Раздел 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ТАБЛИЦ
Тема 4.1. Организация финансово-экономических расчетов в электронных таблицах
Основные понятия табличного процессора. Функциональные возможности. Технология работы в табличном процессоре. Типы данных. Числовые форматы. Оформление таблиц, работа со стилями оформления. Печать отчетов.
Компьютерный практикум.
Тема 4.2. Организация вычислений в таблицах.
Адресация данных. Виды ссылок. Создание и использование формул.
Применение в вычислениях стандартных функций. Виды функций. Математические и логические функции. Функции даты и времени. Статистические функции. Функции просмотра и ссылки. Функции баз данных. Финансовые функции. Обработка ошибок в расчетных формулах. Способы организации вычислений.
Компьютерный практикум.
Тема 4.3. Создание и редактирование диаграмм.
Элементы диаграмм. Типы диаграмм. Технология создания диаграмм. Средства форматирования диаграмм. Управление динамической связью диаграммы и исходной таблицы.
Компьютерный практикум.
Тема 4.4. Основные средства обработки таблиц Excel.
Формирование итогов и сводных таблиц. Группировка строк и столбцов. Консолидация таблиц и их частей. Сортировка записей, фильтрация данных.
Тема 4.5. Автоматизация расчетов в электронных таблицах.
Понятие макроса. Создание макросов. Разработка интерфейсов.
Раздел 5. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Тема 5.1. Основы алгоритмизации
Этапы решения задач на ПК. Понятие алгоритма и его свойства. Способы записи алгоритмов. Алгоритмизация линейных, ветвящихся и циклических вычислительных процессов. Структуры данных: массивы, списки, стеки. Типовые алгоритмы (сортировки, поиска и т.д.).
Тема 5.2. Основы моделирования
Понятие модели, виды моделей, принципы построения, искусственные нейронные сети, генетические алгоритмы, экспертные системы, базы данных и базы знаний.
Тема 5.3. Языки программирования
Обзор современных языков программирования, основные понятия. Переменные. Типы данных. Реализация языков программирования: трансляторы. Компоновщики, загрузчики. Понятие о методах программирования: процедурное программирование, объектно-ориентированное программирование.
Раздел 6. ОСНОВЫ РАБОТЫ С БАЗАМИ ДАННЫХ
Тема 6.1. Основные сведения о базах данных.
Понятие о базе данных и системе управления ею (СУБД). Обзор современных СУБД. Виды моделей данных. Информационно-логические модели. Информационные объекты и их связи. Реляционная база данных, ее структура. Этапы проектирования и создания базы данных.
Тема 6.2. СУБД Access и ее структура.
Основные объекты Access. Логическая и физическая модель базы данных Access. Режимы доступа к базе данных. Понятие о синхронизации и репликациях базы данных. Администрирование базы данных. Импорт и экспорт данных.
Тема 6.3. Работа с таблицами Access.
Основы конструирования таблиц. Структура и организация таблиц. Поля, их типы и свойства. Схема данных. Технология ввода и редактирования данных. Фильтрация и сортировка записей в таблицах.
Тема 6.4. Конструирование запросов.
Запросы QBE и запросы SQL.
Основы конструирования QBE-запросов. Виды запросов: запросы на выборку и запросы-действия. Запросы с параметрами. Запросы с группировкой данных. Агрегатные функции. Перекрестные запросы. Запросы с вычисляемыми полями. Работа с построителем выражений. Запросы на обновление, добавление, удаление записей и создание новых таблиц.
Тема 6.5. Конструирование форм.
Основы конструирования форм. Назначение и виды форм. Структура формы. Технология разработки однотабличных и многотабличных форм. Элементы управления. Использование в формах групповых и вычисляемых полей.
Тема 6.6. Конструирование отчетов.
Основы конструирования отчетов. Назначение и виды отчетов. Структура отчета. Технология разработки однотабличных и многотабличных отчетов. Группировка данных в отчетах. Использование вычисляемых полей в отчете.
Тема 6.7. Автоматизация управления базой данных.
Создание пользовательских меню (панелей управления и форм) для эффективного управления базой данных. Использование диспетчера форм.
Основы конструирования макросов. Структура макроса. Виды макрокоманд. Окно конструктора макросов. Отладка макроса.
Приложение 2
Пример выполнения контрольной работы №2
Составить таблицы следующего вида:
Сведения о студентах
Фамилия | Номер зачетной книжки | Номер группы | Дата рождения |
Ведомость успеваемости
Номер зачетной книжки | Математика | Экономика | Информатика |
Заполнить первые две таблицы данными о 15 студентах. С помощью справочной таблицы должна автоматически заполняться итоговая таблица и рассчитываться общая сумма.
Выплата стипендии
Фамилия | Средний балл | Стипендия |
Стипендия рассчитывается следующим образом:
Размер базовой стипендии (400 рублей) заносится в отдельную клетку таблицы. Размер стипендии каждого студента определяется в соответствии со средним баллом, следующим образом:
Средний балл | Размер стипендии |
Базовый размер увеличивается на 50 % | |
От 4,5 до 5 | Базовый размер увеличивается на 15% |
От 4 до 4,5 | Базовый размер |
Меньше 4 | Стипендия не начисляется |
Построить объемную столбиковую диаграмму начисления стипендии по группам, корректируемую при изменении исходной таблицы.
Вывести фамилии студентов средний балл, которых выше среднего.
Технология выполнения
1. Создание таблиц
Переименовать текущий лист рабочей книги в лист с именем «Сведения о студентах». Для этого щелкнуть правой клавишей мыши по ярлычку листа и в контекстном меню выбрать пункт «Переименовать». Ввести в поле ярлыка новое название.
Выделить диапазон ячеек A1: D16 и нажать кнопку контекстного меню все границы.
Выделить диапазон ячеек A1: D1 и выполнить команду Формат \ ячейки. В диалоговом окне на вкладке Выравнивание в области Отображение установить флажок переносить по словам и щелкнуть по кнопке OK.
Заполнить шапку таблицы и внести данные таблицу, как показано на рисунке 1.
Рис.1. Таблица с данными о студентах
Пользуясь технологией создания таблицы Сведения о студентах на листе 2 и 3 создать таблицы Ведомость ( рисунок 2), Выплата стипендии ( рисунок 3), Размер стипендии ( рисунок 4).
2. Выполнение расчетов в таблице Выплата стипендии
В ячейку B2 ввести формулу для расчета среднего балла:
= СРЗНАЧ( ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 2; ложь); ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 3; ложь); ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 4; ложь)).
Рис.2. Таблица с данными о сдаче экзаменов
Рис.3 Ведомость начислений стипендии
Рис.4. Базовый размер стипендии
В ячейку C2 ввести формулу для расчета стипендии:
=ЕСЛИ(И(ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 2; ложь) >3; ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 3; ложь) >3; ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 4; ложь) >3;B7=5);'Размер стипендии'!$B$1+'Размер стипендии'!$B$1*0,5;ЕСЛИ(И(ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 2; ложь) >3; ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 3; ложь) >3; ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 4; ложь) >3;B7=4,5);'Размер стипендии'!$B$1+'Размер стипендии'!$B$1*0,15;ЕСЛИ(И(ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 2; ложь) >3; ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 3; ложь) >3; ВПР(ВПР(А2; ‘Сведения о студентах’! $A$2:$D$16;2; ложь); ‘Ведомость’! $A$2:$D$16; 4; ложь) >3;B7>=4);400;0)))
3. Построение столбиковой диаграммы
Добавить с помощью функции ВПР в таблицу Выплата стипендии номер группы, в которой учиться студент. Для этого поставить курсор в ячейку D2 и ввести следующую формулу:
= ВПР( A2; ‘Сведения о студентах’! A2:D16; 3; ложь)
На новом листе создать таблицу Выплата стипендии по группам.
Номер группы | Размер стипендии |
В ячейку B2 ввести формулу для расчета стипендии:
= СУММЕСЛИ('Выплата стипендии'!$D$2:$D$16;A2;'Выплата стипендии'!$C$2:$C$16)
Выделить таблицу Выплата стипендии по группам и вызвать мастер диаграмм. Выполнить пошаговое построение диаграммы.
Рис.5. Диаграмма распределения сумм стипендий по группам
4. Вывести фамилии студентов средний балл, которых выше среднего
В ячейку G3 ввести критерий отбора:
= C2>СРЗНАЧ($B$2:$B$16)
Рис.6. Диапазон условий для расширенного фильтра
В диапазон ячеек G15:H15 скопировать имена столбцов Фамилии и Стипендия.
Выполнить команду Данные/ Фильтр/ Расширенный фильтр.
В диалоговом окне Расширенный фильтр установить флажок Скопировать результат в другое место, задать исходный диапазон ( $A$1:$D$16) , диапазон условий ($G$2:$G$3), диапазон результатов ($G$15:$H$15) ( рисунок 7) и щелкнуть кнопку OK ( рисунок 8).
Рис.7 Диалоговое окно «Расширенный фильтр»
Рис.8. Окно результатов расширенного фильтра
Приложение 3
Выбор контрольных заданий
Выбор варианта контрольных работ осуществляется по таблице. Ключом выбора являются две последние цифры номера зачетной книжки студента. Например, зачётка 123456/09. Две последних цифры номера зачетки 56 (09 год поступления), значит вариант 26
Таблица выбора вариантов контрольной работы
Две последние цифры зачетной книжки | Вариант | Две последние цифры зачетной книжки | Вариант |
01 31 61 91 | 16 46 76 | ||
02 32 62 92 | 17 47 77 | ||
03 33 63 93 | 18 48 78 | ||
04 34 64 94 | 19 49 79 | ||
05 35 65 95 | 20 50 80 | ||
06 36 66 96 | 21 51 81 | ||
07 37 67 97 | 22 52 82 | ||
08 38 68 98 | 23 53 83 | ||
09 39 69 99 | 24 54 84 | ||
10 40 70 00 | 25 55 85 | ||
11 41 71 | 26 56 86 | ||
12 42 72 | 27 57 87 | ||
13 43 73 | 28 58 88 | ||
14 44 74 | 29 59 89 | ||
15 45 75 | 30 60 90 |