Инновационный процесс: понятие, инновационный цикл, кибернетическая модель инновационного процесса
Инновационный процесс – это творческий процесс создания и преобразования научных знаний в новую продукцию, признаваемую потребителями.
Наиболее простой моделью инновационного процесса является инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл состоящий из относительно самостоятельных стадий и этапов.
ФИ-›ПИ-›ПКР-›ОП-›П-›Р-›Э
Стадия «наука» включает:
- фундаментальные исследования (ФИ),
- прикладные исследования (ПИ),
- проектно-конструкторские работы (ПКР).
На стадии производства осуществляется выпуск продукции (услуг) на основе использования результатов предыдущих этапов инновационного цикла. Эта стадия включает:
- этап освоения производства продукции (ОП),
- производство продукции (П).
Потребление (использование новой продукции) происходит в сфере потребления. Здесь выделяются два этапа:
- реализация новой продукции (Р),
- эксплуатация новой продукции потребителем (Э).
Кибернетическая модель инновационного процессапредставляется в виде системы (круга), которая включает этапы инновационного цикла и взаимосвязи между ними.
Где, И – результат исследований; Р – разработка; О – опытное производство; П – производство; М – маркетинг; С – сбыт
Данная модель выражает непрерывность и автономность общественного процесса обработки информации. Здесь невозможно определить начало инновационного процесса или его окончание: вместе с образованием системы начинается непрерывная обработка информации, серия инноваций, безостановочное обновление. Формирование инновационного круга и объединение участников процесса в единую систему позволяют развернуть процесс создания на основе приобретенной технологии новой научно-технической продукции и обеспечить тем самым дальнейшее развитие на основе собственных разработок.
3. Наступательные инновационные стратегии организации (создание нового рынка, приобретение компаний, «разбойничья» и др.): содержание, особенности, примеры реализации.
Целью наступательной стратегии явл. обретение лидирующего положения на рынке. Она связана с ролью первопроходца и основана на собственных творческих возможностях. Необходимым и важным условием реализации этой стратегии становится внедрение инновации раньше конкурентов, технологический рывок и быстрая реакция на рыночные изменения за счет гибкой организационной структуры и имеющихся уникальных ресурсов.
Наступательная стратегия характеризуется высокими затратами на НИОКР, как правило, обеспечивает высокую норму прибыли, но обладает повышенным риском, который может быть следствием технических неудач или плохого выбора момента внедрения продукта.
Выделяется несколько инновационных стратегий наступательного характера:
- создание нового рынка – на основе новой идеи производится уникальный продукт, не имеющий аналогов (напр. телевизионные игровые приставки).
- приобретение компаний – на основе поглощения и слияния фирм образуется по существу новое предприятие и обеспечивается значительное расширение своего рынка.
- разбойничья стратегия - сущность которой заключается в том, что на основе новой технологии, где у компании есть свой опыт, выпускается на рынок новый продукт, который уменьшает общий размер рынка (напр. лампочка с большим сроком службы).
- стратегия сравнительных преимуществ - основана на реализации инноваций, осуществляемых в различных формах: изменении класса выпускаемых продуктов без изменения существенных свойств; модификации уже известных продуктов (напр. двухкамерный холодильник вместо однокамерного).
- лицензионная или имитационная стратегия – защищается собственный интеллектуальный продукт и промышленный образец или новая технология приобретается у других предприятий, например путем закупки лицензии. Это успешная стратегия, но здесь необходима высокая квалификация инженерно-технического персонала.
4. Стабилизационные инновационные стратегии (оборонительная, оппортунистическая, зависимая и др.): содержание, особенности, примеры реализации.
Стабилизационные стратегии используются фирмами, не претендующими на первенство вывода новшества на рынок, но стремящимися удержать лидирующие позиции. Как правило, заимствуются новшества признанных лидеров с внесением в продукцию некоторых изменений, т.е. создаются товары-аналоги. Затраты в данном случае на НИОКР и коммерциализацию нововведения ниже, чем у лидера и, характеризуются пониженным уровнем риска Это стратегия низкого инновационного риска.
Выделяется несколько инновационных стратегий, направленных на сохранение и упрочение своих позиций на рынке и в отрасли:
- оборонительная стратегия предполагает сознательное замедление с выходом нового продукта на рынок до тех пор, пока этого не сделает лидер. При этом фирма отказывается от возможного высокого уровня первоначального дохода в обмен на безопасность позднего выхода на рынок, что обеспечивается знанием результатов продажи продукта. Кроме того, снижаются затраты на разработку новшества, на маркетинг и рекламу.
- оппортунистическая стратегия. Предприятие занято поисками такого продукта, который не требует слишком больших затрат на исследования и разработки, но с которым оно в течение определенного времени сможет единолично присутствовать на рынке. Поиск и использование своих ниш предполагает глубокое знание рыночной ситуации, высокий уровень технико-технологического развития и адаптационные способности фирмы.
- зависимая стратегия ориентируется на разработки товара и технологии крупных родственных фирм, обладающих более высокой степенью эффективности производства. Ее целью является самосохранение на основе выполнения контрактных работ. Широко применяется при производстве деталей для заводов по сборке готовой продукции (например, автомобильными заводами Японии).
- традиционная стратегия, заключающаяся в совершенствовании качества производимых продуктов. Это стратегия ведущих японских фирм, которые ежедневно, и даже ежечасно, осуществляют мелкие улучшения во всем, касающемся производства.
- защитная стратегия – исследования и разработки ведутся без претензий на занятие ведущих позиций, и цель их заключается в том, чтобы не отстать от других в области технико-технологического развития и по возможности повысить технический уровень производства.