Первый круг боев «Щит-меч» в тяжелой категории.
Ристалище огорожено полуметровыми колышками с привязанной веревочкой. После наступания на висящую веревку, зареченцу объявляется «Предупреждение за повреждение ристалища». Автора такой глубокой «варяжской» формулировки зовут Майкл.
Четвертьфинал «меч-меч» до 85 кг.
В конце дня судейство ставит М. Майорова на три боя подряд (без передышки) с разными отдохнувшими соперниками. Руководитель команды просит судейство дать бойцу минуту на отдых. На что ответственный представитель клуба «Варяг» ответил:
«Надо быстрей закругляться, поэтому пусть бьется, либо дисквалифицируем за неявку!»
(М. Майоров выиграл эти бои.)
Резюме
В процессе боев складывалось впечатление, что судьи считают удары «через раз». Причем такая формула действовала односторонне. «Своим» бойцам насчитывались даже те удары, которых не было. Другим же не считали и большую часть четко нанесенных ударов. Так, например, совершенно не считались мощнейшие «обратки» В. Кузнецова, которые были четко слышны даже при попадании по кольчуге. Такая же участь постигла и С. Шкурова, который неоднократно проводил чистейшие «сдвойки», но судьи усердно их не видели. Как не видели и многое другое, что не входило в их планы. Возникает вопрос: что это? Неумение увидеть явный удар? Или нежелание видеть ничего, что не благословлено «честным руководством»?
Подобные факты повторяются из года в год, становясь традицией руководства федерации и деятелей из клуба «Варяг». Их не волнует даже то, что такими «невысокими» делами они позорят своих же бойцов.
Представьте, каково становится участнику, победившему честно, когда он слышит справедливые упреки в непорядочности своих судей. Как обесценивается его победа, когда об этом говорят в каждой команде гостей, и он осознает их справедливость. Честная победа остается густо измазанной «закулисным дегтем».
Незадолго до этого прошел рыцарский турнир тяжеловесов, на котором наблюдались не менее грустные моменты. Турнир этот проходил на ВВЦ в рамках фестиваля каскадеров «Прометей-2000».
Полуфиналы.
Маршалом на ристалище назначен В. Кондратьев из зареченского «Щитня».
Главный судья турнира О.О. Калеткин подходит к Кондратьеву и предупреждает, что в этом бою должен победить боец справа. Его даже не смущает петличка выносного микрофона от камеры, прицепленная к вороту рубахи маршала.
(Видеоархив «Щитень», снято с 1-й камеры)
Финалы.
С.Новиков проигрывает 2 боя, М.Майоров проигрывает 1 бой. В результате мудреных подсчетов судейской комиссии во главе с О. Калеткиным, третье место занимает С.Новиков (вероятно в память о прошлогодних заслугах).
Подобная же ситуация судейства (по словам участников) повторилась и на фестивале каскадеров «Прометей-2001».
Награждение.
Турнир тяжеловесов в рамках «Прометей-2000» ВВЦ. Объявляется, что, как было обещано в приглашении, вечером после финалов состоится торжественное награждение победителей ценными призами и оплата дороги в одну сторону. Первое и второе место занимают зареченские «Щитни».
В ожидании вечера, команда победителей сидит в парковой зоне ВВЦ. Вынырнувший из кустов председатель московского ОИФ заявил, что про оплату билетов ничего не знает, а призы от ОК «Мастер» он принес с собой (1е место — Футболка с эмблемой «Мастера Панина», 2е место — Пачка табака «Москот» и бумажка для сигарет).
Через несколько дней тренер команды специально ездил в ОК «Мастер», чтобы взять хотя бы грамотки об участии бойцов в турнире.
(Считаю долгом отметить, что было выполнено обещание организации ночевки).
Пусть не сложится у читателя мнения о безнадежности положения! Это скорее исключение и временные явления, которые со временем сами себя изживут.
Радует и то, что в соревновательном аспекте фехтования уже невозможно навязать монополию на турниры. Порядочные люди, которых гораздо больше, имеют возможность войти в альтернативные проекты и участвовать в мероприятиях с честным судейством, благородными традициями и здоровой атмосферой.
Стоит описать и типичные «ошибки» организаторов, исключающие возможность предъявления участниками каких-либо претензий.
1. В высылаемом бланке приглашений отсутствуют четкие подробные правила или ссылки, на какой либо базовый свод правил.
2. В положении отсутствует четкая формулировка и гарантии условий приема (наличие или отсутствие размещения, оплаты дороги и питания).
3. Любую уточняющую информацию и обещания можно получить по телефону, что само собой не является никакой гарантией и, по факту приезда… никто ни за что не отвечает.
Несколько советов
1. Участвуйте лишь в тех мероприятиях, организаторам которых полностью доверяете (либо будьте морально и материально готовы к любым неожиданностям).
2. Не соглашайтесь на участие, если в чем-то сомневаетесь.
3. Требуйте письменных гарантий по интересующим вопросам, тем более, что получить или отправить факс сейчас не проблема.
4. В иных случаях заранее позаботьтесь о своем бюджете, чтобы по прибытии чувствовать себя независимо и иметь возможность отстаивать свои интересы.
Высокомерие и снобизм
К сожалению, не все люди выдерживают испытание медными трубами. Очень показателен пример одного из коллективов, первым достигшего успехов в самом начале развития движения, когда большинство клубов только брались за рукоять меча. Взапрыгнув на вершину пьедестала, этот коллектив так свыкся с лавровыми вениками, что решил не расставаться с ними любыми способами. Правда, держаться на пьедестале ценой кропотливой работы им показалось излишним. Гораздо проще завести «свое» судейство, которое и обеспечит абсолютное лидерство (по крайней мере, абсолютному чемпиону, получателю главного приза). Чем дальше, тем больше. Из года в год «победоносная» команда настолько пропиталась самолюбованием и картинностью собственного блеска, что не заметила, как эта картинность начала напоминать детские рисунки. Это касается в частности раскачивания на руках чемпиона (которого «вытягивают за уши» свои судьи) и высокомерной надменности «непобедимых дунканов-маклаудов».
Другим характерным примером может служить история с приглашением на «Зареченскую Сечь» такого абсолютного чемпиона. Когда ему предложили выступить на реальном независимом турнире лучших бойцов, он лениво спросил: «А какой будет главный приз?». Узнав же, что судьи будут тоже независимые, он не задумываясь дал отказ.