Технология добычи угля вскрышным способом на Бородинском разрезе
Бородинский угольный разрез расположен в Красноярском крае, входит в состав СУЭК. Бородинский разрез находится в 7 км от города Бородино Красноярского края. Глубина залегания угля составляет не более 100 метров, при этом толщина пласта достигает 45 метров. Небольшая глубина позволяет вести добычу открытым способом.
Вскрышные работы производятся железнодорожным способом с применением думпкаров. Мощность разреза превышает 20 млн тонн угля в год.
Рисунок 9.1 – Думкар
Если посмотреть на разрез сверху, то он напоминает подкову, длина которой километров семь, а ширина – полтора. Вдоль него на разных высотах проложены железнодорожные пути, по которым двигаются составы с углем либо со вскрышей (пустая порода, покрывающая залежи угля). Железнодорожный транспорт экономичнее автомобильного. Не случайно на этом разрезе получается самый дешевый уголь в мире.
Технология добычи угля выглядит примерно так. Вначале снимают бульдозерами почвенный слой, затем бурят шурфы и взрывают вскрышу.
После этого шагающий экскаватор переносит ее своим ковшом в сторону, засыпая место, где уже выработали уголь, дальше идет рекультивация территории. А с другой стороны экскаватор расчищает еще не тронутый угольный пласт. Стрела у него 70 метров, а ковш 9 кубометров (примерно как
кузов КамАЗа), так что можно представить масштабы. Выработав определенный участок, машина перемещается вперед (шагает) с помощью так называемых лыж. Другие экскаваторы грузят вскрышу в короткие открытые полувагоны, которые горняки называют думпкарами. Они могут сами выгружать породу в отвалы, поднимая борт в одну сторону либо в другую.
Очищенный от вскрыши пласт разрабатывают роторными экскаваторами. Эта тридцатиметровая махина (с десятиэтажный дом) на гусеничном ходу одновременно и копает уголь с помощью колеса с закрепленными на нем ковшами, и грузит в вагоны. Копкой угля управляет машинист ротора, а погрузкой в вагоны – другой с помощью разгрузочной консоли.
Рисунок 9.2 – Эскаватор ЭРП-2500
Вообще, обслуживанием экскаватора занимаются сразу пять человек. Работа, особенно на погрузке, требует виртуозности. Надо умудриться заполнить вагон углем равномерно за несколько секунд, не просыпав его на рельсы, чтобы избежать схода вагонов.Вывозкой угля из разреза занимается бородинское погрузочно-транспортное управление, которое доставляет вагонами топливо до станции Буйная, находящейся в 24 километрах. А ремонтирует всю технику, включая экскаваторы и тепловозы, Бородинский ремонтно-механический завод. Все три предприятия входят в структуру
Красноярского филиала Сибирской угольно-энергетической компании (СУЭК-Красноярск). Уголь хорош тем, что при сгорании выделяет много тепла
и мало вредных примесей, радиационный фон в разрезе не отличается от естественного. Зола, оставшаяся после сжигания, относится к самому низкому классу опасности. Поэтому потребителям практически не приходится платить
государству за произведенные отходы. Основной потребитель бородинского угля – предприятия Сибирской генерирующей компании, которые расположены на территории пяти субъектов Федерации. Подавляющее количество сжигают на ГРЭС и ТЭЦ Красноярского края. До 200 тысяч тонн в месяц этого угля потребляет Барнаульская ТЭЦ-3 зимой и около 70 тысяч тонн – летом.