Развитие PR-технологий в России
Вопрекинепродолжительному функционированию российского рынка PR-услуг, это направление деятельности уже получило достаточно широкое распространение. В этом плане показателен перечень организаций и структур, которые вошли в «Золотой каталог» РАСО (Российская ассоциация по связям с общественностью).
В сфере пиара среди острейших проблем можно привести отсутствие общего мнения об оценке эффективности PR-деятельности.
Оценочные исследования PR-кампании изначально предполагалось проводить по окончании мероприятия, как обычно, но в настоящее время большая доля теоретиков и практиков пришли к заключению, что оценка эффективности должна начинаться на ранних стадиях кампании и непрерывно проводиться на всем ее протяжении.
С этой точки зрения базовые и оценочные исследования взаимосвязаны.
Разработка вопроса оценки эффективности PR-кампании в российской практике находится в зачаточном состоянии. Наиболее распространено представление о том, что основной показатель эффективности PR-кампании — полное и безоговорочное удовлетворение заказчика. Эта проблема не разрешится до тех пор, пока не будут разработаны универсальные и общепринятые критерии определения качества PR-работы.
Мнения теоретиков и практиков пиара расходятся, некоторые из них имеют диаметрально разные представления о развитии пиара в России: от самых бесперспективных до многообещающих. Однако практически все сходятся в одном — сегодня в России существует ряд проблем в сфере пиара. Среди часто называемых трудностей — дилемма, связанная с наличием собственного пиар-отдела и аутсорсинга, недостатки профессионального образования в сфере связей с общественностью и необходимость создания сильных независимых региональных центров PR.
По данным всемирного отчета Международной ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (ICCO), рынок PR-услуг России в 2011 году значительно увеличился. В 2012 году эта тенденция сохраняется. В первую очередь рост происходит за счет новых PR-продуктов, которые появляются на рынке и продаются.
Согласно опросу ICCO, в котором приняли участие представители 23 стран Европы, Северной и Южной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, доля расходов на PR-услуги в маркетинговых бюджетах по сравнению с рекламой и другими сферами значительно возросла. В среднем в России доходы PR-агентств увеличились на 20 %. В Скандинавии и странах Северной Европы рост составляет около 10 %. Аналогичная ситуация наблюдается в Турции и США. В то же время в таких странах, как Испания и Португалия, объем рынка PR услуг сократился на 20 %. Таким образом, опрос ICCO демонстрирует общемировую тенденцию роста рынка PR-услуг. Вполне очевидно, что наибольший рост зафиксирован в развивающихся странах с крупнейшими экономиками. По оценкам специалистов, серьезный рост рынка PR-услуг России вряд ли можно остановить в ближайшие 3–5 лет. Это связано с тем, что все большее количество бизнес- и государственных структур, партий и движений, общественных и профессиональных организаций понимают, что без профессионального пиара объем их продаж (услуг и т. д.) не будет развиваться в соответствии с их планами. Проводить профессионально разработанные отдельные PR-акции и комплексные долгосрочные кампании стало модно. Многие фирмы, особенно те, кто имеет устоявшиеся связи с иностранными партнерами либо налаживают их, понимают, что PR — это не роскошь, а норма жизни. Отечественные агентства по сравнению с зарубежными обладают значительными преимуществами на российском рынке: они знакомы с особенностями российского менталитета. Западные PR-специалисты считают ближайшие перспективы развития этой профессии благоприятными, а представители ведущих мировых PR-сетей говорят о грядущем буме и даже «золотом веке» PR.
В 2013 году специалисты прогнозируют сохранение на российском рынке уже существующих тенденций и дальнейшее общее развитие отрасли, выражающееся в том числе и в росте доходов PR-индустрии. Резкий скачок в развитии PR ожидается в потребительском и фармацевтическом секторах. Ожидается, что в ближайшие годы главными тенденциями станут «зеленый» PR (обсуждение экологических инноваций и технологий), брендированные сообщества, развитие коммуникации с имеющимися потребителями, поиск альтернативных идей и технологий: сокращение госучастия, методики оценки эффективности, кадровый голод и увеличение стоимости услуг.
Результатом реализации аналитической функции маркетинга является формирование целей развития предприятия и стратегий по их достижению. Цели являются основой маркетинговой деятельности предприятия и представляют собой определенный количественный или качественный результат, которого необходимо достигнуть к определенному времени.PR приносит результаты в виде подписанных контрактов, правительственных льгот, новых инвестиций и т.п. спустя длительное время после проведения компаний, формирующих «хороший» имидж фирмы.