Выбор типа ГЭУ и прототипной марки главного двигателя
Судовая энергетическая установка предназначена для обеспечения и снабжения необходимой энергией всех судовых потребителей.
Современная СЭУ представляет собой комплекс технических 1 средств, обеспечивающих:
— взаимодействие главного двигателя и движителя (обычно гребного винта) для обеспечения движения судна;
—выработку энергии и передачу ее ко всем судовым потребителям;
—функционирование общесудовых систем и устройств, включая бытовые системы, обеспечивающие условия обитаемости в служебных и жилых помещениях.
Механизмы, системы и оборудование СЭУ, предназначенные для обеспечения движения судна» составляют главную энергетическую установку (ГЭУ). Основными элементами ГЭУ являются главный и двигатель, валопровод и движитель. Источники электроэнергии с первичными электродвигателями, преобразователями и переда- Н точными трассами составляют электроэнергетическую установку (ЭЭУ).
ГЭУ классифицируют по различным признакам, однако тип СЭУ традиционно определяется типом главного двигателя, поскольку он оказывает наибольшее влияние на свойства ГЭУ (мощность, маневренность). Самая общая классификация СЭУ предусматривает следующие типы установок: дизельная установка (ДУ); паротурбинная установка (ПТУ); газотурбинная установка (ГТУ); атомная энергетическая установка (АЭУ); комбинированная энергетическая установка (КЭУ).
В ДУ главным двигателем является судовой двигатель внутреннею сгорания (ДВС), в котором происходит преобразование химической энергии топлива в механическую энергию вращения вала. Это обусловливает наиболее высокий КПД ДУ по сравнению с другими типами установок.
В качестве главного двигателя в ПТУ используется паровая турбина, для которой рабочим телом служит пар, получаемый в паровых котлах. Котлы вместе с обслуживающим их оборудованием составляют котельную установку Главными двигателями в ГТУ служат газотурбинные двигатели (ГТД). В ГТУ, как и в ДУ, преобразование химической энергии топлива в энергию вращения происходит в едином агрегате — ГТД В этом случае главная энергетическая установка является пропуль-сивной. В некоторых ГТУ главным двигателем является газовая турбина, а газ для ее работы вырабатывается в отдельно расположенном генераторе газа. В этом случае в пропуль-сивную установку входит только газовая турбина.
Основная отличительная особенность АЭУ — наличие ядерной паропроизводящей или газопроизводящей установки, вырабатывающей рабочее тело (пар или газ). При этом в состав пропульсивной установки входит паровая или газовая турбина Наибольшее распространение получили ядерные паропроизводящие установки.
Основными требованиями к главным двигателям являются достаточной для обеспечения заданной скорости полного хода мощность и массогабаритные характеристики, позволяющие разместить о объеме судна. При удовлетворении этих требований на выбор и на двигателя могут влиять: конструктивные особенности, обеспечивающие удобство монтажа и обслуживания в условиях судна; показатели надежности (ресурс, вероятность безотказной работы I трудоемкость технического обслуживания, влияющие на стоимость приёмов и время использования двигателя по назначению в период рока службы судна; стоимость создания и экономичность режимов, наиболее характерных для эксплуатации судна; возможность работы двигателя на дешевых сортах топлива и масел; виброакустические характеристики двигателя; длительность реверса; минимально устойчивая частота вращения двигателя (не должна превышать 25—30%7номинальной).
В настоящее время наиболее распространены дизельные установки. По типу
используемых двигателей их разделяют на установки с малооборотными двигателями
(МОД), со среднеоборотными двигателями (СОД) и высокооборотными двигателями (ВОД).
В установках с МОД валопровод непосредственно соединен фланцем двигателя (прямая передача). В других типах установок частота вращения выходного фланца двигателя не совпадает с частотой вращения гребного винта и прямая передача не может быть использована в этих установках применяют редуктор или другую передачу в связи с этим различают: дизель-редукторные, дизель-электрические и дизель- гидротрансформаторные установки.
Установками с МОД оборудуют крупные морские суда. Эти установки обладают высокой экономичностью, большими агрегатными мощностями и моторесурсом и могут работать на тяжелом топливе. 1х недостатки — большие масса и габариты главного двигателя.
Все более широкое применение находят многомашинные установки с СОД. Мощность таких установок приближается к мощности установок с малооборотными дизелями. Преимуществами дизельных многомашинных установок являются широкие возможности расположения дизелей в машинных отделениях, высокой экономичности при работе на промежуточных режимах и надежность работы. Уменьшение массы установки и габаритов МО позволяет увеличить количество перевозимого груза.
Недостаток установок с СОД — большое количество цилиндров, требующих обслуживания при проведении плановых осмотров и ремонтов, несколько увеличенный расход смазочного масла, повышенная шумность и необходимость применения редуктора.
Установки с ВОД обладают компактностью и малой удельной массой. Создание ВОД с большой агрегатной мощностью требует применения сложных многоцилиндровых конструкций с V-, Ш- и вездообразным расположением цилиндров. ВОД работают на легком дизельном топливе и имеют значительно меньший ресурс, чем ОД. Применение установок с ВОД на транспортных водоизме-1ЭЮ1ЦИХ судах ограничено.
По количеству валов различают одновальные и многовальные установки
Многовальные установки, обеспечивающие повышенную маневренность, применяются на пассажирских судах, паромах и ледоколах
По типу движителя установки могут быть с винтом фиксированного шага (ВФШ), с винтом регулируемого шага (ВРШ),а также согласно вращающимися айн/ими и др.
Т.к судно имеет небольшие габариты ,тем более МО ограничено по объему ,в качестве ГД применяем СОД ,а в качестве прототипного двигателя я выбрал двигатель марки 6ЧНСП18/22.
Специальная часть