Засечный, обратка, наложение, накрут, захлест.

«Засечный справа» выполняется с проносом руки по ходу удара влево-вниз. Из нижнего положения наносится «обратка», тут же жесткое ударное «наложение» и акцентированная связка «накрут» «захлест».

СХЕМЫ НАБОРНЫЕ

Короткие комбинации.

Должны выполняться быстро наскоками с резким преремещением и разрывом дистанции. Оптимальный вариант ведения боя короткими комбинациями, должен выглядеть как длинная комбинация с маленькой паузой между блоками.

«Петля-затрещина»

Комбинация выделенная в отдельный прием, так как для мощного сокрушающего воздействия необходима точная и быстрая последовательность воздействий.

Плевок-подрез-накрут

Спуск-накрут-разрыв с засечным

Стенка-засечный слева-колун или захлест

Спуск-наложение-захлест

Обманный верхний замах, удар в бедро и быстрое наложение на двинувшийся вниз щит противника. После толчка или отжима вниз следует мощный акцентированный «захлест»

СХЕМЫ НАБОРНЫЕ

Акцент атаки

Атака может состоять из равноценных ударов, каждый из которых достаточно убедителен и впечатляющ для противника. Часто к ним добавляются отвлекающие удары меньшей силы либо акцентированные удары повышенной мощности «акценты». Это удар, в который вложена максимальная сила, позволяющая нанести противнику максимальный ущерб. Если средние удары способны ошеломить противника или вывести его из равновесия, то доминирующй по силе акцент может поставить своеобразную точку, после которой противник становится небоеспособным.

Не секрет, что существующие турнирные правила, обычно не допускают «серьезного» результата — качественное снаряжение страхует от повреждений, а судьи, во избежании травм, останавливают бой несколько раньше. Однако это не причина, чтобы пренебрегать отработкой «акцентов» на тренировке. Владение такими ударами — необходимый и весьма ценный резерв любого профессионального бойца. Даже если акцентированный удар не фатален, он все равно способен на несколько мгновений впечатлить противника — нарушить его активность и координированность.

Акцентированными могут быть большинство полноценных ударов. Единственный их минус — чуть меньшая скорость, что вполне может компенсироваться скоростными предварительными ударами.

Метод отработки акцентированных ударов достаточно прост. Боец выполняет серию из трех-пяти ударов, выделяя отдельные удары максимальной мощностью. Например, вся комбинация содержит 4 удара: «плевок»+«подрез»+«накрут» + «захлест». После равноценного выполнения всей серии два-три раза, выделяется один из средних ударов (подрез), и несколько раз комбинация выполняется с акцентом именно на подрезе. Через несколько повторов комбинация вновь проводится обычно, после чего акцент смещается на другой удар «накрут». Постепенно каждый из ударов отрабатывается в режиме акцента и может быть проведен в бою как доминирующий.

Суть методики в том, что комбинация обычно направлена на «раздергивание» защиты противника. Именно в момент, когда защита запаздывает или сбивается, должен проводиться «акцент» по открытому участку.

В зависимости от качества поединка (показательный, историческо-реконструкторский, боевой или спортивный) меняется смысл применения акцентов, и порядок акцентирования ударов. В показательных и реконструкторских турнирах полноценный «акцент» не актуален, это скорее фиксация финальной стадии красивого движения.

В боевых же схватках и спортивных поединках наоборот — акцентированный удар играет подчас решающую роль. Рассмотрим возможные схемы на примере все той же серии.

1. Акцентирован первый удар «плевок». Он выполнен в полную силу, в подходящей ситуации с максимальной точностью. Остальные три удара работают либо на прикрытие отхода, либо на закрепление преимущества: «подрез» и «накрут» не дают противнику расслабиться и заставляют выставлять какую-то защиту. За это время становится видно состояние противника (результат атаки). По этому результату атака либо завершается, либо выносится последний акцент «захлестом», либо начинается вторая атака (добивающая впечатленного противника).

2. Акцентирован второй удар «подрез». В этом случае плевок выполняется хлестко и быстро, чтобы лишь озадачить противника. Реакция противника адекватна и естественна — запоздалое поднятие щита. В этот момент «подрезом» акцентированно атакуется открывшаяся зона. Два финальных удара являются дымовой завесой для выхода из атаки, либо оценки результата и продолжения действий.

3. Акцентирован третий удар «накрут». Атака строится по той же схеме.

4. Четвертый удар «захлест» требует чуть большего внимания. Молниеносная пыль в глаза «плевок» и «подрез». После «накрута» необходима микрозадеержка, чтобы противник закончил отрабатывать защиту. Как только он отреагировал на третий удар, наносится мощнейший «захлест» с проносом руки вниз и «притаптыванием» (просад на ногах с понижением центра тяжести).

Сразу после этого, независимо от результата действий, следует быстро уйти с линии атаки, приправив отход «отмашкой» (ударом прикрытия).

Суть всех подобных построений очень проста: в любой стадии комбинации вы должны быть готовы и иметь навыки выполнения мощнейшего удара. Не известно, на каком из моментов серии противник будет открыт оптимально, но как только на маршруте вашей комбинации окажется открытое пространство, должен быть проведен массированный акцент.

Конец атаки

Есть еще один момент, который нельзя обойти, говоря о боевых аспектах. Имеется в виду особенности остановки боя (атаки). То, до какого момента боец ведет атаку, и в какой момент «объект атаки» перестает его интересовать.

«Спортивная» атака прекращается по команде судьи: при наборе очков, за явным преимуществом или по окончании времени (реже при получении ноккаута или травмы). При этом соперник чаще всего остается готовым к активным атакующим действиям. Поражение обычно условно, то есть находится в рамках оговоренных правил. Издержками этого являются случаи, когда боец самозабвенно молотит уже не сопротивляющегося противника в ожидании судейского сигнала.

«Фестивальная» атака заканчивается на усмотрение бойцов и маршалов, либо в так называемых травмоопасных ситуациях. Противник (за исключением редчайших случаев) полностью сохраняет атакующий потенциал. Главный минус такого подхода в том, что боец обычно не знаком с реальными боевыми навыками (такая цель обычно и не ставится).

«Боевая» атака заканчивается в момент нанесения противнику удара, после которого он гарантированно не сможет представлять опасности (некоторое время после удара или в обозримом будущем). Причем для этого не надо забивать беспомощного соперника на земле или в углу ристалища (ринга). Профессионал останавливается без команды извне, по собственному чувству «окончания боя».

Такой «навык своевременной остановки» особенно необходим в долгом бою, когда схватка идет не в рамках поединка, а в сече — в динамичном сражении с количеством противников больше одного. При этом нецелесообразна и опасна задержка (концентрация на одном объекте). Каждый противник составляет определенную «отдельную проблему», которая должна быть решена максимально быстро.

В бою нет судьи, который остановит схватку, как нет и джентльменских отношений, предполагающих произвольный выход из боя. Есть лишь необходимость быстро переключаться на следующую цель или на потенциально возможное появление следующей цели.

Взгляд

Никогда не смотрите туда, куда бьете. Тем более не отслеживайте, попали или нет туда, куда били. Это не должно вас волновать, так как гораздо насущней не получить самому и продолжить бой следующими ударами. Помните, что ваша задача не драться с противником, а наносить ему поражение, правильно и быстро применяя все свои умения. Это как точный ответ на экзамене, когда экзаменуемый должен отвечать максимально быстро, по сути, необходимое и достаточное.

Боец это носитель запаса защит и ударов. В нужный момент он должен вложить необходимую энергию в необходимое действие и тут же забыть о нем, так как в следующий момент от него требуется другое действие. В конце концов, если «урок выучен и рассказан без запинки», то боец получает удовлетворительную оценку в виде побежденного противника. Если же это не удалось, неудовлетворительная оценка будет вполне чувствительна.

Прием удара

Получив от противника удар, не акцентируйте на нем внимание. Не трогайте и не смотрите на пораженное место — вы не в кино, и партнер не даст вам отыграть драматичность ситуации. Методично и усердно продолжайте начатое! Если это слабый удар, то не стоит отвлекаться и терять драгоценные доли секунды. Если же удар фатальный, то независимо от вашего внимания вы не сможете продолжить схватку.

Посему, прежде всего — бой! Бейтесь до конца, не взирая на полученные удары. Каждое мгновение должно быть «отбито и провоевано» с полной отдачей и усердием (у берсерков — до последнего вздоха).

Лишь по окончании боя можно позволить себе роскошь, вспомнить о полученных ранах, ибо только живой сможет их зализать.

Сдвоечная манера ведения боя.

Атака на месте (в контрдвижении)

Основным принципом сдвоечного боя является атака противника в зоны, открывающиеся в момент нападения. Существуют определенные закономерности смещения щита в момент нанесения удара. Именно эти моменты и предназначаются для контратаки. Например, при засечном ударе, обычно открывается плечо, рука и часть головы.

Атака на отходе (отступлении)

Главная цель: качественная защита. Атаки противника четко парируются щитом и перемещением. В процессе боя атакуется только боевая рука и плечо противника. Это позволяет быть в относительной недосягаемости и наносить ощутимые результативные удары.

Атака с «зацепом» или «ребром».

Атака строится исходя из предсказуемых действий противника: подоплекой или защитой, противник провоцируется на удары в уключном (верхнем) уровне. В ответ, встречным движением, следует «сдвойка» или защита «домик» с последующим «ребро-зацеп» и ударом в голову

Тестировка усвоения навыков

Для обострения аллертности и проверки боевых рефлексов можно предложить два вида тренировочных боев «бездоспешный бой» и «условно бездоспешный бой».

Бездоспешный бой: меч заменяется пластиковой трубой 4-5см толщиной. Удар таким орудием не способен нанести серьезную травму (если не попадет по области глаз и мелким костям переносицы). Однако попадание по телу очень болезненно. Бой ведется до 1-2 реальных точных ударов, способных нанести поражение противнику (в случае применения боевого клинка). Защита в таком поединке крайне насущна, так как каждый удар абсолютно очевиден и ощутим в полной мере.

К примеру, вы парируете первый удар противника и успеваете ответить ударом в боевую руку. Ощущений в его ушибленной руке вполне хватит на долю секунды, за которую вы нанесете второй удар в голову, шею, ребра.

Если же ваша атака встретила защиту, то вам придется очень постараться, чтобы не получить фатальный ответ.

Условно бездоспешный бой является компенсацией применения в тренировках пластиковых легких снарядов. Бой происходит в доспехе и боевым клинком до 2 четких попаданий. Засчитываются мощные точные попадания, которые при отсутствии доспеха привели бы к однозначному результату.

К примеру, вы с максимальной дистанции задели бедро противника, но в следующий момент получили четкий удар в голову. Исход боя ясен.

Либо просчитав положение руки противника, вы осознанно сокращаете дистанцию, смягчая удар противника своим клинком, или подхватом его боевой руки под кисть. После этого ваш удар будет для него фатальным.

Вариантов множество, но каждый из них будет формировать совершенно четкое понимание реалий боя. Таким образом, при желании, можно не конфликтуя с законом, выяснить реальные боевые навыки фехтовальщика.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СЛОЖЕНИЯ (ВЕСА)

«Господь бог создал людей разными,

Наши рекомендации