Управление сортировочной работой (слайд 2.20)
Управление сортировочной работой позволяет оптимизировать процесс за счёт решения двух задач:
- планирование формирования многогрупного поезда на вытяжке;
- выбор очерёдности расформирования составов на горке на основе имитации поездообразования (ВОРС).
Выбор очерёдности влечёт за собой изменение порядка «живой» очереди, за счёт которого можно ускорить завершение накопления вагонов на определённый состав, либо освобождение определённых путей парка прибытия или сортировочной горки.
В условиях рыночной экономики сортировочная станция должна как можно лучше исполнять заданные ей оптимальные оперативные планы отправления поездов. Маневровый диспетчер получает эти планы в составе задания диспетчера станционного. Плановые моменты отправления поездов распределены по трёхчасовому периоду, поэтому к наступлению моментов, запланированных на конец периода, ожидавшееся наличие ресурсов может измениться. И в этом случае целесообразен пересчёт плана на новой информации с целью приближения его к первоначально оптимальному плану. Из этого следует, что выбор варианта очерёдности необходимо осуществлять по критерию минимальных отклонений от заданного плана отправления поездов своего формирования по количеству порожних вагонов заданного типа и гружёных вагонов заданных номенклатур груза. Для вычисления отклонений необходимо строить станционный план отправления на основе планирования поездообразования по вариантам очерёдности роспуска.
Известно, что ряд двусторонних и все односторонние сортировочные станции имеют на каждой горке два пути надвига и оборудованы двумя горочными комплектами средств автоматизации роспуска составов. Это создаёт предпосылки для организациии двух параллельных операций роспуска. Для осуществления такого роспуска разборочные составы должны иметь такие разложения по назначениям, при которых бы маршруты скатывания вагонов «левого» и «правого» составов не пересекались. Необходимо в реальном времени определять наличие «левых» и «правых» составов и при фиксации наличия – планировать параллельный роспуск.
Наличие парных составов позволяет рассматривать варианты парности, на основе которых может быть установлена и очерёдность. Если число «левых» и «правых» составов не равно, то можно рассматривать и варианты с «лишними» составами. Поскольку не каждый состав по своему разложению может быть пригоден к параллельному роспуску, то такие составы следует рассматривать, как непарные. Для унификации параметров задачи будем называть текущий элемент очереди объектом роспуска. Тогда к объектам можно будет отнести пару составов, непарный состав и «лишний» состав. Чтобы выбрать текущий элемент очереди нужно сначала задаваться каким-то вариантом непарности, а для этого варианта каким-то вариантом парности.
При решении задачи необходимо находить вариант плана роспуска составов и вытекающий из него план накопления вагонов, при которых план отправления поездов своего формирования, отклонялся бы от заданного плана отправления минимально.
Задача выбора очерёдности расформирования составов на горке имеет большую историю, много авторов и много вариантов постановки. Рассматриваемая здесь постановка наиболее актуальна для современных условий, т.к. отличается от предыдущих следующим:
- встроенность процедуры решения в информационную технологию маневрового диспетчера;
- применение в качестве критерия оптимальности отправления иерархического критерия, в котором отражена приоритетность сетевых, дорожных и районных перевозок, а также показателей сменно-суточного плана работы станции;
- наличие возможности пересчета формируемых планов в любой момент времени;
- возможность совместного планирования до 4 последовательно и до 7 – параллельно распускаемых составов с приемлемым временем реакции;
В задаче используется множество эвристических правил, в частности получение эффекта от замыкающих групп вагонов.
Выходная информация:
- план приёма разборочных поездов;
- план роспуска составов с горки;
- прогноз накопления вагонов в сортировочном парке;
- план отправления поездов своего формирования;
- набор сортировочных листков.
Критерий оптимальности:
- при оптимизации отправления поездов - минимум суммарного отклонения станционного плана отправления поездов от заданных планов отправления сетевых, внутридорожных и внутрирайонных поездов с учётом текущих приоритетов видов перевозок. По каждому виду перевозок - минимум суммы отклонений по количеству гружёных вагонов заданной номенклатуры грузовипорожних вагонов заданных типов;
Ограничения:
- коды отправляемых грузов;
- типы отправляемых порожних вагонов;
- момент завершения роспуска;
- время реакции задачи.
Регулируемые параметры:
- варианты с одним «лишним» составом и множеством пар;
- варианты с многими «лишними» составами и одной парой;
- варианты с двумя «лишними» составами и двумя парами;
- варианты пар составов;
- варианты очерёдности роспуска пар, непарных и «лишних» составов.