Образец читательского формуляра
1. Фамилия ________________ Имя _________
2. Школа ____ Класс ____ Дата _____
3. Название литературы по сферам профессиональной деятельности:
"Человек- Природа"
1.____________________________________________
2. ____________________________________________
3.____________________________________________
"Человек- Техника"
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
"Человек- Знаковая система"
1. ______________________________________________
2.______________________________________________
3. ______________________________________________
"Человек- Художественный образ"
1. __________________________________________
2. __________________________________________
3. ____________________________________________
"Человек- Человек"
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.____________________________________________
Карта интересов. Вариант А (для учащихся 6-8 классов)
"Человек- Природа"
1. Биология.
2. География.
3. Медицина.
"Человек- Техника"
4. Техническое творчество.
"Человек- Человек"
5. История.
6. Военное дело.
7. Художественная литература.
8. Психология.
9. Педагогика.
"Человек- Знаковая система"
10. Физика.
11. Математика.
12. Информатика.
"Человек- Художественный образ"
13. Искусство: живопись, кино, музыка.
14. Спорт.
Карта интересов. Вариант Б (для учащихся 9-11 классов)
"Человек-Природа"
1. Биология.
2. География.
3. Геология.
4. Медицина.
5. Лесная и пищевая промышленность.
"Человек-Техника"
6. Физика.
7. Химия.
8. Техника.
9. Электро-радиотехника.
10. Металлообработка.
11. Деревообработка.
12. Строительство.
13. Транспорт.
14. Авиационное, морское (речное) дело.
"Человек-Человек"
15. Военные специальности.
16. История.
17. Литература.
18. Журналистика.
19. Общественная деятельность.
20. Педагогика.
21. Право (юриспруденция).
22. Сфера обслуживания, торговля.
"Человек- Знаковая система"
23. Математика.
24. Экономика.
25. Иностранные языки.
"Человек- Художественный образ"
26. Изобразительное искусство.
27. Сценическое искусство.
28. Музыка.
29. Физкультура, спорт.
Примерный список литературы по теме "От мечты к выбору профессии"
1 раздел "Интересное рядом"
"Человек- Человек"
Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. -М.,1983. Бианки Н. Обыкновенное чудо. - М., 1987. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.
"Человек- Природа"
Вакула В. Биотехнология: что это такое? - М., 1987. Богданов В.В. Удивительный мир резины. - М., 1989. Григорьев В.М., Мякишев Г.Я. Силы в природе. - М., 1988. Голубев Д.Б., Солоухин В.З. Размышления и споры о вирусах. - М., 1989. Гуков Г.В. Чье имя ты носишь, растение? - Хаб., 1989. Кухта Л. Лесная тишина. - М., 1982. Мухин Л.М. Мир астрономии: Рассказы о Вселенной, звездах и галактиках. - М., 1987. Лес и человек. Ежегодник, 1991. Салин Ю.С. К истокам геологии. - Хаб., 1989. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. - М., 1990. Фукарек Ф., Хемпель В. Растительный мир Земли. - М., 1982. Яковлева И.Н., Яковлев В.Н. По следам минувшего. - М., 1983. Ясаманов Н.А. Занимательная климатология. - М., 1989.
"Человек- Знаковая система"
Алферов А.В. В мире умных машин. - М., 1989. Гордин А.Б. Занимательная кибернетика. - М.,1987. Зарецкий А.В., Труханов А.В. А я был в компьютерном городе. - М., 1990. Информатика в понятиях и терминах. - М., 1991. Грошев В.П. Занимательная экономика. - М., 1988. Егоров Ю.Н. и др. Уроки робототехники. - М., 1990. Журавлев А.П. Диалог с компьютером. - М.. 1987. Леонтьев А.А. Что такое язык? - М., 1976. Моргенштерн И.Г. Занимательная библиография. - М., 1987. Современный компьютер: Сб. науч.-попул. статей / Под. ред. Курочкина В.М. - М., 1986. Хасэгава X. Мир компьютеров в вопросах и ответах: в 2 кн. - М., 1988.
"Человек- Художественный образ"
Гуревич П.С. Приключения имиджа. - М., 1991. Глазычев В.Л. О нашем жилище. - М., 1987. Громов Е.С. Комедии и не только комедии. Кинорежиссер Э. Рязанов. -М., 1989.Дмитриева Н.А. Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. - М., 1986. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. - М., 1988. Очерки истории искусства / Под ред. Поспелова Г.Г. - М., 1987. Педретти К. Леонардо: Книга о художнике. - М., 1986.
"Человек- Техника"
Алексеев Ю.Г. Люди и автомобили. - М., 1989. История воздухоплавания и авиации в России. - М,, 1989. Козлов Б.И. Город мастеров. - Л., 1988. Колтун М. Мир физики. - М., 1984. Бусленко В. Наш коллега - робот. - М., 1984. Ляликов А.П., Саруханов В.А. Корабли, автоматы, роботы. - Л., 1985. Сворень Р.А. Электроника шаг за шагом. - М., 1986. Моравский А.В. Огонь в упряжке или как изобретают двигатели. - М., 1990. Человек, море, техника-89; Сб. ст. - Л., 1989. Шихельман Г.Л. Занимательная технология машиностроения. - М., 1989. Финхель В.М. Портрет трещины. - М., 1989.
2 раздел "Мечта и профессия"
"Человек-Человек"
Мир профессий: Человек - человек / Сост. Каверина Р. - М., 1986. Батуев А.М. По зову сердца. - Л., 1986. Красноярский Э.В. Профессия - продавец. - М., 1986. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М.,1986. Усов В.В. Я работаю в сфере обслуживания. - М., 1986. Барышникова В.И., Карпова Л.П. Мы шьем одежду. - М., 1985. Болдырев Ю.Н. Покупатель и магазин. - М., 1988. Ларин А.М. Я - следователь. - М., 1986. Полиевский С.А. Физкультура и спорт. - М., 1988. Смыш В.П. Моя профессия - воспитатель детского сада. - М., 1989
"Человек- Художественный образ"
Лемешева А.Г. Профессия: актер. - К., 1987. Громов Е.А. Скульптор-модельщик. - Л., 1987. Каменева Е.О. Какого цвета радуга. - М.,1984. Кунин И. Петр Ильич Чайковский. - М.,1985. Рассказы о русских актерах / Сост. Седых М.Д. - М., 1987. Пилипенко В.Н. Иван Константинович Айвазовский. - Л., 1980. РадчукЛ.И., Гойхман О.Я. История мебельного гарнитура. - М.,1986. Хомлянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: Кн. для учащихся. - М.,1985.
"Человек- Знаковая система"
Власов Л.В., Гладков В.Н. Секретарь - помощник руководителя. - Л., 1989. Зиновьев А.Л., Филипков Л.И. Введение в специальность радиоинженера. - М., 1989.Елисеева И.И. Моя профессия - статистик. - Л., 1991. Информатика в рабочих профессиях. - М., 1990. Колмогоров А.Н. Математика - наука и профессия. - М., 1988. Люди учетной профессии. - М., 1988. Нестеренко А.В. ЭВМ и профессия программиста. - М., 1990. Рыбников К.А. Профессия - математик. - М., 1989. Соловьев В., Стуков С.А. Бухгалтер - профессия молодых. - М.,1987. Солтовский А.Н., Первин Ю.А. Как работает ЭВМ. - М.,1986. Шапошников А.А. Я б в бухгалтеры пошел ... - М., 1989. Энциклопедический словарь юного математика. - М., 1985.
"Человек- Техника"
Высоцкий Б.Ф. Инженер-конструктор-технолог микроэлектронной и микропроцессорной техники. - М., 1988. Денисов В.Г., Скрипец А.В. Дорога в авиацию. - М,, 1987. Евдокимов В. Д., Полевой С.Н. Быть машиностроителем. - М., 1989. За штурвалом тяжелых машин / Сост. Шагидин Ф. - М.,1983. Морозов Э.В. Я - электрик. - М., 1985. Резник С.Д. Плотник. - М., 1988. Речицкий В.И. Профессия - изобретатель. - М., 1988. Маркуша А.М. Вам - взлет! - М., 1990. Сикорский И.Н. Сто одна профессия пилота. - М., 1991. Малышев Б.Д. Электросварщик. - М., 1986. Першин С.П. Строитель железных дорог. - М., 1985. Потушков И.Л., Черницкий И.И. Профессия - слесарь по авиационному электрооборудованию. - М., 1988. Полтавец О.Ф. О станках и станочниках. - М., 1984. Федотов Я.А. Инженер электронной техники. - М., 1986. Чичев Ю.И. Профессия - сельский механизатор. - М., 1988. Физика и творчество в твоей профессии: Кн. для уч-ся. - М., 1988. Энциклопедический словарь юного техника. - М.,1988. Шахтеры / Сост. Баранов Ю. - М.,1984. Ямпольский Е.М. Моя профессия - строитель. - М., 1986.
"Человек-Природа"
Адольф Т.А. Быть зоологом. - М., 1992. Белкин С.И. Ты хочешь стать рыбаком? - М., 1986. Бобров Р.В. Экзамен на лесничего. - М., 1988. Зотова Р.И. Пекарь - это хорошо! М.,1986. Залыгин А. Г. Оператор-свиновод. - М., 1984. Левин В.С., Коробков В.А. Под водой - биологи. -Л., 1989. Мир профессий: Человек -природа / Сост. Левиева С. - М.,1985. Спутник лесника: Справочник. -М., 1990. Филоненко И.Е. Возделывающий землю. - М., 1988. Энциклопедический словарь юного химика. - М., 1982.
3 раздел "Мир твоих увлечений"
"Человек-Техника"
Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. - М., 1984. Борисов В.Г. Знай радиоприемник. - М.,1986. Костенко В.И., Столяров Ю.С. Мир моделей. - М., 1989. Прагин В.П. Юный моряк. - М., 1980.
"Человек- Художественный образ"
Абросимова А.А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - М., 1989.Соколовский М.М. Знакомьтесь с макраме. - М.,1985. Григорович В.Б., Андреева З.М. Слово о музыке. - М., 1977. Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке. - М., 1991. Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. - М., 1989.
"Человек- Природа"
Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. - М.,1985. Мазин В.В., Шашкова Л.С. Грибы, растения и люди. - М.,1986. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. - М.,1981. Гиряев Д.М. и др. Юные лесоводы. - М., 1988. Таранов В.В. Садово-огородный участок. - М., 1989. "Человек-Знаковая система" Компьютерные игры. - Л., 1988. Николаев Р., Сендова Е. Начала информатики. Язык Лого. - М., 1989. Задачи и упражнения по программированию: в 5 кн. - М., 1989.
4 раздел "Правила выбора профессии. Куда пойти учится?"
Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1984. 2000 профессий, специальностей, должностей: Энциклопедический справочник. - М., 1986. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения. - М., 1996.
Примерный план "Защиты профессий"
1. Профессии, входящие в избранную область профессиональной деятельности.
2. Необходимость этих профессий для общества.
3. Пять профессионально важных качеств профессии.
4. Рекомендации и советы сверстникам, избравшим эти профессии.
5. Рекомендуемые книги из представленных на выставке или прочитанных вами ранее.
6. Учебные заведения, готовящие специалистов выбранной вами группы профессий.
7. Рассказ или инсценировка рабочего дня специалиста избранной области профессиональной деятельности.
Карточка "25 качеств профессионала"
Доброта, любознательность, критичность, аккуратность, справедливость, остроумие, дисциплинированность, внимательность, эрудиция, вежливость, целеустремленность, инициативность, исполнительность, общительность, находчивость, настойчивость, логичность мышления, память, расчетливость, практичность, принципиальность, строгость, решительность, любовь к природе, любовь к детям.
Этапы игры:
1. Ведущий предлагает участникам читательские формуляры и карты интересов (см. Материалы и оборудование). В читательском формуляре каждый участник должен отметить интересующие его темы, а в карте интересов отметить интересующие его области профессиональной деятельности.
2. Ведущий приглашает участников совершить экскурсию по выставке книг. Останавливаясь около каждого раздела, ведущий рассказывает по какому принципу собраны книги, называет их тематику: "Выставка состоит их 4 разделов. В первом разделе лежат книги научно-познавательного характера, рассказывающие о полетах в космос, жизни животных, растений, физических явлениях, творчестве художников. Профессии, о которых рассказывается в этих книгах можно разделить на пять типов или сфер. "
Рассказ сопровождается показом таблицы "Классификация профессий" (см. лекция по профориентологии). Ведущий расспрашивает участников о профессиях, которые относятся к сферам "Человек-Человек", "Человек-Техника", "Человек-Природа", "Человек- Знаковая система", "Человек- Художественный образ". Участники рассказывают о профессиях, а ведущий им помогает. Далее ведущий просит каждого просмотреть книги первого раздела и выбрать интересующую книгу (книги), заполнив при этом читательский формуляр. Возможно, что учащихся заинтересует несколько книг с разными типами профессий. В этом случае интересы будут конкретизированы постепенно в ходе игры, а пока критерием выбора является читательский интерес.
3. Ведущий подводит участников ко второму разделу выставки и сообщает им: "Здесь можно узнать о профессиях и людях, их избравших, которые распределены по пяти типам профессиональной деятельности."
Участники знакомятся с книгами и записывают интересующую их литературу в свой формуляр.
Таким же образом участники знакомятся с книгами третьего и четвертого разделов. В третьем разделе представлены различные увлечения и хобби, а в четвертом рассматриваются правила выбора и пути получения профессии.
4. Ведущий предлагает еще раз внимательно ознакомиться с книгами, которые посвящены избранной профессии или типу профессиональной деятельности. В процессе окончательного выбора участники образуют команды по интересам.
Командам по интересам - "Человек-Техника", "Человек-Природа", "Человек-Человек", "Человек- Знаковая система", "Человек- Художественный образ" - предлагается придумать себе название, избрать капитана и на основе имеющихся и прочитанных ранее книг подготовиться к защите соответствующих типов профессий. Для этого дается примерный план защиты, оговаривается возможность его изменения (см. Материалы и оборудование).
5. Команды готовятся к защите, собирают материалы в течение 15-30 минут (в зависимости от уровня подготовленности). Ведущий наблюдает за работой участников и в случае необходимости рекомендует книгу или раздел с нужной информацией. Для того, чтобы игра не затягивалась, ведущий советует капитанам распределить вопросы между членами команды. При ответе на вопрос какие качества необходимы профессионалу, предлагается использовать карточку, где перечислены 25 качеств профессионала (см. Материалы и оборудование).
После этого участники анализируют собранный материал, распределяют роли, продумывают выступления. Очередность определяют жеребьевкой.
6. Наиболее сложный этап игры - защита и обсуждение различных типов профессий. Во время выступления команд ведущий старается максимально активизировать участников игры с помощью вопросов:
- Существуют ли профессии, не связанные с техникой?
- Чем привлекает вас природа?
- Можете ли вы провести день, не вступая в контакты с представителями профессий типа "Человек-Человек"?
- Почему кино является искусством?
- Что могут ЭВМ и что не могут?
- Нужно ли при выборе профессии учитывать физические особенности?
- Что такое запасной вариант при выборе профессии?
- Кого можно назвать хорошим специалистом?
- Можно ли проверить свою профпригодность к избранной профессии?
- С какими трудностями вы можете встретиться при выборе профессии?
7. В заключении ведущий и участники обсуждают соответствует ли название игры той ситуации, в которой они все оказались, отмечают удачные ответы команд, благодарят друг друга за участие.
Комментарии: При подготовке к игре библиотекарь школы может дополнить имеющийся примерный список литературы (см. Материалы и оборудование) по темам разделов и подготовить выставку книг. Целесообразно, чтобы участники игры "Лабиринт" заранее ознакомились с литературой, представленной на выставке.
Ведущему важно задать в игре правильный темп, учитывая разный уровень подготовки учащихся.
Для оформления разделов выставки книг могут быть использованы эмблемы-символы. Например: "Человек-Человек" можно обозначить изображениями людей, "Человек- Художественный образ" - палитрой красок и кистью, "Человек-Техника" - инструментами, "Человек- Знаковая система" -знаками, формулами, "Человек-Природа" -растениями, животными.
2.3.9. Игра "Новый город"
Цель игры: Познакомить учащихся с ведущими отраслями и основными профессиями города, со сложившейся социально-экономической ситуацией, потребностью в кадрах.
Условия проведения игры: Игра рассчитана на учащихся 9-11 классов. Количество участников 10-14 человек. Время проведения - 45 мин.
Материалы и оборудование: Комплекты карточек с баллами от 1 до 5 (по количеству членов жюри), профориентационная литература (см. Материалы и оборудование игры "Лабиринт", примерный список литературы по теме "От мечты к выбору профессии, раздел 2), таблица "Классификация профессий (см. лекция по профориентологии).
Этапы игры:
1.Ведущий говорит: "Представьте, что намечено возведение нового города, района. Это будет промышленный город (например: химиков, электронщиков, научный городок и пр.). Необходимо выбрать основные отрасли для этого города, чтобы он смог жить и развиваться. Вами предложения... "
2.Участники предлагают ведущие отрасли, которые необходимы новому городу. Если это город машиностроителей, то отраслями в машиностроении являются автомобилестроение, электротехника, станкостроение, приборостроение, а отраслями народного хозяйства являются наука, строительство, транспорт, связь, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, образование, здравоохранение. Затем участники делятся на равные по численности команды (по 2-3 человека) и распределяют между собой отрасли машиностроения и народного хозяйства. Задача каждой команды -обосновать важность, приоритет "своей" отрасли для города, значимость работников основных профессий и специальностей этой отрасли, ярко и четко описать особенности труда в ней. Время для подготовки - 10 минут.
3.Выступление команд определяется жеребьевкой и происходит по очереди. Время для выступления устанавливается в зависимости от количества рассматриваемых отраслей - 2-5 мин. Оценивает выступления команд жюри, состоящее из двух учащихся. Оценка ведется по 5 балльной системе с помощью карточек (см. Материалы и оборудование). Отдельно оценивается характеристика содержания и условий труда, привлекательных и непривлекательных черт профессии. Итоговую сумму подсчитывает один из членов жюри. После выступления команде дается 2-3 мин. для ответов на вопросы участников игры. Чтобы выступившая команда не потеряла интерес к игре, за лучшие вопросы жюри может присуждать дополнительные баллы.
4. Победившей считается команда, набравшая наибольшее количество баллов и сумевшая обосновать необходимость "своей" отрасли для нового города.
Комментарии: Данная игра может быть использована при изучении потребностей общества в кадрах.
На игру рекомендуется пригласить представителей ведущих отраслей города (предприятий, организаций), которые могут приготовить приз команде, представившей "их" отрасль, а также отметить ошибки, неточности играющих в характеристике профессии.
При подготовке участники могут воспользоваться профориентационной литературой.
Во время выступления ведущий может воспользоваться секундомером или песочными часами, что придаст игре остроту и динамичность. Участники команд во время выступления могут использовать таблицы, стихи, пословицы.
Если какие-то отрасли остались нераспределенными между командами, то можно провести еще такую же игру в другой раз, на которой будут рассмотрены эти отрасли. Можно предложить командам показать роль службы профориентации, службы занятости населения, юридических консультаций.
2.3.10. Игра "Спящий город"
Цель игры: Познакомить учащихся с ведущими отраслями и основными профессиями города, с особенностями престижных профессий.
Условия проведения игры: Игра рассчитана на учащихся 9-11 классов. Количество участников 10-14 человек. Время на проведение - 30-40 минут.
Материалы и оборудование: Доска, 5 листов бумаги, ручки, таблица "Классификация профессий" (см. лекция по профориентологии).
Этапы игры:
1. Ведущий сообщает участникам условия игры: "В некотором городе какая-то злая сила заколдовала всех жителей. Чтобы их разбудить, необходимо оживить жизнь в основных сферах производства, то есть предложить интересные и реалистичные программы, которые могли бы наладить деятельность в этих сферах. Предлагаются следующие сферы (выписываются на доске):
- управление городом;
- экономическая деятельность и пополнение городского бюджета;
- юридическая, правоохранительная сферы (порядок и спокойствие);
- психологическая сфера (благополучие жителей, помощь в решении важных жизненных вопросов);
- здравоохранение;
- сфера торговли;
- средства массовой информации;
- сфера культуры и туризма. "
Ведущий предлагает учащимся выбрать пять наиболее важных сфер, которые оживят город или предлагает им свои варианты.
2. Участники делятся на команды по интересам (в соответствии с выбранными сферами деятельности) и рассаживаются за отдельные столы. Если в какую-то рассматриваемую сферу не будет желающих, то ведущий заявляет, что жители этого города не проснутся и поэтому игра не может быть продолжена.
3. В каждой команде организуется небольшое обсуждение на 7-10 мин., в результате которого необходимо выписать на листочке 5 главных предложений (основных дел), позволяющих реально наладить данную сферу деятельности. Необходимо также выбрать 1-2 докладчиков, которые в течение 2-3 мин. должны будут кратко представить свою программу и ответить на вопросы.
4. Очередность выступления команд определяется жеребьевкой. Участники задают вопросы друг другу, вносят замечания.
5. Проекты команд обсуждаются. При этом следует обратить внимание на реалистичность предлагаемых программ и их связь с другими сферами.
В конце игры ведущий предлагает участникам определить удалось ли им предложить удачные (реалистичные) программы и оживить жизнь в городе.
2.4. Игры, моделирующие профессиональную деятельность и процесс выбора профессии
2.4.1. Игра "Люди. Кино. Профессии"
Цель игры: Научить участников соотносить требования профессии с индивидуально-психологическими особенностями человека, выявить готовность к профессии.
Условия проведения игры: Игра рассчитана на учащихся 7-11 классов. Количество участников 10-14 человек. Время проведения - 1-1,5 часа,
Материалы и оборудование: Доска, карточка-инструкция для "Кинорежиссеров" с перечнем требуемых качеств, карточка-инструкция для "Кинорежиссеров" с перечнем противопоказанных качеств, карточка с ситуациями для рабочих профессий, карточка с ситуациями для профессии экономиста, карточка с ситуациями для профессии учителя, таблица "Требования профессии к человеку" (см. лекция по профориентологии).
Карточка-инструкция для "Кинорежиссеров" с перечнем требуемых качеств
Ориентируясь на внешние признаки, выберите двух человек на роль "Артиста". Воспользуйтесь перечнем примерных качеств, определите пять наиболее важных:
- мечтательность;
- решительность;
- ловкость рук;
- умные глаза;
- добродушный вид;
- спокойствие, уравновешенность;
- развитая мускулатура;
- отличное здоровье;
- подвижность;
- приветливость, веселый нрав;
- строгий взгляд;
- задумчивость;
- вежливость, воспитанность, такт.
Если вы считаете, что существуют более важные качества, назовите их и используйте для определения критериев выбора.
Карточка-инструкция для "Кинорежиссеров" с перечнем противопоказанных качеств
Ориентируясь на внешние признаки, выберите двух человек на роль "Артиста". Воспользуйтесь при этом перечнем примерных противопоказанных качеств, определите пять наиболее важных противопоказаний:
- нежность, ранимость;
- упрямый вид;
- смешливость;
- экстравагантная прическа;
- говорливость;
- писклявый голос;
- хулиганский вид;
- тревожные, бегающие глаза;
- сонливый вид;
- хромота;
- косоглазие;
- оттопыренные уши;
- веснушки.
Если вы считаете, что есть более нежелательные качества, о которых надо сказать, назовите их и используйте для определения критериев отбора.