Разработка организационной структуры

Создание, развитие и функционирование КБИС предполагает ряд требований, которые носят организационный характер.

Основные положения КБИС:

1) Библиотека, которая входит в действующую корпорацию, должна понимать, что такое включение ее сопровождается добровольным началом и является долгосрочным, наряду с этим, члены - участники организации должны владеть знаниями о преимуществах своего участия в данной корпорации. При вступлении новых сотрудников в корпорацию, происходит официальное оформление нового лица в библиотечное учреждение, в котором новый сотрудник обязан придерживаться установленных правил основанных на технических и организационных принципах;

2)Корпорация не влияет на работу принятой ей библиотеки по вопросам административного и хозяйственного характера;

3) Корпоративная БИС предполагает наличие администрации, научно-технического управления, технологического совета и оперативного правления. Такими органами могут быть "Директорат", "Научно - технический совет, а также "Администрация корпоративной сети", все они направляют свою деятельность на решение конкретных задач для достижения желаемых целей;

4) На основе систематического подхода происходит процесс организации по повышению квалификации сотрудников - участников библиотеки, которая принимает непосредственное участие в работе КБИС. Повышения уровня мастерства необязательно происходит по специальности каждого сотрудника - участника, возможны варианты повышения уровня умений по другой научно-методической базе;

5) В успешной работы любой КБИС ведущую роль играет руководитель, который будет направлять своих подчинённых на методическую, организационную и технологическую деятельность. Ведущий руководитель обязан способствовать успешной работе в действующем коллективе и обеспечивать поддержку всей КБИС.

Все вышесказанные положения имеют свои особенности, их можно разъяснять и определять по-разному, в зависимости от корпоративной среды библиотеки. Практика показала, что халатное отношение к одной из перечисленных положений приведет к нежелательным последствиям.

В работах установлено, что с развитием КБИС происходит процесс ее реорганизации в организационной деятельности, а это влечет за собой построение структуры организации по принципу иерархии. Развитие отдельных библиотек – участниц корпоративной сети, имеет свой специфический характер:

• Принадлежность центрального органа управления. К такой специфике следует отнести работу публичных библиотек, а также научно-технический библиотек.

• Не идентичность статуса в пределах одного центрального органа управления. Примером такой специфики является республиканские и областные библиотеки, городские библиотеки, центральные, а также районные и окружные библиотеки.

• Географическое положение.

В основе данной гипотезы сети следует выделить следующие типы узлов:

1) Базовый центр - провайдер КБИС. Центр - провайдер выполняет функции: методические, технологические и информационные. Выполнение функций напрямую зависит от участия КБИС. Базовый центр содействует с отраслевым сетевым центром и наряду с этим, может содействовать в работе с другими КБИС. Центр работает на основании крупной библиотеки, которая владеет опытом по администрированию серверов, а также сетевого коммутационного оборудования.

Основные функции центра – провайдера по обеспечению:

· технического и организационного администрирования и сопровождения серверов узлов сети библиотек, также тех, кто не имеет технического персонала по телекоммуникациям;

· взаимодействия информационных ресурсов библиотек разной ведомственной и региональной принадлежности;

· услуг по облегченному совместному доступу узлов КБИС к информационным ресурсам Интернета, предоставляемых на платной основе;

· функций сетевого провайдера для части библиотек, участников проекта.

2) Отраслевой базовый сетевой центр — провайдер. Выполняет задачи по: методологической поддержки работы с сетью библиотеки; технологическому обеспечению по работе сети библиотек; гарантированию информационной связи КБИС с другими библиотеками и системами данной отрасли, которая может принадлежать или же не принадлежать действующей корпорации. Эти корпорации дают возможность пользователям КБИС использовать ее информационные ресурсы. Центр создается на основе крупной отраслевой библиотеки и может включать в себя библиотеки федеральной важности. Они владеют собственными информационными ресурсами, которые играют важную роль для пользователей всей корпоративной библиотечно-информационной системы. Помимо этого, отраслевой базовый сетевой центр – провайдер берет на себя ответственность за взаимодействие информационного и технологического характера, направленного на деятельность библиотек одной отрасли КБИС, а также библиотек не входящих в ее состав.

3) Базовый сетевой центр. Ведет свою деятельность для улучшения качества работы в сфере обслуживания крупных библиотеках. Сетевой центр предназначен для конструирования и предоставления пользователям КБИС важных информационных ресурсов в рамках сетевого доступа. Базовые сетевые центры основываются в крупных библиотеках, которые имеют личные информационные ресурсы и могут дать их в использования коллективу КБИС. При условии владения в их среде филиалов, образованных в разных постройках, то они создают и поддерживают телекоммуникационную сеть библиотек-филиалов и своих подразделениях.

Основными функциями базовых сетевых центров являются:

· управление специализированными библиографическими и информационными ресурсами и предоставление этих ресурсов для общедоступного сетевого использования. При этом форма и порядок предоставления ресурсов могут варьироваться, в том числе зависеть от платного или бесплатного их предоставления;

· ведение и сопровождение общедоступного электронного каталога;

· читателям доступа к информационным ресурсам Интернета;

· размещение и сопровождение информационных ресурсов библиотек-филиалов, не имеющих собственного постоянного подключения к Интернету;

· обеспечение подключения к сети Интернет библиотек и удаленных пользователей через выделенные телефонные линии связи (в зависимости от числа этих линий и технических возможностей коммуникационного оборудования).

4) Сетевой центр библиотек - пользователей. Деятельность центра направлена на обслуживание по признаку территориальности библиотеки среднего масштаба, которые имеют специфические информационные ресурсы. Центры основываются на базе библиотек, которые имеют или создают собственные электронные ресурсы, но не предоставляют их для общедоступного сетевого пользования. При наличии филиалов в разных корпусах, они создают и развивают телекоммуникационную сеть библиотек-филиалов и подразделений. Для сетевых центров библиотек-пользователей предусматриваются две специфики:

· доступ к информационным ресурсам базового сетевого центра и другим информационным ресурсам сети;

· создание собственных информационных WEB-страниц, в том числе с возможностями доступа через сеть Интернет к своим локальным базам данных.

В отличие от базовых сетевых центров сетевые центры библиотек-пользователей имеют ограниченные возможности для самостоятельного вхождения со своими информационными ресурсами в единое виртуальное телекоммуникационное пространство, поэтому предполагается постепенный переход к созданию на их основе базовых сетевых центров.

Сетевой центр библиотеки - филиала. Работа связанная только с собственным филиалом и их потребителями. Такой центр создает и развивает телекоммуникационную сеть своих библиотек-филиалов и подразделений, если последние находятся в разных зданиях; участвуют совместно с базовыми сетевыми центрами и сетевыми центрами библиотек-пользователей в создании информационных ресурсов общего пользования и взаимодействуют с этими центрами через выделенные линии связи. Для сетевых центров библиотек-филиалов предусматриваются возможности:

· доступа к информационным ресурсам КБИС;

· возможности формирования запросов для совместного организационного взаимодействия (например, для заказа литературы, книгообмена и т.п.). [1]

Таким образом, приведенная выше организация КБИС прошла проверку на примере создания по составу участников и количеству обслуживаемых пользователей. Создание КБИС связано с рядом проблем, которые должны учитывать их организаторы и разработчики проектных решений.

При проектировании АБИС, вопросы организационной структуры и органов управления объекта автоматизации не являются предметом разработки, поскольку создаваемая система, как правило, существенно их не изменяет.

Наши рекомендации