЗ или отдельными положениями об этих органах, утвержденными первым руководителем образовательного учреждения.
Действенность данного условия в управленческой деятельности определяется целенаправленностью планирования, наличия отчетности и научно аргументированного анализа деятельности.
И конечно, организационное обеспечениекак условие эффективности управленческой деятельности администратора по учебным вопросам, требует в первую очередь тщательного, педагогически целесообразного анализа учебного занятия, соблюдения всех организационных требований,
Информационное обеспечение - однаиз важнейших предпосылок реального педагогического управления учебно-воспитательной работой, так как. включает в себя;
- конкретное знание руководителем специального, педагогического и методического потенциала каждого педагога (пути получения информация - посадим уроков, беседы, анализ планов, анкетирование, тестирование студентов, заслушивание отчетов па предметных (цикловых) комиссиях, педагогических (методических) советах и т.п.;
- конкретное знание руководителем отношения студентов к обучению вообще, к отдельным предметам и преподавателям, анализих успеваемости, посещаемости занятий;
- получение с помощью метода отсроченного контроля исчерпывающих данных об адаптации выпускников учебного заведения на производстве;
- систематическое знакомство руководителей, педагогов о передовым опытом работы других ССУЗ по организации учебно-воспитательной работы.
Постоянный учёт и анализ получения названной информации создаёт реальную основу для систематической корректировки системы педагогического управления.
Наличие особой воспитывающей атмосферы также является необходимым компонентом всестороннего обеспечения системы педагогического управления.
Такая атмосфера предполагает:
- создание и творческое развитие традиций в учебном заведении;
- культуру педагогического общения;
- наглядное освещение учебно-воспитательной работы,её процесса, результативности;
- утверждение культа учебы в учебном заведении;
- пример руководителя, преподавателя в учебно-воспитательной работе. Особенно важен личный пример заместителя директора по учебной работе для преподавателей, его высокое педагогическое мастерство, совершенное владение современными педагогическими технологиями, корректный анализ посещаемых уроков. объективная оценка деятельности педагогов, высокопрофессиональные, деловые оптимистические советы.
Действенное авторитетное самоуправление студентов.
Классическое педагогическое управление (от руководства учебного заведения - к учащимся) можно условно назвать управлением по вертикали. В свою очередь, самоуправление студентов называется управлением по горизонтали. Логика педагогического управления такова, что управление по вертикали никогда не достигнет цели без управления по горизонтали. И чем действеннее, чем масштабнее и авторитетнее представлено самоуправление студентовтем больше оснований для объективного вывода: в данном учебном заведении управление учебно-воспитательным процессом осуществляется в оптимальном варианте.
Методика обработки анкет
1. Анкетируемый дает ответы на вопросы по трехбалльной системе:
да - 3; не совсем – 2; нет – 1.
2. Вычисляется средний балл по вопросам анкеты (суммировать баллы по каждому вопросу и разделить на количество участников по полученным данным).
Заключение
Итак, мы рассмотрели педагогические основы управленческой деятельности, заместителя директора ССУЗ по учебной работе. В схеме I нами представлена целостная система этой деятельности. Чтобы осознать все её компоненты, их цели и задачи, заместитель директора должен четко представлять себе педагогические основы этой деятельности, т.е. владеть категориальным управленческим аппаратом, знать принципы управления, этапы управленческой деятельности и реально представлять условия эффективности управленческой деятельности. Как руководитель, заместитель директора должен донести эти знания до педагогического коллектива (на педсовете, на заседаниях предметных комиссий, в индивидуальных в фронтальных беседах), добиться осознания их я педагогически целесообразного применения для более успешного управления учебно-воспитательным процессом. Подводя итог, следует отметить, что в колледже выполняется основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.
Введение
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании". Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000 — 2005 годы.
Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие — модернизации образования.
Информационно-теоретическая часть.