А господин кольт уравнял их шансы».
Ковбойская народная пословица
Сложно обсуждать эксклюзивность авторства идеи этой американской поговорки, однако вполне очевидно, что подобная идея — по сути и есть древняя концепция именно холодного оружия.
Сведен к минимуму абсолют силового и весового преимущества. На первое место выходит именно владение оружием, скорость действий и тактика. Попадание клинком само по себе достаточно разрушительно, поэтому нет необходимости прикладывать большую силу. Средний рубящий удар даже тупого клинка (в голову, ключицу, плечевой сустав или выступ подвздошной кости) как показывает практика, способен оглушить благодаря рассечению мягких тканей, сотрясению и болевому шоку. Даже если он не лишит противника способности действовать, то даст 0,5-1 секундную задержку вполне достаточную для нанесения завершающего удара большей силы.
Вероятно, именно владение тем или иным видом оружия – фактор уравнивания шансов независимо от силы роста и веса человека.
Естественно, что имеется в виду чистый эксперимент, то есть человек без доспеха.
При равном опыте, мастерстве и росте, преимущество в весе почти бесполезно, ибо вес может быть пособником лишь в силовой борьбе. Ежели же легкий соперник изберет тактику, исключающую толчки и захваты, то вес тяжелого останется незадействованным.
Лишь в одном случае есть реальная возможность использовать преимущества в весе: когда превосходство в весе обуславливается значительным превосходством «рабочей» мышечной массы. То есть вес мышц в отношении к массе тела, превосходит этот показатель соперника.
Наличие доспеха вносит свои закономерности боя, которые можно просчитать и нужно знать любому бойцу.
Легкий соперник должен быстро перемещаться, перемежая строгую защиту резкими контратаками. Главное не давать тяжелому прессинговать и проводить прицельные тяжелые удары. Неплохим подспорьем может быть техника «свили» и «подсадов» (уход с линии атаки и боковой толчок по промахнувшемуся противнику).
Не стоит злоупотреблять убеганиями в глухой защите. Рано или поздно, противник подготовит ловушку. Лучше уходить по кругу (влево и вправо) быстро и четко контратакуя.
Очень часто неопытные бойцы начинают поединок, самозабвенно набрасываясь на противника, будто бы задумав порвать, смять и растоптать его в первые же секунды боя. При этом их сумбурная атака напоминает атаку танка без водителя — масса железа летит вперед, сметая все на своем пути и не замечая, что на пути ничего нет. Чаще всего этим недугом страдают бойцы большой массы. В связи с этим вспоминается совет одного мастера начинающему поединщику:
…Ты весь в атаке, а должен быть весь в ударе…
В данном случае имеется в виду, что боец выкладывается на движении вперед, а должен бы выкладываться в нанесении ударов.
Тяжелый боец должен пытаться использовать массу тела разумно: наносить удары с максимальной точностью и силой. И ни в коем случае не надо пытаться бегать за соперником, если первые две атаки провалились из-за его подвижности. Подвижный соперник будет «на уходах» наносить результативные удары и разрывать дистанцию. Разумней начать спокойный «позиционный» технический бой, тогда преимущества каждого уровняются и …
Прессинг и толчки после глухой защиты
Иногда противник уходит в глухую защиту. Выглядит это как активные уходы от атаки в положении «домик». Обычно это происходит, когда противник не может вести активный бой и предпочитает набирать очки «постреливая из укрытия», либо неуверенный в своих силах пытается утомить нападающего длительными погонями. Пробить такого бегуна очень сложно, поэтому нужно иметь в арсенале несколько способов быстро и результативно закончить бой. Приведу пару самых простых.
Оба начинаются с серии отвлекающих ударов. Их цель лишь в том, чтобы прочно утвердить противника в состоянии глухой защиты. Соперник должен либо отступать, либо перемещаться в этом положении. В момент окончания комбинации быстрых ударов нужно сделать жесткий толчок щитом (сразу за ним добавка: удар и еще толчок). Скорее всего, первый толчок опрокинет противника или выведет его из равновесия и он вынужден будет открыться. Именно в этот момент сработает добавка.
Другой вариант предполагает завершить атакующую комбинацию ударом ребром своего щита в щит противника (точно так же с добавкой). Результат получается не менее интересный.
Наконец, если противник бегает слишком быстро, можно просто медленно наступать на него, экономя двигательный ресурс и готовя сдвоечную атаку. «Бегун» рано или поздно будет вынужден атаковать, в этот момент его должна встретить мощная «сдвойка».
Рост (длина конечностей)
Кто имеет больше преимуществ, долговязый или коренастый? При кажущейся очевидности решения этого вопроса есть несколько нюансов, которые следует принимать во внимание:
Как известно, длинные руки должны давать преимущества боя на длиной дистанции. Их обладатель должен приложить все силы, чтобы атаковать противника, не подпуская его в ближний бой. Боец же с короткими руками (меньшим ростом) вынужден стремиться в клинч.
Это, в принципе, логично и верно… для рукопашного боя. В фехтовании же не все так просто, ибо клинок в большинстве случаев способен корректировать разницу пропорций. Все чаще невысокие бойцы применяют длинные клинки (чтобы дотягиваться до высоких противников). Нередки и случаи предпочтения высокими бойцами относительно коротких клинков. Зареченская школа не акцентирует особого внимания на длине клинка, однако, стоит рассмотреть, что приобретает рука с коротким или длинным клинком.
Длинная рука, тем более с длинным клинком, теряет в скорости и маневренности. Причиной тому простые законы физики: вспомните закон рычага. Длинный клинок тяжел в управлении и, чтобы сделать быстрое движение, или разогнать его до надлежащей скорости нужно приложить больше усилий, особенно если баланс (центр тяжести) находится далеко от рукояти.
Те же законы верны и для короткой руки-меча. Они более подвижны и маневренны. Дистанционный же недостаток короткого меча сказывается лишь в случае предпочтения бойцом дальних ударов: «плевок» и «спуск», либо в номинации «меч-меч» при разводных правилах. Что в связи с этим предпринять практикующему бойцу? Существует несколько вариантов:
1. Иметь в арсенале несколько клинков и, ориентируясь на пропорции и вооружение соперника, выбирать соответствующий по размерам клинок.
2. Не «париться» и подобрать средний клинок, в соответствии со своей манерой и техникой.
3. Если вы работаете в двух номинациях, то целесообразно иметь средний клинок, для боев «щит-меч» и «меч-меч», а для турниров с разводными боями мечников, припасти удлиненный клинок с небольшим весом и улучшенным балансом.
Попытка просто «передолбить» противника за счет большого количества неприцельных мощных ударов редко приносит успех. Только короткие серии! Без эмоций и бесшабашной разгульности. Строго регламентированные, скупо отвешенные серии точных ударов.
Чем отличается в бою профессиональный воин? Лихой пальбой во все стороны? Доблестным «пёром» навстречу противнику? Нет! Прежде всего, тем, что не растрачивает попусту патроны и не рассеивает прицел длинными очередями. Этот же принцип целесообразной экономичности применим и в боевом историческом фехтовании.
«Бессмысленный и беспощадный» бой не может быть стезей достойного бойца. Победа должна предполагать смысл боя: выжить, то есть сохранить дальнейшую боеспособность.
Это не касается боя в состоянии берсерка, ибо такое действие называется подвигом и не предполагает мыслей о сохранении собственной жизни.
Увы, всем светлооким эльфам, куртуазным сэрам, фонам, и донам воспитанным на рыцарских романах и толкиеновских сказках! В воинском ремесле нет куртуазности и романтики. Нет загадочности и «таинства блестючего лезвия». Оставим лихость боя пустопорожним писателям приключенческих романов. Оставим легкость мастерства наивным читателям высосанного из пальца фентези.
Любая кажущаяся легкость — плод кропотливой вдумчивой и скучной работы. Монотонной «мужицкой пахоты», пахнущей пылью, потом и кислым железом.
Воинское ремесло — это нелегкий труд, жесткая самодисциплина и максимальная собранность, когда даже самый высокий результат, уже не приносит ожидаемой эйфории, потому, что, овладение клинком в достаточной мере меняет многие восприятия и оценки. Ощущая реальные возможности приобретенных навыков, воин утрачивает желание праздно демонстрировать свои достижения. Перестает ощущать восторг «умейки-знайки». Теряет необходимость доказывать и подтверждать на каждом углу свой титул мастера.
Ярчайший пример — зрелые бойцы частей спецназа, которым и в голову не придет лишний раз демонстрировать свои способности в будничной жизни. Любые чудеса воинского ремесла — нормальная, хорошо выполненная работа, как рисование для художника, или музицирование для музыканта.
Участие профессионала в турнирных боях обусловлено, скорее, желанием обменяться приобретенным опытом и проверить свои новые наработки в деле. В финале этого периода наступает момент, когда само фехтование кажется абсурдом. Меч иногда превращается в опостылевшую «шнягу», прикасаться к которой — тоска, а расстаться — предательство.
На этом состоянии благополучно заканчивается стадия начинающего бойца и, как сказали бы восточные сенсеи,… наступает пора постижения тропы война…
Необходимо упомянуть и о подрастающем поколении бойцов, которые еще находятся на пути к ристалищу или уже делают первые шаги в ратном ремесле. Радует то, что эти шаги весьма успешны и впечатляющи. Во многих клубах ведется работа с юниорами, которые очень быстро выходят на хороший бойцовский уровень. Это закономерно, так как новое поколение идет по уже проторенной дорожке, не теряя времени на поиски помещений, технической базы, способов реализации идей и приобретение первого опыта. На первых порах есть, кому им помочь, как с амуницией, так и с процессом быстрого освоения азов.
Первые турниры юниоров, прошедшие в Москве, Саратове, Заречном и других городах, продемонстрировали очень неплохой уровень начинающих. Немаловажной причиной тому является тот факт, что люди приходят в клубы с четко осознаваемой целью: научиться владеть историческим оружием. Видимо эта целеустремленность и присущий молодежи дух лидерства и есть стимулы, позволяющие достигать мастерства быстрее представителей «первой волны». Думается, что скоро всем предстоит увидеть впечатляющие результаты нынешнего роста интереса к боевому фехтованию.
ПРИЛОЖЕНИЯ